Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

Священномученик Иосиф

Митрополит Астраханский

Священномученик Иосиф - Митрополит Астраханский

Первый митрополит Астраханский - Иосиф - является истинным молитвенником и заступником нашей родной земли….

 

«В XVII веке остро стояли вопросы о законной власти и общественном устройстве в крае. С появлением на Руси в 1604 году самозванца началась череда мятежей. В эти десятилетия на Волге, Дону и Тереке решался вопрос: быть или не быть единой России, а также о роли Русской Церкви в общественной жизни. И, благодарение Богу, к тому времени традиции духовной жизни и общественного согласия на южнорусских окраинах уже были заложены. За веру и Отечество стояли сильные личности, готовые вынести на своих плечах бремя противоречий и озлобления. Астраханские архиепископы Феодосии, Макарий, Рафаил, Пахомий и, конечно, наш великий заступник и собиратель Астраханской земли священномученик Иосиф, митрополит Астраханский, принявший смерть от разинцев в 1671 году приложили весь свой пастырский опыт и силу личного примера для приведения Астраханского края в согласие и спокойствие, к законным и справедливым порядкам. Признанием этих заслуг астраханского православия, свидетельством его значения для России стало придание с 1666 года Астрахани статуса митрополии - исключительного права, которым помимо нее пользовались в Русской Церкви только Великий Новгород и Казань».

Из выступления архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы

на торжествах в связи с 400-летием Астраханской Епархии

«Церковный Вестник» № 21 (250) октябрь 2002 года / Патриарх

 

Священномученик Иосиф, первый Митрополит Астраханский, родился в 1579 году в Астрахани в семье родителей Климента и Варвары, из служилых людей.

Скорби и страдания сопровождали его с юных лет до мученической кончины.

Мальчику было семь лет, когда, в городе разразилась смута, произведенная сторонниками самозванца Лжедмитрия I. Начальные люди Астрахани подверглись расправе, не пощадили мятежники и священнический сан, - самого владыку Феодосия, при котором Астраханская кафедра стала самостоятельной, с бесчестием отвели в Троицкий монастырь и посадили под стражу. Посягнуть на жизнь архипастыря мятежники не решились, однако же люди его подверглись жестокой расправе. Многих похватали, побросав вниз с раската, - верха высокой дозорной башни в кремле. Казнены были также несколько священников Успенского собора, попытавшихся заступиться за Феодосия. Толпа растерзала соборного протопопа Фому и иерея Кондрата, а протодьякон Никифор подвергся еще более страшной участи - его живьем сожгли на костре.

 В дом отца будущего митрополита астраханского, Климента, который служил при владыке и пользовался его особым расположением, ворвались казаки, один из которых ударил мальчика камнем по голове, отчего он страдал потом всю жизнь. Родителей, к счастью, в ту пору дома не было, но когда они вернулись - они нашли своего сына, маленького Иоанна - при смерти.

Подкупив стражу, его родители проникли к находящемуся под стражей владыке, тот, после долгой молитвы за ребенка, советовал им посвятить сына Богу, на что те с радостью согласились. Когда Иоанн немного пришел в себя, его отдали в обучение грамоте - к монахам Троицкого монастыря.

Однако, при жизни больше никогда не пересекались пути архиепископа Феодосия и Иоанна, которому предстояло в далеком будущем занять его место, - не решаясь содеять смерть владыки, восставшие насильно выдворили его из города, - закованного привезли в Москву к Лжедимитрию, которого святитель Феодосий обличал как самозванца.

Помня с младенчества этот урок, в будущем архипастырь Иосиф так же мужественно стоял за православную веру, государя и Отечество.

Ища спасения души, Иосиф поступил в местный Троицкий монастырь. Здесь он подвизался в молитве, посте и трудах сначала в звании простого монаха, а позже - в сане игумена и архимандрита -  уже на пятьдесят втором году жизни. Затем он уехал в 1656 году в Москву, где и был посвящен Патриархом Никоном в Архиепископа Астраханского.

Был он достойнейшим Архипастырем. О его добродетельной жизни и мудрой рассудительности знали не только в Астраханском крае, но и далеко за пределами его. Благочестивейший Царь Алексей Михайлович питал к нему особенное благоволение и вызывал его в Москву на Церковный Совет (в 1663-64 гг.). Патриархам восточным - Александрийскому Паисию и Антиохийскому Макарию, он показался "аки светлейшая звезда, всякое служение человеколюбия и странноприимства являя: в скорбях утешение, в бедствиях помощь, в местах малопроходимых наставление словом и делом; явствуяся доброслужен, рачитель теплый, и во всяких нужных делах творя велие попечение и прилежность". В 1667 г. Святитель Иосиф стал Митрополитом - первым митрополитом Астраханским.

11 мая 1672 года во время бунта Стеньки Разина Святитель Иосиф призывал народ не поддерживать восставших, понимая, что бунт все равно будет подавлен и тогда прольются реки крови. Он непрестанно молился о прекращении кровопролития и призывал верующих к покорности властям, оберегая свою паству от неминуемого государева гнева.

Когда разинцы штурмом взяли Астрахань, сам атаман вершил свой короткий суд. Он повелел казнить воеводу Прозоровского, которого раненного принесли к нему на ковре, - приказал бросить защитника города с Раската, с крепостных стен.

Восставшие, которым терять уже было нечего, помимо захваченных бояр, стрелецких сотников, - которые мужественно защищали город, будучи верными присяге, - устроили также суд и над священнослужителями, считая, что они-то и являлись главными вдохновителями сопротивления восстанию Разина. Не пощадили ни дьячков, ни митрополита.

 

 

Иосиф принял мученическую кончину в городе, в котором родился, и жители которого были благословляемы им  как возлюбленная паства, - в Астрахани. Это печальное событие было подробно описано очевидцами и свидетелями, священниками Астраханского собора Кириллом и Петром.

Когда казаки, взяв Астрахань, окружили собор, они потребовали, чтобы Святитель вышел к ним. Он же велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все духовенство, сам облачился, и в сопровождении духовенства вышел. Обвинив его в сношениях с Московским правительством и казаками, отложившимися от Разина, разбойники после долгих пыток сбросили СвятителРака Святителя Иосифа Астраханского в Успенском кафедральном соборе г. Астрахани.я Иосифа со ската крыши.

Священники подняли тело священномученика и, облачив в святительские одежды, положили в приготовленный гроб. На следующий день, после совершения панихиды, тело Святителя было перенесено в придел святых Афанасия и Кирилла в Астраханском соборе и в течение девяти дней оставалось не погребенным. Затем честные мощи были положены в гробницу, но погребение их произошло лишь через три года. И все это время мощи сохранялись нетленными. Уже с первого дня мученической кончины Святителя от его святых мощей произошло много чудотворений.

 

Рака Святителя Иосифа Астраханского в Успенском кафедральном соборе г. Астрахани.

Его Высокопреосвященство - Преосвященнейший Иона, Архиепископ Астраханский и Енотаевский

Окончить повествование о первом митрополите Астраханском хотелось бы словами из замечательной книги «С молитвой против смуты», подробно описывающей житие Иосифа Астраханского, автором которой является Его Высокопреосвященство - Преосвященнейший Иона, Архиепископ Астраханский и Енотаевский:

 «Погребение астраханского архиерея летом 1672 г. вылилось в небывалое торжество. Владыка Иосиф принял на себя главную тяжесть борьбы против бунта, и вот освобожденная Астрахань кланялась и приносила хвалу ему как настоящему победителю. Он лежал недвижим, но сама жизнь вокруг торжествовала победу и правду его. Погребение совершал преемник владыки Иосифа на Астраханской кафедре митрополит Парфений, рукоположенный в астраханского архиерея в последний день мая 1672 г. Честные останки священ новомученика были извлечены наверх и заново освидетельствованы, после чего стало известно, что тело его сохранилось совершенно нетленным, хотя уже более года прошло по кончине. Гроб поставили в Успенском соборе открытым, и множество астраханцев приходили прикладываться к нетленным мощам. Расслабленные у гроба начинали ходить, слепые прозревали, а из бесноватых выходили нечистые духи. Три дня простоял гроб в соборе, и три дня вереницей к нему шли жители города. Они искренне сокрушались, что так поздно прозрели и вовремя не услышали призыва своего архипастыря. Однако же они верили, что митрополит Иосиф не оставил их невидимым своим заступлением, и что именно по его молитвам Астрахань избежала нового кровопролития и многих жестоких казней.

В том же году по самоличному царскому распоряжению в Астрахани снесли башню-раскат, страшный памятник бунта. Символично, что место гибели священномученика Иосифа станет затем именоваться Лобным местом, как и Голгофа, на которой принял крестную смерть Христос.

Здесь будут оглашать указы властей и царские грамоты - всякий раз словно напоминая о том, что закон и спокойствие на Астраханской земле утверждены не одной земной властью, но, вместе с тем, трудами и кровью многих православных подвижников. В летописи святости, существующей в этом далеком краю еще от времен Хазарского царства и Золотой Орды, и после окажется записано еще много славных страниц. Однако, служение и жертва митрополита Иосифа стали исполнением и венцом христианского подвига, берущего на себя, особенно во времена исторических потрясений, самые неразрешимые и тяжелые бремена народной и государственной жизни».

(Полный текст книги можно прочитать на официальном сайте Астраханской и Енотаевской Епархии -  http://www.astrakhan-ortodox.astranet.ru/spod-iosif0.htm).

Книга, детально освещающая житие Астраханского Заступника, была высоко оценена Святейшим Патриархом всея Руси - Алексием II.

Канонизация Священномученика Иосифа Астраханского совершена на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в апреле 1918 года.

Особенно горячо способствовал этому архиепископ Астраханский и Царевский Митрофан (Краснопольский), который в августе 1916 года прибыл в Астрахань, а в августе 1917 года стал наиболее активным участником Поместного Собора в г. Москве и одним из наиболее ярких сторонников возрождения патриаршества. Именно этот горячий поборник православия добился в столь тяжелое смутное время канонизации святого заступника астраханской земли, - во время, когда умы были заняты земными делами. И именно он повторил тот же мученический путь, и был так же прославлен по смерти.

Прославление священномученика пришлось отложить на год в связи с событиями 1917 - 18 г.г., после чего архиепископ Митрофан настоял на торжествах.

Многотысячный крестный ход в день прославления священномученика Иосифа Астраханского 11 (24) мая 1919 года в Астрахани подвергся расстрелу, причем, виновником этого объявили опять же архиепископа. Это, как и многие другие надуманные обвинения, легло в основу обвинения архиепископа в контрреволюционной деятельности. Летом 1919 года архиепископ Митрофан был арестован по подозрению в белогвардейском заговоре, а уже 23 июня (6 июля) 1919 года он был расстрелян. В 2001 г. священномученик Митрофан был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

 

С именами священномучеников астраханских связаны многие легенды нашего края.

Так, согласно дошедшим до нашего времени легендам и слухам, один из разинских палачей, истязавших священномученика, под конец своей грешной жизни осознал, какой грех он совершил, подняв руку на священника, и быв участником казни невинного.

Летопись Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни, расположенной в Володарском районе Астраханской области - за паромом возле села Большой Могой, гласит, что в 70-х годах XVII столетия в дальнем скиту появился молчаливый, никому не известный человек. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ Чуркинского учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач прожил здесь многие годы в посте и молитве, скончался и погребен был монахами.

С разинцами связана также и легенда о  чудесном обретении иконы Смоленской Божьей Матери Чуркинским монастырем. Безбожники-разинцы, везущие из разбойничьих походов добычу, остановились в местности, впоследствии названной Разин-бугор (село Разино Володарского района Астраханской области), где решили разжечь костер на стоянке. В качестве топлива они использовали обобранную от драгоценностей святую икону без оклада. Однако богохульники были наказаны - разожженный ими же огонь ослепил и разогнал их, а икона Богородицы самостоятельно - против течения приплыла в чуркинскую пустынь, где и была обретена монастырской братией.

 

Будучи безвинно жестоко умерщвленным под пытками, владыко не находил покоя и после смерти. Как сказано выше, он и земле был придан по истечении длительного времени. Но и впоследствии мощи не раз тревожили. Вначале останки священномученика Иосифа покоились в крипте Успенского кафедрального собора (в подвале Музея, когда собор отобрали у церкви и устроили в нем экспозиции), причем, - в семидесятые годы вновь тревожили его покой при производстве околонаучных “археологических раскопок”.

В настоящее время благословенные мощи заступника и защитника астраханской земли находятся в нижнем храме Успенского кафедрального собора г. Астрахани, где многие верующие при обращении находят действенную помощь и утешение.

 

Каждое воскресенье в 17 00 часов в Успенском кафедральном соборе в Астраханском кремле проводится служба с акафистом Иосифу Астраханскому…..

 

Акафист священномученику Иосифу,

первому митрополиту Астраханскому и Терскому

Кондак 1

Избранный святителю и предивный угодниче Христов, Господа и люди своя всем сердцем возлюбивый, душу свою за овцы своя положивый, за мучители своя Господу моливыйся, священномучениче Иосифе, крепкое града Астрахани ограждение. Похвальная восписуем ти, к раце мощей твоих притекающе, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких бед нас свободи зовущих: Радуйся, священномучениче Иосифе, верный Астраханския земли страже.

Икос 1

Ангелов Творец и Господь во дни великих бед и напастей, обышедших отечество наше, восхотев людем страждущим утешение даровати, яви тя, святителю Иосифе, человеком наставника, от юности и до мученической смерти возлюбившаго божественное учение. Сего ради тебе, на небеси и на земли прославленному, вопием сице: Радуйся, яко Бога истиннаго Отца нашего из детска познавый; Радуйся, от юности путь мирскаго жития оставивый. Радуйся, чистоту сердца твоего до конца сохранивый; Радуйся, осмилетним от мятежных людей во главу ударенный. Радуйся, от удара того, даже до смерти, главою своею трясенный; Радуйся, рассуждения даром почтенный. Радуйся, образом жития твоего и нам путь к небеси показавый; Радуйся, всю жизнь свою Господеви предавый. Радуйся, коемуждо во благо усердно служивый. Радуйся, священномучениче Иосифе, верный Астраханския земли страже.

Кондак 2

Видя Благопромыслитель Господь души твоея доброту, направи твой помысл ко исканию единаго на потребу. Ты же, сего возжелав, еще от юности навыкл взывати Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Божественный имый, всю суету привременныя жизни презрел еси, святителю Иосифе; тем же оставив мир и вся яже в нем, измлада приял еси образ ангельский, всего себе отдав на служение Господу и ближним твоим, даже до смерти. Таковое убо изволение твое восхваляюще, глаголем ти сицевая: Радуйся, яко путь правый в Царствие Небесное обрел еси; Радуйся, яко сим путем невозвратно шел еси. Радуйся, мучение и смерть мужественно приявый; Радуйся, душу свою положивый за овцы своя. Радуйся, молитвенниче ко Господу наш непрестанный; Радуйся, волею своею от беззаконных в жертву принесенный. Радуйся, града Астрахани и отечества нашего святый покровителю; Радуйся, от творящих беззаконие и зло уклонивыйся. Радуйся, путь незлобия спасительнаго взыскавый; Радуйся, священномучениче Иосифе, верный Астраханския земли страже.

Кондак 3

Силою Божиею укрепляем, священномучениче Иосифе, вся послушания добре проходил еси во обители Троицкия и святительскаго сана достигнув, от беззаконных мучителей свержения со стены града претерпел еси, жизнь свою страданьми за правду увенчав, преселился еси в небесныя обители, идеже предстоя Престолу Святыя Троицы, поеши: Аллилуиа.

Икос 3

Имея помысл чист и душу непорочну, священства благодать достойно восприял еси, святителю Иосифе; темже во игумена обители избран е был и саном архимандрита почтен, ревностно подвизался о спасении Богом врученного тебе словеснаго стада. Сего ради вопием ти: Радуйся, яко вся послушания иноческая неленостно прошел еси; Радуйся, яко сим на высоту добродетелей возшел еси. Радуйся, иночествующих мудрый наставниче; Радуйся, всех благочестному житию научающий. Радуйся, отечество земное молитвами своими не оставляющий; Радуйся, и по смерти твоей всем, с верою к тебе притекающим , благодать источающий. Радуйся, и святыми мощами твоими с нами пребывающий; Радуйся, от святых мощей твоих исцеления подавающий. Радуйся, путь из тьмы греховной к невечернему свету освещающий; Радуйся, священномучениче Иосифе, верный Астраханския земли страже.

Кондак 4

Бури злословия и людскаго мятежа не убоялся еси, святителю Иосифе, егда укры в доме своем люди беззащитныя, увещая бо беззаконных престати от зла, не проливати крови, но в покаянии обратитися ко Господу, взывая Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша и видя премногую твою добродетель, блаженный Никон патриарх святителя тя нарече и паству Астраханскую смотрению твоему вручи. Мы же, о сем веселящеся, глаголем ти сицевая: Радуйся, вся степени иноческаго звания с честию и славою прошедый; Радуйся, на престоле святительстем достойно возседый. Радуйся, страже Церкви Христовы неустрашимый; Радуйся, делателю винограда Христова неутомимый. Радуйся, о невежествиих людских печальниче; Радуйся, благовременне и безвременне паству твою поучавый. Радуйся, овцы заблудшия ко Христу призвавый; Радуйся, люди во тьме сидящия светом Христовым озаривый. Радуйся, сим от погибели их сохранивый; Радуйся, священномучениче Иосифе, верный Астраханския земли страже.

Кондак 5

Бурями житейскими искушаем, не убоялся еси, святителю, стати противу беззаконных, чашу бо страданий за правду испив, со стены града низвержен был еси и, кровию своею землю обагрив, непрестанно взывал Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя нестроения во граде Астрахани и скорбию о сем объят, покоя не познал еси, святителю Иосифе, Господь же даде знамение с небеси о мученической кончине твоей, еяже не убоявся, священномученик был еси, и с благочестием к тебе прибегающим помощник в бедах и болезнех явился еси, вопиющим с любовию тебе таковая: Радуйся, непрестанными молитвами сердце твое освятивый; Радуйся, очеса твоя к небу всегда, возводивый. Радуйся, славу небесную паче всего возлюбивый; Радуйся, во единем Бозе сладость жития полагати всегда вразумляяй. Радуйся, добрый воине Христов и проповедниче спасения; Радуйся, сердца наша в единомыслии и любве ко отечеству нашему направляяй. Радуйся, устами твоими премудрость глаголивый; Радуйся, светильниче Церкви Христовы, во тьме века сего возсиявый. Радуйся, люди добродетели всегда научаяй; Радуйся, священномучениче Иосифе, верный Астраханския земли страже.

Кондак 6

Проповедник смирения и ревнитель благочестия словом и житием твоим был еси, святителю Иосифе, возлюбив бо Христа, не устрашился еси мучений и, хулы прияв за мирныя люди, яже в доме твоем укры, воспел еси Господеви песнь победную: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси во стране Астраханстей и Терстей светом Христова учения и ревностию твоею о славе Божией, святителю богоблаженне, ты бо красоту Господню возлюбив, о устроении храмов святых и благочинии церковнем всеусердно прилежал еси. Сего ради вопием ти сице: Радуйся, славы Христовы ревнителю; Радуйся, храмов святых строителю. Радуйся, благочиния церковнаго строгий охранителю; Радуйся, тобою бо церковь Астраханская благоукрасися. Радуйся, яко в ней вера Христова утвердися; Радуйся, града Астрахани славо и украшение. Радуйся, всем нам защита и ограждение; Радуйся, Господа и люди своя до конца возлюбивый. Радуйся, душу за други своя положивый; Радуйся, священномучениче Иосифе, верный Астраханския земли страже.

Кондак 7

Хотя на путь правый покаянием люди наставити, возстающим на тя дерзновенно глаголал еси: “Престаните убо от зол ваших и милость и прощение обрящите”, - они же глуси быша словеси твоему, распыхахуся на тя и Мирона Богобоязненна, глаголюща им о святости сана твоего, умертвиша, ты же, святе Иосифе, все упование на Бога возлагая, воспевал: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя молитвенника и чудотворца предивна яви Господь стране Российстей и граду Астрахани, святителю Иосифе убиенне. Взем бо меч духовный - слово Божие, беззаконныя от Божественнаго писания увещал еси правый путь покаяния обрести в истинном от грехов отвращении. Сего ради усердно зовем ти: Радуйся, рабе Господень верный; Радуйся, угодниче Его нелицемерный. Радуйся, на камени заповедей Господних утвержденный; Радуйся, беззаконными на муки огнем вещественным осужденный. Радуйся, руками беззаконных заушенный; Радуйся, связанный по рукама и ногама, на огни опаленный. Радуйся, от злых людей убиенный; Радуйся, душею на небо восхищенный. Радуйся, об отечестве нашем печальниче нелицемерный; Радуйся, священномучениче Иосифе, верный Астраханский земли страже.

Кондак 8

Странно бе видети страже нощней небо отверсто и огнь, на град ниспадающий. Ты же, святе Иосифе, слыша о сем, горько плакася в келии своей глаголя: “Излияся с небеси фиал гнева Божия”. Таковаго гнева избави нас, Господи, молитвами священномученика Иосифа, Богу воспевающих: Аллилуиа.

Икос 8

Весь исполнь любве Христовы, душу твою за овцы твоя положити готов был еси, священномучениче, не иский своя, подвигом добрым подвизался еси, блаженне, обидимых защищая, печальных утешая, невинно убиенных благословляя, продерзных и злых с кротостию обличая и вразумляя. Ныне же светло радуешися, идеже правда и мир, и радость о Господе нашем. Сего ради чтим святую память твою и усердно вопием ти: Радуйся, святителю благосердный, о спасении многих поревновавый; Радуйся, не своих си, но ближняго искавый. Радуйся, страже неусыпный, от волков хищных овцы твоя охранявый; Радуйся, сирых защитниче и обидимых предстателю. Радуйся, яко и ныне во всяких нуждах скоро нам помогаеши; Радуйся, заступниче наш неусыпный. Радуйся, и к раце мощей твоих с верою притекающих милостивно утешаеши; Радуйся, яко в райских обителех ныне пребываеши. Радуйся, града Астрахани святый покровителю; Радуйся, священномучениче Иосифе, верный Астраханския земли страже.

Кондак 9

Вся помыслы к Богу возводил еси, святителю Иосифе, егда огнем бо жегом был еси и на смерть ведомый, очи твоя горе имел еси, моляся, яко первомученик Христов Стефан: “Господи, не помяни им греха сего”. Мы же, воспоминающе сия, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не может по достоянию восхвалити тя, вечныя славы достойнаго, священномучениче Иосифе; в ризах бо святительских вшел еси в нечестивых соборище и дерзновенно, яко пророк Божий, глаголал еси: “Почто звасте мене? Оставите упорство ваше и злобу!” Они же, яко звери дивии, жаждуще крови твоея, скрежетаху на тя зубы своими, предати смерти хотя. Мы же в похвалу тебе сице глаголем: Радуйся, священномучениче, яко в тебе вселися сила Христова; Радуйся, яко и власяница твоя честная, на недужныя полагаемая, дарует им исцеление. Радуйся, яко и гроб твой святый с верою приходящим явися неоскудной врачебницей; Радуйся, силою Христовою чудеса содевающий. Радуйся, милостию Божиею немым уста отверзающий; Радуйся, в сонии и видении помощь твою являющий. Радуйся, расслабленным даровавый укрепление; Радуйся, бесноватых от насилия диавольскаго освобождение. Радуйся, врачу безмездный, туне врачевание всем подающий; Радуйся, священномучениче Иосифе, верный Астраханския земли страже.

Кондак 10

Спасение вечное унаследовал еси, святителю Иосифе, яко звезда пресветлая, возсиял еси во граде Астрахани, идеже родился еси, и за верность Богу мученическую смерть приял еси. Мы же, чтуще страдания твоя, зовем ти: “Святителю Иосифе убиенне, моли Христа Бога, да избавит нас вечныя муки, вопиющих Ему: Аллилуиа”.

Икос 10

Царя Небеснаго, Господа Иисуса, кротости подражая, добрыми делы зло побеждал еси, богоблаженне Иосифе. Сам бо ризы своя совлекл еси пред беззаконными и, во власянице (суконной одежде) пред ними представ, на мучения веден был еси. Таковое незлобие твое зряще, сице тебе вопием: Радуйся, священномучениче, огнем на земли опаленный, пламени вечнаго избавленный; Радуйся, ум и сердце твое посреде огненнаго мучения ко Господу устремивший. Радуйся, подобно отроком Вавилонским, во огни палимый, взывал еси: “Боже, благословен еси”; Радуйся, со онеми отроки и всеми святыми ликовствуеши ныне во Царствии Небеснем. Радуйся, кроткому Иисусу поревновавый; Радуйся, Того благодатию незлобие стяжавый. Радуйся, землю бо кротких наследовавый; Радуйся, смирения ради Самим Господом возвеличенный. Радуйся, незлобию и любви нас научающий; Радуйся, священномучениче Иосифе, верный Астраханския земли страже.

Кондак 11

Пение немолчное совершая у святей раце мощей твоих, святителю Иосифе, покаяния молитвы за безумие отцов наших приносим, слезно глаголя: “Господи, даруй им прощение молитвами священномученика Твоего”, да всегда прославляюще милосердие Божие, поют: Аллилуиа.

Икос 11

Свет невещественный видеша люди на месте, идеже от падения со стены града смерть от беззаконных приял еси, святителю Иосифе, просвети убо молитвами твоими и нас, в пучине греха погибающих, да благодарно вопием ти: Радуйся, веру, надежду и любовь даже до конца сохранивый; Радуйся, светильниче многосветлый, светом истиннаго богопознания нас озаривый. Радуйся, луче солнца правды, теплотою Божественныя любве души наша согревающий; Радуйся, бисере честный, сиянием небесныя славы сердца наша увеселивый. Радуйся, каменю драгий, страну поволжскую украсивый; Радуйся, бездну милосердия Божия нам призывающий. Радуйся, священномучениче, люди земли поволжстей не забывающий; Радуйся, в молитвах с нами всегда пребывающий. Радуйся, за Господа распятаго опаленный, изъязвленный и убиенный; Радуйся, священномучениче Иосифе, верный Астраханския земли страже.

Кондак 12

Благодатию от Бога почтенный болящия исцеляти и демонов прогоняти священномучениче Иосифе, тем же и нас, добродетели лишенных и молитвы не стяжавших, паче же фарисея возносящихся, твоею молитвою исцели, да в сокрушении поживши, купно с тобою Господеви воспоем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое богоугодное житие, святителю Иосифе, и на небеси от Бога прославленное, величаем бесчисленныя чудеса и исцеления, у гроба твоего бывшая, и на неусыпныя молитвы твоя уповающе взываем ти сице: Радуйся, посреде крамолы, волнений и бедствий все земное житие твое проведший; Радуйся, житие сие благочестне скончавый. Радуйся, от Царя Небеснаго венец славы приемый; Радуйся, не оставивый паствы своей во времена напасти. Радуйся, многая лишения правды ради претерпевый; Радуйся, сердце твое сосуд благодати соделавый. Радуйся, по убиении гробом твоим три лета во храме стоявший; Радуйся, гробом сим покаяние людей принимавший. Радуйся, града Астрахани и Церкви святей похвало; Радуйся, священномучениче Иосифе, верный Астраханския земли страже.

Кондак 13

О преславный угодниче Божий, священномучениче Иосифе! Приими сие от любве нашея приносимое тебе благохваление и твоим благоприятным ходатайством избави нас от всяких бед и зол. Умоли Господа Бога оставление прегрешений нам даровати, да сподобимся купно с тобою во веки пети: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

 

Молитва священномученику Иосифу,

первому митрополиту Астраханскому и Терскому

О священная главо, преславный чудотворче, первопастырю святыя Астраханския церкви, святителю отче Иосифе! К тебе припадаем и молимся мы, смиреннии и грешнии, и яко отца чадолюбиваго просим: всели в сердца наша любовь, еюже к Богу и ближним твоим при жизни земней преисполнен был еси, яко и душу твою положил еси, мученически пострадав. Научи нас, отче, подражати тебе верно, Бога и ближних наших любити искренне и заповеди Господни совершати непогрешительно, да будем и мы с тобою чада Божия, не по имени токмо, но и самим делом и всем житием нашим. Призри благоутробно на всякую душу христианскую, милости и помощи от тебе ищущую. Буди всем нам в болезнех целитель, в скорбех утешитель, в печалех избавитель, бедах помощник, в час смертный покровитель, да помощию молитв твоих святых сподобимся и мы грешнии спасение вечное получити и Царство Небесное унаследовати. Ей, святителю Христов, не посрами упования нашего, еже по Бозе и Пресвятей Богородице на тя крепко возлагаем, но яви нам многомощное заступление, да хвалим, славим и величаем человеколюбие дивнаго во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

 

Тропарь священномученику Иосифу Астраханскому, митрополиту

Тропарь, глас 6

Подвигом добрым подвизався, жизнь твою страданиями за правду увенчав, преселился еси в Небесныя обители, идеже предстоя Престолу Святыя Троицы, моли, святителю Иосифе, граду Астрахани и отечеству нашему в мире спастися.

 

* * *

«24/11 мая - особый день для всех Православных христиан Астраханской епархии. Ведь в этот день у нас двойной праздник - день памяти Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия и день памяти Небесного покровителя нашего города Священномученика Иосифа, первого Митрополита Астраханского и Терского.

Этот день вот уже десять лет подряд венчается двумя крестными ходами: молитвенным шествием со святыми мощами Священномученика Иосифа, обносимыми вокруг Успенского собора, и крестным ходом от собора к поклонному кресту святых Кирилла и Мефодия, установленному по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1994 г. в центре нашего города.

В этот день мы могли наблюдать величественное духовное зрелище. В крестном ходе принимали участие не только духовенство во главе с Высокопреосвященнейшим Архиепископом Ионой, Православные верующие г. Астрахани, но и многие официальные лица нашей области. Это еще раз подтверждает особую значимость этого дня для всех нас.
Пожалуй, сейчас наш город остается одним из самых мирных и спокойных городов Юга России. Вряд ли какой-нибудь город может похвастать таким разнообразием национальностей, проживающих на его территории, а их мирное сосуществование в нашей области еще раз подтверждает, что по милости Божьей и по молитвам Священномученика Иосифа наш город в который уже раз ограждается от всякого зла.

И даст Бог, и на следующий год на тихих улочках нашего города торжественно и радостно споют: "Величаем..."

Раб Божий Роман,

г. Астрахань».

 

Использованы материалы сайтов:

«Благовест» Православная газета

http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=35&article=6851

 

Святой священномученик Иосиф, митрополит Астраханский и Терский <http://www.eparhia-saratov.ru/txts/eparhy/saints/saints/0511_iosif.html>

С молитвой против смуты. Святитель Иосиф Астраханский в судьбах России.

http://www.astrakhan-ortodox.astranet.ru/spod-iosif0.htm

Официальный сайт Астраханской и Енотаевской Епархии

 

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1040.htm

 

КАНОНИЗАЦИЯ И ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ

Протоирей Владислав Цыпин

http://www.klikovo.ru/db/book/msg/4203

 

Церковный вестник / Архив газеты / Патриарх <http://www.tserkov.info/numbers/patriarch/?ID=158&forprint>

 

Тропарь и молитва

http://www.kazan.eparhia.ru/bogoslugenie/akafisti/svenomuki/iosifastkiy/

Казанская Епархия РПЦ, 2001-2005.
 

 

верх

Православие.Ru 

[Астраханские святые] [СВЯТЫЕ] [ПОДВИЖНИКИ]

 

 

 

Hosted by uCoz