Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

Часть 2. За Христа пострадавшие (не прославленные новомученики и исповедники Астраханской епархии)

Епископ Леонтий (фон Вимпфен)

Лев Захарович Кунцевич

Семен Никифорович Жиляков

Протоиерей Дмитрий Стефановский

Протоиерей Василий Наследышев

Протоиерей Павел Александровский

Дьякон Иоанн Заправдин

Священник Николай Летров

Священник Симеон Сенилов

Алексей Кочкарев

Дьякон Михаил Монголов

Егор Щукин

Священник Михаил Кархалев

Часть 3 Подвижники благочестия Астраханской епархии 19-20 веков

Блаженный Петр Сазонов

Монах Аркадий

Иеромонах Евфимий

Иеромонах Варфоломей (Трофимов)

Старец Иоаким

Блаженный Василий Барыкин

Блаженный Прокоп

Блаженный монах Митрофан

Блаженный Алексий

Епископ Иоанникий (Попов)

Протоиерей Николай Ситкин

Схиархимандрит Алексей (Ковшиков)

Блаженный Георгий

Блаженная Евдокия Иванова

Священник Николай Башляев

 

Мученичество за Христа всегда почиталось "избранным подвигом", более всего приближавшим к Богу. Свидетельство веры, каковым во все времена было мученичество, оставляло в душах людских глубокий след, многих далеких от Господа, и даже самих гонителей, приводя к познанию истины. "Страсти Христовы подражавшие, и страсти наша объемлющие" - воспевает Церковь собор святых мучеников, число которых фактически неисчислимо, и лишь малая часть известна по именам и почитается нами.

Немалое число мучеников за веру знала и Астраханская земля. Возможно, первые мученики в низовьях Волги появились вскоре после проповеди апостольской. Но говорить о них очень трудно, так как мало свидетельств осталось о тех временах. Возможно, они были учениками святого апостола Андрея Первозванного (проповедовавшего на Кавказе и в Причерноморье), как, например, святые мученики Инна Пинна и Римма, пострадавшие в начале II века, где-то в Северном Причерноморье; или кто-либо из числа пленных христиан, захваченных в рабство обитавшими в северных прикаспийских степях кочевниками.

Возможно, что и из числа самих местных обитателей находились такие, что принимали христианство и могли быть преследуемы своими сородичами - язычниками. Так, по свидетельству святителя Кирилла Иерусалимского, жившего в IV веке, что у гуннов, обитавших в степях между Волгой и Дунаем, уже были свои епископы, священники, диаконы, монахи и девственницы. Так что, могли быть и свои мученики, как они были у обитающих здесь перед ними готов.

Были христиане и среди преемников гуннов - болгар, большая часть которых обитала между Волгой и Азовским морем. В 619 году, в Константинополе, принял крещение дядя болгарского хана Кубрата - Органа. Возможно, по его примеру принимали крещение и другие болгары, но в основе они оставались язычниками, нетерпимыми к христианской вере, что могло порождать новые сонмы мучеников и исповедников за веру.

Утвердившийся в VII веке в Низовьях Волги и на Северном Кавказе Хазарский каганат, был по своей сути государством многонациональным и многоконфессионным. Правители Хазарии, как и большинство местного населения, оставаясь язычниками, были довольно веротерпимы к другим вероисповеданиям.

Столица Хазарии - Итиль, располагавшаяся где-то в дельте Волги, была по меркам своего времени довольно большим городом и делилась на несколько кварталов, где мусульмане, иудеи и христиане жили каждый в отдельном квартале. Мусульмане имели свои мечети, иудеи - синагоги, а христиане - церкви. По имеющимся свидетельствам, и в других крупных хазарских городах: Семендере и Беленджере имелись христианские храмы. Большое влияние на Хазарию оказали и расположенные в Северном Причерноморье православные епархии: Готфская (в Крыму) и Зикхийская (на Черноморском побережье Кубани). С середины VIII века есть уже упоминание о самостоятельной Хазарской епархии. Таким образом, христианство здесь вплоть до IX столетия процветало.

В начале IX века в Хазарии власть захватила иудейская община, подчинившая себе кагана (верховного правителя), и осуществлявшая свое управление через царя иудейской династии. Иудеи, относясь нетерпимо как к мусульманам, так и к христианам, начали всячески притеснять их. Часто натравливали мусульман на христиан, разрушая по своему желанию то мечети, то церкви.

 К этому времени, к середине IX века, относится миссия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, направленная на защиту утесняемой православной общины в Хазарии. В Хазарии святые братья достигли большого успеха, победив в диспуте иудейских и мусульманских мудрецов, и доказав истинность христианской веры.

По свидетельству древнего жития, под воздействием их проповеди сам князь (каган), бояре его и множество народа уверовали во Христа и приняли святое крещение. Но сила иудейской верхушки была велика. В результате многолетней гражданской войны иудеи истребили всех своих противников, в том числе и христиан.

Это есть первое достоверное известие о мучениках за веру на Астраханской земле.

Гонение на христиан продолжалось вплоть до падения Хазарской державы в 965 году. Известно, что в начале Х века, иудеи устраивали карательные экспедиции против исповедовавших христианство алан, обитавших на Северном Кавказе.

После Хазарского периода мы снова встречаем свидетельства мученичества и исповедничества за Христа на Нижнем Поволжье, - во времена существования здесь Золотой Орды. Мы видим, как здесь претерпели мученический подвиг русские князья, некоторые из которых причислены Церковью к лику Святых. Имеются веские основания полагать, что святые мученики: великий князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор, а также князь Роман Рязанский были умучены в первой ордынской столице Сарай-Бату (Старый Сарай), располагавшийся возле села Селитренного, т.е. на территории Астраханской области.

Также, на необъятных просторах Золотой Орды пострадали:

святой мученик князь Михаил Тверской (в 1318 году «возле гор Ясских и Черкесских», т.е. на Сев. Кавказе); его сыновья: Дмитрий Грозные Очи (убиенный возле речки Кондраклеи, возможно в районе Самары) и Александр, почитаемые в Твери, как месточтимые святые;

князь Андрей Мстиславович Черниговский (убиенный в 1246 году);

князь Александр Новосильский (убиенный вместе с князем Дмитрием Грозные Очи)

 и рязанские князья: Василий Константинович (убиенный в 1308 году), Василий (без указания отчества, в 1327 году), Иван Ярославич (в 1322 году) и князь Иоанн, с супругою своей Василисой (их имена упомянуты в Люберецком синодике).

В Орде был отравлен великий князь Ярослав Всеволодович (в 1246 году), а также есть свидетельство, что от яда скончался и святой благоверный князь Александр Невский, во время своей последней поездки в Орду в 1266 году.

Долгое время пребывал в Орде "в узилище" князь Олег Ингваревич Рязанский, взятый татарами в плен, и лишь после долгих мучений отпущенный на родину.

Кроме русских князей в Орде принял мученическую кончину и священномученик Анфим епископ Сарский (в конце XIII века). Также известно, что пострадало здесь и бесчисленное число православного русского люда, имена которых "Бог веси", но среди которых, несомненно, были и свои мученики за веру.

Вплоть до покорения Астраханского ханства под скипетр Русской державы в 1557 году, здесь, в низовьях Волги томилось немалое число русских невольников. Известно свидетельство об исповедническом подвиге царского посла Севастьяна Авраамова и членов его посольства, посланных в 1551 году к астраханскому хану Янгурчею. Этот хан, выразив сначала свою верность царю Иоанну Грозному, вскоре изменил своей присяге, и посланного к нему посла с его людьми заточил на диком острове, у самых берегов Каспийского моря (есть свидетельство, что это был Чуркинский остров, где впоследствии была основана знаменитая Чуркинская пустынь). Здесь страдальцы и приняли свою смерть.

Далее, всматриваясь в историю Астраханского края, мы видим примеры мученичества и исповедничества от рук всеразличных бунтовщиков и изменников Родины.

В период Смутного времени 1605-1614 годов от различных самозванцев и изменников было истреблено немалое число астраханского духовенства. Так, в синодике Успенского собора упомянуты имена убиенных: протоиерея Фомы, иерея Кондрата, протодиакона Никифора и иноков: Иосифа, Тимофея, Иоанна, Андроника, Афанасия, Никона, Ионы, Иоакима, Филарета и Исаии.

Также в 1605 году претерпел поругание от своей паствы и святитель Феодосий, архиепископ Астраханский и Терский (1602-1607 гг.)

Особенно сильно пострадал Троицкий монастырь. В 1607 году воеводой-изменником Хворостиным была выслана из города большая часть братии этой обители, во главе с игуменом Феодоритом. Несчастных бросили на диком бугре в низовьях Волги, окруженном многочисленными протоками и, отобрав лодки, обрекли на лютую смерть от голода и болезней.

Оставшаяся же часть братии Троицкого монастыря была изгнана из обители по приказу атамана Заруцкого и самозваной царицы Марины Мнишек, воцарившихся в Астрахани в 1614 году. Не согласившихся покинуть обитель монахов утопили в Волге.

Во время разинского мятежа в 1671 году мученическую смерть принял священномученик Иосиф митрополит Астраханский и Терский. Известно, что в это время пострадал и соборный ключарь протоиерей Феодор, казненный бунтовщиками за верность своему архипастырю. Несомненно, мученическую смерть принял и казак Мирон, защищавший святителя Иосифа от своих озверевших собратий, и растерзанный ими за свой мужественный поступок. Стрелецкий сотник Фрол, тоже мученически погиб, защищая врата Успенского собора, в котором укрывались от расправы мятежников астраханские жители. Да и князья Прозоровские: Иван, Михаил и Борис, погибшие, защищая город от бунтовщиков, были приняты Господом как мученики за веру и Государя, о чем свидетельствует житие священномученика Иосифа.

Было много мучеников среди астраханского духовенства, имена которых не дошли до нашего времени. Многих из них, не желавших слушаться воли богохульника - Разина, бросали в воду, т.е. топили в речке, а одному, не пожелавшему принимать присяги от астраханских жителей к изменнику атаману, отрубили руку и ногу, бросив в муках умирать под палящим солнцем.

Подобным же образом действовали и приспешники другого бунтовщика - Пугачева, выдававшего себя за умершего уже императора Петра III. Эти бунтовщики в каждом селе заставляли местное духовенство встречать Пугачева с крестами и иконами и поминать его на ектениях. Тех из священников, кто отказывался, подвергали всяким мучениям.

Так, в Астраханской епархии в селе Покровском (Славине), на своем доме был повешен священник с женою и сыном; в Рождественском (Оркино) дьякон Гавриил Лукин также повешен на воротах своего дома; в селе Никольском (Дорофеевка) священник Никита Тимофеев, скрывавшийся со своим семейством на гумне, был найден и повешен вместе с матерью. И таких случаев было множество.

После пугачевского бунта, в связи с успокоением в Российском государстве, Астраханский край был лишен всяких треволнений. Но за пределами её - на Кавказе и в Средней Азии, известны случаи мученичества и исповедничества среди астраханцев, попавших в плен к иноверцам. Так, в 30-х годах XIX века, в Хиве был замучен бывший староста Астраханской Петропавловской церкви - Егор Щукин.

 Но все прежние гонения на христиан в Астраханском крае блекнут перед настоящим нашествием на Церковь Христову, начавшимся после обеих революций в 1917 году. Уже после февральского переворота из приходов начали изгонять священнослужителей, которых новые власти подозревали в приверженности к монархизму.

13 августа 1917 года появилась и первая жертва среди духовенства Астраханской епархии. На хуторе Букатин, в своем доме, солдатами-мародерами был зарезан вместе с женой священник Григорий Гвоздев. А уже с января 1918 года революционный террор захлестнул как саму Астрахань, так и всю территорию губернии.

Число жертв среди духовенства Астраханской епархии трудно передать. Немало было казнено членов церковных причтов и простых мирян.

23 июня (ст.ст.) 1919 г. были расстреляны священномученик Митрофан (Краснопольский) архиепископ Астраханский и Царевский и епископ Енотаевский Леонтий (фон Вимпфен). Новое атеистическое государство стремилось полностью уничтожить само упоминание о Церкви Христовой, вызывавшей у него открытую ненависть.

Первая волна гонений пришлась на период гражданской войны 1918-1920 годов, после окончания которой они стали стихать. Правительство перешло к методам тихого давления на Церковь, стараясь внести в неё раскол и нестроение. Но в течение всего "спокойного" периода 20-х годов то и дело продолжались вспышки открытых гонений, связанных то с сопротивлением изъятию церковных ценностей, то неприятием большинством духовенства и мирян обновленчества, то другими причинами.

Так, в Астрахани в 1927-28 годах, большая группа духовенства была осуждена за служение панихид на могиле расстрелянных архиепископа Митрофана (Краснопольского) и епископа Леонтия (фон Вимпфена).

В 1929 году началась новая волна гонений, связанная с проведением коллективизации. Так как большая часть русского крестьянства была очень верующей, и крепко держалась за свои храмы, то попытка навязать ему новые советские устои была сопряжена с вытравливанием из крестьянских душ искры Божией. Не секрет, что большая часть из называемых кулаками и выселяемых на север или в Казахстан крестьян, были ревностными христианами и составляли костяк сельской православной паствы. Вслед за своими пасомыми шли по этапу и их пастыри, которых обвиняли в агитации против колхозов.

В период с 1929 по 1931 год в Астраханском крае начинается большое число "церковно-кулацких дел". Массовыми были расстрелы священнослужителей и верующих мирян.

Следующая волна гонений против Церкви Христовой пришлась на 1937-38 годы. В это время было расстреляно значительное число духовенства. Те, кто пережил прежние гонения, не минули своей скорбной участи в это время. Фактически массовые репрессии продолжались до 1941 года, пока война не остановила этот страшный маховик.

Приведем только некоторые ставшие известными сведения.

 

Период 1937-38 гг.

Приговорены к высшей мере наказания, расстрелу:

о. Вениамин Глушков (с. Алексеевка, Камызякский р-н) 11 марта 1938 г.

о. Сергий Маркин (с. Каралат, Кммызякский р-н) 11 марта 1938 г.

о. Петр Волосков (с. Михайловка, Лиманский р-н) 3 декабря 1937 г.

о. Николай Лячин (с. Промысловка, Лиманский р-н) 8 декабря 1937 г.

о. Степан Бурмистров (с. Сероглазка, Енотаевский р-н) 11 марта 1938 г.

о. Александр Троицкий (с. Владимировка, Енотаевский р-н) умер в заключении 25 сентября 1938 г.

о. Иван Черняев (с. Удачное, Харабалинский р-н) 12 марта 1938 г.

о. Александр Сироткин

о. Александр Инерозов

о. Тимофей Ионов

о. Вячеслав Листов

о. Стефан Попов

о. Леонид Кутлинский (с. Маково, Володарский р-н) 9 сентября 1937 г.

о. Николай Егоров, 10 марта 1938 г.

 

приговорены к отбыванию наказания в виде лишения свободы сроком 10 лет

о. Григорий Коваль (с. Маячное, Красноярский р-н) 13 ноября 1937 г.

о. Михаил Бойков (с. Увары, Камызякский р-н) 20 ноября 1937 г.

о. Петр Троицкий (с. Чаган, Камызякский р-н)

о. Николай Соколов (с. Яндыки, Лиманский р-н) 8 декабря 1937 г.

о. Иоанн Москаленко (с. Енотаевка) 14 февраля 1938 г.

ктитор Тихон Мозговой (с. Енотаевка) 22 января 1938 г.

монахиня Екатерина Корчина (с. Капустин Яр) 13 февраля 1938 г.

 

приговорены к отбыванию наказания в виде лишения свободы

о. Иван Федоров (с. Сергиевка, Икрянинский р-н) 8 октября 1938 г. к 5 годам

о. Дмитрий Рязанский      1 августа 1938 г., 7 лет

о. Вячеслав Травинский (с. Болхуны, Ахтубинский р-н)  1937 год,       3 года  

монахиня Евдокия Лымарева                                     5 лет

о. Алексей Крипков (с. Марфино, Володарский р-н), 17 июня 1937 г.  на 7 лет

о. Валентин Леторов (с. Бол. Магой, Володарский р-н) 1939 г.,        к 8 годам

ктитор Ангелина Панкратова (с. Маково, Володарский р-н) 20 мая 1938 г., к 6 годам.

 

Но и с переменой отношения Советского государства к Церкви, гонения все же не прекратились. И после войны известны случаи осуждения священнослужителей Астраханской епархии. Тут чаще всего вспоминались прежние судимости или вменялось в вину нахождение во время войны на оккупированной территории.

После 1952 года духовенство перестали привлекать по политическим мотивам, но гонения на Церковь продолжались, усиливаясь время от времени.

Во время "хрущевских гонений" 1959-1962 годов известны случаи обвинения духовенства и членов церковного причта в противозаконных действиях, и привлечения их к суду. Против наиболее ревностных пастырей применялись особые меры: их обвиняли то в хищениях, то в мужеложстве (особенно монахов), сажали в психиатрические лечебницы с надуманными диагнозами. Так продолжалось вплоть до конца 80-х годов, когда начало рушиться атеистическое государство.

Имена многих мучеников и исповедников, к сожалению, утеряны, о других сохранилось совсем мало сведений. Всё, что удалось собрать, хочется донести до людей, чтобы и молодое поколение - юные души, тянущиеся к Богу, взирая на подвиги мучеников, укреплялись в вере, не страшась глядеть искушениям в лицо, с твердым упованием на Господа, преодолевая скорби и нападения бесовские.

 

Игумен Иосиф (Марьян),

настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери

в с. Ильинка Володарского района Астраханской области

 

Православие.Ru 

верх
[Астраханские святые] [СВЯТЫЕ] [ПОДВИЖНИКИ]

 

 

 

Hosted by uCoz