Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

«ЧТОБЫ ИМЕТЬ БУДУЩЕЕ, НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПРОШЛОЕ»

Беседа с иеромонахом Иосифом (Марьяном), сотрудником Отдела религиозного образования и катехизации Астраханской епархии

- Батюшка, Вы по благословению владыки Ионы вот уже несколько лет занимаетесь историческими и архивными исследованиями, подробно изучаете прошлое Астраханской епархии и материалы о подвижниках веры и благочестия астраханской земли. Как Вы считаете, почему эта работа важна сегодня?

- XX век был очень бурным, трагическим веком. Причем история его, особенно в той части, которая касается гонений на Церковь, оставалась для нас закрытой, тайной. Официальная историческая наука служила коммунистической идеологии. Факты ею сильно искажались, а о многом предпочитали просто молчать. Поэтому, когда Церковь снова получила свободу, встала задача восстановить события предыдущих семи десятилетий.

По существу, приходится заново исследовать и писать историю Астраханской епархии в XX в. Понятно, что в советские годы никто этим специально не занимался. Но память еще свежа, и так по крупицам, по отдельным строкам документов удается постепенно восстанавливать имена и события.

Зачем заниматься историей? Для православного человека важны корни, важна преемственность, связь между благочестивыми людьми разных поколений. Вот простейший пример: человек обращается к вере и тут вспоминает, что у него бабушка очень верующая была, учила его молитвам еще в детстве. А эта бабушка, в свою очередь, когда еще была молодой, слушала проповеди какого-нибудь известного пастыря или была знакома с мирянином благочестивой, подвижнической жизни. Так и обнаруживается у каждого из нас своя связь с прошлым. Слава Богу, сейчас мне это очень отчетливо видно: духом благочестия и христианской ревности и в советские годы астраханская земля не оскудевала.

И вот, когда мы исследуем страницы своей истории, мы научаемся видеть себя частью исторической Церкви, преемниками ее традиций, и это укрепляет нас в вере и христианской жизни. Не даром кто-то сказал: «Народ, который не знает своего прошлого, не имеет и будущего». Мне думается, это очень правильное и важное замечание.

- Каковы главные результаты Вашей работы?

Есть два основных направления, по которым идут исследования: это, во-первых, исторические сведения о храмах Астраханской епархии и, во-вторых, жизнеописания астраханских подвижников благочестия. Расскажу для начала немного о храмах. Это огромное поле для работы исследователя-историка. Когда смотришь на карту начала XX в. из «Богословской энциклопедии» А. Лопухина с обозначенными на ней приходами Астраханского края, поражаешься их великому множеству. До 1917 г. всего насчитывалось 310 церквей (51 - в Астрахани), 5 монастырей, духовная семинария и духовное училище. Правда, нужно заметить, что Астраханская епархия в те годы была гораздо обширней и включала в. себя территории нынешней Калмыкии и большую часть теперешней Волгоградской области.

А храмы-то какие! Еще и сегодня всякий, кто едет по дороге от Астрахани в направлении Волгограда, любуется величественными силуэтами церквей в Никольском, Пришибе, Енотаевке, Соленом Займище, Черном Яру. Они стоят, как маяки надежды. Вокруг - ужасающая _разруха в бывших колхозах и совхозах: пустые цеха и котельные, разбросанные повсюду части от сельскохозяйственной техники... Это не всеми сознается, но до сих пор Астраханский край стоит своими церквами, хотя их и много было порушено. Человек, даже если он человек нецерковный, как будто отдыхает от своих тяжелых мыслей, укрепляется сердцем, когда возводит глаза на церкви.

Вдумайтесь: к нам в Астрахань каждое лето плывут по Волге на теплоходах тысячи туристов. А что их сюда привлекает? Наша история, наши старинные памятники. И когда корабль приближается к городу, прежде всего становится виден силуэт Успенского собора. Могут сказать: туристов интересует Кремль. Но в нем тоже на каждом шагу встречаешь православные святыни! Так получается, что прошлое не отделено от нас; оно очень тесно соединено с настоящим. И если человек не знает ничего о том крае, в котором живет, то, можно сказать с уверенностью, такой человек очень много теряет. Когда знаешь свой город и его историю, все вокруг вызывает совершенно особые мысли и чувства. Проехал по улицам, посмотрел вокруг, и будто напитался от его духа, получил новые силы. Жить становится светлее и интереснее, хочется в свою очередь подарить что-то городу, сделать что-то для его людей, послужить для возрождения и продолжения духовных традиций ...

- Отец Иосиф, помогают ли данные из архивов в восстановлении храмов?

- Да, есть у исследований еще и другая, практическая сторона. Очень важно иметь надежные сведения об архитектуре и конструкции храмовых зданий. Более полувека они простояли закрытыми, часто использовались не по назначению, прямо-таки варварски. Поэтому встает задача правильно оценить их инженерное состояние, уберечь от дальнейшего старения и разрушения.

Во многих приходах интересуются также, как выглядели их храмы внутри, стремятся приблизить интерьер и иконостас к их исконному облику. Последний пример: храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Никольское. Там сейчас идут работы по восстановлению иконостасов. Удалось разыскать фотографию интерьера храма, как он выглядел в начале XX в. Пятиярусные иконостасы теперь выполняются сходно с первоначальными.

- Расскажите теперь читателям о своих находках, касающихся астраханских подвижников.

- В целом завершена работа по жизнеописанию архиепископа Митрофана (Краснопольского). В первые годы после революции он возглавлял Астраханскую епархию и в 1919 г. был расстрелян большевиками. Через архивные материалы и воспоминания современников проступает образ человека незаурядных способностей и очень ревностной веры. Несомненно, мы имеем дело с одним из самых видных иерархов Церкви начала XX в. Восстановление патриаршества в Русской Церкви, а также прославление митрополита Иосифа Астраханского стали возможны во многом благодаря трудам владыки Митрофана. Обстоятельства его мученической кончины и широкое его почитание верующими астраханцами также говорят в пользу того, что владыка Митрофан в скором времени будет прославлен.

Много интересного приносят исследования жизни и деятельности архиепископа Филиппа (Ставицкого), управлявшего Астраханской епархией в сложный период между 1928 и 1952 годами. Старшее поколение хорошо помнит владыку Филиппа, его пламенные проповеди, простоту жизни и заботу о пастве. Он вместе с другими прошел путем страданий, тюремного заключения и лагерей, откуда вернулся в Астрахань лишь через 13 лет, в 1943 г. Записано немало случаев его прозорливости, исцелений, которые произошли по его молитвам, и прочих чудес.

Необычайно теплый след в памяти астраханцев оставил и о. Артемий (Ковшиков), келейник, сомолитвенник и верный товарищ архиепископа Филиппа, продолжатель его дела после кончины владыки, последовавшей в 1952 г. Вообще, цепь святости, традиции благочестия не прерывались у нас, начиная еще от игумена Кирилла - строителя Астрахани, первосвятителя Феодосия и митрополита Иосифа. Особые мои исследования посвящены их жизни и времени. Удалось значительно уточнить и восполнить картины событий, связанных со Смутным временем в Астрахани (начало XVII в.) и разинским бунтом середины XVII в. Особые главы в летописи святости астраханской земли посвящены блаженным и юродивым Христа ради. Немало их подвизалось как в самой Астрахани, так и в окрестностях. Надеюсь, что все эти материалы скоро будут опубликованы и станут доступны нашим читателям.

- Батюшка, что переживает человек, когда прикасается к судьбам людей, отмеченных святостью? Насколько можно понять, в ходе архивных поисков многие имена некоторых мучеников за веру вообще открываются Вами впервые...

- В такой момент всегда ощущаешь: вот, еще одна душа, достигла Небесного Царства. Внутри возгорается какая-то особая радость, укрепляешься в вере и понимаешь, сколь для тебя драгоценно быть членом Церкви, которая изобилует такими подвигами, сияет подобной высотой святости.

Наши подвижники не перестают молиться за нас. Российская Церковь после гонений XX в. поистине стала единой Церковью-на-крови. И тем, что в России духовность сегодня возрождается, что наше Отечество, несмотря ни на что, остается православной страной, мы обязаны тому, что позади, совеем рядом во времени, во втором-третьем поколении от нас, стоят целые сонмы мучеников и исповедников. Поэтому, когда открываешь для себя обстоятельства их жизни и подвига, тотчас появляется желание молиться им поименно, прося о помощи. И таким образом молитвенная связь с ними становится более тесной и действенной.

Пользуясь случаем, хочется обратиться к читателям и сказать: если только кто-либо из вас знает о людях, пострадавших и отдавших свои жизни за веру, не упускайте возможности в домашней молитве постоянно призывать их имена, а в храме почаще заказывайте панихиды по ним. Это очень важно для нашего времени и для вас лично! Тем более, если у вас в роду есть примеры исповедничества и мученичества, - великое дело поминать этих сродников и просить их поддержки. И вообще, в храмах теперь по возможности чаще должны возноситься молебны ко святым новомученикам и исповедникам Российским. Чтобы сберечься от лукавого духа века сего и возродить Отечество, православным людям, как мне кажется, следует усердно просить помощи у Собора новомучеников, и делать это ничуть не реже, чем, скажем, мы привыкли заказывать молебны святителю Николаю или целителю Пантелеймону.

- Наверное, работая над такой благодатной темой, как прославление подвижников веры, человек должен отчетливо ощущать силу их помощи, их постоянную близость, присутствие в своей жизни... Скажите, батюшка, были ли у Вас случаи явных чудес и 'укрепления свыше?

- Когда становятся известны новые подробности из истории нашей епархии и подвижников прошлого, это я уже считаю большим чудом и милостью Божией. Но бывает, что Господь, действительно, посылает самые необычайные встречи и открывает такие малоизвестные подробности, которых даже при всем желании и усердии не доищешься. Вот, например, познакомили меня не так давно с одной древней старушкой 96 лет, причем пребывает она в совершенно здравом рассудке и памяти. Оказывается, накануне эта раба Божия всю ночь молилась, чтобы увидеться с кем-нибудь из церковных историков, поделиться своими воспоминаниями, пока жива. И Господь услышал ее молитву: на следующий день я наведался к ней и записал ее бесценные свидетельства.

Порою случаются и вовсе сверхъестественные вещи, в которых нельзя не признать действие Промысла Божия и молитвы наших угодников. Отслужил я однажды панихиду на могиле убиенных архиепископа Митрофана и епископа Леонтия (после расстрела верующие их тайно захоронили в Покрово-Болдинском монастыре, а теперь эта могила оказалась на территории 1-й городской туберкулезной больницы). После панихиды пришлось посетить одну благочестивую семью, где мы много и подробно беседовали о владыке Митрофане и его подвиге. В конце нашего разговора хозяин встает и выносит мне небольшой мешочек из бархата с нанесенными на него изображениями Пресвятой Богородицы и свт. Митрофана Воронежского. Протягивая его, говорит: «Вот, возьмите себе, отец Иосиф, нашу реликвию в дар. Это чехол от панагии, которую когда-то носил архиепископ Митрофан». От избытка чувств я долго не мог прийти в себя. Совершенно ясно было, что таким образом сам владыка-мученик посылает мне весточку, благословляет и укрепляет в дальнейших трудах.

Есть и еще одно интересное обстоятельство, до конца пока еще неразгаданное мною. Собирая сведения о владыке Митрофане, взглянул я однажды на икону Собора святых новых мучеников и исповедников Российских XX в., и очень знакомым показался мне лик одного из архиереев, стоящих в нижнем правом ряду иерархов. Как будто напомнил он мне самого владыку Митрофана, но имени внутри нимба написано не было, и я поначалу отмахнулся от этой мысли. Вскоре после этого попадает мне на глаза подробное описание этой иконы, и вот, читаю я, глазам своим не веря, что на одном из боковых клейм иконы, расположенных по краю вокруг центрального, главного образа, изображен расстрел большевиками крестного хода у нас в Астрахани. В центре композиции с Евангелием в правой руке шествует владыка Митрофан, а вокруг лика его светится нимб святости! Сличил я тогда это с образом неизвестного архиерея из правого нижнего ряда, и убедился воочию, что изображен здесь ни кто иной, как архиепископ Митрофан!

Иконописец, даже без официального решения о канонизации решился написать его на иконе среди прославленных архиереев - так велик в своей славе наш астраханский владыка! И это при том, что количество новомучеников XX в. исчисляется тысячами и даже десятками тысяч! На иконе всех их никак не уместить, однако же по какому-то промыслительному дерзновению художник, если можно так выразиться, заранее «забронировал место» для архиеп. Митрофана, изобразив его персонально, на самом видном участке иконы, и только лишь не надписал его имени в ожидании официального прославления.

Чудо, иначе не скажешь!

- Отец Иосиф, дай Бог Вам здоровья и сил вести Вашу кропотливую и очень важную для всех нас работу. Может быть, среди читателей найдутся те, у кого хранятся фотографии или личные вещи кого-нибудь из наших подвижников. Или кто-нибудь вспомнит интересные подробности из прошлого Астраханской епархии. Примете ли Вы эту помощь, и как можно передать Вам информацию об этом?

- Буду очень и очень рад и признателен астраханцам, если они с энергией и христианской ответственностью включатся в поисковую работу. Поколение тех, кто еще помнит подробности церковной жизни в Астрахани и Астраханской области в послевоенное время, увы, постепенно отходит из жизни. И еще меньше остается старичков, которые пережили и помнят период гонений 20- 30-х. Если такие свидетельства все же имеются, очень важно удержать, не упустить эту память.

Пусть все, кто имеет какие-нибудь материалы и воспоминания о прошлом, сообщат об этом в Епархиальный Отдел религиозного образования и катехизации, или просто оставят записку на проходной Епархиального управления для меня, иеромонаха Иосифа (Марьяна), с указанием своего имени, телефона либо домашнего адреса, а также кратко опишут, что хотят сообщить.

- Спаси Вас Господь, отец Иосиф, за Ваши труды и за содержательную, интересную беседу. Хотелось бы напоследок спросить вот о чем: Вы целиком погружены в исследования; есть ли у Вас в этой работе какая-нибудь заветная цель, самая большая мечта, исполнение которой Вы всем сердцем желаете увидеть в будущем?

- Да, конечно, такая заветная цель у меня есть. Хочу увидеть тот день, когда в церковные святцы будет внесен праздник Собора всех астраханских святых, куда, помимо уже прославленных Церковью святителя Иосифа и преподобного отрока Боголепа Черноярского, войдут такие наши почитаемые угодники Божий, как преподобный Кирилл градостроитель Астраханский, первосвятитель Астраханский Феодосии, архиепископы Митрофан и Филипп, другие мученически пострадавшие за веру в годы безбожных гонений. Мы также верим в силу молитв и особое заступничество об астраханской земле других подвижников Церкви, в разное время подвизавшихся в Астрахани и прославленных в лике святых другими епархиями: священномученика Фаддея (Успенского) Тверского святителя Герасима Сибирского.

В ожидании этого дня будем усердно и сообща молиться о даровании в наши многомятежные и лукавые дни помощи Божией Астраханскому краю по святым их молитвам и заступничеству Пресвятой Богородицы!

Беседу вел Андрей Рогозянский»

 

Благодарим за предоставленные материалы

игумена Иосифа (Марьян),

настоятеля храма иконы Казанской Божьей Матери

в с. Ильинка Володарского района Астраханской области.

 

    Православие.Ru 

    верх
    [Статьи] [СПИСОК СТАТЕЙ] [статьи игумена Иосифа (Марьян)]

     

     

     

    Hosted by uCoz