Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородица svyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

Троицкий собор и монастырь г. АстраханиИстория Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирилла, повелевает ему устроить в городе “Николы Чудотворца монастырь общий” (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 15),  т. е. общежительный (Общежительными назывались монастыри, в которых по уставу монахи не имели своего имущества и имели полное содержание от обители).

К 1573 году игуменом Кириллом были выстроены: храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трёх саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня” (Астраханский Троицкий собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 3).

 Все постройки были деревянные. Были они обнесены дощатою оградою высотою в две сажени. Ко времени кончины игумена Кирилла в 1576 году им было выстроено в монастыре ещё два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы, освящённого 25 июля 1576 года (Астраханский сборник: Вып. 1. -Астрахань, 1896. -С. 44). Троицкий собор и монастырь г. Астрахани

Присланный в Астрахань в 90-х годах XVI века новый игумен Феодосии (будущий первый епископ Астраханский), ревностно занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящён был новый каменный Троицкий собор (Астраханский Троицкий собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 4. - С. 56). Чуть позже к нему был пристроен придел в честь Святых Страстотерпцев князей Бориса и Глеба.

Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом Святителя Николая Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Астраханский Троицкий собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 4. - С. 57). В 1606 году уже при новом игумене Ионе начато было строительство каменной Введенской церкви с трапезными палатами в одной связи, а под нею хлебнёю и тёплым погребом (Астраханский сборник: Вып. 1.-Астрахань, 1896. - С. 45).

Всё это сооружение примыкало к Троицкому собору с западной стороны и в основных чертах уже начинало походить на дошедший до наших времён комплекс зданий монастыря. Но завершение строительства Введенской церкви с трапезой замедлилось в связи с событиями Смутного времени 1606 -1614 годов, и только в 1620 году эта церковь была освящена. В 1619 году при игумене Рафаиле было начато строительство каменных святых врат обители с церковью Входа Господня в Иерусалим над ними. Через год постройка была завершена (Астраханский Троицкий собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 4. - С. 57).

В 1623 году на Пасхальной неделе в субботу в Троицком монастыре произошёл сильный пожар. Выгорели почти все здания обители. В храмах каменных: соборном Живоначальной Троицы, вместе с приделом Святых князей Бориса и Глеба, и в Никольском под колокольнею - погорели все верхи, кровли и связи. Деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с Введенским приделом и трапезою полностью сгорели. Уничтожены были огнём все иконы в храмах и богослужебные книги: на колокольне у четырёх колоколов уши отломились, а остальные монастырские постройки, как-то: амбары, погреба, сушилы и все монастырские службы - сгорели дотла, так же как и почти все келий для братии. Выгорели и находящиеся за пределами обители монастырский конюшенный двор и братские келий в монастырском огороде. Из всех зданий в монастыре уцелели от огня только храм Входа Господня в Иерусалим и пять братских келий (Рукописный сборник копий жалованных царских грамот Астраханскому Троицкому монааырю XVII - XVIII вв. - АГОИАМЗ (Астраханский краеведческий музей). - Ш 41422/5. - Л. 388).

 Троицкий собор и монастырь г. АстраханиБлагодаря стараниям игумена Рафаила монастырь был восстановлен.

Отремонтирован был Троицкий собор, который в то время был соединён в одну связь с Введенским храмом и трапезною палатою. Введенский храм перестроен и разделён на две части: под одной крышей оказались две церкви - Введенская и в честь Сретения Господня.

В таком виде комплекс из Введенского и Сретенского храмов, трапезной палаты и служб под ними дошёл до наших дней.

Из всех монастырских храмов в результате пожара утрачен был только деревянный храм в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня, который больше не восстанавливался. Число монастырских служб на территории обители тоже сократилось.

Это было связано с тем, что астраханский воевода князь стольник Сергей Прозоровский не разрешил игумену Рафаилу восстанавливать монастырскую больницу на прежнем месте из-за угрозы находящейся рядом пороховой казны (то есть склада оружия и пороха вблизи Пыточной башни). Игумен вынужден был выстроить здания для больных и престарелых монахов за городом на территории монастырского огорода (Астраханский Троицкий собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 4. - С. 59), где был воздвигнут также храм в честь Сретения Господня и основана монастырская слободка для работников обители (Сретенский или Долбилов приписной монастырь находился к юго-востоку от современного Лебединого озера).

До конца XVII века каких-либо значительных перестроек в Троицком монастыре не было известно, разве что каменная соборная колокольня с Никольской церковью под ней за ветхостью были разобраны, а при Троицком соборе, над его притвором, возведены были две небольшие каменные колокольни (Ключаревская летопись. - Астрахань, 1887. - С. 38). К концу XVII века Троицкий собор сильно обветшал, почему игуменом Рувимом, по благословению митрополита Савватия, в 1696 году он и был разобран, а вскоре началось строительство нового собора с колокольнею. Храм строился значительно больше первого, без притвора, с ложными обходными галереями, причём центральный вход в храм был с востока, со стороны алтаря. К колокольне с севера примыкала широкая лестница, выводившая на галерею. Из храма легко можно было попасть в трапезную палату как через Введенский храм, так и через переходные галереи. Весь комплекс строений, как прежде построенных, так и новых, объединённых стараниями архимандрита Рувима в одно целое, впечатляет даже сейчас в отсутствие других монастырских зданий. 27 июля 1700 года новый Троицкий собор вместе с колокольнею был освящён митрополитом Сампсоном (Астраханский Троицкий собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1880. - № 4. - С. 63 – 64).Троицкий собор и монастырь г. Астрахани

Это время было периодом наибольшего расцвета монастыря. Обитель занимала весь северо-восточный угол кремля, начиная от Никольских ворот к югу за Кирилловскую часовню, а к востоку до Пречистенской колокольни. Кроме храмов и братских келий, на территории обители находилось до 50-ти палаток, выходов и ледников, не считая других хозяйственных построек (ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 3 (“Историческое описание Астраханского Кафедрального Успенского собора и других церквей, находящихся в кремле”).- Л. 47).

Но всё это благополучие стало приходить к концу уже в год освящения Троицкого собора.

В 1700 году 24 октября по царскому указу Троицкий монастырь со всеми своими строениями, заводами, с учугами и со всеми угодьями был приписан к Троице-Сергиевой Лавре (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 92).

Архимандрит Рувим с братией были переведены в Вознесенский монастырь, что в Земляном городе. Троицкий монастырский собор со всею утварью был передан в епархиальное ведомство, а в самой обители была оставлена лишь незначительная часть братии, которой, конечно, трудно было уследить за всем монастырским хозяйством, приходящим постепенно в упадок. Сретенский Долбилов монастырь, бывший подворьем Троицкой обители, в 1716 году был обращён в приходскую церковь, а в 1721 году по Высочайшему повелению совершенно уничтожен, и на его месте построено здание адмиралтейства (Астраханский Троицкий собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 5. - С. 72).

За это время, как Троицкий монастырь находился в ведении Троице-Сергиевой Лавры, к Троицкому собору был пристроен каменный придельный храм в честь Преподобного Сергия Радонежского, освящённый 25 сентября 1748 года (ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 3 (“Историческое описание Астраханского Кафедрального Успенского собора и других церквей, находящихся в кремле”). - Л. 54). Каменной колокольни в то время в монастыре уже не было, почему к этому придельному храму была пристроена деревянная колокольня.

В 1764 году Троицкий монастырь был снова передан в епархиальное управление, но астраханский губернатор Бекетов сумел убедить императрицу Екатерину II отдать все монастырские строения в ведомство губернатора для использования их местной гарнизонной школой (Астраханский Троицкий собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 5. - С. 73).Троицкий собор и монастырь г. Астрахани

Губернатор Бекетов в передаче монастыря в его ведомство имел определённые корыстные побуждения, так как за обителью ещё сохранялись некоторые угодья, сады, амбары и лавки. Всё это губернатор постарался использовать в своих личных целях. Для монастыря наступали самые тяжёлые времена полного разрушения, чуть было не приведшие к полной его гибели.

Гарнизонная школа располагалась в обители с 1765 по 1785 год, кроме того, здесь же располагались одновременно с нею банковская контора, типография и госпиталь (Астраханский Троицкий собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 5. - С. 74).

После упразднения в Астрахани в 1785 году гарнизонной школы все монастырские строения были переданы в распоряжение Астраханского Приказа Общественного Призрения. Это заведение, не имея большой необходимости в многочисленных монастырских строениях, находившихся на территории обители, в 1788 году почти все их отдало на слом с использованием кирпича на строительство, учреждённое в том же году в городе Главного Народного Училища (Астраханский Троицкий собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1880. - № 6. - С. 87).

После этого в монастыре остались лишь два храма - Троицкий и Введенский, под которыми в двух кладовых хранились денежные суммы, состоящие в ведомстве коменданта и провиантских комиссионеров, да ещё один двухэтажный каменный флигель, в котором с 1800 года находился острог (тюрьма). Наконец, и сами храмы решили разобрать. Астраханский губернатор князь Тенишев в 1806 году писал к министру внутренних дел, что “оставшееся (от Троицкого монастыря) строение по древней архитектуре своей делает одно токмо безобразие в городе, а по совершенной ветхости близко к разрушению, не принося при том никакой пользы Приказу Общественного Призрения, на котором числится долгу более осьмнадцати тысяч рублей; посему для приращения капитала Приказа полагаю: означенное церковное строение с пристройками разобрать, годный кирпич из оного употребить на строение в Астрахани казарм” (Астраханский Троицкий собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 5. - С. 88).

Монастырские храмы были бы, несомненно, разрушены, если бы за их сохранение не заступился Астраханский архиепископ Анастасий (Братановский).

27 сентября 1806 года он писал обер-прокурору Святейшего Синода князю А.Н. Голицыну, где, между прочим, говорилось: “В соблюдение памятника (т. е. Троицкого монастыря) всех старинных благочестивцев есть ревность отвратить ломку оного” (Горючко П. Анастасий Братановский, архиепископ Астраханский и Кавказский //Астраханские Епархиальные Ведомости. —1902. — № 4. — С. 171).

В 1807 году владыка сумел добиться передачи оставшихся от Троицкого монастыря храмов в епархиальное ведомство. По мысли преосвященного, Троицкий собор после определённого ремонта мог бы служить зимним приписным к Успенскому собору (вместо нижнего соборного Владимирского храма - очень душного и тёмного), а двухэтажный флигель - местом жительства соборного духовенства. Быстро нашёлся и благотворитель, готовый помочь восстановлению Троицкого собора, - купец Иван Лаврентьевич Абезьянин, пожертвовавший на это дело более 6 тыс. рублей серебром (Астраханский Троицкий собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 6. - С. 91). Восстановительные работы в соборном храме продолжались до 1815 года. Собор был приведён в благолепный вид и приготовлен для проведения в нём богослужений. Купола на всех трёх храмах были переделаны из прежней луковичной формы в шлемообразные, покрыты листовым железом и украшены вызолоченными звёздами.

С южной стороны притвора, соединяющего между собой Троицкий собор с Введенской и Сретенской церквами, был устроен ажурный фронтон, по бокам которого располагалась открытая галерея с балюстрадой. Здесь был устроен вход в оба храма. Вход в Троицкий собор был устроен также и с запада, из коридора, примыкавшего к его алтарю (ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 3 (“Историческое описание Астраханского Кафедрального Успенского собора и других церквей, находящихся в кремле”),-Л. 60 (об.)). В процессе восстановления пришлось только разобрать придельную Сергиевскую церковь, имевшую сильные трещины в основании, и примыкавшую к ней деревянную колокольню. Введенскую и Сретенскую церкви, находящиеся под одной крышей, по мысли архиепископа Анастасия, решено было переделать в крестильную церковь для крещения взрослых, особенно из бывших иноверцев (калмыков, казахов) (Горючко П. Анастасий Братановский, архиепископ Астраханский и Кавказский //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1902. - № 4. - С. 172). Но на внутреннюю отделку этих храмов долгое время не хватало средств.

Только при архиепископе Павле (Суботовском) в начале 1828 года было возобновлено строительство этих храмов, из которых Введенский предполагалось переименовать в честь Богоявления Господня (как крестильный), а Сретенский - в честь Преподобного Павла Фивейского. Прибывший вместо скончавшегося своего предшественника в 1832 году новый Астраханский архиепископ Виталий (Жегачёв) также продолжил дело восстановления крестильных храмов, переменив только название последнего в честь Святителя Митрофана Воронежского. Для этого была списана икона с образа этого святителя, хранившегося в Крестовой Воронежской церкви, и в 1840 году привезена в Астрахань. Но и этот архипастырь не смог закончить начатое дело. Он скончался 23 января 1841 года. Только при архиепископе Смарагде (Крыжановском) 1 ноября 1842 года были освящены оба крестильных храма: первый в честь Богоявления Господня, а второй - в честь Святителя Митрофана Воронежского ( Астраханский Троицкий собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 6. - С. 91). В этот же день здесь совершено было таинство крещения над язычником калмыком (Оба этих храма: и в честь Богоявления Господня и во имя Святителя Митрофана Воронежского, как находящиеся в одном здании, чаще всего в литературе того времени объединялись в одно целое и назывались Крестильной церковью).

Несмотря на восстановительные работы в Троицком соборе, превратить его в зимний храм при Кафедральном соборе, как того хотел архиепископ Анастасий, долго не удавалось. Установленные в 1827 году в храме печи оказались по высоте храма неудобными, и архиепископ Виталий благословил перенести их в крестильные храмы (ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 3 (“Историческое описание Астраханского Кафедрального Успенского собора и других церквей, находящихся в кремле”).-Л. 63). Троицкий собор продолжал оставаться холодным и запущенным. Службы здесь совершались лишь два раза в год, и на это обратил внимание архиепископ Евгений (Шерешилов, 1880 -1889 гг.). Ещё в 1881 году им было задумано из Троицкой и обеих крестильных церквей устроить одну - просторную, светлую и изящную. Но эта перестройка не осуществилась. Оставив идею соединить воедино все три храма, епископ Евгений в 1885 году благословил начать работы по утеплению Троицкой церкви и превращению её в зимний собор. Во время этих работ в алтаре были разобраны многие переборки, сильно стеснившие его пространство, а с правой стороны был устроен новый придел в честь Святителя Митрофана Воронежского. В стенах храма были устроены голосники, отчего резонанс в нём был великолепный. Все работы были закончены к ноябрю 1885 года, когда 23 ноября епископом Евгением был освящён главный престол в честь Святой Троицы. Накануне, 22 ноября, священнослужителями Успенского собора во главе с кафедральным протоиереем в соборе был освящён придел в честь Святителя Митрофана Воронежского (Возобновление Астраханского Троицкого собора //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1886. - № 1. - С. 9 -10).

Внешний вид Троицкого собора после перестройки 1885 года снова подвергся изменению. В первую очередь это связано с устройством широкой парадной лестницы с южной стороны собора, которая примыкала к его притвору. Вместе с ажурным фронтоном и галереей, лестница смотрелась очень благообразно, тем более, что с двух сторон от неё была сооружена деревянная резная ограда. Теперь южный вход в Троицкий собор стал единственным и парадным, так как коридор с западным входом был полностью разобран, а вход заделан. Для улучшения южного парадного входа в собор холодный притвор-коридор был переделан в трапезу, а в ней вместо одной маленькой и узенькой двери были пробиты три просторных прохода (Возобновление Астраханского Троицкого собора //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1886. - № 1. - С. 9 -10).Троицкий собор и монастырь г. Астрахани

Внутренний вид храма после его восстановления в 1817 году первоначально не имел росписи: стены его были выкрашены жёлтою краскою под мрамор, а по бокам были поставлены иконы в богатых деревянных резных киотах. Главным украшением храма служил трёхъярусный иконостас, вызолоченный на полимент, изготовленный в Москве с иконами, писанными московскими мастерами (Астраханский Троицкий собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 7. - С. 107 -108). В 1885 году, в связи с устройством придела, была переделана часть иконостаса, чтобы поместить царские врата и местные иконы. Был устроен новый вместо кирпичного пол из белого камня, а колоннам, поддерживающим купол, придана изящная форма. В1894 году купол внутри главного храма расписали священными изображениями, а в 1895 году иконостас был вновь вызолочен старанием астраханского купца Василия Смирнова (Астрахань и Астраханская область: Материалы к Своду памятников истории и культуры. - М., 1990. - С. 22).

С давних времён в храмах Троицкого монастыря хранились многочисленные святыни - часть из них после его упразднения была утрачена, а часть была перенесена в Успенский собор, где до 1922 года составляла немалую часть его богатейшей архиерейской ризницы. Пожалуй, одной из немногих святынь, сохранившихся в Троицком соборе бывшего монастыря, можно считать среброзолочёный крест-мощевик, украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Крест этот хранился в особом киоте за стеклом, и на нём была надпись: “Лето 7101 (1593) г., сделан сей крест в Дом Живоначальной Троицы на престол Пресвятой Богородицы в честнаго Ея Введения и Николы Чудотворца при игумене Пимене, а весу в нём Д (4) рубля и Т (10) денег” (ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 3 (“Историческое описание Астраханского Кафедрального Успенского собора и других церквей, находящихся в кремле”).-Л. 64 (об.)).

В 1886 году в Троицкий храм из Успенского собора был перенесён древний Нерукотворный образ Спасителя, который почитался астраханцами за чудотворный (Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. - Казань, 1889. - С. 70).

Одно время в Астрахани свирепствовала продолжительная лихорадка, и многие жители от неё умирали. Во время эпидемии одному астраханскому жителю, долго страдавшему от болезни, в тонком сне было сказано, чтобы он отслужил молебен перед этим образом, и тогда избавится от недуга. Он исполнил повеление Господне и исцелился. С того времени многие жители астраханские, страдавшие от лихорадки, стали притекать к Нерукотворному образу Спасителя и получать исцеление после молитвы перед ним. Известно, что, когда Астрахани угрожала опасность нападения неприятелей или какой-либо губительной болезни, образ Спасителя носили крестным ходом вокруг города и по домам местных жителей. Первоначально икона стояла возле Гостиного двора в питейном доме, в особо устроенном иконостасе (т. е. часовне), окружённом деревянными колоннами с балюстрадой. После сооружения в 1811 году новой соборной колокольни внутри неё была устроена часовня с вызолоченным иконостасом, куда и был перенесён этот образ. В 1844 году, по благословению архиепископа Смарагда (Крыжановского), Нерукотворный образ Спасителя был перенесён из часовни в Успенский собор, где долгое время стоял в верхнем храме, перед передним правым столпом (Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. - Казань, 1889. - С. 70), а в 1886 году был взят оттуда и передан в собор Троицкий.

(С Нерукотворньш образом Спасителя связано ещё одно чудесное событие. В конце XVII века купец Пётр Сапожников решил сделать на этот образ сребро-золочёную ризу. Для этого икона была отправлена в Москву, а после изготовления ризы - в Нижний Новгород, чтобы по Волге снова вернуться б Астрахань. Во время плавания судно, вёзшее образ Спасителя, попало в сильную бурю. Судно находилось в большой опасности. Икона же стояла на палубе корабля в особо устроенном ящике, и, пока рабочие принимали меры к спасению судна с товаром, в суматохе не заметили, как ящик с иконой смыло водой. Только через несколько часов, когда буря стихла, заметили пропажу. Бросили якорь и поплыли на лодке отыскивать ящик. Долго искали, но все старания их были напрасны. Когда же они возвращались обратно, то с изумлением увидели, что ящик с иконой плавает около кормы судна. Это удивительное событие ещё более усилило почитание Нерукотворного образа Спасителя).

Из других святынь можно назвать уже упомянутый образ Святителя Митрофана Воронежского, списанный в 1840 году с образа, хранившегося в Крестовой церкви Воронежской епархии. Этот образ хранился в крестильной церкви в честь Святителя Митрофана. В 1885 году в новоустроенном приделе Митрофана Воронежского была поставлена икона, недавно перед этим прославленного святителя Тихона Задонского, день памяти которого отмечался в Троицком соборе с особой торжественностью. В том же году в иконостасе собора была помещена икона славянских просветителей Кирилла и Мефодия, устроенная Астраханским Миссионерским Кирилло-Мефодиевским обществом. День этих святых тоже очень торжественно отмечался в соборе. Нельзя не сказать, что в иконостасе Троицкого собора с давних времён находился образ Преподобного Кирилла - первого игумена Троицкого монастыря и его устроителя, что говорит о его давнем почитании в Астрахани (Возобновление Астраханского Троицкого собора //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1886. - № 1. - С. 10 — 11).

После революционных событий 1917 года Троицкий собор пережил немало испытаний. В январе 1918 года, в связи с проходившими в Астрахани боями между красноармейцами и белоказаками, храм по решению военных революционных властей был закрыт. После разгрома в том же январе Консистории сюда, в помещение бывшей трапезной палаты, перевезли остатки консисторского архива, который и был свален в хаотическом состоянии (ГААО. -Ф. 1334. - Оп. 1. -Д. 11. -Л. 9-9 (об.)).

Сам Троицкий храм, вместе с большей частью кремля, был огорожен от Успенского собора деревянным забором, что сделало невозможным доступ в него верующих (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. - СПб., 1994. - С. 387). Так продолжалось до 1920 года, когда храм всё же вернули Церкви. В 1920 году Троицкий собор был захвачен обновленцами (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. - СПб., 1994. - С. 285).

Богослужения в нём совершались редко в связи с малочисленностью обновленческой соборной общины. Так, в докладе о состоянии церквей и культимуществе г. Астрахани за 1928 год, представленном в Астраханский горсовет, говорилось: “В Троицком соборе служба производилась один раз в год, то есть в праздник Троицы, но в этом году территориальное управление не разрешило и этой службы и здание совершенно пустует” (ГААО. - Ф. 6. - Оп. 1. - Д. 185. - Т. 1. - Л. 12). В связи с чем горсовет признал “ненормальным функционирование Троицкого собора при военном городке (располагавшемся в кремле) и просил ГИК (городской исполнительный комитет) добиться перед ВЦИКом закрытия последнего” (ГААО. - Ф. 6. - Оп. 1. - Д. 185. - Т. 1. - Л. 12).

Таким образом, в октябре 1928 года советские власти окончательно отобрали храм. Он был разграблен, иконостас разломан и сожжён, согласно акту, составленному 5 июля 1930 года (В акте говорилось, “что за время с 29-го июня по 5-е июля с/г включительно, в помещении б/Троицкого собора, занимаемого канцелярией и архивохранилищем Октябрьской революции Окрархбюро, тов. Бриллиантовым (представитель Московского хоз. отдела ГПУ) производилась в спешном порядке поломка иконостаса б/собора с целью смывки химическим путём с такового золота” (см. ГААО. - Ф. 1922. - Оп. 1. — Д. 442. - Л. 397). В самих помещениях собора и трапезных палат было размещено Окрархивбюро (Окружное архивное бюро).

В 50-х годах архив из Троицкого собора перевели, а в 70-х годах на его территории постепенно начались реставрационные работы. Была разобрана южная парадная лестница, а на её месте построено гульбище, по предположениям археологов составлявшее первоначальный облик комплекса Троицкого собора.

С северной стороны восстановлена галерея с парадной лестницей. Сами реставрационные работы затянулись надолго и ведутся по сей день. Если монастырский комплекс внешне уже и приобретает благолепный вид, то внутри предстоят ещё значительные работы.

Из древних святынь, составлявших некогда достояние Троицкого монастыря, ничего не дошло до наших дней. Но сам монастырь представляет собой величайшую духовную ценность. Здесь под сводами собора похоронены были первые астраханские архиереи: архиепископы Онуфрий, Макарий и Рафаил. Вокруг собора хоронили братию монастыря, а по преданию к северу от храма в братской могиле были погребены убиенные по приказу Степана Разина астраханцы - числом 441 человек. А самое главное - Троицкий монастырь хранит в себе память о пребывании в нём астраханского угодника священномученика Иосифа, прошедшего в обители путь от молодого послушника до архимандрита.

                          (Материалы взяты из книги

 “Астрахань. Храмы и монастыри”. Астрахань. 2002.

Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епахия, Администрация г. Астрахани, Изд. “Новая линия” - по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского).

ТРОИЦКИЙ  МОНАСТЫРЬ - вид с ПРЕЧИСТЕНСКОЙ КОЛОКОЛЬНИ - АВГУСТ 2006 г.

ТРОИЦКИЙ  МОНАСТЫРЬ - вид с ПРЕЧИСТЕНСКОЙ КОЛОКОЛЬНИ - АВГУСТ 2006 г.

ТРОИЦКИЙ  МОНАСТЫРЬ - вид с Успенского собора - АВГУСТ 2006 г.

ТРОИЦКИЙ  МОНАСТЫРЬ - вид с Успенского собора - АВГУСТ 2006 г.

СМ. ДАЛЕЕ:

ВНУТРЕННИЙ ВИД ТРОИЦКОГО СОБОРА - АВГУСТ 2006 г.

верх

фото Н.Антышевой

Православие.Ru 

[Главная] [ДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ АСТРАХАНСКОЙ ЗЕМЛИ] [НЕДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ]

 

 

 

Hosted by uCoz