![]() | |
![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||||||
Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу: http://astrsobor.ru/ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() | ![]() |
Эта церковь также являлась казачьей и находилась в Городофорпостинской станице, которая в 1893 году была переименована в Атаманскую, что сейчас составляет центральную часть Трусовского района г. Астрахани. Казачья станица Городовой Форпост была основана в 1785 году, когда сюда, на правый берег Волги, была выведена часть казаков из Казачебугоринской станицы. Население станицы в первое время было небольшим, и только в начале XIX века у его жителей появилась мысль о построении здесь храма. В декабре 1801 года отставной казак Городофорпостинской станицы Фома Денисов с представлением доверенности от казаков подал прошение Астраханскому архиепископу Платону (Любарскому), в котором просил “повелеть за рекою Волгою на первом Форпосте построить молитвенный дом, на сбор доброхотных дателей суммы дать шнуровую книгу, а по окончании постройки определить священника с одним причетником” (Станица Атаманская (Форпост) //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1914. - № 7. - С. 163). Книга была дана, и молитвенный дом был построен, но священника с причетником к нему так и не определили. Городофорпостинская станица со всеми её жителями была приписана к приходу городской Казанской церкви, священники которой изредка навещали казаков и служили в местном молитвенном доме. Молитвенный дом был, видимо, освящён в честь Великомученика и Победоносца Георгия, так как в 1845 году возникает дело о строительстве в станице храма во имя этого святого. Общество Городофорпостинской станицы, имея желание устроить в своей станице храм, решило закупить стоявшую в Замьяновской станице старую деревянную церковь с иконостасом. 27 апреля 1845 года это общество обратилось в Духовную Консисторию за разрешением перенести церковь к ним в станицу. Возможным препятствием к устройству в станице самостоятельного прихода служило незначительное её население (всего 230 человек), но станичная община попыталась заручиться поддержкой жителей соседних селений Солянка и Карантинное, где также не было собственных храмов. Также они писали, что в станице часто бывает стечение людей постороннего сословия на постоялых дворах и рыбных промыслах (ватагах), где они, работая, нуждаются в церковных требах и духовной помощи (ГААО. - Ф. 729. - Оп. 2. - Д. 4 (“Указы Духовной Консистории за 1845 год”). - Л. 255). Ходатайство казаков поддержал сам губернатор, и казалось, дело было уже решено, как выяснилось, что на содержание самостоятельного причта домами, деньгами и землёй средств нет, как нет денег на саму постройку храма. К тому же жители села Карантинное отказались от участия в строительстве, рассчитывая сами у себя построить церковь. Так дело о строительстве храма было отложено ещё на 20 лет. Первый храм в Городофорпостинской станице начат был строительством в 1863 году. Строился он на станицыны средства, причём средства выделялись и из казны Астраханского Казачьего войска. Наказной атаман М.Н. Толстой обратился к императрице Марии Александровне с просьбой о пожертвовании на строящийся храм. В ответ на это обращение императрица в августе 1884 года прислала от себя в храм полный набор новых священнических и диаконских облачений (Бирюков И.А. История Астраханского Казачьего войска: Т. 2. - С. 283). Деревянный храм в честь Преображения Господня был закончен в 1865 году и в том же году освящён. При храме был открыт самостоятельный штат священнослужителей, да и то при помощи жителей селения Николаевки, приписанного к этой церкви. Первый храм просуществовал до 1879 года, когда возникло дело о его расширении. Разрешение было дано, но при начале строительных работ в 1882 году жители станицы решили вместо расширения старого деревянного храма соорудить новый каменный, о трёх престолах. Основные строительные работы были закончены к 1885 году. Главный престол в честь Преображения Господня был освящён 3 ноября 1885 года, а боковые приделы: южный - в честь иконы Божией Матери “Достойно есть” 30 ноября 1883 года, а северный - в честь Святого Пророка Ильи 6 августа 1890 года. Старая церковь без утвари была продана ещё в 1883 году в селение Николаевку, ранее приписанное к этому приходу. Богослужения же во время строительства проводились в частном доме, пока не был освящён левый придел (Станица Атаманская (Форпост) //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1914. - № 7. - С. 164). В 1899 году, благодаря старанию церковного старосты Иосифа Ефимовича Рябицева, храм был значительно расширен. Купол его поднят, пол углублён (Из Епархиальной хроники //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1900. — № 17. - С. 772). ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ВИД ХРАМА Храм был построен в древнерусском стиле с двухъярусной колокольней в одной связи. Купол храма венчали пять главок с куполами в виде луковичек. Богатым было внутреннее убранство храма. Он был украшен множеством икон в серебряных и среброзолочёных ризах. Сразу же после освящения храма в 1885 году сюда были пожертвованы несколько икон стоимостью от 700 до 800 рублей (Станица Атаманская (Форпост) //Астраханские Епархиальные Ведомости. —1914. - № 7. - С. 164). В 1886 году был устроен новый иконостас на средства прихожан стоимостью 10 000 рублей. Иконостас и царские врата были разделаны под виноградную гроздь и вызолочены на полимент (Кузнецов А.И. Историческая Астрахань и её памятники: рукопись. - Т. 1. -Астрахань, 1960 -1967. - С. 80). В результате работ по обновлению храма в 1899 -1900 годах Спасо-Преображенский храм был приведён в такое благолепное состояние, что, по отзывам современников, он мог бы занять одно из первых мест в каждом губернском городе” (Из Епархиальной хроники //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1900. - № 17. - С. 772). В течение 1900 -1905 годов старанием ктитора И.Е. Рябицева храм был расписан священными изображениями. Особенно были замечательны написанные в 1905 году на куполе церкви пять художественных картин работы московского художника (Праздник Преображения Господня на Форпосте //Астраиисжие Епархиальные Ведомости. - 1905. - С. 744). В 1923 году обновленцы попытались захватить Спасо-Преображенский храм. Но приехавшего сюда обновленческого епископа Анатолия (Соколова) православные не пустили в церковь. До 1938 года храм продолжал действовать, пока новая волна сталинских гонений на Церковь не достигла этих мест (Кузнецов А.И. Историческая Астрахань и её памятники: рукопись. - Т. 1. - Астрахань, 1960 -1967. - С. 80). Храм закрыли, обезобразили, снеся купола с церковных глав и колокольни. Иконостас храма вместе со всей утварью также был уничтожен. Уничтожена была и роспись храма. Прибывший в Астрахань в декабре 1943 года Астраханский архиепископ Филипп (Ставицкий) начал вести переговоры с местными властями о возвращении Православной Церкви нескольких ранее отобранных у неё храмов, в том числе и Спасо-Преображенского. 13 января 1945 года этот храм был передан общине верующих (ГААО. - Ф. 3371. - Оп. 1. - Д. 4 (“Переписка с Советом по делам Русской Православной Церкви”). - Л. 11). После возвращения на главах храма вместо прежних куполов-луковиц были установлены бесформенные колпаки (что дало возможность незнающим людям сравнивать эту церковь с армянскими храмами).
Спасо-Преображенская церковь на Трусово (вторая половина XX столетия) Постепенно было восстановлено внутреннее убранство храма: поставлен новый иконостас, покрытый вместо позолоты уже позолоченной фольгой; пожертвованы верующими иконы, сохранённые ими втайне. В 1955 -1957 годах храм был расписан художником Б.М. Красильниковым (Кузнецов А.И. Историческая Астрахань и её памятники: рукопись. - Т. 2. - Астрахань, 1970. - С. 37). Спасо-Преображенская церковь на Трусово (Атаманская станица) (нач. XX столетия) В 1992 году Спасо-Преображенский храм был передан в ведение Николо-Угрешского ставропигиального (т. е. находящегося в прямом подчинении патриарху) монастыря (Монастырь этот находится под Москвой, в городе Дзержинске). С этого времени храм стал монастырским подворьем и при нём находится штат из монастырских служителей, В ограде храма находится могила протоиерея Василия Гавриловича Кортнева (1836 -1911 гг.), много потрудившегося над построением существующей Спасо-Преображенской церкви. В апреле 1985 года надгробный памятник был реконструирован. Из святынь храма можно отметить металлический крест-мощевик, хранящийся в алтаре, внутри него находится крест деревянный, в который вложены частицы многих святых.
(Материалы взяты из книги “Астрахань. Храмы и монастыри”. Астрахань. 2002. Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епархия, Администрация г. Астрахани, Изд. “Новая линия” - по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского).
|
![]() | |
|
|