Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

Крещение Господне. Богоявление

19 января3_13

 

 

 тропарь, глас 1

Во Иордане крещающуся тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

(Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особой ясностью) явление Святой Троицы: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность этого слова (свидетельства Бога Отца). Явившийся Христос Бог и просветивший мир, слава Тебе!)

 

В Православной Традиции сегодняшний Праздник имеет три именования: Крещение Господне, Богоявление и Просвещение. Каждое из этих именований содержит особый смысл нынешнего события.

Иисус Христос принял крещение в водах реки Иордан в возрасте 30 лет. Перед вступлением Его на путь служению во спасение мира, Богом был послан пророк Иоанн Предтеча, предшественник, "посланный приуготовить пути Бога". Святитель Иоанн Предтеча (бывший, кстати сказать, родственником Иисуса Христа по материнской линии), был всего на полгода старше Иисуса, однако он понимал и принимал божественное происхождение Христа. Он говорил своим ученикам, спрашивавшим: не он ли и есть тот Мессия, которого ждут израильтяне для своего избавления? - что он крестит лишь водой, но грядет сильнейший его, который будет крестить огнем и Духом Святым, и он недостоин даже понести обувь его и завязать ремни на его сандалиях.

 Когда Предтеча крестил людей в водах реки, к нему пришел и Иисус Христос, чтобы тоже принять таинство крещения.

Иоанн Предтеча остановил Господа и произнес: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне"? Но Иисус настоял на необходимости обряда крещения, для того, чтобы "исполнить всякую правду" (то есть заветы пророков иудейских), а также - "водами погребсти человеческий грех", как говорил преподобный Иоанн Дамаскин, и подать всем грядущим поколениям образ и пример крещения.

Праздник Крещения именуется также Богоявлением, поскольку именно при этом таинстве были явлены все три ипостаси Троицы, - Бог Сын, Иисус Христос - крестился во Иордане, Бог Отец голосом свидетельствовал, - "Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мк., 1, 11), и Бог Дух Святой, - сошедший с небес на Христа в виде голубя.

 "И в те дни пришел Иисус из Назарета Галилейского, чтобы креститься от Иоанна в Иордане", - читаем мы в Евангелии. Ему не в чем было каяться, Ему незачем было принимать крещение покаяния. Иоанн Креститель пытается остановить Его, но слышит, что именно "так надлежит нам исполнить всякую правду". Принимая крещение от Иоанна, Христос отождествляет Себя со всеми грешниками, нуждающимися в прощении, возрождении и спасении. Погружаясь в воды Иордана Он "берет на Себя грех мира" (Ин.1,29), чтобы искупить и возродить тех, кто способен пережить кризис покаяния, ощутить жажду обновления. Это и будет исполнением Божией Правды, тем божественным оправданием, к которому устремляли свой взор великие библейские пророки дохристианской эпохи.

И когда выходил Иисус из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. Реальность божественной жизни, непроницаемой и неизреченной, сокрытой от всякого человека, в эту минуту раскрывается перед Ним. "И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк.1, 4-11)".

Всякое образованное ухо, а иудеи того времени были достаточно образованы в Св. Писании, понимало смысл этих слов, составленных из цитат ветхозаветных пророков: "Ты Христос, Мессия, Спаситель, но не тот Спаситель, который возьмет в руки меч, а тот, который пострадает за людей"…

Приняв крещение ради грехов человеческих, Христос положил начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа. "Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царстве Небесное", - говорит Господь в Евангелии. Православное Таинство Святого Крещения - это не дань традиции и не символический обряд омовения водой. Это Крещение водой и Духом, в котором мы рождаемся для жизни с Богом, в котором Дух Святой как в горниле переплавляет душу, истребляет грехи и делает ее чище и блистательнее всякого золота.

Условия, при которых может совершаться Крещение - покаяние и вера. К Крещению можно приступить, лишь отказавшись от своих грехов и осудив их. Но если нет веры, нет покаяния, "если… душа не свергла с себя страстных нечистот, и жизнь после крещения сходна с жизнью до крещения, то… для таковых вода останется водою", - наставлял готовящихся к Крещению святой Григорий Нисский в IV веке. Об этом всегда предупреждали святые Отцы Церкви. Чтобы выйти из Таинства Крещения новым человеком, нужно стремиться быть новым и, насколько хватает сил, уничтожать в себе остатки прежних греховных навыков…

"…" Великое водоосвящение начинается с таких слов: "Придите, примите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа". Освящая воду, Церковь напоминает нам и следующие слова Священного Писания: "Ищите Господа сейчас, когда можно найти Его. Призывайте Его, когда Он близко" (Ис.55,6).

"…" Праздник Крещения Господня это вовсе не день массового набора святой воды. Этот праздник дарит нам ощущение того, что как бы ни была изломана наша жизнь, каким бы мраком нравственной грязи, неправды и вражды мы не наполняли ее, все можно очистить, обновить, возродить с помощью Божией. Были бы только желание и вера. И брызги освященной воды, обжигающие наши лица своей пронзительной благодатной чистотой, будят и оживляют наши чувства, отзываются ощущением радости и новизны жизни, соприкоснувшейся со святыней.

Крещение Господне. Крещенская вода

автор: диакон Вадим Гупало

 

Начало празднования Богоявления относится ко временам святых апостолов. В своих установлениях они заповедают праздновать Крещение Господне, так как в этот день совершилось явление Божества Иисуса Христа, была подтверждена его Божественная сущность. В Православной церкви этот праздник отмечается так же торжественно, как и Рождество Христово. Сами последования богослужений в эти праздники похожи между собой. Ближайший воскресный день перед Крещением называется Неделей перед Просвещением, ибо в древности в это время, как и перед Пасхой, совершались массовые крещения готовых к этому Таинству людей. Поэтому на литургии в праздник Крещения Господня поются слова апостола Павла "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся", то есть "все вы, во Христа крестившиеся, - во Христа облеклись" (Гал. 3,27).

День, предшествующий празднику Богоявления, называется Крещенским сочельником. По своему уставу он вполне соответствует сочельнику Рождественскому и также является днем строгого поста.

В Крещенский сочельник и в сам день Богоявления, только два раза в году, в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освещения воды, - торжественно, с крестным ходом на реки и водоемы, в воспоминание Крещения Спасителя, освятившего все водное естество земли Своим погружением в воды иорданские. На водных источниках прорубается во льду отверстие - обычно в виде креста, традиционно именуемое "иордань".

Обычай освящения воды получил свое начало в первые века христианства. Богоявлен-ская вода имеет чудесное свойство не портится в течение года или даже нескольких лет, об этом, в частности, свидетельствует великий учитель христианской Церкви !У века, святитель Иоанн Златоуст.

Крещенская вода - особо благодатное средства для освящения домов, а также для очищения людей, купающихся в ней, или пьющих ее, снимающая всякое неблагоприятное энергетическое воздействие.

 

Агиасма

В переводе с греческого агиасма - святыня.

Так называют воду, освященную по особому чину. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое - только в праздник Крещения Господня.

Ошибочное поверье живет в нашем народе: будто бы Крещение и Богоявление - не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, - это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, - крещенская.

Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это - бессмысленное суеверие. И в праздник Крещения, и в сочельник вода освещается одним и тем же чином, в память сошествия Господа нашего Иисуса Христа в воды реки Иордан.

О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием, и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благословение Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы, чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго, сподобились освящения. Крещение Господне освятило само естество воды. Любая вода в этот день содержит залог благодати.

Пить агиасму надо натощак, с утра, но по особой нужде в помощи Божией можно в любое время дня и ночи. Хранить - в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (никак не в холодильнике!) При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Ею можно окроплять жилище.

 

Интересно, что Четвертая Книга Царств, написанная за много лет до пришествия Спасителя, повествует об исцелении в Иордане не израильтянина, а чужеземца язычника - са-новитого сириянина, страдавшего проказой:

"И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься ? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, [если] [бы] что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист". И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля!".

Несомненно, эта история была прообразом того, что с пришествием Мессии иорданские воды станут источником спасения не только для иудеев, но и для всех народов, уверовавших во Спасителя.

Крещение Господне явилось Богоявлением не только в смысле явления Самого Христа народу, но и в смысле первого явного Новозаветного откровения о Троице, каковое богословы называют Феофаниями, что в переводе с греческого - то же, что и Богоявления.

Таким образом, нынешний день поистине соединяет в себе Богоявление, Крещение и Просвещение мира его Создателем. Спаситель явил себя миру, освятил воды, сделав их купелью Крещения и просветил мир благодатию Духа Святаго и откровением о Едином Божестве в Трех Лицах.

 

Митрополит Антоний Сурожский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Проповеди

Праздники Господские

Крещение Господне

(19 января 1973 г.)

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды... В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие, и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества - но так ярко в Ветхом Завете - мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений...

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха - Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня - один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество - это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего - и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы - не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

 

Источники:

Православие. Полная энциклопедия. М. «ЭКСМО». СПб. «Сова». 2003.

http://delo.teolog.ru/deloN9027

К. Слепинин. Азы Православия. СПб, 1999.

Православие и мир.

http://www.pravmir.ru/article_801.html

Правая. ru.

http://www.pravaya.ru/news/6281

Православие и современность. Информационно-аналитический портал
Саратовской епархии Русской Православной Церкви

Православие и современность. Электронная библиотека.
http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/antony/preach/14.html

 

Православие.Ru 

верх
[Праздники] [СПИСОК ПРАЗДНИКОВ]

 

 

 

Hosted by uCoz