Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

История монашества в Астраханской Епархии

Монашество на Астраханской земле появилось в середине XVI столетия, после покорения этих мест русскими войсками. В 1568 году прибыл игумен Кирилл, который должен был устроить здесь Троицкий мужской монастырь.

Кирилл был человек замечательных качеств.

Своей добротой, кротостью и любовью он покорил сердца не только огрубелых в битвах русских стрельцов, поначалу составлявших наибольшую населения города, но и обитавших в окрестностях татар и ногайцев.

Внутренний вид часовни во имя преподобного Кирилла

Внутренний вид часовни во имя преподобного Кирилла

 

Он шел с проповедью слова Божия юрты кочевников, неся свет Христианской любви своими делами: кормил, одевал, исцелял. Татары полюбили странного русского, называя между собою «Кара-Дауд» (Черный Давид), в честь почитаемого мусульманами пророка Давида, а черным - по монашескому облачению- А православные стали почитать игумена Кирилла как местночтимого святого.

На его могиле построена часовня, к которой сейчас идет непрерывный поток паломников разных национальностей. Преподобный Кирилл всех объединил своей молитвой, и до сих пор город Астрахань, такой разнонациональный, не знает межэтнических и межнациональных конфликтов, что поражает очень многих. Все это по молитвам преподобного.

Еще игумена Кирилла местные жители называют строителем астраханским, так как он выстроил в Астраханском кремле  Троицкий монастырь (с тремя храмами) и первый собор в честь - Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Икона, - точный список с чудотворного образа, хранившегося в Успенском соборе города Москвы, была дана игумену Кириллу царем Иоанном Грозным «из его царских чертогов» в благословение новоустроенному граду Астрахани, для укрепления здесь веры православной.

Этот список, также почитаемый чудотворным, долго хранился в Успенском соборе города Астрахани, пока в 1929 году, после закрытия собора, не исчез.

Следующим за преподобным Кириллом устроителем Троицкого монастыря был игумен Феодосий.

Архиепископ Феодосий

Архиепископ Феодосий.

И если Кирилл выстроил монастырь из дерева, то Феодосии полностью перестроил его в камне. Он долгое время был настоятелем знаменитого Толгского монастыря, вблизи Ярославля , много потрудился над его благоустройством.

Здесь на него обратили внимание благочестивый царь Федор Иоаннович и первый патриарх Иов. Они и направили его в Астрахань. Икона преподобного Кирилла, Астраханского строителя

Здесь в Астрахани игумен Феодосии не только перестроил Троицкий монастырь, но и выстроил новый каменный Успенский собор. После освящения собора в 1602 году он был хиротонисан в Москве в первого архиепископа Астраханского . Впоследствии архиепископ Феодосии был известен как обличитель первого самозванца Григория Отрепьева, а после кончины прославился немалыми чудесами и исцелениями. В 2001 году он был причислен к лику местночтимых Астраханских угодников Божиих. Троицкий же монастырь с большими скорбями пережил Смуту в Русском государстве (1605-1612), а братия его во главе с игуменом Феодоритом была сослана мятежниками на безлюдный бугор вблизи Каспийского моря.

Икона преподобного Кирилла, Астраханского строителя.

 

Больше всего Троицкий монастырь прославился тем, что в его стенах вырос великий угодник Церкви, первый Астраханский митрополит - священномученик Иосиф.

Он с 1649 по 1656 год управлял Троицкой обителью, много укрепляя братию на духовный подвиг. Но, к сожалению, первый и славный астраханский монастырь просуществовал недолго. В 1700 году по указу императора Петра I его приписали к Троицко-Сергиевой Лавре. Как подворье этой славной обители Троицкий монастырь хирел, приходил в запустение, пока в 1764 году по указу императрицы Екатерины II не был полностью упразднен. Большинство монастырских построек было снесено. Остался лишь центральный храмовый комплекс: Троицкий собор с двумя смежными трапезными, храмами Сретенским и Введенским и обширной трапезной палатой за ними. Весь этот комплекс находится на подклети, целом полуподвальном этаже, являя собою масштабное монолитное сооружение.Икона священномученика Иосифа

 

Икона священномученика Иосифа.

 

Строительство комплекса было начато еще в 1606 году, продолжено после страшного пожара 1623 года, испепелившего почти весь монастырь, и закончено в 1700 году возведением нового Троицкого собора. И это замечательное сооружение церковной архитектуры пытались снести в 1806 году по распоряжению губернатора Тенишева. Лишь  благодаря заступничеству Астраханского архиепископа Анастасия (Братановского) бывший монастырский комплекс был спасен. Его вернули епархии, и впоследствии здесь был устроен теплый зимний Троицкий собор. В 1929 году этот собор был закрыт, но снести его не решились. Сейчас вид его немного подновили, но внутри еще царит «мерзость запустения».

 

Троицкий монастырь.

 

Также до сих пор стоит вопрос о возвращении бывшего Троицкого монастыря епархии. Лишь Кирилловская часовня с лежащими под спудом мощами преподобного Кирилла возвращена Церкви в 1991 году.

Второй, после Троицкой, астраханской обителью был Спасо-Преображенский мужской монастырь. Основан он был после избавления Астрахани в 1669 году от нашествия войск турецкого султана. Первое упоминание об этом монастыре относится к 15Троицкий монастырь.76 году, хотя первый его храм был освящен только в 1604 году. В 1655 году Спасо-Преображенский монастырь получает статус домового патриаршего. Начинается расцвет обители, оборванный петровскими реформами. В 20-х годах XVIII столетия монастырь чуть не упразднили. В 1726 году архимандрит обители Антоний был оклеветан и выслан в Санкт-Петербург, но сумел все же оправдаться перед Священным Синодом.

В 1731 году настоятелем монастыря стал архимандрит Мефодий, с которым связано время нового расцвета обители. Архимандрит был человеком святой жизни, кротким, смиренным, нестяжательным. На монастырском огороде он работал наравне с другими монахами, так что трудно было понять, кто из них настоятель. Имея великое милосердие к бедным и голодным, он устраивал бесплатную трапезу в обители, раздавая одежду и обувь. При монастыре устроил странноприимницу (богадельню) для бездомных и больных, а также школу для обучения и воспитания русских и калмыцких детей-сирот. За добрые дела астраханцы упросили императрицу Елизавету поставить им Мефодия во епископы. Это произошло в 1758 году.

Впоследствии в Спасо-Преображенском монастыре процвело немало подвижников благочестия: иеромонах Евгений, монах Аркадий, а также блаженный Петр Сазонов, подвизавшиеся здесь в начале XIX века.

Но светильник, сиявший так долго на астраханской земле, был потушен по глубокому неразумию - соборный монастырский Преображенский храм по древности и ветхости был разобран, а новый построить не успели. В 1873 году был получен указ Священного Синода об упразднении Спасо-Преображенского монастыря, богатое наследство которого разделили между местной духовной семинарией, епархиальным домом призрения и епархиальной библиотекой. Сейчас от монастыря сохранилась одна только юго-восточная башня замечательной архитектуры времен «нарышкинского барокко», выстроенная архимандритом Мефодием в 30-х годах XIX столетия.

Вслед за Спасо-Преображенским монастырем в Астрахани в начале XVIII века был основан Вознесенский мужской монастырь. Было это в 1604 году. Стоял он тогда еще за городом, за острогом на бугре, рядом с убогим домом «Царское богомолье», здесь же находилось кладбище для погребения странных (т. е. бездомных). Монастырь был небогатым и поначалу питался одним «Христовым именем». Долго строился соборный храм монастыря, который за время строительства два раза переименовывался (Вознесенский, Знаменский, Благовещенский). Наконец он был освящен в 1699 году. А в 1706 году монастырь был упразднен.

Интересна история упразднения этой обители. Сюда в 1700 году была переведена братия из упраздненного Астраханского Троицкого монастыря во главе с архимандритом Рувимом. В 1705 году в Астрахани вспыхнул стрелецкий бунт, основными руководителями которого были старообрядцы. После подавления бунта архимандрита Рувима по ложному доносу обвинили в поддержке мятежников. Клевета впоследствии открылась, но монастырь закрыли, а архимандрита с братией перевели в Спасо-Преображенский монастырь. В Вознесенский же монастырь, лишив его всех жалованных угодий, перевели сестер из Благовещенского женского монастыря.

Это был первый Астраханский женский монастырь, основанный в начале XVII века, но точное время пока не известно. Приблизительно он находился в южной части Белого города, где впоследствии была выстроена Знаменская церковь. В это время упоминался в Астрахани и еще один женский монастырь - Пятницкий. Но исследователи до сих пор не могут решить: то ли в Астрахани было два женских монастыря, то ли один, носивший в разных источниках различные наименования. Как бы то ни было, но после перевода женской обители в стены бывшего Вознесенского монастыря при соборном Благовещенском храме был устроен придел в честь великомученицы Параскевы Пятницы.

Единственный астраханский женский монастырь чуть было не упразднили в 1764 году, после учреждения монастырских штатов. Лишь благодаря старанию Астраханского епископа Мефодия обитель не была закрыта, и ей стали выдавать небольшое содержание. Сам владыка официально называл Благовещенский монастырский храм «вторым собором», тем самым придавая монастырю особый статус. В обители хранился чудотворный образ Божией Матери «Живоносный источник», для которого была устроена особая часовня с кладезем для святой воды. Сама икона пришла в Астрахань вместе с войском воеводы И. Б. Милославского, посланного в 1674 году для освобождения города от мятежников-разинцев. Царь Алексей Михайлович вручил эту икону воеводе для благословения воинства, а после добровольной сдачи города Милославский поставил ее в Иоанно-Богословской церкви при воеводском дворе в кремле.

В 1722 году астраханский губернатор А. Волынский, готовясь к приезду в Астрахань императора Петра I, убрал из кремля многие, как ему казалось, «ненужные» постройки, в том числе и Иоанно-Богословскую церковь. Ее перенесли вместе с чудотворным образом в Благовещенский женский монастырь. При обители был еще один чтимый образ - святителя Николая Чудотворца. Он находился в особой часовне, выстроенной в 1901 году в северо-восточном углу монастырской ограды.

Особым благочестием отличалась последняя игуменья монастыря Платонида (Пасмурнова). После закрытия обители в 1922 году она увела сестер в Вознесенскую единоверческую церковь (здесь православные священнослужители служили с единоверческими по очереди), где им выделили особое помещение. Здесь они жили своей монашеской общиной, пели на клиросе. Закрыли храм в 1930 году.

Но и потом сестры не оставили свою игуменью, старались держаться с нем рядом. Скончалась мать Платонида в конце 30-х годов и была похоронена на городском Духосошественском кладбище. Сестер хоронили рядом с ней. Впоследствии здесь образовался целый посмертный монастырь.

Храмы Благовещенского монастыря были разрушены. Остались лишь кельи, обнесенные мошной старинной оградой с часовней святителя Николая.

Эта часовня старанием известного астраханского благотворителя В. С. Авдеева в 2003 году была возвращена Астраханской епархии. Сейчас она восстанавливается. Идут переговоры о возвращении всего монастырского комплекса.

В 1688 году, тогда еще за пределами города, астраханским митрополитом Савватием был основан Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, который сегодня является единственным действующим монастырем епархии, и о котором мы расскажем подробнее чуть ниже.

В 1708 году астраханским митрополитом Сампсоном были устроены еще два новых монастыря. Находились они уже в более дальнем расстоянии от города, в местах пустынных. Первой на одном из островов реки Болды была основан Воскресенско- Болдинская пустынь (Воскресенская - по соборном храму в честь Воскресения Христова или Уверения апостола Фомы).

 Чуть позже ее перенесли на стрелку рек Волги и Болды, но и здесь она просуществовала недолго. Частые наводнения подмывали берег, на котором стоял монастырь, а в одну весну волжские воды поднялись так высоко, что смыли почти всю обитель. В 1822 году монастырь 6ыл упразднен и соединен с Покровской пустынью, основанной также митрополитом Сампсоном в 1708 году.

Покровский монастырь находился на берегу реки Луковки, в местности, где впоследствии возникло городское кладбище. Известен он был своей чудотворной иконой Покров Божией Матери, которую каждый год приносили в город Астрахань, крестным ходом обносили по всем храмам. От этой иконы было известно много случаев исцелений, а также чудесной помощи при стихийных бедствиях и нашествиях саранчи. В 1806-1808 годах во время чумной эпидемии охваченное ужасом население города Астрахани стекалось сюда, - под покров святой обители к чудотворному образу. И по молитвам Матери Божией болезнь не коснулась этого места, все больные, попавшие сюда, исцелялись.

В 1822 году после воссоединения с Воскресенско-Болдинской пустынью монастырь стал называться Покрово-Болдинским. Наибольшего расцвета он достиг в начале XX века при настоятельстве архимандрита Митрофана (Землянского) (впоследствии епископ Елецкий), в 1905-1908 годах.

В 1902 году отмечалось 200-летие со дня основания обители, и к этой знаменательной дате здесь было сооружено два храма -памятника. Первый - в самой обители в честь святителя Мефодия, преподобного Сампсона и великомученицы Екатерины. И здесь в чествовании небесных покровителей соединилась память о трех незабвенных попечителях обители: митрополита Сампсона (устроившего монастырь), епископа Мефодия (1758-1776), много потрудившегося над его благоукрашением, и купчихи Екатерины Баш-киной, оставившей после своей смерти капитал на строительство этого храма.

Второй храм-памятник был выстроен на Болдинском острове в память древней Воскресенско-Болдинской пустыни, и освящен по желанию местных рыбаков-благотворителей в честь святых апостолов Петра и Павла - рыбарей и ловцов человеков.

После революционных событий Покрово-Болдинский монастырь претерпел немало скорбей. В январе 1918 года здесь располагались казаки, выступившие против засевших в Астраханском кремле большевиков. После поражения казаков большевики подвергли монастырь настоящему погрому. Новый настоятель обители архимандрит Матфей (Олейник) пытался восстановить нарушенный монастырский порядок. В 1921 году временно управляющий Астраханской епархией епископ Анатолий (Соколов) послал его в Царевский уезд для противодействия местным раскольникам-«илиодоровцам». Начавшееся в местных селах массовое обновление икон привело большевиков в смятение. Они обвинили священнослужителей в фальсификации и разжигании фанатизма, после чего архимандрит Матфей был расстрелян.

 

В 1922 году Покрово-Болдинский монастырь был закрыт, в 1930 году были снесены его стены, собор и колокольня. В самой обители была устроена колония для малолетних преступников. Сейчас на территории бывшего монастыря расположена туберкулезная больница. Из зданий обители сохранились келий, настоятельский корпус, старинная Варваринская церковь (построенная в 1763 году епископом Мефодием) с алтарем, перестроенным из еще более древней монастырской башни, и церковь в честь святителя Мефодия, преподобного Сампсона и великомученицы Екатерины.

Около территории бывшего монастыря находится место, где были тайно погребены расстрелянные в 1919 году архиепископ Митрофан (Краснопольский), прославленный в 2001 году в соборе новомучеников и исповедников Российских, и епископ Леонтий (фон Вимпфен).
7_2_5_6

Чудотворная икона Покрова Божией Матери, хранившаяся в обители, после ее закрытия исчезла. Но, по предположению, она сейчас находится в Покровском соборе города Астрахани, хотя и в сильно подновленном виде.

В 1764 году в Астраханской епархии появился еще один монастырь - Высокогорская Николаевская пустынь (или, как впоследствии ее называли, Высокогорская-Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь). История же этой обители началась намного раньше официальной даты ее основания. В 1568 году после приезда в Астрахань игумена Кирилла указом царя Иоанна Грозного к новооснованному в Астрахани Троицкому монастырю были приписаны земли и рыболовные воды в низовьях Волги. Среди них был и Чуркинский остров, располагавшийся тогда почти на самом берегу Каспийского моря. Здесь преподобный игумен Кирилл воздвиг церковь в честь святителя Николая Чудотворца, принеся с собой и древний образ этого угодника Божия, почитавшийся впоследствии чудотворным.

До 1688 года Чуркинский остров с Никольской церковью считался подворьем Троицкого монастыря, а с этого времени эти земли отошли в казну 1607 году, когда братия Троицкой обители была сослана мятежниками в низовья Волги, местом их заключения становится Феодоритов бугор (названный так по имени настоятеля Троицкого монастыря игумена Феодорита), располагавшийся в 5 верстах севернее Чуркинского острова. На Феодоритовом бугре после освобождения Астрахани от мятежников был основан скит Троицкого монастыря, разоренный разинцами в 1669 году. Здесь, в скиту, стояла перенесенная с Чуркинского острова Никольская церковь, построенная еще преподобным Кириллом. А Чуркинский остров с рыболовным Чуркинским учугом при нем в году становится владением Астраханского архиерейского дома.

С 1656 года чуркинские рыболовные воды были переданы Астраханскому Спасо-Преображенскому монастырю. После разорения Феодоритова скита на Чуркинский учуг была перенесена Никольская церковь. Тем самым Чуркинская пустынь становится надолго подворьем Спасо-Преображенского монастыря. В это же время здесь появилась новая святыня - чудотворный список со Смоленской иконы Божией Матери. Привезли ее в эти края разинцы, видимо, в числе награбленного из поволжских монастырей. На одном из бугров они разбили себе стан и стали делить награбленное. Со Смоленской иконы сняли дорогой оклад, а икону решили сжечь. Положили ее ликом на землю, разложили на ней дрова, подожгли. Но от огня ослепли и в ужасе разбежались. А икона сама пошла по воде до Феодоритова бугра (вверх по течению!), где ее и обрели монахи. Позже ее перенесли на Чуркинский учуг и поставили в Никольской церкви.

Во время восстания Степана Разина город Астрахань был взят его войсками и долгое время служил оплотом разбойников на Волге.

После подавления разинского восстания, на Высокой горе - самом значительном бугре Чуркинского острова - появился таинственный подвижник - он выкопал себе в бугре пещеру; жил в ней, питаясь лишь травой и кореньями. Называл он себя Чурка, и лишь после смерти узнали его настоящее имя. Звали его Иларион или Ларька Иванов, был он дворовым человеком князя Львова. После захвата Астрахани разинцами, стал служить у них палачом. Участвовал он и в казни священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, которого, подвесив на бревне, жег на костре. За это злодеяние астраханцы и прозвали палача Чурка (от бревна, на котором он мучил угодника Божия). По другой версии, Чуркинский бугор имел это название задолго до тех времен. Ларька и еще один палач Васька Ус после расправы над митрополитом заболели страшным недугом и были близки к смерти. Тело начало гнить, и человек от этой болезни буквально съедался неизвестными микробами и червями. Ус не стал каяться, так и умер с проклятьями к людям и Богу. Ларьку спасло покаяние. Он пришел в Успенский собор и просил прощения у гробницы замученного митрополита Иосифа. Увидев его в храме, иеромонах Ефреме «указал ему на бугор под названием Высокая гора, что в низовьях волги, неподалеку от промысла Чурка». Лишь покаяние спасло злодея. Он удалился на безлюдный бугор, вырыл себе в нем жилище, проведя здесь остаток жизни и питаясь лишь корнями тростника. Господь очистил его через великие скорби, а местные жители стали почитать за угодника Божия. (Явление поистине уникальное и необъяснимое и случиться могло России. Прим. Редакции).

В 1701 году архимандрит Спасо-Прео6раженского монастыря Антоний переносит Никольскую церковь с учуга на южный склон «Высокой горы». Видимо, молитвы подвижника Чурки стали притягивать людей к этому месту (оно было освящено и молитвами игумена Кирилла, который именно на «Высокой горе» выстроил первую Никольскую церковь, и через 140 лет монахи вернулись сюда). Именно при архимандрите Антонии подворье Спасо-Преображенского монастыря на Чуркинском острове стало именоваться Высокогорской Никольской пустынью. Более совершенное устройство ей придал архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Мефодий (будущий Астраханский епископ). Он в 1742 году выстроил уже на вершине бугра каменную Никольскую церковь с архиерейской келией, братские корпуса, которые обнес каменной стеною с башенками. Постепенно прибавлялась братия обители, а в 1764 году она получила свою самостоятельность. До 1706 года Высокогорская Николаевская пустынь во многом опекалась астраханскими архиереями. Дело в том, что астраханское купечество подарило епископу Мефодию за его святую жизнь, щедрую благотворительность и действенную молитвенную помощь чуркинские рыболовные воды, которые в то время считались самыми доходными в Астраханском крае. Пустынь оказалась в самом центре архиерейских владений и немалая часть дохода от рыболовных вод шла на ее устроение. В это время в пустыни появился один удивительный насельник. В миру его звали Василий Васильевич Левин, был он генерал-майором и Астраханским военным комендантом. Решив оставить светскую жизнь, он отрешается от всех своих званий и поселяется простым послушником в Чуркинской пустыни, считавшейся в то время самой строгой по своей монашеской жизни. Здесь его постригли в монашеское звание с именем Виктор, здесь он и скончался в 1796 году в подвигах и молитве.

В 1806 году чуркинские рыболовные воды отбирают у архиерейского дома, а пустынь после многих стихийных бедствий (из-за подъема уровня Каспийского моря вода залила все окрестности, лишь бугры торчали как небольшие островки) пришла в полное запустение. И только в 1840 году Господь послал сюда человека, который способствовал возрождению Чуркинской обители. Им быИкона  преподобного Евгения Чуркинскогол архимандрит Евгений.

 

Икона преподобного Евгения Чуркинского.

 

В юности он подвизался в Саровской пустыни вместе с преподобным Серафимом Саровским. Вместе они получили благословение на монашество в Киеве у старца Досифея, вместе послушниками корчевали лес, вместе их постригали. Но потом пути их разошлись. Преподобный старец Серафим остался в Сарове, а Евгений попал в Астрахань, куда он отправился за сбором пожертвований на обитель. Астраханский епископ Никифор (Феотоки), увидев на пороге юного монаха-сборщика, узрел в нем высокие духовные дарования. И как некогда Господь сказал мытарю Матфею «Гряди по мне», так и владыка позвал за собой монаха Евгения.

Смиренный инок, подобно апостолу, последовал за архиереем, оставшись в Астраханской епархии. Нес он послушание во многих обителях, став впоследствии настоятелем Воскресенско -Болдинской пустыни. После упразднения пустыни в 1822 году архимандрит Евгений, скорбя сердцем, решил уехать на Афон и там поселиться до конца своих. Дней. Но, прожив некоторое время на Афоне, он из-за неприязненного отношения греков вернулся в Астрахань.

 Здесь, в низовьях Волги, он решил основать новый монастырь, но Астраханский епископ Виталий (Жегачев) указал на то, что зачем основывать новую обитель, когда древняя и славная Чуркинская пустынь нуждается в восстановлении. Архимандрит Евгений горячо взялся за дело. За короткое время его трудами была подновлена обветшавшая Никольская церковь, выстроены новые братский и трапезный корпуса с церковью во имя Всех Святых. Старец архимандрит (а ему уже было 80 лет) сам копал рвы под фундамент, убирал траву. За короткое время умножилась и братия обители (с 3 человек до 50). Святость жизни старца привлекала к нему множество людей. Известно, что во время чумных и холерных эпидемий своей мМогила преподобного Евгения Чуркинского олитвой он исцелял всех к нему приходящих. Когда приблизилось время его кончины, он утешил братию, предсказав будущую славу монастыря, описал деятельность всех своих преемников, возведение нового собора, колокольни, возвращение отнятых угодий и еще многое другое, что впоследствии сбылось и до сих пор сбывается.

Скончался архимандрит Евгений в 1850 году, а через 4 года в обители появился предсказанный им его духовный преемник, продолживший дело по восстановлению Чуркинской пустыни.

 

Могила преподобного Евгения Чуркинского

 

Это был архимандрит Паисий (Сипченко) 1855-1870 г.г.), которому еще в юности преподобный Серафим Саровскй предсказал игуменство. При архимандрите Паисий были возвращены монастырю рыболовные угодья и земли, несправедливо отнятые в 1806 году. При нем же был выстроен величественный Успенский обор. Причем строительство велось чудесным образом: Господь привел из Нижегородской губернии архитектора, посылал деньги в самый трудный момент.

Архимандрит Паисий был выходцем из знаменитой Глинской пустыни, известной своей строгой уставной жизнью, схожей с правилами афонских монастырей. Он пытался насадить тот дух подвижничества и здесь, в Чуркинской пустыни. И это ему далось. Чуркинский монастырь был тесно связан с Глинской пустынью все последнее время своего существования. Еще три настоятеля обители были выходцами из Глинской пустыни: архимандрит Самуил 1883-1900), архимандрит Македоний (Жиров, 1900-1914) и игумен Аркадий (Михайловский, 1914-1920 г.г.). Особенного рассвета пустынь достигла при архимандрите Македонии. Число братии увеличилось до 150 человек, выросли новые храмы (в 1914 году был выстроен теплый собор), а также устроен скит. Построение скита связано с именем архимандрита Досифея Кузьмина). Выходец из астраханского села Старица, он долгое время провел на Святой земле, в монастырях Афона, был долгое время казначеем Тихоновской пустыни Калужской губернии), после чего перешел в скит Глинской пустыни. Вот здесь у него и появилась идея строить подобный скит со строгим ставом на родине - в Астраханской епархии. Архимандрит Македоний поддержал это благое начинание.

В 1912 году был освящен скитский Иоанно-Предтеченский храм, сам скит был назван Романовским в честь праздновавшегося в то время 300-летия царствующего дома Романовых. Скит строился на тайные пожертвования самого архимандрита Досифея, но все это выяснилось только впоследствии.

В 1920 году Чуркинский монастырь был закрыт, братия его разогнана. Последний его настоятель - игумен Аркадий окончил жизнь исповедником. Пытаясь спасти от закрытия Петропавловский храм села Цветное, был арестован, осужден и скончался в 1932 году. Одно из зданий разрушенного Чуркинского монастыря

 

Одно из зданий разрушенного Чуркинского монастыря.

Монастырь лишился всех своих храмов, а Иоанно-Предтеченский скит вообще был стерт с лица земли. До 1992 года в его стенах располагалась психбольница, а после этого 10 лет бывший монастырь стоял заброшенным. Лишь в 2003 году 19 декабря, в день памяти святителя Николая Чудотворца - небесного покровителя Чуркинской пустыни, ее комплекс был возвращен Астраханской епархии. Сейчас ведутся работы по ее восстановлению.

Самой последней обителью, появившейся на астраханской земле, был Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь. Был он детищем Ксении Федоровны Полиевктовой, впоследствии игуменьи Евсевии.

Игуменья Евсевия. Архивная фотография

Игуменья Евсевия. Архивная фотография.

 

Мысль о создании новой женской обители в Астраханской губернии давно запала ей в душу, но как тяжело было ее осуществить. Купив в 1884 году на свои средства участок земли близ города Черный Яр, собрав здесь общину из сестер, она начала долгий путь ходатайств и прошений. Что ей на этом пути пришлось перетерпеть! И непонимание, и зависть, и даже явную клевету. Видя исход своего дела почти безнадежным, она обратилась с молитвами к святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому. Батюшка поддержал ее, утешил и благословил ее благое начинание, обещал помочь как духовно, так и материально. И действительно, в 1898 году Святейший Синод благословил открытие женской общины, а в 1902 году ее преобразовали в общежительный монастырь. Новая обитель росла очень быстро, строились новые храмы, келий, хозпостройки; и во всяком благом начинании помогал отец Иоанн Кронштадтский. Он сам трижды был в этой обители, своем духовном детище. Первый раз в 1902 году, благословив место для будущего собора, второй раз в 1903 году, когда принял участие в его закладке, а третий раз в 1906 году, когда вместе с Астраханским архиепископом Георгием (Орловым) освящал Троицкий монастырский собор. В этом соборе был даже устроен придел в честь преподобного Иоанна Рыльского, небесного покровителя отца Иоанна Кронштадтского. По монастырскому преданию, на территории обители был даже источник, изведенный по молитвам отца Иоанна Кронштадтского.

Игуменья Евсевия скончалась в 1905 году, почитаемая в обители за свою праведную жизнь, а на ее место была избрана игуменья Валентина (Ульянова), которой было суждено стать и последней настоятельницей Воскресенско-Мироносицкого монастыря. В 1922 году обитель закрыли, но сестры не разбежались, остались вместе со своей игуменьей жить очень сплоченной общиной, своего рода тайным монастырем Духовником у них был архимандрит Досифей (Кузьмин), бывший скитоначальник Чуркинской пустыни, который после разгона обители вернулся к себе на родину в село Старица (располагавшееся недалеко от города Черный Яр). Поселился он на окраине села, в пещере-землянке, вел очень строгий образ жизни и почитался местными жителями за свою праведность и прозорливость.

В 1933 году все члены тайной монашеской общины были арестованы и обвинены в создании контрреволюционной организации - «сестрическое братство». Всех монахинь выслали, а архимандрит Досифей и игуменья Валентина скончались вскоре после следствия.

Сейчас Воскресенско-Мироносицкий монастырь еще в запустении.

В 20-х годах были разрушены Троицкий собор и колокольня. Сохранился лишь первый храм обители в честь святых Жен Мироносиц (освященный в 1887 году).

Но есть благие знамения Господни, свидетельствующие о скором возрождении обители. В декабре 2001 года в Рождество- Богородицкой церкви села Никольское был обретен чудотворный образ Божией Матери «Нерушимая Стена». Оказывается, эта икона стояла некогда в иконостасе Троицкого собора Воскресенско-Мироносицкого монастыря, в приделе в честь святого Иоанна Рыльского. Освящал эту икону сам отец Иоанн Кронштадский. Сейчас от явленной иконы проистекают многие чудеса и исцеления.

В октябре 2003 года в Покровском соборе города Астрахани была обретена главная святыня бывшего Воскресенско- Мироносицкого монастыря - чудотворный список с Иверской иконы Божией Матери. Эта икона была написана на Святой горе Афон и в 1904 году принесена в дар обители. Образ висел над царскими вратами центрального алтаря Троицкого собора и по окончании службы спускался вниз для благоговейного поклонения верующих. От него также истекало немало чудес и исцелений. Долгое время после закрытия обители с судьбе Иверской иконы ничего не было известно.

Но сейчас выяснилось, что сестры бывшего Воскресенско-Мироносицкого монастыря тайно принесли ее в Покровский собор и повесили в неприметном месте. И очень скоро многие прихожане почувствовали ее благодатную помощь.

 

Статья из книги «Русские монастыри. Средняя и Нижняя Волга»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Издательство «Очарованный странник» - Издательство «Троица»,

(г. Новомосковск - г. Москва). 2004.

Автор статьи - игумен Иосиф (Марьян),

настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери

в с. Ильинка Володарского района Астраханской области

 

Православие.Ru 

верх
[Статьи] [СПИСОК СТАТЕЙ] [статьи игумена Иосифа (Марьян)]

 

 

 

Hosted by uCoz