Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородица svyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

Прежде чем мы приступим к описанию истории построения Вознесенского храма, нужно в первую очередь рассказать о том, почему он назывался Единоверческим.

В середине XVII века в Русской Православной Церкви произошёл раскол, вызванный исправлением Патриархом Никоном некоторых её обрядов. Это исправление, а также “справа” богослужебных книг были необходимы и проводились в соответствии с теми духовными традициями, которые сохранились с древних времён в других поместных Православных Церквах. В Русской Церкви, в связи с её долгой оторванностью от остального православного мира, переписчиками делалось много ошибок в богослужебных книгах, да и некоторые обряды были искажены. Несмотря на справедливость реформ Патриарха Никона, многие не приняли их и отошли от Православной Церкви, образовав старообрядческий раскол. Большинство православных иерархов с горечью смотрели на разделение церковное. Разность в обрядах, по их мнению, не могла препятствовать как старообрядцам, так и православным быть единым стадом. Помочь раскольникам вернуться в лоно матери - Церкви было для них первостепенной задачей. Особенно потрудился на этой ниве митрополит Московский Платон (Левшин) (1787 - 1811 гг.), благодаря инициативе которого и появилось единоверие (Смолич И.К. История Русской Церкви (1700 -1917 гг.): Т. 8. - Ч. 2. - М., 1997. - С. 140).

 Для старообрядцев, вернувшихся в подчинение Русской Православной Церкви, но желавших сохранить свои обряды, строились особые храмы, рукополагались из их среды священнослужители, которые служили по старопечатным книгам (дониконовского издания). Этих старообрядцев стали называть единоверцами, так как их и православных скрепляла единая вера, несмотря на незначительную разность в обрядах. Так был найден выход, по которому старообрядцы, не отвергая дорогих их сердцу обрядов, возвращались из мрака раскола и подчинялись местным епархиальным властям.

В Астрахани до 1886 года единоверие не имело большого распространения. Только в этом году к астраханскому епископу Евгению (Шерешилову) обратились с прошением астраханский мещанин единоверец Фёдор Евграфович Пальцев и кизлярский мещанин Чернозубов, принадлежавший к раскольническому поморскому толку, прося Преосвященного вызвать из посада Дубовки Саратовской епархии служившего там единоверческого священника отца Максима Замятина. Владыка Евгений, сильно радевший об укреплении в Астраханской епархии противораскольнической миссии, благосклонно отнёсся к этой просьбе, и 23 июля о. Максим Замятин прибыл в Астрахань. С 24 июля единоверческий священник с благословения владыки Евгения начал служить в Троицком Кремлёвском соборе по старопечатным книгам.

Служения эти продолжались целую неделю и сопровождались приобщением к единоверию некоторых раскольников, в том числе и Ипполита Григорьевича Чернозубова, одного из инициаторов приезда о. Максима в Астрахань (По поводу приезда в Астрахань из посада Дубовки единоверческого священника Максима Замятина //Астраханские Епархиальные Ведомости - 1886 №17.-С. 576-583).

 Это служение вызвало у местных единоверцев желание создания в Астрахани собственного прихода. В 1890 году, по благословению Астраханского епископа Павла (Вильчинского), единоверческой общине был передан во временное пользование Никольский надвратный храм в Кремле (Протоиерей Михаил Благонравов. Архиереи Астраханской епархии. - Астрахань, 1902. - С. 187).

Он оставался в их пользовании вплоть до построения ими собственного храма.

В 1895 году единоверцы обратились в Городскую Думу и к епископу Астраханскому Митрофану (Невскому) с просьбой поддержать идею строительства единоверческого храма в Астрахани. Епископ Митрофан благословил их благое намерение, а Городская Дума выделила для строительства участок земли в центре города, на Кремлёвском спуске, севернее кремля. Выбор места был очень удачен - рядом располагался район так называемой Косы, торгового сосредоточия Астрахани, где жило немало раскольников. 11 мая 1895 года в день праздника Вознесения Господня из Никольской надвратной церкви вышел крестный ход, возглавляемый единоверческим священником Евфимием Фетисовым, и направился к предполагаемому месту строительства. Это место было уже огорожено дощатым забором, по-праздничному расцвечено флагами, а внутри него была устроена крытая палатка для икон и священнослужителей. В этой палатке был отслужен молебен на основание храма по старопечатному тексту, который пели древним знаменским распевом по крюковым нотам (Молебствие по случаю начала работ по сооружению Единоверческого храма //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1895. - № И. - С. 328 – 330).

1 октября 1895 года епископом Архангельским Никанором (Каменским) была совершена закладка единоверческого храма. По окончании торжественного чина владыкою была произнесена проповедь, в завершении которой он сказал, что “ему, пришельцу с далёкого севера, особенно радостно было совершить в родственной ему Астрахани закладку храма Божия” (Епископ Никанор долгое время служил в Астраханской епархии в чине протоиерея (см. Пребывание в Астрахани Преосвященного Никанора, епископа Архангельского и Холмогорского //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1895. - С. 512 – 513).

Строительство храма шло очень быстро. Многие астраханские купцы, бывшие старообрядцы, принявшие единоверие, жертвовали огромные средства на его строительство. Фактически главными жертвователями стали купцы: Павел Герасимович Склянин, Яков Иванович Аверьянов и Алексей Михайлович Милютин (ГААО. - Ф. 599. - Оп. 1. - Д. 152 (“Формулярные списки священнослужителей, ведомости о количестве церквей г. Астрахани”). - Л. 46).

Храм строился в близком по духу единоверцам древнерусском стиле XVII века. К 1897 году все строительные работы были закончены.

Освящён был храм Астраханским епископом Сергием (Серафимовым) в честь Вознесения Господня. Чин освящения совершался по старопечатным книгам. В богослужении участвовал и специально приехавший из С.-Петербурга синодальный миссионер протоиерей Ксенофонт Крючков. Особое впечатление на всех присутствовавших произвело хождение епископа Сергия во время освящения храма со святыми мощами вокруг церкви - посолонь, как принято у старообрядцев (В Православной Церкви установилась традиция хождения против солнца), а также помазывание им стен храма большими восьмиконечными крестами. Во время литургии хор архиерейских певчих исполнял почти все песнопения древним знаменным распевом. После окончания службы владыка произнёс проповедь о православии, единоверии и расколе, стараясь донести до астраханцев всю значимость совершающегося на их глазах события, свидетельствующего об объединении двух некогда распавшихся частей Церкви (Из Епархиальной хроники //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1897. — № 20. - С. 857 – 858).

 

ВНЕШНИЙ ВИД ХРАМА

 

Храм построен был в древнерусском стиле, пятиглавый, с богато декорированным каменным фасадом. Очень напоминал он уцелевший Сретенский храм Иоанно-Предтеченского монастыря, освящённый в 1899 году. Видимо, всё говорит о том, что оба храма строились по одному проекту. Только в отличие от монастырского, Вознесенский Единоверческий храм имел несколько дополнительных деталей.

Во-первых, это двухъярусная каменная колокольня, которая была не надстроена над храмом, что было в обычае в описываемые времена, а пристроена к нему с запада, что было традиционно для русских храмов XVII века. Колокольня соединялась с храмом небольшой крытой галереей. Построена она была с ним в одном стиле, со многими резными декоративными украшениями, и венчалась невысоким шатровым завершением с маковкой-луковкой наверху. Высота колокольни была чуть ниже боковых храмовых барабанов. Второй отличительной от монастырского храма деталью были две башенки - сени над боковыми входами.

После событий 1923 года, когда обновленцы захватили большую часть приходов Православной Церкви, Вознесенский Единоверческий храм стал окормлять не только своих прихожан, но и прихожан, захваченных обновленцами приходов. Сюда перешли священнослужители и прихожане Успенского собора. Ключарь собора протоиерей Дмитрий Стефановский служил здесь для своих прихожан литургии и читал акафисты (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. - СПб., 1994. - С. 288).

При храме обосновалась и община монахинь закрытого Благовещенского монастыря, во главе с игуменьей Платонидой (Пасмурновой). Монахини в основном пели на клиросе (по воспоминаниям Нины Дмитриевны Кузнецовой).

Вознесенский храм перестал быть только единоверческим, и теперь здесь службы совершались попеременно: то по старому обряду, то по новому, но это нисколько не разобщило единоверцев и православных, сплотившихся перед натиском обновленчества в одну монолитную общину. В 1930 году местные власти отобрали храм и тут же его снесли (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. - СПб., 1994. - С. 330).

Сейчас на месте храма сквер к западу от площади Октябрьской.

 

(Материалы взяты из книги

 “Астрахань. Храмы и монастыри”. Астрахань. 2002.

Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епархия, Администрация г. Астрахани, Изд. “Новая линия” -

по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы,

архиепископа Астраханского и Енотаевского).

 

 

 

Православие.Ru 

верх
[Главная] [ДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ АСТРАХАНСКОЙ ЗЕМЛИ] [НЕДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ]

 

 

 

Hosted by uCoz