Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

Церковь в честь Пророка Божия Илии

Начальная история этого храма была связана с существованием в южной части Астрахани загородного архиерейского сада. Ещё с давних времён (вероятно с середины XVII века) у астраханского митрополичьего дома был “за деревянным городом, за Калиточными воротами ( Калиточные врата, возле которых располагался архиерейский сад, в некоторых грамотах того времени именуются также Святыми), идучи из тех ворот за город, на правой стороне огород” (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 81).

Астраханский митрополит Савватий, задумав перестроить Успенский собор и Троицкий монастырь в кремле, в 1693 году исхлопотал у царей Иоанна и Петра Алексеевичей для митрополичьего дома находящееся около того огорода пустое место под сарай для изготовления кирпича. Но с 1700 года на этом месте стали строиться домами московские стрельцы Симбирского полка и в скором времени образовали слободу, до самого архиерейского огорода (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 81). Это привело к тому, что на границе слободы и огорода была построена деревянная церковь в честь Пророка Ильи.

В официальных документах Ильинская церковь упоминается с 1702 года (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 96). Находилась она, скорее всего, на попечении Архиерейского дома и в то же время выполняла роль приходского храма для живших рядом стрельцов. Но после подавления астраханского “свадебного” бунта 1705 - 1706 годов, в котором самую активную роль играли конные московские стрельцы, их за неблагонадёжность вывели из Астрахани в новоосвоенный С.-Петербург, чтобы они кровью на полях Северной войны смыли позор измены. Симбирская слобода запустела. Уже в ноябре 1707 года астраханский воевода П.М. Апраксин писал императору Петру I, что необходимо заселить бывшие стрелецкие дворы, в которых ныне никого нет, а иначе “те дворы сгниют” (Голикова Н.Б. Очерки по истории городов России конца XVII - начала XVIII вв. — М., 1982. - С. 16).

Император распорядился передать дворы солдатам, оставленным там для гарнизонной службы и раньше находившимся на походном положении “на постое” в жилых дворах. Большая часть из этих 3 000 солдат получили дворы в Земляном городе в Сьяновой, Симбирской и в других слободах (Голикова Н.Б. Очерки по истории городов России конца XVII - начала XVIII вв. — М., 1982. - С. 16). Но Симбирская слобода заселялась тяжело, так что прихожан у Ильинской церкви почти совсем не стало. К тому же в самих солдатских слободах уже имелись свои приходские храмы - Троицкий и Воскресенский.

Таким образом Ильинская церковь сделалась домовым архиерейским храмом при митрополичьем саде, который с этого времени стал называться Ильинским (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 168).

 Первоначальное местоположение храма сейчас определить довольно сложно - находился он где -то к югу от Симбирского бугра в районе Калиточных ворот Земляного города (Сейчас это примерно район перекрёстка улиц Кирова и Бакинской).

 Служили в нём приписные священники, и всё их содержание зависело от благоденствия Ильинского сада. Сад этот до поры до времени процветал: в нём были разведены обширные виноградники, рядом паслись табуны архиерейских лошадей, об этом говорит и то, что в 1732 году священник Ильинской церкви Дмитрий Лукин просит разрешения у Астраханского епископа Илариона на построение при Ильинском храме придела в честь Святых Мучеников Флора и Лавра, которые считаются покровителями коневодства (ГААО. — Ф. 857. — Оп. 1 (доп.). - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 15). Придел этот был освящён 13 августа 1732 года спасским архимандритом Мефодием (будущим епископом Астраханским).

В 1740 году через Ильинский сад был проведён земляной вал, причём в саду были повреждены многие деревья, а некоторые даже порублены. В самом саду была построена батарея, на которой поставлены пушки, а при них для охраны был поставлен солдатский караул. Все эти события привели к упадку Ильинского сада: “Виноградные кусты ломались солдатами, овощи расхищались”, и, чтобы “оный сад туне опустошён не был” и от “дому Архиерейского безденежно не отошёл”, епископ Иларион вынужден был продать его. Сад был куплен в 1744 году персидским посланником Исмаил-Беком, а находившийся при нём двор с землёй под ним - содержателем астраханских и кизлярских шёлковых заводов Иваном Макаровым (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 168). После этих событий Ильинская церковь была предназначена на слом, если бы жители располагавшейся рядом слободы не пожелали бы перенести её к себе.

Слободка эта находилась на юго-восточной окраине Астрахани, за пределами Земляного города на бугре, который с трёх сторон окружала речка Криуша, а с востока - Кутум, отчего бугор этот больше походил на остров. Покрыт он был почти весь садами, которые здесь стали разводить астраханские жители с начала XVII века. Имелось на бугре и старое армянское кладбище, при котором позже была построена церковь Великомученицы Екатерины. Основным населением слободки было астраханское купечество, которое и пожелало иметь у себя приходской храм. Но так как разрешение на построение новой церкви в таком малонаселённом месте было невозможно, то и решено было выкупить бесприходный Ильинский храм и перенести его на бугор (Время переноса храма точно неизвестно, но случилось это после 1747 года, когда Ильинская церковь по делу о распланировке города предназначалась к перенесению на другое место. В 1754 году она уже являлась на новом месте возле армянского кладбища (см. ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.) . - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 15)).

 Выкупил его и перенёс на новое место самый зажиточный житель слободки - купец Бирюков, которому помогали и другие её жители (Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний. - СПб., 1809. - С. 302). Поставлен был храм на самом высоком месте бугра, у берега реки Кутума, отчего виден он был издалека, и особенно с противоположной стороны. С тех пор бугор этот стал прозываться по имени храма - Ильинским.

29 апреля 1776 года церковный староста мещанин Василий Дмитриев обратился в Духовную Консисторию с просьбой выдать ему сборную книгу для исправления ветхостей в церкви и замены подгнившего фундамента. После значительной перестройки Ильинская церковь была заново освящена архиепископом Антонием (Румовским) 16 июня 1785 года (ГААО. — Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 15).

К концу первой четверти XIX века старая деревянная Ильинская церковь сильно обветшала и требовала капитального ремонта. Это побудило прихожанина храма коллежского асессора Дмитрия Ивановича Холмогорова, скончавшегося в 1831 году, в своём завещании оставить значительную сумму на строительство новой каменной Ильинской церкви. Душеприказчиком покойного были оставлены астраханский купец Иван Костромкин и господин Александров.

Их старанием в 1834 году и был выстроен новый тёплый храм с колокольней в одной связи (У протоиерея Михаила Благонравова в его книге “Архиереи Астраханской епархии” (Астрахань, 1902 год, стр.103) приводятся такие интересные сведения о строительстве Ильинского храма: “По завещанию чиновника Холмогорова, душеприказчик его, купец Костромкин, вместо ветхой деревянной церкви в честь Пророка Ильи построил каменную, не давши никому никакого отчёта в расходовании сумм. Кто-то донёс преосвященному архиепископу Павлу (Субботовскому), что Костромкин при постройке церкви утаил немалую сумму денег. Он поехал осмотреть церковь, которая показалась ему построенной непрочно. Костромкин горячо возражал, что церковь построена прочно. Преосвященный взволновался до такой степени, что тут же почувствовал, будто у его сердца что-то оборвалось. С этого момента он постепенно стал ослабевать и 7 февраля 1832 года скончался”).

Освящена была Ильинская церковь 15 июня 1834 года Астраханским архиепископом Виталием ( Жегачёвым) (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 18 (“Клировые Ведомости за 1912 -1913 гг.”). - Л. 175).

В середине XIX века Ильинская церковь была расширена устройством двух боковых приделов: правого - в честь Святых Мучениц Веры, Надежды, Любви и Матери Их Софии, а левый - во имя Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Приделы были устроены благодаря стараниям церковного старосты коллежского асессора Матфея Ивановича Будкова (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 20 (“Клировые Ведомости за 1892 -1893 гг.”), - Л. 149).

В 1898 году трапеза Ильинского храма была расширена старанием церковного старосты мещанина Льва Васильевича Злобина, пожертвовавшего на это дело 2 075 рублей (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 13 (“Дела благочинного за 1906 -1907 гг.”), - Л. 315).

 

ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ВИД ХРАМА

 

Храм был построен в классическом стиле, так же как и двухъярусная колокольня, увенчанная длинным остроконечным шпилем. Пространство храма и трапезы имело общий объём прямоугольной формы. Храм был увенчан круглым барабаном в форме ротонды, имевшим по периметру шесть длинных и узких окон. Притвор храма имел форму классического портика, так же как и придельные алтари с северной и южной сторон, выстроенные как два ложные портика. Восточная стена алтаря имела незакруглённую прямоугольную форму. Внутри храм был расписан в 1834 году священными изображениями. При расширении трапезы в 1898 году новосооружённые стены были заново расписаны и старая роспись подновлена. Трёхъярусный иконостас, резной работы, вызолоченный на полимент, изготовлен был в 1834 году, а иконостасы боковых приделов устроены заново в 1897 году (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 13 (“Дела благочинного за 1906 -1907 гг.”). - Л. 315).

В 1923 году Ильинский храм был захвачен обновленцами (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. - СПб., 1994. - С. 285). В 1933 году он был закрыт.

В архиве Астраханского УФСБ, в деле по обвинению части астраханских обновленческих священнослужителей, приводятся интересные подробности о закрытии Ильинской церкви. Так, обновленческий благочинный протоиерей Василий Абрамов заявил во время следствия, что, “если бы священник Орлов (тоже обновленец) уплатил налог за храм, вероятно, храм и не был бы закрыт. Отец Орлов самостоятельно работал по церковному ведомству в Ильинском храме вместе с Евгенией Александровной, фамилии не помню, и приходно-расходные книги не вёл, и, когда архиерей Александр Шубин (обновленческий) потребовал от него денег, он сказал, что принесёт их 27/03 (1933 г.), и не принёс; я полагаю, что деньги остались у о. Орлова в кармане и он действительно не уплатил ни копейки за храм, что и повлекло его закрытие” (Архив Астраханского УФСБ. -Д. 1281-с. -Л. 20 (об.).

 После своего закрытия Ильинская церковь в 1936 году была продана консервзаводу под склад готовой продукции (ГААО. - Ф. 3371. - Оп. 1. - Д. 3 (“Переписка с Советом по делам Русской Православной Церкви”). -Л. 39).

В годы Великой Отечественной войны на площади перед храмом стояла противозенитная артиллерия (Лебедев П.В. Летопись монастырей, храмов г. Астрахани: рукопись. - 1974 -1975. - С. 90). 25 октября 1946 года по просьбе армянской религиозной общины, так как все армянские храмы в г. Астрахани были уже разрушены, ей было передано здание бывшей православной Ильинской церкви (ГААО. -Ф. 3371. -Оп. 1. - Д. 3.-Л. 35). В 1956 году этот храм был у них отобран, а в 1960 году, в самый разгар хрущёвских гонений на религию, был снесён (Лебедев П.В. Летопись монастырей, храмов г. Астрахани: рукопись. -1974 -1975. - С. 90). Сейчас на месте Ильинской церкви стоит невзрачное здание типовой хрущёвской пятиэтажки.

 

(Материалы взяты из книги
 “Астрахань. Храмы и монастыри”. Астрахань. 2002.
Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епархия, Администрация г. Астрахани, Изд. “Новая линия” -
по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы,
архиепископа Астраханского и Енотаевского).

Православие.Ru 

верх
[Главная] [ДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ АСТРАХАНСКОЙ ЗЕМЛИ] [НЕДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ]

 

 

 

Hosted by uCoz