Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

Святой мученик князь Роман Рязанский

 

Святой мученик князь Роман был из славного рода князей рязанских, многие из которых отличались своею заботою о святой вере православной и благочестием. Родился он незадолго до страшной для русской земли годины - нашествия на нашу страну безбожных татар.

В 1237 году в битве с захватчиками погибли два деда князя Романа - Юрий и Олег Игоревичи. Отец его - князь Олег Ингворевич был пленен ханом Батыем, и долго томим в Орде, вплоть до 1251 года, когда его отпустили на родину, где он и скончался, приняв великую схиму с именем Косма. Сам же князь Роман, встретив нашествия татар в младенческом возрасте, чудом остался жив, спасенный епископом рязанским Ефросином Святогорцем, который втайне увез его из Рязани в Муром.

Лишенный родных и крова, святой князь Роман с юных лет шел к исповедническому подвигу путем скорбей и страданий. Воспитание его было, по благочестивому русскому обычаю, церковное. Начало премудрости - страх Господень полагался в основание жизни его чрез чтение Священного Писания.

Кроткий с юности, князь пламенел любовью ко Христу и утверждался в православной вере благоговейным примером святых угодников Божиих, жития и наставления которых он впитывал в себя ежедневно. Все это помогло стяжать будущему страстотерпцу терпение и любовь к Отчизне, благочестие и безграничную преданность воле Божией, которые отличали его постоянно.

После кончины своего отца в 1258 году, князь Роман унаследовал Рязанское княжество, которое в то время только-только начало оправляться от татарского нашествия. С единой надеждой на Промысел Божий принимал святой угодник управление Рязанским княжеством, и в течение 12 тяжелейших лет своего княжения сумел уберечь рязанские земли от новых разорений. Благоверный князь со слезами молился о своей родине, и старался чем только можно облегчить участь своего народа. Словом и примером своей жизни он внушал окружающим любовь к родной земле и Святой Церкви. Татарские сборщики дани - баскаки, - злобились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от насилия, и заступался за обиженных.

Однажды один из баскаков донес хану Менги-Тимуру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись в Орде и бесчестные люди, которые подтвердили эту клевету, и раздраженный хан вызвал святого на суд в Орду.

Спокойно выслушал эту печальную весть князь Роман, и в душе своей готовясь к самому худшему, распределил между своими сыновьями княжеские уделы. Причастившись Св. Таин, он отправился в Орду. В ордынской столице Сарае (развалины её доныне лежат возле села Селитренного Астраханской области), святой князь Роман сумел оправдаться, но злобствующий на него баскак наустил на святого многих князей татарских, и они начали принуждать его принять их языческую веру. Но тот, в порыве благочестивого негодования и любви к вере Христовой, отвечал им: "Не достоит православным христианам, оставя веру свою Православную, принимать веру басурманскую (т.е. языческую)".

Татары, услышав это, заскрежетали зубами и стали бить его. Князь же не испугался и закричал: "Христианин есть, и воистину христианская вера свята, а ваша татарская вера поганая (т.е. нечестивая)".

Татар объяла ярость, и они стали ещё более немилосердно избивать князя, который кричал не переставая: "Христианин есть, и святая воистину вера христианская!" Не терпя эти восклицания, татары заткнули князю рот платком, а потом, заковав цепями, бросили в темницу.

В душной темнице святой угодник молился о ниспослании ему благодатной помощи. Он предчувствовал, что его ждет смерть и, предавая себя в волю Божию, молился, чтобы Господь даровал ему силы для совершения подвига христианского. Меж тем, жребий его уже был решен ханом. Менги-Тимур дал приказание умертвить благоверного князя Романа.

С жестокими ругательствами извлекли мученика из темницы, и повели на место казни. Князь спокойно шел на мучение, на лице его отражалось чувство христианского смирения и душевного спокойствия, которые даются в удел немногим очистившимся в горниле искушений. Исповедник Христов не страшился умереть за Господа своего, хотя и не знал, что ожидает его ужаснейшая из смертей - смерть медленная. Выведенный на место казни и укреплемый Христом, князь стал укорять мучителей в их нечестии, убеждая их отречься от своих суеверий и принять веру истинную - христианскую.

Не вынеся его обличений, татары вырезали мученику язык. Потом стали резать его по частям: выколов глаза, отрезали уши и губы, отсекли пальцы рук и ног, после чего отрубили руки и ноги. Бесчеловечие мучителей не пощадило ни одного члена тела святого страдальца, и когда от него осталось одно туловище, с еще заметными искрами жизни, то они содрали с головы кожу, воткнув голову на копие.

Случилось это 19 июля (по ст.ст.) 1270 года. Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань, и там, с благоговением, преданы земле. К сожалению, место погребения со временем было утеряно.

Церковное почитание благоверного князя Романа в лике святых угодников Божиих началось сразу же после его мученической кончины. Современники называли его новым мучеником, и сравнивали с великомучеником Иаковом Персиянином (память 27 ноября по ст.ст.). Сравнивали его и со святым мучеником князем Михаилом Черниговским, незадолго перед этим принявшим смерть в Орде. Летопись говорит о святом князе Романе: "Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за Православную Христианскую веру".

Несомненно, что эти два святых князя-мученика, обагривших своею святою кровию Астраханскую землю, и на небе соединены Господом неразрывными узами.

Их молитвою просвещалась Астраханская земля, их молитвою насаждалась здесь святая вера Православная, и до сих пор молятся они за нас, являясь нашими предстателями пред Господом.

Хочется, чтобы и мы, астраханцы, не забыли о своих молитвенниках, и почаще обращались к ним за помощью о сохранении земли нашей от всяких бед и нестроений.

Да не лишим мы сами себя их святого предстательства. 

Игумен Иосиф (Марьян),

настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери

в с. Ильинка Володарского района Астраханской области

 

Православие.Ru 

верх
[Астраханские святые] [СВЯТЫЕ] [ПОДВИЖНИКИ]

 

 

 

Hosted by uCoz