Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

Церковь в честь иконы Божией Матери «Тихвинския»

Первоначальная история этого храма уходит своими корнями ко времени существования на южном берегу Кутума домовой архиерейской пристани. Уже в 1666 году астраханскому митрополиту Иосифу было отведено порожнее место «под двор и под амбары на Косе против Кабацких ворот» (Сейчас это район площади Октябрьской у Дома быта «Кристалл»). Но это место оказалось не совсем удобным: здесь постоянно становились государевы лодки, всякие струги и плоты и происходила выгрузка леса так, что ни двора, ни амбара архиерейскому дому здесь построить не было возможности.
В 1678 году астраханский митрополит Парфений просил у царя Алексея Михайловича вместо этого другое место на берегу реки Кутум, выше рыбных исад (Этот рынок простирался по берегу Кутума от Гарянских до Спасских ворот Белого города). Место это оказалось никем не занято, и по царской грамоте митрополиту был дан указ на его владения (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 76).
Здесь, на архиерейской пристани, с давних времён стояла часовня, что следует из указа, долго хранившегося в архиве Духовной Консистории. Из него видно, что Астраханский митрополит Сампсон в 1711 году поручил старосте Рождество-Богородицкой церкви Михаилу Сербину «за Косыми вороты, подле городовой стены, где стояла часовня, построить лавки с погребами» (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 84). В 1719 году на этом месте, по благословению Астраханского епископа Иоакима, была построена деревянная церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а под ней устроены амбары (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 86). Располагалась эта церковь за Гарянскими воротами Белого города (т. е. в районе перекрещивания современных улиц Кирова и Трусова, где находится ЦУМ).
В1737 году эта церковь по совершенной своей ветхости была сломана, а на её место, по благословению Астраханского епископа Илариона, архимандритом Спасо-Преображенского монастыря Мефодием была перенесена деревянная Воскресенская церковь из Воскресенско-Болдинского монастыря. Перенеённая церковь опять была освящена в честь Тихвинской иконы Божией Матери т(ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 5).
 Сколько здесь простояла эта новая Тихвинская церковь неизвестно, только по доношению в 1749 году Астраханского епископа Илариона Святейшему Синоду все лавки, находившиеся на архиерейской пристани, погорели во время случившегося в городе 30 августа 1747 года пожара. Погорела также загородная, на реке Кутум, хлебная пристань и 22 кладовых амбара, а места под ними по новому городскому плану от дома архиерейского отошли (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. — Астрахань, 1903. - С. 169).
 Так что если Тихвинская церковь и не сгорела во время пожара, то после 1749 года о её нахождении на бывшей архиерейской пристани не было и речи. Но куда же она делась? Об этом мы узнаем из дела о покупке астраханским архиерейским домом виноградного сада на Чёрном бугре.
В1741 году епископом Иларионом для астраханского архиерейского дома был куплен виноградный сад «на Чёрном бугру», по протоке Луковке, на левой стороне против пахотной земли Преосвященного митрополита и «Покровского сада» (Сейчас Чёрный бугор находится к северу от старого православного кладбища, через трамвайную линию и на нём расположены дачи). Этот сад принадлежал до покупки барону Черкасову и был очень ухожен: в нём насчитывалось 4 583 куста винограда, кроме плодовых деревьев. Кроме того, в нём был устроен кирпичный заводик и винодельня. Обстроен он был кирпичными зданиями, которые были приписаны к загородному архиерейскому дому. Сюда же была перенесена и деревянная Тихвинская церковь, уже долгое время стоявшая «в пусте» на архиерейской пристани (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 170). Но здесь церковь простояла недолго.
В1755 году по настоятельной просьбе казённой садовой конторы этот сад был продан архиерейским домом в пользу Двора Ея Императорского Величества. Садовую контору, которую в то время возглавлял гусарский поручик Иван Паробич, прельстило удачное расположение сада на Чёрном бугре. Здесь Паробич намеревался заняться посадкой «всяких заморских деревьев, привозимых из Персии» (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 170). Вместе с садом в ведение садовой конторы перешла и бесприходная Тихвинская церковь. Так как на Чёрном бугре в ней не было необходимости, то Паробич в 1757 году переносит её на Кулаковский бугор (к югу от Астрахани), где в то время устраивалась слобода для служащих садовой конторы.
На новом месте Тихвинская церковь была освящена 26 июня 1757 года спасским архимандритом Мефодием (будущим епископом Астраханским). К1773 году церковь сильно обветшала, почему она и была разобрана, перестроена и за казённый счёт перенесена в самый центр находившегося при садах селения (на Паробичев бугор, названный так в честь содержателя казённых садов Ивана Паробича). К храму тогда же был пристроен придел в честь Великомученицы Екатерины, освящённый 14 декабря 1773 года кафедральным протоиереем Василием Памфиловым. Сам Тихвинский храм был освящён в 1777 году (ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 20).
В начале XIX века известный астраханский благотворитель надворный советник Иван Андреевич Варваций решил построить на Паробичевом бугре новый каменный Тихвинский храм. Церковь была заложена 26 июня 1802 года, а в 1805 году уже закончена. Храм освятил сам Астраханский архиепископ Платон (Любарский) 25 июня 1805 года. В трапезе храма были устроены два боковых придела: южный - в честь Святителя Иоанна Златоуста, а северный - в честь Великомученицы Екатерины. Освящены оба придела протоиереем Василием Памфиловым: первый 29 июня, а второй 30 июня того же года. Старая же деревянная Тихвинская церковь была перенесена в селение Новопавловское Астраханского уезда (ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 21).
Иван Андреевич Варваций до самой своей кончины в 1825 году постоянно заботился о благоустроении Тихвинской церкви, оказывая ей самое пристальное внимание. Причиною такого внимания, как и самого построения храма, было глубокое почитание И.А. Варвацием образа Тихвинской Божией Матери.
В день празднования этой иконы 26 июня 1770 года произошло знаменитое Чесменское сражение между Русской и Турецкой флотилиями, закончившееся славной победой русских моряков. В этом сражении принимал участие и молодой греческий патриот - Иоаннис Варваркис, ставший впоследствии российским надворным советником (Марков А.С. История Астрахани в событиях и фактах. - Астрахань, 1996. - С. 72).

ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ВИД ХРАМА
Судя по всему, храм был построен в классическом стиле. С западной, северной и южной стороны он был украшен портиками с колоннами. Двухъярусная колокольня находилась в одной с ним связи. Старанием И.А. Варвация была произведена и внутренняя роспись храма. В январе 1823 года для храма были устроены три новых иконостаса, вызолоченные на полимент, а также два заклиросных резных киота для местных икон. И иконостасы и киоты были сделаны на средства астраханской мещанки Марии Никифоровны Перетрутовой в память о чудесном спасении императора Александра и его семьи во время крушения поезда на станции Борки 17 октября 1888 года (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 14 («Клировые Ведомости за 1907 -1909 гг.»). - Л. 97).
 На западной стене храма на паперти находилась большая мраморная доска, повествующая на русском и греческом языках параллельно о построении в 1805 году Тихвинского храма (Марков А .С. История Астрахани в событиях и фактах. - Астрахань, 1996. - С. 71).
Рядом с храмом первоначально находилось кладбище, со временем упразднённое, но церковный причет бережно сохранял оставшиеся в его ограде два склепа-памятника, под которыми покоились супруга храмоздателя И.А. Варвация и две его дочери с мужьями.
Из святынь, хранившихся в храме, был особо замечателен серебряный ковчег для хранения Святых Даров весом 5 фунтов, вокруг основания которого была сделана надпись: «Сооружён сей ковчег к храму Пресвятой Богородицы Тихвинской во время главного командира при кабинете Его Превосходительства Адама Васильевича Олсуфьева старанием при казённых садах содержателя премьер-майора Ивана Андреевича Паробича 1761 года 15 сентября» (Летопись градской Тихвинской церкви //Астраханские Епархиальные Ведо-мости. - 1881. - № 6. - С. 94).
После революционных событий 1917 года Тихвинская церковь постоянно находилась под юрисдикцией Православной Церкви. В 1938 году церковь была отобрана советскими властями. О её закрытии мы находим свидетельство у А.И. Кузнецова: «Священник Тихвинской церкви о. Павел Нечаев был привлечён к суду за неуплату крупной суммы подоходного налога. На его имущество был наложен арест, а затем оно было изъято финорганами. В связи с таким положением он был вынужден покинуть церковь. Её закрыли и тут же снесли» (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. - СПб., 1994. - С. 333).
 Сейчас на месте храма стоит громоздкое железобетонное здание телефонной станции.
 

(Материалы взяты из книги
 «Астрахань. Храмы и монастыри». Астрахань. 2002.
Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епархия, Администрация г. Астрахани, Изд. «Новая линия» -
по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы,
архиепископа Астраханского и Енотаевского).
 

(СМ. ИКОНА ТИХВИНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ)
 

Православие.Ru 

верх
[Главная] [ДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ АСТРАХАНСКОЙ ЗЕМЛИ] [НЕДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ]

 

 

 

Hosted by uCoz