Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

Иоанно-предтеченский мужской монастырь.

Астрахань

Бывший Сретенский храм, переименованный при возвращении Православной Церкви в Иоанна-Предтененский

Бывший Сретенский храм, переименованный при возвращении Православной Церкви в Иоанна-Предтеченский.

 

Этот монастырь был устроен уже за пределами Земляного города, на противоположной стороне реки Кутум, к югу от впадавшей в Кутум речки Луговки. Стоял он на небольшом пригорке близ урочища «Красный бугор».

Основана эта обитель была при астраханском митрополите Савватии (1633-1696) благодаря его личной инициативе и на его собственные средства. Первые упоминания о монастыре восходят к 1688 году, когда строитель его старец Александр с братией просили митрополита о дозволении выстроить им каменную церковь в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Вероятно, до этого в обители существовал деревянный храм того же имени, так что основание ее можно относить к более раннему времени.

Сразу же после основания эту обитель стали преследовать большие скорби. В 1692 году во время страшной чумной эпидемии скончалась вся братия монастыря во главе с настоятелем - старцем Александром. Строительство соборного каменного храма затянулось надолго, и он был закончен и освящен только 19 октября 1697 года уже при новом астраханском митрополите Сампсоне. Тогда же была выстроена и каменная двухъярусная монастырская колокольня над святыми вратами при западном входе в обитель.

Архиепископ Астраханский и Енотавскии Иона с братией Иоанно-Предтеченского мужского монастыря

 

Архиепископ Астраханский и Енотавскии Иона с братией Иоанно-Предтеченского мужского монастыря

 

Все пространство монастыря было обнесено каменными стенами, имеющими форму квадрата, а по всем четырем углам были установлены небольшие башенки. Внутри стен рядом с храмом были построены деревянные настоятельские и братские келий. Иоанно-Предтеченский монастырь или - как он назывался в просторечии - Ивановский быстро приобрел значение духовной твердыни, в то же время он имел значение и как важное фортификационное сооружение на астраханских городских рубежах.

Правление Петра I и его реформы в далеких провинциях откликались нелепыми и кровавыми бунтами. Сюда, в Астрахань, на окраину России с давних времен стекался лихой люд. Брадобритие царя и его новшества в одежде привели к тому, что уже не единицы, а целые поселения хлынули в Астрахань.

Здесь же, как и во все времена, нашлись очень рьяные до реформ люди, и по жалобам астраханцев «у мужска и женска полу русское платье обрезали не по подобию и обнажали пред народом и усы и бороды, ругаючи, обрезывали с мясом». Для того, чтобы астраханская «пороховая бочка», напичканная бродягами, беглыми, воровскими людьми, всегда готовая поддержать любого мятежника, лишь бы поживиться за чужой счет, взорвалась, необходима была искра. И только в России возможно происхождение беспорядков, причиной которых оказались самые нелепые слухи.

Приведем теперь описание этого «свадебного» бунта по книге «Очерки истории Астраханской епархии»: «В июле месяце в Астрахани разнеслась нелепая молва, что будет запрещено играть свадьбы семь лет, а дочерей и сестер будет велено выдавать замуж за немцев, которых пришлют из Казани. Чтобы избежать такого несчастья, астраханцы начали поспешно выдавать девушек замуж за первого попавшегося, лишь бы только за русского, а не за немца. Начались свадьбы. 29 июля в один день было повенчано сто пар.

Хотя эти свадьбы сыграны были поспешно, но не обошлось без пирушек. Зачинщики мятежа воспользовались этим случаем, чтобы подстрекнуть к бунту опьяневших людей. На другой день, 30 июля, в 4 часа утра толпа человек в триста ворвалась в кремль и ударила в набат; сбежались стрельцы и солдаты и начали избивать начальных людей и других подозрительных им лиц.

Воеводу Ржевского (рьяного поборника петровских реформ) нашли только на другой день в курятнике за поварней и закололи. В это время в Астрахани проживало около ста немцев-лютеран. Все они были перебиты, остались в живых только двое мужчин и одна женщина. Бунтовщики ворвались в митрополичий дом, разграбили его, взяли из его кельи одного подьяческого сына и закололи, но самого митрополита не нашли.

Перебивши царских начальников, бунтовщики выбрали вместо них своих начальников - отъявленных раскольников - Якова Носова и Гавриила Ганчикова. Икона Божией Матери «Знамение»

 

Икона Божией Матери «Знамение»

 

Бунтовщики считали митрополита опасным для себя, потому что подозревали его в переписке с царем, и хотели схватить его и убить; но Сампсон укрылся сначала в Ивановском монастыре, потом в Воскресенском Болдинском монастыре, бывшем на реке Болде, где ныне лесные пристани. Но так как пребывание его здесь не могло быть безопасным, то он отсюда удалился к татарам в Мошаикский улус, где пробыл около трех недель, а потом удалился к калмыцкому владельцу Аюке, у которого прожил около трех месяцев. Отсюда он писал Петру Великому об астраханском бунте, уведомляя его, что опасность грозит не малая, что у бунтовщиков много пушек, пищалей и хлеба, что город крепкий, народа много и большая часть стрельцов, а в заключение просил «нарядить самого лучшего воеводу или генерала с большим количеством военных людей».

 По получении этого известия Петр Великий в Астрахань войско под предводительством Шереметева. Пока Шереметев шел в Астрахань, мятеж более и более разгорался, он проник в города Черный Яр и Красный Яр, но благонамеренные астраханцы стали выбывать из Астрахани, чтобы присоединиться к Шереметеву. Когда Шереметев со своим войском приблизился к Астрахани и был остановлен за рекою Болдою, на острове Каржином, бунтовщики пустились на хитрость: они послали к нему депутатов с просьбой о помиловании, уверяя, что через три дня в Астрахани водвориться спокойствие, и что может безопасно идти в город.

Шереметев, поверивши им, без предосторожности переправился через Болду, но вероломные мятежники на болдинской степи встретили его картечью, так что третья часть его войска погибла, и сам он едва не попал в плен. Отступив на семь верст, он стал придумывать план, с какой бы стороны сделать приступ к городу.

В это время к нему прибыл из калмыцкого улуса митрополит Сампсон, и дал ему такой совет: расположить одну часть войска на судах на Волге, а другую - по реке Кутуму, около Ивановского монастыря. Шереметев так и поступил и первый приступ к городу сделал чрез Живой, ныне Красный, мост. Произошло страшное кровопролитие. Бунтовщики не устояли и удалились за городские стены. Шереметев подступил к городской стене, у Вознесенских ворот, бывших около нынешнего Благовещенского монастыря.

Мятежники совершили было здесь нападение на его войско, но были отбиты. Другое нападение они сделали на его стан в Ямгурчеве, но и здесь были поражены. В этих схватках погибло много бунтовщиков, войско их, таким образом, уменьшилось. Они увидели, что борьба с Шереметевым им не по силам, что дальнейшее сопротивление не поведет к добру, а потом решились изъявить покорность. Они послали к Шереметеву священника Ивана Петрова с несколькими казаками и стрельцами просить его отпустить к ним митрополита Сампсона, уверяя, что он один может укротить мятеж и прекратить кровопролитие.

Архипастырь безбоязненно пошел к своим вероломным врагам. «Иду к злочестивым, хотя бы мне привелось и умереть», - сказал он. Когда он вошел в Вознесенские ворота, народ бежал к нему толпами, повсюду слышны были крики: «Помилуй нас, защити нас, избавь город от кровопролития».

Сопровождаемый толпою с такими криками митрополит дошел до собора. Здесь он приказал благовестить в большой колокол. Когда по благовесту собрался народ и градское духовенство, Святитель, облачившись во все архиерейские одежды, взял в руки посох Иосифа убиенного, вышел к народу и сказал: «Вот посох митрополита Иосифа, убитого бунтовщиками напрасно, и вы затеяли против государя незаконно». Потом он обещал им помилование от имени государя и воеводы Шереметева, а в заключение воскликнул: «Пойдем все вместе, отворим ему ворота, он (Шереметев) войдет к нам не с войском и пушками, но с иконою».

Народ закричал: «Пойдем поскорее!» И вот от собора открылась торжественная процессия. Митрополит Сампсон с крестом в руках и с ключами от города в сопровождении градского духовенства и множества народа шествовал к Вознесенским воротам, за которыми стоял Шереметев. По приказанию митрополита ворота были отворены. Когда народ увидел за воротами Шереметева, который стоял с полковой иконой преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, то все пали ниц и вопили: «Помилуй нас»!

 В тот же день, 13 марта, Шереметев вошел с войском в кремль. Когда он шел по улицам, то астрПридел во имя святителя Тихона Задонскогоаханцы лежали на земле по обеим сторонам и вопили о помиловании. Пришедши в собор, Шереметев передал вышеупомянутую икону Сергия Радонежского митрополиту. Икона эта потом была передана в Успенский собор.

Придел во имя святителя Тихона Задонского

 

В этом бунте монастырь стал опорой для прибывших из Москвы правительственных войск во главе с фельдмаршалом Шереметевым. В монастырских стенах делались бойницы для отражения неприятеля. Когда фельдмаршал 12 марта прибыл в обитель, мятежники открыли стрельбу и пошли на штурм монастыря.

«Увидя меня, - писал Шереметев в Москву, - начали к тому монастырю приступать и стрелять из пушек и кинули три бомбы».

По преданию, когда в Астрахани начался этот стрелецкий «свадебный бунт», митрополит Сампсон несколько дней скрывался от расправы мятежников в колокольне монастыря, кроме митрополита, в обители нашли убежище немало астраханских именитых людей.

Многие из них в благодарность за свое спасение жертвовали в пользу монастыря значительные суммы. Так, известный астраханский откупщик Афанасий Мещеряков, скончавшийся 14 января 1714 года, по духовному своему завещанию пожертвовал в Ивановский монастырь 216 рублей, 2 алтына и 2 деньги - значительная по тем временам сумма. (3 апреля этого же года скончался митрополит Сампсон, кстати, последний митрополит Астраханский, после которого было решено установить в епархии епископию). Деньги все эти шли на строительство в обители деревянной церкви в честь Сретения Господня. Храм был теплый, и в нем служили в зимнее время.

А в 1723 году Иоанно-Предтеченский монастырь закрыли. Астраханский губернатор А. Волынский был в то время в ссоре с местным епископом Иоакимом. Владыка пытался воспрепятствовать строительству в городе храма для католиков, которым покровительствовал Волынский. Поэтому епископа Иоакима по доносу Волынского из Астрахани изгнали. После этого губернатор стал преследовать сторонников архиерея, среди которых был и настоятель Иоанно-Предтеченской обители архимандрит Иоасаф. Его заключили в темницу, где Волынский пытками вымогал казну и ценности монастыря. После того, как архимандриту удалось бежать из темницы, губернатор, чтобы скрыть свои злодеяния, объявил его тайным старообрядцем, а Иоанно-Предтеченский монастырь превратил в гарнизонный госпиталь.

Лишь в 1727 году после настойчивых требований астраханского епископа Варлаама (Леницкого) монастырь снова вернули епархии. Настоятелем его стал архимандрит Иларион, который сумел возродить обитель из разорения. А через три года он сам был поставлен астраханским архиереем.

В 1732-1734 годах в Иоанно-Предтеченском монастыре был настоятелем архимандрит Никодим (Ленкевич), известный миссионер среди калмыков. За все время его неустанной деятельности было обращено в православную веру 2883 человека из калмыков. Также старанием архимандрита Никодима в Иоанно-Предтеченском монастыре было учреждено калмыцкое училище.

При новом настоятеле монастыря архимандрите Иларионе (будущем епископе Астраханском) здесь с 1727 по 1730 годы были выстроены двухэтажный настоятельский корпус, под которым своеобразно были выведены каменные палатки и новая каменная Сретенская церковь. И церковь, и настоятельский корпус были построены в одном архитектурном стиле и соединялись между собою как снаружи, так и под землею. Здесь была устроена особая крипта со множеством сделанных в стене ниш - криптов.

В 1737 году при архимандрите Аркадии в первом ярусе монастырской колокольни был устроен храм в честь Мученика Иоанна Воина. В 1750 году при архимандрите Аароне стараниями надворного советника Федора Львовича Чернесова в монастыре была построена малая каменная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В 1780 году исполняющий обязанности строителя Иоанно-Предтеченского монастыря протоиерей Василий Осипов, докладывая Астраханскому архиепископу Антонию (Румовскому), что в зимней церкви во имя Сретения Господня богомольцы во время богослужения не помещаются, просил стоящую без дела каменную келейную церковь во имя Богородицы «Всех скорбящих Радость», в которой едва помещалось 20 человек, перенести и присоединить к Сретенской в виде придела. 5 мая того же года он получил из духовной консистории разрешение. Скорбященская церковь была перенесена и освящена 24 июня 1780 года в честь Рождества Иоанна Предтечи. Вход в новоустроенную церковь был только из Сретенского храма, для чего в южной стене последнего были пробиты две арки.

В 1850 году при игумене Аполлосе (Беляеве, будущем епископе Вятском) оба этих храма были капитально отремонтированы с поднятием стен до трех аршин высоты и перекрыты новым железом. Одна из палаток-выходов, устроенных под настоятельскими кельями, была превращена в притвор Сретенского храма. Но, несмотря на все перестройки, Сретенский и Рождество-Иоанно-Предтеченский храмы к концу XIX века сильно обветшали. Обследовавшая их в 1895 году специальная комиссия нашла, что в обоих храмах имеются сильные трещины, отчего они угрожают падением. Епархиальным начальством было предписано монастырю эти церкви разобрать, а на их месте выстроить один новый храм, достойный значения городского монастыря.

На месте разобранных церквей в том же 1895 году был заложен новый трехпрестольный храм в честь Сретения Господня с приделами в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и в честь святителя Тихона Воронежского. В 1899 году окончен постройкой и 25 июля того же года освящен Астраханским епископом Сергием (Серафимовым). Постройку храма производил подрядчик И. А. Храмов, а стоимость всего здания обошлась монастырю свыше 75 тысяч рублей. Боковые приделы не были сразу освящены, так как из-за несоблюдения некоторых технических требований не были приняты строительною комиссией. Только 13 сентября 1909 года в день воспоминания освящения храма Воскресения в Иерусалиме был освящен правый придел Сретенского храма - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Освящал придел настоятель монастыря епископ Арсений (Тимофеев). В следующем году 13 августа был освящен и левый придел в честь святителя Тихона Задонского.

Вместе с разборкой двух древних Сретенского и Рождества - Иоанно-Предтеченского храмов в 1895 году в монастыре произошли сильные изменения. Благодаря стараниям игумена Иоасафа были перестроены все деревянные братские кельи, шедшие вдоль северной стороны монастыря и возведенные еще при строителе иеромонахе Евгении (1794-1795, будущем возобновителе Чуркинского монастыря в низовьях Волги, известном астраханском подвижнике и старце). Кельи, братская трапезная были построены каменные, как и другие монастырские службы: баня (в северо-восточном углу), погреба, кладовые (тянущиеся вдоль восточной стены), дом для монастырской прислуги (у южной стены) и располагавшиеся рядом каретная с конюшней. Полностью был разобран в 1895 году старый настоятельский дом и в том же году выстроен заново: каменный двухэтажный. На верхнем этаже помещались келий для настоятеля, а на нижнем, церковно-приходская школа, содержавшаяся на средства монастыря. Соборный Иоанно-Предтеченский храм, невысокий, построенный в древнерусском стиле, по своему внешнему облику очень напоминал астраханский Ново-Иерусалимский храм.

Церковь была богато декорирована из различных элементов: городка, арочек и колонн. Центральная часть имела квадратную форму, на которой покоился восьмигранный барабан с шестью прямоугольными окнами и двумя глухими. На барабане находился главк - фонарь вытянутой формы, закругленный. Фонарь был покрыт шлемообразным куполом с яблоком и четырехконечным крестом. Алтарь, прямоугольной формы, с тремя небольшими полукружиями. С запада к центральной части храма примыкала обширная трапезная, покрытая скатной шатровой крышей. С западной части ее в 1906 году был пристроен притвор. При северном и южном входах в храм тоже имелись небольшие притворы. Под храмом в нижнем полуподвальном этаже располагались различные выходы и кладовые. Внутри храма пространная трапезная была расписана по всему пространству священными изображениями, иконостас стоял пятиярусный с резьбою, вызолоченный на полимент с 53-мя иконами академического письма.

Сретенская церковь, построенная в древнерусском стиле, поражает своею легкостью, воздушностью, красотою. Храм довольно высок и положительно царствует над всеми окружающими его зданиями. Задуман он в форме креста так, что к центральной его прямоугольной части со всех сторон, как крылья креста, примыкают с восточной стороны - алтарь, а с западной, северной и южной - центральный и боковые притворы. Увенчан храм пятью главами, которые, как языки пламени устремляются в небо восьмиконечными крестами. Эти пять глав покоятся на двух рядах из кокошников, обхватывающих храм со всех сторон. Все три притвора имеют одинаковую прямоугольную форму, завершаемые полукруглым верхом, только центральный притвор имеет еще перед входом особый пристрой, украшенный шатровым верхом с особой главой - луковичкой и крестом.

Внутренний объем храма не очень обширен, так как был предназначен собственно для братии монастыря. Расписан он был в начале XX столетия иконописными изображениями в академическом стиле. Во всех трех приделах были установлены трехъярусные иконостасы, густо вызолоченные и с прекрасно написанными иконами. Стоимость иконостаса оценивалась в 11 тысяч рублей, иконы для него писал московский мастер Д. Шепелев.

Двухъярусная колокольня над Святыми вратами и с церковью Иоанна Воина являла собой великолепный образчик древнерусской архитектуры в стиле нарышкинского барокко. Святые врата над колокольнею прямоугольной формы имели два арочных проезда. Далее шел первый ярус с церковью - восьмигранный, с восемью небольшими прямоугольными оконцами в богато декорированном оформлении. Второй ярус - шестигранный с шестью большими окнами для звона. Верхняя часть была круглой и украшена 16-ю кокошниками. За ней шел шатровый купол в виде восьмигранного конуса, где были устроены 24 малых окна. Внутреннее пространство церкви Иоанна Воина было небольшим с восьмигранным сомкнутым сводом. С треугольной площадки шла в толще стены храма лестница на колокольню. Иконостас был простой, без украшений, трехъярусный, с 24 иконами.

Стены монастыря были перестроены в середине XIX века и украшены по бокам миниатюрными глухими башенками, покрытые верхом шлемообразной формы и с завершением в виде трубящего ангела. Такое же завершение в виде башенки с ангелом венчало юго-западный угол настоятельского дома.

Самой замечательной святынею обители почиталась древняя икона Иоанна Предтечи, хранившаяся в соборном храме. К этой иконе с живою верою и благоговением приходили верующие астраханцы, ища помощи и заступления у Крестителя Господня во всякой нужде и обстоянии. Икону часто брали в свои дома для служения перед нею молебном. Не только православные, но и армяне глубоко чтили эту икону. Армянские женщины при входе в обитель вставали на колени и в этом положении с земными поклонами доходили до храма, а в храме - до иконы, перед которою падали ниц и в продолжение всего богослужения не отводили от нее взора.

В соборном храме хранились еще две почитаемые астраханцами иконы: преподобного Мирона и священномученика Антипия. От иконы с изображением преподобного было немало случаев исцеления от бушевавшей постоянно в Астрахани лихорадки, и поэтому она почиталась чудотворною. От иконы с изображением священномученика Антипия исцелялись от зубных болезней, и она также почиталась чудотворной.

Среди других чтимых икон можно отметить хранившиеся в Сретенском храме древние храмовые образа Сретения Господня и Божией Матери «Всех скорбящих Радость». После постройки нового храма они были поставлены у боковых его стен. В Сретенском храме стояла также замечательной работы скульптура «Распятие». Она была пожертвована в 1796 году афинским скульптором грузинскому митрополиту Николаю, управлявшему тогда монастырем.

Из церковной утвари необходимо отметить и древней работы серебряную дарохранительницу, стоящую на четырех продолговатых ножках. Низ ее со всех сторон был закрыт искусно вычеканенными из серебра занавесами. На нижнем этаже, где хранились Святые дары посреди дарохранительницы, обложенную искусной работы чеканною сеткою на каждой стороне были вызолоченные под чернь изображения: положение Господа во гроб, тайная вечеря, Спаситель, молящийся в Гефсиманском саду и Спаситель, несущий Крест. По углам находились четыре литые Апостола. На втором этаже между четырех серебряных колонн в середине находился серебряный гроб - на нем был вылит почивающий плотью Господь с предстоящими пред ним серебряными изображениями Жен Мироносиц, далее по углам четыре ангела, держащих мелиды, а у колонн - четыре звезды. Вверху ковчега над гробом было изображение Святого Духа из серебра литое в виде голубя, а над самым ковчегом вместо креста - литое Воскресение Христово с сиянием вокруг и Хоругвию.

На территории монастыря, фактически на всей его площади между храмами и другими строениями простиралось монастырское кладбище. На нем, кроме братии, было захоронено много астраханцев, особенно из купечества. Из особо примечательных личностей, похороненных здесь, можно отметить: грузинского митрополита Николая, погребенного в склепе под Святыми вратами; управлявшего монастырем епископа Паисия (Виноградова, бывшего епископа Туркестанского), погребенного в склепе-крипте под Сретенским храмом. В 1976 году во время археологических работ были обретены останки этого архиерея. Археологов поразило полное их нетление, хотя они находились чуть ли не наполовину в воде).

До 1886 года из Кафедрального Успенского собора в Иоанно-Предтеченский монастырь 29 августа, день памяти Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи совершался торжественный крестный ход. Этот крестный ход совершался в знак большого уважения астраханцев к этой обители.

В 1909 году в Астраханской епархии было учреждено Царевское викариатство, что сыграло немаловажную роль в истории Иоанно-Предтеченского монастыря. Местопребыванием для викариев Царевских был утвержден этот монастырь с правом управления обителью. Первым викарием Царевским был епископ Арсений (Тимофеев), в 1911 году переведенный в Вологодскую епархию. На его место был поставлен епископ Иннокентий (Кременский), управлявший Царевской кафедрой до 1917 года Это был неустанный труженик и миссионер, на плечах которого в виду частой смены правящих архиереев лежала почти вся епархиальная работа.

В 1917 году викарием Царевским становится епископ Леонтий (фон Вимпфен), при котором Иоанно-Предтеченский монастырь пережил смутные времена. Сам из знатного немецкого рода (по материнской линии из рода Воейковых), в зрелом возрасте сознательно перешел из лютеранства в православие, оставил светскую карьеру и поступил в духовную академию. Был миссионером в Китае, где его помнили за человека бесстрашного, без боязни ходившего по юртам кочевников (внутренняя Монголия) и проповедавшего веру Христову. Его били, изгоняли, а он все равно шел и проповедовал. В Астрахани его запомнили как человека кроткого, доброго, смиренного, отзывчивого на любую беду. Он помогал нищим, бездомным, сам шел в бедняцкие кварталы, безвозмездно соборовал, исповедовал, причащал. В монастыре подчас братии самой нечего было есть, а владыка отдавал все что можно голодным.

Во время январских боев 1918 года в Астрахани между большевиками и белоказаками Ивановский монастырь находился под контролем последних. Его охраняли 60 казаков. Здесь была похоронена часть погибших во время боев офицеров, а так же некоторые расстрелянные большевиками представители купечества. После революции кротость как бы изменяет епископу Леонтию.

В сентябре 1918 года в Астрахани по его инициативе был организован «Епархиальный союз церквей». Эта неканоническая (противозаконная в церковном понимании) организация ставила своей задачей ограничить власть епархиального архиерея и «внести деятельность церкви в революционную струю». Не случайно епископ Леонтий отзывался о себе как «о единственно, кажется, епископе земли русской, открыто и гласно выражавшем полное сочувствие советской власти и ее декретам».

Центром деятельности «Епархиального союза церквей» стал Иоанно-Предтеченский монастырь, где постоянно проходили его собрания. Противозаконные действия епископа Леонтия заставили Святейшего Патриарха Тихона и Собор русских архиереев вынести решение о лишении его звания викария и о запрещении его в служении. Епископ Леонтий не подчинился решению Собора и остался в положении «отверженного» епископа, продолжая служить в подчиненном ему монастыре. В ночь на 25 мая 1919 года он был арестован в своей келий и отправлен в местное ВЧК. В ту же ночь был арестован и астраханский архиепископ Митрофан (Краснопольский). Их расстреляли вместе 23 июля того же года, и верующим удалось тайно выкупить их тела и захоронить около Покрово-Болдинского монастыря.

В конце 1919 года в Астрахань, «объятую красным террором», приезжает новый астраханский архиепископ Палладий ( Добронравов). По дороге в поезде его зверски избивает и выкидывает из вагона банда молодчиков, нанятых чекистами. Владыку привозят в Астрахань полуживым. Он останавливается в Иоанно-Предтеченском монастыре не в силах управлять епархией из-за смертельной болезни. Здесь в монастыре он и умирает 1) марта 1920 года. Посвященный в 1920 году в Астрахань новый викарий епископ Анатолий (Соколов) также проживал в Иоанно-Предтеченском монастыре, который находился под его управлением. После того, как епископ Анатолий выступил против изъятия церковных ценностей, его предали суду и домашнему аресту в монастыре. Несколько месяцев продолжался процесс, и только в мае 1922 года суд вынес приговор - год условного наказания. Вскоре на Православную Церковь и на Иоанно-Предтеченский монастырь обрушилась новая беда. Начавшийся в 1922 году церковный обновленческий раскол увлек за собою и епископа Анатолия. Монастырь стал прибежищем обновленцев. Фактически с этого времени Иоанно-Предтеченский монастырь уже нельзя было назвать обителью монахов. Большая часть братии покинула его, не желая смириться с обновленчеством своего настоятеля, тем более, что «живоцерковники» не очень-то чествовали монашествующих, называя их «...паразитами, тунеядцами и отмирающим придатком Церкви».

 начала 20-х годов и большая часть служебных помещений монастыря «национализируется» местными властями. Еще в 1917 году был реквизирован «для народных нужд» двухэтажный настоятельский дом. К концу 20-х годов в ведении монастыря оставались только церковные здания: два храма и колокольня. В 1929 году Иоанно-Предтеченский монастырь закрывается. В 1930 году под снос идет соборный храм и монастырская колокольня. Разрушаются и монастырские стены. Сохранившийся от разрушения Сретенский храм использует под склад «Заготзерно».

Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иоана

Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иоана

 

В 1989 году Православной Церкви был возвращен сохранившийся Сретенский храм, который был переименован в Иоанно-Предтеченский, став соборной монастырской церковью. Передан он был в крайне аварийном состоянии. За последнее десятилетие перекрыты его крыша и купола, позолочены кресты на главах, вставлены новые окна и двери, заново восстановлена входная лестница. Вокруг храма сделана бетонная объездная дорожка. Внутри был заново расписан священными изображениями в академическом стиле. Полы покрыты новой белоснежной плиткой. Изготовлены новые трехъярусные иконостасы (под мореный дуб) с иконами академического письма. В 1995 году был освящен правый придел храма в честь Иверской иконы Божией Матери, а в 1998 году - левый придел во имя святителя Тихона Задонского. В 1993-1994 годах рядом с храмом была построена временная звонница, которая будет служить монастырю, пока не будет восстановлена в прежнем виде монастырская колокольня.

В мае 1994 года официально указом Святейшего Патриарха Алексия II Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своем звании. Сейчас при обители пока немногочисленная братия: наместник, два иеромонаха, один иеродьякон и несколько человек послушников. Настоятелем монастыря является нынешний Астраханский архиепископ Иона (Карпухин), который назначает наместников обители. Сейчас наместником является иеромонах Петр (Барбашев).

Из святынь обители, бережно хранимых в ней, в настоящее время можно назвать древний образ Иверской иконы Божией Матери. Она очень почитается верующими астраханцами, о чем свидетельствуют многочисленные привесы из драгоценных металлов. В Иоанно-Предтеченском храме находится также икона преподобного Максима Грека с частицею его мощей.

Недавно был возвращен двухэтажный настоятельский корпус, выстроены новый двухэтажный корпус для братии и звонница, возводятся стены обители.

Устраивается скит в селе Ильинка Володарского района (в 60 километрах южнее Астрахани), в котором осталось всего 14 домов. Здесь стоит небольшой деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Этот храм выдержал советское лихолетье, благодаря верующим сельчанам его не смогли разорить. Все это время он оставался действующим, несмотря на то, что находился на острове, и до него очень тяжело было добраться. Но сейчас в соседних селах выросли новые храмы, и Казанский остался без прихожан. Стоял он сиротливо и приходил в ветхость и, казалось, должен погибнуть. Выход нашли, передав храм монастырю, и сейчас братия Иоанно-Предтеченской обители соверИгумен Иосиф (Марьян), настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери в с. Ильинка Володарского района Астраханской областишает в нем богослужение.

Замечательно, что в этом храме находится удивительный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На нем чудесным образом проступает Казанский образ Божией Матери.

Игумен Иосиф (Марьян), настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери в с. Ильинка Володарского района Астраханской области.

 

Статья из книги «Русские монастыри. Средняя и Нижняя Волга»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Издательство «Очарованный странник» - Издательство «Троица»,

(г. Новомосковск - г. Москва). 2004.

 

Православие.Ru 

верх
[Статьи] [СПИСОК СТАТЕЙ] [статьи игумена Иосифа (Марьян)]

 

 

 

Hosted by uCoz