Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородица svyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

В Астрахани уже в начале XVII века имелась церковь с таким названием. Первое упоминание о ней восходит к 1628 году (Материалы для истории Астраханской епархии //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1903. - № 9. - С. 395 – 396), а побывавший в Астрахани в 1703 году голландский путешественник Корнелий де Груин оставил для нас её описание. По его словам, Воздвиженская церковь была главной после соборной или самой значительной). Она вся была сделана из оштукатуренного кирпича, купол на ней позолоченный, так же как и крест, величиною в три сажени, внизу окрашенный зелёной краской (Астраханский сборник: Вып. 1. -Астрахань, 1896. - С.182).
Храм этот, вероятнее всего, находился в Белом городе, но точное место его до сих пор неизвестно (в 1628 году Крестовоздвиженский храм упоминается в посаде, т. е. западной части Белого города). Одноимённый ему храм, в котором пишется здесь, появился намного позже - в первой половине XVIII века. Выстроен он был в Земляном городе, за Вознесенскими воротами, близ Благовещенского девичьего монастыря (ранее бывшего мужским Вознесенским). Но до Крестовоздвиженского храма находился на этом месте другой - Благовещенский, история которого тоже очень интересна. Впервые о приходской Благовещенской церкви упоминается в конце XVIII века. Стояла она тогда в Садовой слободе. У Н.Б. Голикова говорится, что «в юго-восточной части Западного города, за Армянской слободой, на Скакольном бугре лежала Садовая слобода, сложившаяся в районе созданных в начале XVIII века садов, виноградников и огородов, юго-восточным концом она выходила к валу, шедшему по берегу Кутуму» (Голикова Н.Б. Очерки по истории городов России конца XVII - начала XVIII вв. - М, 1982. - С. 14).
Действительно, ещё в конце XVI века к востоку от новоустроенного Вознесенского монастыря «на реке Кутумове» располагался государев сад (Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. - Казань, 1889. - С. 64). Возможно поэтому и стала возвышенность между Вознесенской обителью и рекой Кутум называться Садовым бугром (История Астраханского края. - Астрахань, 2000. - С. 169). В 1617 году строитель обители иеромонах Михаил доносил в Москву царю Михаилу Фёдоровичу, что «к ним же в монастырь прибегают из полону из Нагай и из Крыму выходцы - русские люди и хотят селиться подле монастыря, а иные-де поселились и дворы поставили» (Игумен Аполлос (Беляев). Описание Астраханского Благовещенского женского монастыря //Астраханские Епархиалвные Ведомости. -1910. - № 16, приложение. - С. 79). Государь разрешил селиться возле монастыря бывшим полонянникам, отчего здесь образовалась особая монастырская слободка. Она и стала основанием для будущей Садовой слободы Земляного города. Храма при этой слободке долгое время не было, так как её жители были приписаны к монастырю и окормлялись у монастырских священников. Но после 1689 года, когда жители монастырской слободки были взяты в посад (Голикова Н.Б. Очерки по истории городов России конца XVII - начала XVIII вв. - М., 1982. - С. 12), встал вопрос и о построении своего приходского храма.
В это время и появляется здесь Благовещенская церковь. Впервые о ней упоминается в 1697 году (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 95).
Простояла она недолго. В делах Астраханской Духовной Консистории под 1720 годом имеется известие, что в этом году «за Белым городом, за Вознесенскими воротами волею Божиею сгорела деревянная церковь во имя Благовещения Богородицы, при коей было 110 приходских дворов» (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 96).
Вид на Крестовоздвиженскую церковь со стороны реки Кутум
Вид на Крестовоздвиженскую церковь со стороны реки Кутум
 
 На этом же месте, по благословению епископа Астраханского Иоакима, из стоявшей рядом ветхой деревянной часовенки была построена церковь во имя Святителя Иоанна Златоуста. Но она была очень мала и тесна для своих прихожан. Тогда известный астраханский купец Тихон Демидович Лошкарёв вызвался построить новый каменный храм на свои средства. Строительство было закончено к 1734 году, и 29 сентября астраханский епископ Иларион освятил храм в честь Воздвижения Честного Креста Господня. Храм сразу же занял подобающее ему место в ряду других астраханских церквей: и по величине, и по своему убранству. В 1757 году вдова астраханского купца Ильи Тихоновича Лошкарёва Анна Устиновна по обету, данному ею, пристроила к Крестовоздвиженской церкви каменный придел в честь Святых Богоотец Иоакима и Анны. Этот придел был освящён 9 сентября 1757 года архимандритом Спасского монастыря Мефодием (будущим епископом Астраханским).
В 1802 году некоторые усердные прихожане храма выразили его настоятелю протопопу Афанасию Алексееву своё желание пристроить на свои средства в церковной трапезе ещё два придельных храма. 23 июня 1702 года им было дано на то разрешение от астраханского архиепископа Платона (Любарского). В короткий срок работы были окончены и приделы освящены: левый - в честь Великомученика Иакова Персиянина, а правый - в честь Великомученицы Варвары, 27 сентября того же года (ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 16).
В 60-х годах XIX столетия в храме произошла значительная перестройка. Боковые приделы были вынесены из трапезы храма и поставлены в один ряд с центральным алтарём. Последовало переименование самих приделов: левый был освящён в честь Великомученицы Варвары, а правый - в честь Святителя Тихона Задонского, торжественное прославление которого произошло незадолго перед этим в 1861 году (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 18 («Клировые Ведомости за 1912 -1913 гг.»). - Л. 44).
 ВНЕШНИЙ ВИД ХРАМАВид на Крестовоздвиженскую церковь с колокольни Благовещенскаго монастыря

Вид на Крестовоздвиженскую церковь с колокольни Благовещенскаго монастыря

Крестовоздвиженский храм был построен в строгом древнерусском стиле с мощной трёхъярусной каменной колокольнею в одной связи. Завершал храм мощный двухъярусный шестигранный барабан, увенчанный небольшой главкою с луковичным куполом наверху. Нижний ярус барабана имел шесть высоких окон, а верхний -только четыре овальной формы. Колокольня по своей форме несколько напоминала знаменитую московскую колокольню Ивана Лествичника в Кремле. Её три шестигранных яруса шли в вышину по незначительной убывающей. Все ярусы имели по шесть удлинённых окон, которые почти сливались между собою, что делало колокольню воздушной, несмотря на её мощный вид. Увенчана была колокольня венцеобразным куполом с вытянутым подножием для маленькой главки с крестом. С правой стороны храма к его трапезе был пристроен особый придел в честь Святых Богоотец Иоакима и Анны. Он был отделён от основного храма глухою стеною и более походил на самостоятельный храм с отдельным входом с западной стороны (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 14 («Клировые Ведомости за 1907 - 1909 гг.»). - Л. 38).Святой Крест с изображением предстоящих равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия
 Над этим приделом в центральной его части была устроена маленькая главка с маковкой-луковичкой наверху.
В январе 1924 года Крестовоздвиженский храм был захвачен обновленцами (ГААО. -Ф. 1. -Оп. 1. -Д. 743. -Л. 20), а в 1930 году по распоряжению советских властей снесён (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. - СПб., 1994. - С. 330). На этом месте сейчас находится пустырь на перекрёстке современных улиц Калинина и Наташи Качуевской. В 1994 году на этом пустыре был поставлен Святой Крест с изображением предстоящих равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учителей словенских (В память о создателях славянской письменности /Волга. -1994. - 27 мая. - № 99 -100). Подобные кресты были установлены во многих городах России для увековечения памяти святых братьев. В Астрахани место для установления Святого Креста выбрано было не случайно - ведь наша земля в своё время сподобилась видеть святых Кирилла и Мефодия во время их миссионерских поездок. Само название древнего храма, стоявшего здесь, подсказывало, что лучшего места для установления духовного памятника не найти. Каждый год 24 мая, в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, к Кресту из Успенского собора совершается крестный ход, собирающий множество астраханцев.

 (Материалы взяты из книги
 «Астрахань. Храмы и монастыри». Астрахань. 2002.
Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епархия, Администрация г. Астрахани, Изд. «Новая линия» -
по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы,
архиепископа Астраханского и Енотаевского).

 

Православие.Ru 

верх
[Главная] [ДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ АСТРАХАНСКОЙ ЗЕМЛИ] [НЕДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ]

 

 

 

Hosted by uCoz