Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородица svyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

Никольская церковь находилась на Форпосте, на правом берегу реки Волги (Сейчас это Трусовский район г. Астрахани).

Ещё во второй половине XVIII века для астраханского Архиерейского дома был пожалован участок земли около казачьей Городофорпостинской станицы. На этом участке была устроена усадьба и стали разводить скот. В 1785 году для этой усадьбы Губернской канцелярией были отведены “близлежащие сенные покосы в размере 30 десятин” (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 178).

Но покосы эти оказались не очень выгодны для Архиерейского дома, оттого что ежегодно заливались водой, размывались ею, а большей своей частью они просто заросли камышом. По их бесприходности земли стали сдаваться в аренду и некоторые астраханские жители стали строить на них свои дома, отчего к середине XIX века здесь вырос целый посёлок, получивший название Архиерейского.

Долгое время жители посёлка были приписаны к близлежащей Спасо-Преображенской церкви, располагавшейся к западу от Астраханской (или Городофорпостинской) станицы. Но к концу XIX столетия, особенно с расцветом в этих местах бондарного производства, число жителей посёлка сильно увеличилось, начали поговаривать о построении собственного храма, но пока сошлись на устройстве временного молитвенного дома. Для этой цели местным жителем Василием Ивановичем Калашниковым был предоставлен свой дом, который был переоборудован под дом молитвы, и священнослужители из Спасо-Преображенского храма служили в нём вечерни и обедницы. Пока в Архиерейском посёлке насчитывалось не более 100 дворов, этот молитвенный дом ещё вмещал, хотя и с трудом, всех местных жителей, правда приходилось тесниться, как говорили, “до обморока” (Освящение Его Преосвященством Преосвященнейшим Никодимом епископом Астраханским и Енотаевским, каменного здания для женской МНП школы на Архиерейском посёлке //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1913- - № 33. - С. 862).

А число дворов в посёлке всё более увеличивалось. Тогда к началу XX века всерьёз стали говорить о необходимости построения второго храма на Форпосте (т. е. правобережной части). Вместе с жителями Архиерейского посёлка эту идею поддержали и жители расположенного к востоку посёлка Новосолянского.

Интересен рассказ, как возникла идея строительства храма в Архиерейском посёлке. Известный церковный благотворитель астраханский купец Степан Васильевич Носков и староста Спасо-Преображенской церкви Иосиф Евфимович Рябицев как-то встретились у архитектора Карягина. Здесь они рассматривали планы церквей, и Рябицев посетовал, что есть великая нужда в строительстве храма на Архиерейском посёлке, а жертвователей, с которыми можно было бы начать дело, не находится. Носков тотчас же высказался помочь в этом деле и пожертвовать на строительство храма крупную сумму. Рябицев приложил к этому и свой взнос на благое дело, и тогда они, помолившись Богу, пожали друг другу руки, обменялись троекратным лобызанием и начали приглашать других.

Это было в ноябре 1901 года, а 13 декабря Астраханский епископ Сергий (Серафимов) уже благословил сбор пожертвований (День Преображения Господня - 6 августа 1902 года - в приходе Атаманской (Городофорпостинской) Спасо-Преображенской церкви //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1902. - № 17. - С. 714).

Составлена была и строительная комиссия, которую возглавил известный форпостинский предприниматель Михаил Фёдорович Фёдоров. В состав комиссии вошли многие почётные лица и известные благотворители г. Астрахани, такие как купцы С. Носков, И. Губин, Г. Куликов, С. Захаров, И. Скрепинский, М. Заворуев, А. Губин, И. Гулин, а также священнослужители Спасо-Преображенской церкви: протоиерей Иоанн Нигровский, иерей Иоанн Кортнев, Павел Проскуряков и староста храма И. Рябицев (День Преображения Господня - 6 августа 1902 года - в приходе Атаманской (Городофорпостинской) Спасо-Преображенской церкви //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1902. - № 17. - С. 712).

28 апреля 1902 года был совершён крестный ход, возглавляемый управляющим Астраханской епархией епископом Тихоном (Оболенским), из Спасо-Преображенской церкви на место предполагаемого строительства храма. Это место и было освящено под будущий храм ( Архиерейские служения Преосвященного епископа Тихона //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1902. - № 10. - С. 410).

6 августа 1902 года, в день Преображения Господня, состоялась закладка нового храма. Астраханский епископ Георгий (Орлов), прибывший в Спасо-Преображенский храм по случаю храмового престольного праздника, после окончания Божественной литургии возглавил крестный ход к месту закладки храма. Само место было огорожено и украшено флагами. Для совершения чина была устроена особая палатка в виде часовни. После “чина при основании каменной церкви” в основание храма была вложена медная доска с памятной надписью. Проект храма был составлен архитектором Сергеем Карягиным, которому был поручен и технический надзор за постройкой (День Преображения Господня - 6 августа 1902 года - в приходе Атаманской ( Городофорпостинской) Спасо-Преображенской церкви //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1902. - № 17. - С. 711 – 712).

Строительные работы начались сразу же после закладки храма. Подряд по строительству принял на себя известный астраханский строитель - подрядчик И.А. Храмов. Посетивший 6 августа 1905 года место строительства епископ Георгий высказал свою признательность Храмову, положившему всё своё знание и искусство на создание такого величественного храма (Праздник Преображения Господня (6 августа 1905 г.) на Форпосте //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1905. - № 17. - С. 745).

Но после 1905 года работы по строительству храма были приостановлены. Вызвано это было, в первую очередь, революционными событиями 1905 -1907 годов, взбудоражившими весь Форпост. Пожертвования на строительство почти прекратились, что привело к вынужденной консервации уже выстроенной части храма. Стали раздаваться голоса о невозможности завершить постройку и о том, что нужно соорудить временный молитвенный дом, способный вместить хотя бы большую часть верующих посёлка, выросшего к тому времени до 520 дворов. Лишь только отступили смутные времена, был поставлен вопрос, на что употребить уже собранные средства: на строительство молитвенного дома или на завершение постройки храма. Жители посёлка поддержали предложение о постройке храма (Освящение Его Преосвященством Преосвященнейшим Никодимом, епископом Астраханским и Енотаевским, кженного здания для женской МНП школы на Архиерейском посёлке //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1913. - № 33. - С. 863).

Храм строился в честь Святителя Николая Чудотворца, что было выражением горячей любви всех местных жителей к этому святому угоднику. О наименовании двух боковых приделов долгое время шли споры. По предложению Астраханского епископа Георгия один из них решено было назвать в честь Преподобного Серафима Саровского, чудотворца, недавно прославленного святого, очень почитаемого владыкой (Нам пишут из ст. Атаманской //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1912. - > 10. - С. 270).

Второй же придел по приговору Форпостинского сельского общества - жителей Архиерейской земли 24 апреля 1911 года, по случаю 50-летия служения владыки Георгия в священном сане, решено было назвать в честь Великомученика и Победоносца Георгия - Небесного покровителя астраханского архипастыря (Торжества по случаю 50-летнего юбилея служения в священном сане архиепископа Георгия //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1911. - № 11. - С. 464).

Владыка Георгий очень внимательно относился к построению Никольского храма в Архиерейском посёлке, и, когда строительство замедлилось, он очень болезненно отнёсся к этому. Благодаря его старанию в течение 1911 -1912 годов из сумм экономического Архиерейского домоуправления было изыскано 20 000 рублей (Освящение Его Преосвященством Преосвященнейшим Никодимом. епископом Астраханским и Енотаевским, каменного здания для женской МНП школы на Архиерейском посёлке //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1913. - № 33. - С. 863).

По мысли архипастыря, нужно было не дожидаться отделки всего храма, а, достроив стены до надлежащей высоты, сделать деревянные своды потолка, устроить полы, окна, печи и, поставив иконостас, освятить храм в таком виде. Увлекаемые примером своего архиерея, ратующего за скорейшее освящение храма, известные астраханские благотворители Губин, Захаров, Куликов, Рябиков решили приложить все усилия, чтобы поддержать инициативу владыки Георгия (Нам пишут из ст. Атаманской //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1912. - № 10. - С. 270).

Особенно старался избранный на место церковного старосты Семён Иванович Захаров. Благодаря его усилиям, в ближайшее время храм был покрыт (Освящение Его Преосвященством Преосвященнейшим Никодимом. епископом Астраханским и Енотаевским, каменного здания для женской МНП школы на Архиерейском посёлке //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1913. - № 33. - С. 863), но неожиданная кончина архиепископа Георгия в июне 1912 года опять отсрочила время освящения Никольского храма.

Прибывший в Астрахань в 1913 году новый епископ Никодим (Боков) посетил 6 июня строящийся храм и нашёл, что для завершения строительства потребуется ещё не менее 60 000 рублей (Посещение Его Преосвященством Преосвященнейшим Никодимом, епископом Астраханским и Енотаевским, прихода Спасо-Преображенской церкви ст. Атаманской 6 июня 1913 года //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1913. - № 17. - С. 488).

Так как окончание постройки ещё затягивалось, а необходимость в храме для жителей Архиерейского посёлка была самой насущной, решено было по благословению владыки приспособить под временный храм начатое в июне здание женской Министерства народного просвещения школы. Это здание каменной постройки было закончено и освящено владыкой Никодимом 17 ноября 1913 года. Одна из комнат этого здания была специально приспособлена для проведения в ней богослужений (Освящение Его Преосвященством Преосвященнейшим Николшом. епископом Астраханским и Енотаевским, каменного здания для женской МНП школы на Архиерейском посёлке //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1913- - № 33- - С. 863 – 864).

Только 9 мая 1916 года был наконец-то освящён главный престол храма в Архиерейском посёлке в честь Николая Чудотворца. 26 июля того же года викарием Царевским епископом Иннокентием (Кременским) был освящён первый придел в честь Преподобного Серафима Саровского, а 26 ноября был освящён второй придел в честь Великомученика Георгия Победоносца. Все основные работы по строительству храма вместе с устроением отопления были закончены (Освящение Преосвященнейшим Иннокентием, епископом Царевским. храмов //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1916. - № 19 - 20. - С. 369). Оставалось только позаботиться о росписи стен храма и построении колокольни, которая по проекту должна была находиться отдельно от храма.

Никольский храм в Архиерейском посёлке был построен по проекту архитектора Малаховского и представлял из себя почти точную копию сохранившегося храма Рождества Богородицы в селе Никольском. Только в отличие от Рождество-Богородицкого храма в нём совершенно была упразднена трапеза и колокольня должна была находиться отдельно, боковые главы вместо каменных были сделаны деревянными, а приделы расширены. Колокольню в связи с революционными событиями так и не поставили, а вместо неё рядом с храмом была сооружена временная звонница. В 1923 году обновленцам на время удалось захватить Никольский храм.

Вот как это описывается у А.И. Кузнецова: “На Николу (6 декабря по старому стилю) епископ Анатолий (Соколов, обновленческий архиерей) решил служить на Трусове в Никольской церкви, не принадлежавшей обновленцам. Церковный совет уведомил епископа, чтобы он не приезжал к богослужению, так как прихожане, дескать, не состоят с ним в молитвенном общении. Настоятель церкви Серафим Аврорский поддерживал позицию церковного совета. По случаю престольного праздника к богослужению было приглашено городское духовенство с возглавлением о. Николая Пальмова. К 9 часам утра все собрались в храме, и тут произошло неожиданное: о. Серафим Аврорский вышел с крестом для встречи архиерея. Приехал епископ Анатолий (Соколов). Произошло замешательство.

Староцерковное (т. е. православное) духовенство покинуло храм, церковный староста и прихожане разошлись. Епископ Анатолий (Соколов) служил литургию, а затем о. Серафим Аврорский запер храм, ключи унёс с собой. Этот огромный прекрасный храм стал обновленческим” (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. - СПб., 1994. - С. 289).

Но по милости Божией обновленцы недолго властвовали в этом храме. 30 сентября 1924 года было зарегистрировано Никольское религиозное общество (православное) Трусовского посёлка Астраханского уезда, за которым и было закреплено богослужебное имущество Никольской церкви (ГААО.-Ф. 1632.-Оп.З.-Д. 219.-Л. 38 (об.).

За православной общиной церковь оставалась до начала 30-х годов, когда была отобрана властями. Храм закрыли, а вскоре и снесли.

Недолго радовал своим видом жителей Форпоста Никольский храм, от него в память всем астраханцам остался образ Божией Матери “Скоропослушницы”, написанный на Святой Горе Афон в обители святителя Иоанна Златоуста в 1911 году. Этот образ был специально заказан для строящегося храма и привезён в Астрахань в том же 1911 году. Сейчас этот образ хранится в Успенском соборе в кремле и почитается верующими как большая святыня.

 

 (Материалы взяты из книги

 “Астрахань. Храмы и монастыри”. Астрахань. 2002.

Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епархия, Администрация г. Астрахани, Изд. “Новая линия” -

по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы,

архиепископа Астраханского и Енотаевского).

 

 

Православие.Ru 

верх
[Главная] [ДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ АСТРАХАНСКОЙ ЗЕМЛИ] [НЕДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ]

 

 

 

Hosted by uCoz