Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

Церковь Святой Живоначальной Троицы

В конце XVII века в Астрахани появились первые солдатские слободы. Начало им положили присланные сюда несколько полков московских стрельцов. Эти стрельцы ещё с 1682 года, после знаменитого стрелецкого бунта, были в опале. Из Москвы их выслали в Симбирск, а из Симбирска в 1694 году отправили ещё дальше - в Астрахань. «Московский выписной» полк П. Козлова, такой же полк И. Спешнева и Казанский полк Т. Бордовика с этого времени стали постоянной частью Астраханского гарнизона. После нового стрелецкого бунта в Москве в 1698 году правительство решило оставить московских стрельцов в Астраханском крае на «вечное житьё». Полк Козлова перевели в Терки, а полк Спешнева оставили в Астрахани, куда к стрельцам были переведены и их семьи ( Голикова Н.Б. Астраханское восстание 1705 -1706 гг. - М., 1975. - С. 47).
 Сразу же встал вопрос об их расселении. В Кремле и Белом городе свободного места давно уже не было, а в Земляном городе незаселённым оставался лишь район солончаков, располагавшихся за Решётчатыми воротами. Земля здесь была мало пригодна для обработки, и кругом то и дело попадались озерки, солончаковые «топлые места» и пустыри. Здесь и расселили московских стрельцов, которые постепенно стали занимать место и на располагавшемся рядом бугре, впоследствии названного Симбирским (О существовании в Астрахани Симбирского бугра и о его месторасположении смотри «Ключаревскую летопись» (Астрахань, 1887 год, стр. 31): «Умершие в моровую язву (1692 -1693 гг.) погребены на Симбирском бугре - к Паробичеву бугру на правой руке от дороги»).
 По указанию Н.Б. Голиковой, на этом бугре, большей частью занятом садами и виноградниками астраханских жителей, постепенно образовались две слободки, первоначально называвшиеся просто солдатскими, а позже получивших наименование Балахонской и Симбирской (Голикова Н.Б. Очерки по истории городов России конца XVII - начала XVIII вв. - М., 1982. - С. 14), и Балахонская слобода как раз занимала район солончаков и северный склон Симбирского бугра. Конечно, здесь у Н.Б. Голиковой имеется некоторое несоответствие, так как первоначальны-ми жителями этих слобод были московские стрельцы, которые были вывезены из Астрахани после знаменитого стрелецкого «свадебного» бунта 1705 -1706 годов. Лишь после 1707 года здесь стали расселять на постоянное жительство солдат (Указание на это у самой же Н.Б. Голиковой («Очерки по истории городов России конца XVII - начала XVIII вв.», Москва, 1982 год, стр. 16)).
 Отчего и слободы, прежде называвшиеся Симбирской и Балахонской, слились в одну и стали именоваться просто Солдатской (В Земляном городе в то время имелась ешё одна Солдатская слобода, образовавшаяся на месте прежних стрелецких слобод: Змиевой и Казанской).
За неимением собственного храма стрель-цы стали ходатайствовать о его построении и вскоре получили разрешение от астраханского митрополита Сампсона. Так появился новый приходской храм, названный в честь Святой Троицы. По преданию, деревянная Троицкая церковь была выстроена благодаря старанию и на средства астраханских купцов Скворцовых (Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний. - СПб., 1809. - С. 302) и первое упоминание о ней относится уже к 1709 году (У протоиерея Василия Мартынова в его «Описании церквей Астраханской епархии» (ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.), - Д, 4, - Л. 14) первое упоминание относится к 1712 году, но протоиерей Иоанн Саввинский в своей «Исторической записке об Астраханской епархии» (Астрахань, 1903 год, стр. 96) указывает на дело Астраханской Духовной Консистории, где Троицкая церковь упоминается уже в 1709 году).
В 1728 -1729 годах прихожанин церкви поручик князь Михаил Ураков в благодарность за избавление от бушевавшей незадолго перед тем в Астрахани эпидемии чумы построил при Троицкой церкви небольшой деревянный храм в честь Великомученика Харлампия (Этот святой угодник имеет дар от Господа помогать в избавлении от заразительных, т. е. эпидемических, болезней).
Этот храм был освящён 23 мая 1729 года архимандритом Иоанно-Предтеченского монастыря Иларионом (будущим архиепископом Астраханским).
В 1796 году этот придельный храм был перенесён на Иванчугский учуг и переименован в честь Пресвятой Троицы. Сама астраханская Троицкая церковь в декабре 1797 года была перестроена из-за ветхости. В трапезе её с южной стороны был устроен придел в честь Святителя Василия Парийского на средства астраханского купца Василия Андреевича Попова. Троицкая церковь была освящена архиепископом Платоном (Любарским) 20 декабря 1797 года, а придел им же -13 февраля 1799 года (ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 14).
Постепенно, уже в начале XIX века число прихожан Троицкой церкви стало заметно уменьшаться. На территории прихода стали селиться большей частью инославные: армяне, лютеране - и мусульмане: татары и персы. Слобода утеряла своё прежнее название - Солдатская - и стала именоваться уже Армянской. Недалеко от Троицкого храма в скором времени появились армянская церковь, лютеранская кирха, католический костёл и персидская мечеть (Об устройстве при Астраханской градской Троицкой церкви церковно-приходского совета и попечительства //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1908.-№9.-С. 344). В 1831 году из-за оскудения прихода Троицкая церковь по указу Святейшего Синода была приписана к Ильинской церкви (ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 14).
В 1873 году из Святейшего Синода было прислано новое расписание приходов, по которому Троицкий храм снова становился самостоятельной приходской церковью (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 332).
К концу XIX века храм сильно обветшал, но, благодаря содействию астраханского епископа Сергия (Серафимова), были произведены капитальные работы по его восстановлению. В 1898 году, вместо подгнивших нижних венцов, был подведён под весь храм каменный фундамент (ГААО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 743. - Л. 33).
Трапеза храма с обеих сторон была расширена, приделы из неё были перенесены и устроены на одном уровне с главным алтарём. Арка в главный алтарь была раскрыта, потолок трапезы поднят, а также был поднят и алтарь главного придела. Сверху храм был покрыт железной крышей, а внутри него был выложен каменный пол. Перенесённый из трапезы к центральному алтарю боковой придел в честь Святителя Василия Парийского был переименован и назван в честь Преображения Господня. Он был освящён 26 сентября 1899 года епископом Сергием. В 1897 году при Троицком храме был устроен новый придел в честь Святителя Николая Чудотворца, посвящ ённый бывшим в 1896 году торжественным коронованиям императора Николая Александровича и императрицы Александры Фёдоровны. Этот придел был освящён епископом Сергием 5 декабря 1897 года (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 14 («Клировые Ведомости за 1907 -1909 гг.»). - Л. 116).
Во время восстановительных работ в Троицком храме с 1898 по 1900 год внешний и внутренний облик его сильно изменился в лучшую сторону. Все эти работы были произведены старанием настоятеля храма протоиерея Григория Степанова, посвятившего Троицкому храму почти 26 лет своего служения (Об устройстве при Астраханской градской Троицкой церкви церковноприходского совета и попечительства //Астраханские Епархиальные Ведомости. 1908.-№9.-С. 343-348).

ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ВИД ХРАМА
Троицкий храм был выстроен из сосновых брёвен, обшитых тёсом, с деревянной двухъярусной колокольней в одной связи. Вид имел совершенно простой, без особых украшений (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 18 («Клировые Ведомости за 1912 -1913 гг.»). - Л. 163).
Внутри храм был полностью отделан под мрамор масляною краскою в 1900 году. Тогда же потолки его были расписаны живописными священными изображениями. В 1901 году были изготовлены новые иконостасы для главного и придельных алтарей, вызолоченные на полимент, с иконами академического письма. Тогда же были изготовлены и новые резные киоты для местных икон (ГАА О. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 14 («Клировые Ведомости за 1907 - 1909 гг.»). - Л. 116).
В 1923 году Троицкий храм был захвачен обновленцами (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. - СПб., 1994.—С. 285; ГААО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 743. - Л. 33). В 1935 году советские власти храм закрыли, а в 1937 году снесли (Кузнецов А.И. Историческая Астрахань и её памятники: рукопись. - Кн. 2. - Астрахань, 1970. - С. 25).
Находился он в районе современной улицы Псковской, 7, ближе к Троицкому мосту.
 

(Материалы взяты из книги
 «Астрахань. Храмы и монастыри». Астрахань. 2002.
Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епархия, Администрация г. Астрахани, Изд. «Новая линия» -
по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы,
архиепископа Астраханского и Енотаевского).


 

Православие.Ru 

верх
[Главная] [ДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ АСТРАХАНСКОЙ ЗЕМЛИ] [НЕДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ]

 

 

 

Hosted by uCoz