Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr 14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарь ПерсоналииСвятые места ПраздникиСобытияСтатьи
О КОЛОКОЛЬНОМ ЗВОНЕ

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. В чине благословения колокола сказано: яко да вси слышащие звенение его или во дни или в нощи возбудятся к славословию имени Святаго Твоего”.

Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы: созывать верующих к богослужению; выражать торжество Церкви и ее богослужений; возвещать тем, кто не присутствует в храме, о времени совершения особенно важных частей Богослужения.

Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание в Пскове и Новгороде). Звоном оповещалась какая-либо опасность; звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. В трагические дни для родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе над врагом. Так, колокольный звон всегда сопутствовал жизни русского народа.

В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства св. Владимиром (988), то есть в конце X века. Русский народ полюбил церковный колокольный звон. Ударная часть колокола называется языком, который подвешивается внутри колокола свободно качающимся, ударом его и производится звук. Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу.

Для верующего человека колокола соделались языком, голосом и трубой. Благовествуя славу имени Христова, колокольный звон напоминает нам слова Господа Вседержителя, сказанные через ветхозаветного пророка Исайю: “На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью..., напоминая о Господе” (Ис. 62, 6).

Не случайно язычники говорили о колокольном звоне: “Это голос христианского Бога слышен!”. Русский православный человек соединил с колокольным звоном все свои торжественные и печальные события. Поэтому православный колокольный звон служит не только указанием времени богослужения, но служит и выражением радости, грусти, торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.

Благовест - это звон в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Он и назван так потому, что несет благую весть о начале службы. Церковный устав знает следующие виды благовеста: праздничный, воскресный, будничный трех степеней торжественности и постный. Будничный наименее торжественный благовест - в малый колокол - назначается к малой Вечерне, Повечерию, Полунощнице и Часам. Благовест ко Всенощной полагается сначала в большой колокол медленно и долго, а затем во все колокола. В великие праздники благовест ко всенощной полагается более торжественным - в большие колокола и продолжительнее. Благовест по воскресным дням, в великие праздники и на Пасху - один и тот же. Церковный устав считает благовест священнодействием, поэтому он сопровождается молитвенным чтением или пением. Благовест к началу службы положено сопровождать пением псалма 118 или чтением 12 раз псалма 50. Это пение требует не менее получаса, чем и определяется продолжительность благовеста. Благовест к Утрени сопровождается однократным чтением псалма 50. Сопровождение благовеста молитвой сообщает ему благодатное освящение, и поэтому его действие на христианскую душу сходно с действием молитвы и богослужения.

 Благовест может звучать не только самостоятельно, но и в составе других звонов. Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов, звон во все колокола различается на: трезвон - это звон во все колокола, затем маленький перерыв и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв и третий раз звон во все колокола, то есть звон во все колокола трижды или звон в три приема. Трезвон по своей форме не ограничен церковным уставом и поэтому может быть различным по составу колоколов, по форме исполнения, ритму, инструментовке. Трезвон - наиболее сложный и яркий колокольный звон (в наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но вообще звон во все колокола). Двузвон - это звон во все колокола дважды, в два приема. Перебор, или погребальный звон, выражает скорбь об усопшем. Перезвон - звон поочередно в каждый колокол, по одному или несколько раз в каждый, начиная с большего и до самого малого; так повторяется много раз.

Сопровождение благовеста молитвой - древнейший обычай. По уставу пр. Пахо-мия (IV в.) "кто ударяет в било перед обедом или перед молитвою должен размышлять о чем-нибудь назидательном".

Большая звонница Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, возведенная в XVII веке, сохранила неповторимый набор колоколов. Она насчитывает 6 основных пролетов (звонов) и 7-й, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы 2-й ярус. С восточной стороны звонницы в специальной башне находятся часы, существующие здесь еще с XVI века. Звонница состоит из 17 колоколов различных размеров и веса.

Три больших колокола: праздничный, полиелейный и часовой - подвешены на вращающихся осях. Звон в них производится древним "очепным" способом, когда раскачивается сам колокол, а не его язык, как это происходит с малыми и средними колоколами. Полиелейный (120 пудов) отлит повелением печерского игумена Корнилия в 1558 году в Пскове. Праздничный, самый тяжелый на звоннице, 161 пуд, в самом монастыре в 1690 году. Часовой (вседневный) колокол (111 пудов) отлит в 1765 году в Москве.

Над большими колоколами расположены по два малых - "тиньки", в третьем и четвертом пролетах - по паре колоколов, именуемых "переборами". Два колокола в двух крайних пролетах называются "бурлаками". Два раза в году, на престольные праздники, звучат четыре колокола Никольской церкви. Уникальный набор колоколов монастырских звонниц позволяет производить все виды звонов, предусмотренных православным уставом. Звоны Псково-Печерского монастыря различаются по типам служб и обрядов: Будничный, Праздничный, Погребальный, Водосвятный, Великопостный.

Звоны, исполняемые на колоколах Большой звонницы, являются уникальными образцами традиционного русского колокольного искусства с более чем пятисотлетней историей. Свидетельства о них содержатся в воспоминаниях путешественников и паломников конца Х1Х-начала XX века. Граф Сергей Шереметьев, побывав в 1890 году в монастыре, писал: “Трезвон всех колоколов необыкновенно стройный и гармоничный; необычайно, но очень хорошо”. Восхищался звучанием колоколов и художник С. А. Виноградов, работавший в монастыре примерно в это время: “А какой здесь звон, какие мелодии перезвонов на древней красавице-звоннице. Как сладостно слушать...”

Составлено по изд.: Новая скрижаль, 1999; Закон Божий под Ред. Слободского; Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря, 2000.

2004 год

Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

фото Н.Антышевой

 

Православие.Ru 

верх
[Статьи] [СПИСОК СТАТЕЙ] [статьи игумена Иосифа (Марьян)]

 

 

 

Hosted by uCoz