Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

Троица

(Пятидесятница)

переходящий праздник)3_14_1

тропарь, глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

 

(Достоин прославления Ты, Христос Бог наш, Который сделал рыбаков (апостолов) премудрыми, нисполав им Святого Духа, и через них уловил (привлек к вере) вселенную (весь мир). Человеколюбче, слава Тебе!)

 

этот праздник совершается через семь недель после Святой Пасхи. Он посвящен сошествию Святого Духа на апостолов, произошедшего на пятидесятый день по Воскресении Христовом, поэтому имеет и второе название – Пятидесятница.

Название Пятидесятницы этот праздник получил также потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день.

Однако основное название праздника  - День Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.

Пятидесятница у иудеев была одним из трех великих праздников. В этот день вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Этот праздник был торжественный и радостный, и они стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других странах.

В третьем часу (по нашему – в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13), где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов – ''исполнишася вси Духа Свята''. И Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов.

Будучи бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. ''Ибо, - рассуждает св. Григорий Богослов, - как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо''. Но ''да не подумает кто-либо, - поучает св. Лев Великий, - что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святого Духа''. ''Взор человеческий как не может зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа''.

Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. И каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он никогда не был. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.

Между тем, шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые, которые ''насмехаясь, говорили'', что апостолы ''напились сладкого вина'' (Деян.2,13). Тогда св. апостол Петр произнес первую проповедь, в которой указал в славном событии, совершившемся в сей день, на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, ''они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия ?'' ''Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа'', - отвечал им Петр. После сего ''охотно принявшие слово'' немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой ''присоединилось в тот день душ около трех тысяч'' (Деян.2,37-41). Так, полным торжеством Святого Духа над неверующими, окончилось это событие. Троекратно Иисус Христос даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания – неявно (Мф.10,20), по воскресении через дуновение – явственнее (Ин.20,22), и ныне послал Его существенно.

Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия.

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали ''Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и СопТроица_Гостеприимство Авраамарисносущнаго и Пресвятаго Духа'' – ''Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную''.

В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне. Чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, к достойному принятию бесценных даров благодати Божией, вечерню положено проводить вслед за литургией.

День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию.

Гостеприимство Авраама. Церковь Архангелов Михаила и Гавриила в Городце. Псков. Первая треть XVI в.

На Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная; так, вероятно, была украшена и Сионская горница в тот благословенный день. На этот обычай могло иметь влияние и явление Бога в виде трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, где была куща (шатер) патриарха.

Новозаветная Церковь сохранила этот обычай, усвоила ему и новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.

Святая Троица (Ветхозаветная) в изображении прославленного иконописца Андрея Рублева считается канонической.

Изображение же Бога Отца в виде старца запрещена еще в 15 веке соборно (как и сама Новозаветная икона Троицы – «Отечество»), однако иногда такие иконы и росписи можно встретить в старых храмах. Считается, что Бог Отец не изобразим, а изображение Духа Святого в виде голубя допустимо только на иконе Крещения Господня, поскольку именно там Он являлся в таком виде. А вот  при нисхождении Духа Святого на апостолов Он явился в виде языков пламени, а на горе Фавор накрыл видящих его сияющим облаком, - так что Дух Святый, как и Бог Отец «несть существом голубь (облако, огненные языки), но существом Бог есть, а Бога никтоже виде нигдеже». 3_14_3

Новгородская икона нач. 15 в. 3_14_4

По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 г.), иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублева, т. е. не различая ипостасей, подписывая же только "Святая Троица".

ТРОИЦА, один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Св. Дух. Термин появился в кон. 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (т. н. тринитарные споры), догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (381) вселенских соборах; его отрицали многие секты (Антитринитарии).

 

И до сих пор действует запрет на изображение Святой Троицы непосредственно в виде трех ипостасей: Отца, Сына и Святого Духа, так как триединость Бога непостижима человеческим умом и принципиально неизобразима. Троица изображается в символическом виде, наиболее часто используется сюжет гостеприимства Авраама - явления ему трех ангелов.

 «Явися же ему Бог у дуба Мамврийска седащу ему пред дверми сени своея в полудни. Воззрев же очима своима, виде, и се трие мужи стояху над ним. И видев притече в сретение им от дверей сени своея и поклонися до земли. И рече: Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего. Да принесется вода, и омыются ноги ваши, и прохладитеся под древом. И принесу хлеб, да ясте, и посем пойдете в путь свой, его же ради уклонитеся к рабу вашему. ... И взя масло и млеко и тельца, его же приготова. И предложи им. И ядоша. Сам же стояше пред ними под древом».

Православная традиция рассматривает это событие как откровение Аврааму триипостасного Бога в ангельском образе. Три ипостаси Бога мыслятся как нераздельные, но и неслиянные - как единосущная Святая Троица. Древнейший тип композиции Ветхозаветной Троицы - т. н. изокефальный, т. е. равноправный (при котором одинаковые ангелы в одинаковых одеждах и одинаковых позах сидят за столом) пришел с Запада. Рублевская Троица со вписанными в круг фигурами ангелов также не выделяет среди них отдельные ипостаси, но каждый из ангелов обладает своей индивидуальностью.

 http://www.megabook.ru/BES_98/encyclop.asp?Topic=topic_tris51

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

http://www.zavet.ru/kalendar/tr.htm

Троица. Андрей Рублев.

http://nesusvet.narod.ru/ico/icons/001.htm

Никольский Благовестник

О месте иконы Живоначальной Троицы в праздничном ряду русского иконостаса

http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=13

Кубань православная. Форум.

http://orthodoxkuban.com.ru/forum/viewtopic.php?p=41182

Академик Б.В.Раушенбах "...ПРЕДСТОЯ СВЯТЕЙ ТРОИЦЕ" (Передача троичного догмата в иконах) > Humans.ru > Клуб ЧеловекИ > ТРОИЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ > Академик Б.В.Раушенбах "...ПРЕДСТОЯ СВЯТЕЙ ТРОИЦЕ" (Передача троичного догмата в иконах)
http://www.humans.ru/humans/120801

 

Православие.Ru 

верх
[Праздники] [СПИСОК ПРАЗДНИКОВ]

 

 

 

Hosted by uCoz