Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу: http://astrsobor.ru/ | ||||||||||||||||||||||||||||||
| ||
Жизнеописание протоиерея Павла Александровского Отец Павел Александровский (Последние годы жизни, фото с паспорта)
Отец Павел Георгиевич Александровский родился 12 июня 1874 году в селе Гладышево Тамбовской губернии. Родился он в семье бедного дьякона, у которого было 17 детей, из которых только девять не умерли в младенчестве. В числе этих девятерых был и о. Павел. Воспитывался он у своего дяди (двоюродного брата своего отца), священника Началовской церкви (в Астраханском уезде Астраханской губернии) отца Аристарха Виноградова. При помощи и поддержке дяди о. Павел сумел поступить в Астраханскую Духовную семинарию, где учился хорошо и охотно, и закончил её в 1895 году. Отец Павел Александровский во время учебы в семинарии В этом же году, 3 августа, он был назначен псаломщиком на дьяконской вакансии в церковь святого великомученика Димитрия Солунского в селе Болхуны. Но здесь он прослужил недолго, и 10 октября того же года был переведен псаломщиком к Казанской церкви села Пришиб Царевского уезда. Тогда же он женился на девице Александре Михайловне Рождественской, дочери священника. Впоследствии у них было пятеро детей: три сына и две дочери. Отец Павел Александровский с супругой (свадебная фотография) 11 апреля 1896 года ему было предоставлено место дьякона при Николаевской церкви слободы Капустин Яр, а 18 августа состоялось его рукоположение в сан дьякона. Здесь же он преподавал в местной двухклассной школе, состоя в должности учителя II класса. В конце 1898 года он был рукоположен в сан священника к Покровской церкви села Слободки Царевского уезда. 21 сентября 1899 года он был перемещен в село Пологое Займище того же уезда, где назначен священником местной Вознесенской церкви. Позже он стал настоятелем этого храма. В скором времени после этого его перевели в слободу Капустин яр, а в 1911 году, - в слободу Владимировку (сейчас город Ахтубинск), где он был настоятелем поочередно: Михаило-Архангельской и Петропавловской церквей. Но в том же 1911 году он был избран благочинным I округа Царевского уезда. Этим была отдана дань мудрости и усердию к служению в храме Божием, которые всегда отличали о. Павла Александровского. Это не показное усердие привлекло к себе внимание Астраханского епископа Филарета (Никольского), который посчитал за благо перевести о. Павла в 1916 году в Астрахань. Местные прихожане слободы Владимировки плакали при прощании со своим батюшкой. Было много подарков. Духовенство из местного благочиния преподнесло о. Павлу литой, больших размеров серебряный ковш с длинной ручкой, на которой было выгравировано: «Отцу Павлу от благодарного духовенства». И действительно, эта благодарность и слезы были не случайны. Отца Павла очень многие, как на его приходе, так и в самом благочинии, любили за его доброту и милосердие. По рассказам его внуков, о. Павел с семьей жил всегда скромно, много помогал своей пастве, много жертвовал бедным, больным и нуждающимся. Вспоминали, что когда он служил в слободе Капустин Яр, в 1904-1906 г.г., через слободу вели в ссылку много «неблагонадежных», студентов, участвовавших в революционных выступлениях. Ссыльным днем останавливаться нигде не разрешалось, только на ночлег и только с разрешения судебного пристава или благочинного. И весь этот поток людей постоянно ночевал у о. Павла, который движимый христианским милосердием не мог отказать в помощи людям, пусть и заблудившимся, но страждущим и нуждающимся в духовном и телесном утешении. Для этих несчастных в доме о. Павла была отведена отдельная комната, а также всегда наварены щи, приготовлены овощи и рыба - по сезону. Утром же им давали в дорогу пирог с картошкой (рыбой или тыквой с морковью) и немного денег в руки. Всех их о. Павел старался утешить своим пастырским словом, подтолкнуть их души к покаянию, что очень многим впоследствии помогло изменить свою жизнь, избавиться от своих вольнодумных заблуждений и вернуться с лоно святой Православной Церкви. В Астрахани о. Павел был назначен штатным священником Покровской церкви и в то же время, 11 июля назначен на должность благочинного 1 округа Астраханского уезда. То, что о. Павел был здесь в Покровской церкви не настоятелем, а лишь вторым священником ничуть не ущемляло его. Ведь он занял место скончавшегося в 1916 году протоиерея Евтропия Кочергина, известного миссионера и борца с расколом. Настоятелем же в Покровской церкви был протоиерей Александр Поспелов, известный своим благочестием и духовной опытностью, при котором этот храм, как по своему убранству, так и по и числу прихожан стал одним из лучших в городе. В Покровском храме о. Павел Александровский встретил и трагические события революции и гражданской войны. Страшное это было время, всё и вся вокруг разделившее на два враждующих лагеря, разметавшее в разные стороны родных и близких отца Павла. Брат его, Николай, до революции служивший учителем в церковно-приходской школе слободы Капустин Яр, в гражданскую войну ушел с белыми на юг России и пропал с семьей где-то в Краснодаре. Сын его двоюродного дяди о. Аристарха Виноградова - Александр, закончивший Астраханскую духовную семинарию, также служил в Белой Армии, а когда в 1918 году тяжелораненый приехал к отцу в село Началово, то был схвачен красным и расстрелян. Второй брат о. Павла - Сергий воевал на стороне красных и входил в ближайшее окружение красного командарма Блюхера. С семьей Сергей отношений впоследствии не поддерживал, а в 1937 году вместе с Блюхером был расстрелян. Вслед за Сергием и старшая дочь о.Павла - Раиса была увлечена революционной романтикой. Когда в Астрахани в январе 1918 года шли бои, Раиса оказалась в стане большевиков и принимала самое горячее участие в установлении Советской власти в городе. Отец Павел сначала запретил старшей дочери (о младших и речи не было - его авторитет был высок в семье) выходить на улицу, боясь за нее. Но супруга его, видя, что дочь остановить уже невозможно, и если она уйдет сама будет еще хуже, сумела убедить о. Павла изменить свое решение. "У тебя есть свои убеждения, и у нее свои убеждения, ты же не поступишься своими убеждениями, не отойдешь от них? И зачем же ее ломать, пусть поступает, как считает нужным", - говорила она. Как не тяжело было о. Павлу, но он отпустил свою дочь, желая ей только одного, чтобы она в душе сохранила веру, не потеряла ее. Об этом он постоянно и горячо молился. 6/19 апреля 1918 года, ко дню Святой Пасхи, о. Павел Александровский был удостоен награждения наперсным крестом и возведен в сан протоиерея. Жил он в то время с семьей в церковном доме при Покровском храме, где занимал первый этаж. С конца 1918 года в этот дом, по распоряжению местных советских властей, стали заселять «деклассированный элемент»: Как вспоминали близкие о. Павла: «По явному наущению властей какие-то голые девки плясали при появлении деда, оскорбляли кощунственными ругательствами, требовали убраться навсегда». Все это о. Павлу приходилось терпеть. И неизвестно как бы сложилась его судьба при дальнейшем пребывании в Астрахани если бы о. Павлу не пришлось уехать отсюда. События гражданской войны сильно повлияли на духовную жизнь Астраханской епархии. Она лишилась большей части своих лучших священнослужителей, часть из которых была вынуждена уйти с отступающей Белой армией, часть умерла от тифа, а часть стала жертвой направленных репрессий Советских властей. Целые уезды бывшей Астраханской губернии остались без духовенства. Храмы стояли без службы. Особенно сильно пострадал в этом отношении бывший Царевский, а ныне Ленинский (г. Ленинск - бывшее село Пришиб) уезд. Назначенный временно Управляющим Астраханской епархией епископ Анатолий (Соколов) в спешном порядке подыскивал новых священнослужителей для пустующих храмов. Но нужны были не только простые священнослужители - нужны были и мудрые духовные руководители. Таким образом, о. Павел Александровский, по благословению епископа Анатолия, снова возвращается в бывший Царевский уезд - место прежнего своего служения. Он назначается местным благочинным и живо включается в бурную духовную жизнь этого края. В том же 1920 году епископ Анатолий объехал большую часть приходов Астраханской епархии, поднялся вверх по Волге, посетив и бывший Царевский уезд. Всюду он призывал верующих крепко держаться Православия, не слушать врагов Церкви, как, например, усердствовавшего в это время в Царицыне раскольника-расстригу Илиодора Труфанова. Уезжая, владыка оставил вместо себя бывшего настоятеля Астраханского Покрово-Болдинского монастыря иеромонаха Матфея (Олейника). Это был настоящий исповедник веры Христовой, не смущавшийся никакими угрозами и скорбями, твердо несший свой крест в борьбе с расколами и нестроениями. Самым деятельным помощником иеромонаха Матфея стал отец Павел Александровский. Вот как пишется об этом периоде его жизни в епархиальной Волгоградской газете: "После объезда епископ Анатолий уехал в Астрахань, а иеромонах Матфей остался в Заволжье. Он продолжал выступать с проповедями, говорил, что необходим в России Царь, учил священников, как бороться с илиодоровским движением. Жил он в Ленинске на квартире у крестьянина Кузьмина Афанасия Ивановича. В Цареве его сподвижниками были священник Павел Александровский, иеродиакон Порфирий. Его поддерживало духовенство и миряне слободы Николаевки и других селений. В первых числах декабря 1920 года поздно вечером в г. Царев собрались священники разных насаленных пунктов. Следующее такое собрание происходило в селе Заплавном. На нем присутствовали не только священнослужители, но и миряне, крестьяне. На этом собрании иеромонах Матфей призвал верующих к объединению. Массовый характер в Царицынской губернии приобрело обновление икон. То у одного в доме обновилась икона, то у другого. Люди звали священника домой служить молебен. Икон так много обновлялось, что священники Ленинского уезда не успевали служить молебны обновленным иконам. 26 декабря из села Солодовки до г. Царева в честь обновленных икон прошел крестный ход. Люди несли обновившиеся у них иконы. В проповеди во время крестного хода иеромонах Матфей, назвав коммунистов лжепророками-антихристами, сказал, что они обобрали народ и будут обирать. Обновление икон он объяснял как проявление силы Божией, знамение Божие. "Сам Бог призывает нас покаяться через обновление икон". Вскоре после этих событий, в начале 1921 года, была арестована и расстреляна большая группа духовенства, в том числе и иеромонах Матфей (Олейник). Не прекращавшееся массовое обновление икон заставляло власти прибегать все к новым и новым репрессиям. Так, в 1922 году был арестован и осужден "за обновление иконы" о. Павел Александровский. Срок заключения ему был определен один год. К сожалению, материалы этого дела не сохранились, но возможно, об этих событиях упоминается в статье епархиальной Волгоградской газеты: "В январе 1922 года в Драмтеатре, тогда он назывался "Дом науки и культуры", слушалось дело об обновлении икон. Подсудимые сказали, что верят во вновь обновившиеся иконы. Обвиняемых: одиннадцать священников и одного дьякона Ленинского уезда Царицынская газета "Борьба" назвали двенадцатью апостолами лжи". Советская пресса объявляла, что "все обновления икон сделаны человеческими руками, а не сверхъестественной силой". Незадолго до процесса из Царицына в Ильинский уезд выехала экспертная комиссия в составе протоиерея Преображенской церкви г. Царицына о. Евфимия Ильинского и священника села Каменный брод о. Александра Благовидова. Но на процессе они не присутствовали, так как о. Евфимий был вскоре расстрелян за служения молебна перед обновившейся иконой Божией Матери, а о. Александр отсутствовал из-за «болезни». На процессе, один из обвиняемых священников о. Евфимий Саблин заявил, что «в селе Заплавном обновилось около 200 икон, иконы продолжают обновляться, но люди уже боятся об этом говорить». По воспоминаниям родственников о. Павел Александровский пол года находился в заключении, а после выхода из тюрьмы все время ждал нового ареста, не сомневаясь в его неизбежности. В это время о. Павел Александровский служил в различных православных храмах города Царицына (позже Сталинграда), вплоть до начала 30-х годов, когда его выслали из города. Об этом мы находим у Кузнецова: «В 1934 году церковная ситуация (в Астрахани) была следующая: хотя в обладании Православных находилось 3-4 храма и во главе Церкви стоял епископ Андрей ( Комаров), но с духовенством дело обстояло плохо. Настоятель церкви Князя Владимира о. Иоанна Великанов, по выходе из тюрьмы, не стал больше служить. Церковь недели две не имела священника. Приходской совет отыскал в городе высланного из Сталинграда священника о. Павла Александровского - 72 лет, он и стал служить без дьякона. При отпевании моей матери - 17 (30) июня 1934 года, я читал апостол - не было псаломщика. Александровский к концу года был выслан из города, на его место вступил бесприходный единоверческий священник о. Евфимий Фетисов…» Это свидетельство А.И. Кузнецова подтверждается и родственниками о.Павла Александровского, указывающих на 1934 год, как на год высылки их деда из Сталинграда. Также, по свидетельству родственников о. Павла, его на протяжении всего 1934 года вызывали на допросы в Астраханское отделение ОГП У. Вызывали с вещами, держали в течении дня до вечера, но не арестовывали. О высылке его в конце 1934 года, как о том утверждал А.И. Кузнецов, родственники ничего не помнят. Как бы то ни было, но в 1934 году о.Павел снова оказывается в Астрахани и становится настоятелем Князь-Владимирского храма. По свидетельству хорошо знавших его людей о. Павел был человеком мягким, обходительным, нравился прихожанам. Жил он очень уединенно, вместе со своей супругой, по улице Гоголя в доме № 17, гостей не любил, отчего посторонним казалось, что он человек неразговорчивый, замкнутый и малообщительный. На самом же деле о. Павел жил только для Господа, всю свою душу отдавая богослужению в храме, был молитвенником, отчего внешнее, суетное, его совсем не трогало. Внутренний вид Князь-Владимирского храма Князь-Владимирский храм, в котором о. Павел был настоятелем, был одним из самых значительных и величественных храмов города Астрахани. Построенный как памятник 900-летию Крещения Руси, этот храм по сути стал даром Астраханцев своему городу, так как в его строительстве своими пожертвованиями, приняли участие почти все горожане: и бедные и богатые. В освящении храма, в 1902 году, принимал участие святой праведный отец Иоанн Кронштадский, очень почитаемый астраханцами. В середине 20-х годов, после захвата обновленцами Успенского Кафедрального собора, Князь-Владимирский храм неофициально получил статус собора. Так фактически было и при о. Павле Александровском. Вместе с ним в храме служили замечательные священнослужители: бывший инспектор Астраханской Духовной семинарии о. Алексей Арнольдов, мужественный защитник Православия о. Василий Залесский, о. Василий Смирнов и диакон Иоанн Галямин. Все они, кроме о. Василия Смирнова, погибли во время последующих гонений 1937-38 годов. Захватив большую часть православных храмов г. Астрахани, обновленцы в 1937 году потянулись и к Князь-Владимирскому собору. Вот как описывает эти события А.И. Кузнецов: «Обновленцы потянулись к Князь-Владимиру, и также, как и в церкви Иоанна Златоуста, заняли часть храма. Здесь они начали свою деятельность с хулиганства: мешали Православным служить, приспосабливая время своих богослужений к богослужениям Православных. Однажды случилось так, что обновленцы явившись в церковь раньше чем Православные, завладели всеми церковными сосудами и сорвали у Православных литургию; как то они служили всенощную одновременно: пели в главном приделе, пели в левом. О. Павел Александровский покинул храм, за ним ушли: о. Василий Залесский и о. Василий Смирнов, и, таким образом, церковь Князя-Владимира осталась в руках обновленцев. Вскоре и она была закрыта". Отец Павел Александровский вместе с о. Василием Смирновым и дьяконом Иоанном Галяминым вынуждены были перейти в Покровскую церковь. Эта церковь в то время оставалась единственным православным храмом в г. Астрахани, отчего была переполнена священнослужителями как штатными, так и заштатными. Так, по словам секретаря церковного совета Покровской церкви Прохватилова Георгия Моисеевича: "В связи с переходом староцерковников, в том числе и Александровского, на службу в Покровскую церковь, со стороны Болтинского (настоятеля храма) имели место недовольство этим обстоятельством. Он тогда в присутствии меня, председателя церковного совета Панкова Алексея Федоровича и казначея Матвеевой Марины Александровны, в здании Покровской церкви, с выражением недовольства говорил, что вот де к нам пришло несколько священников из церкви Князя Владимира, хотя для службы в Покровской церкви достаточно своих священников». Но в скором времени число священнослужителей Покровской церкви стало уменьшаться на глазах. Были арестованы священники о. Евгений Карасев и о. Викторин Тышко, дьякон Иоанн Галямин. Сгустились тучи и над о. Павлом Александровским. Местные органы НКВД уже "собирали" против него свидетельские показания. В этих "показаниях" он обличался в антисоветской агитации. Но штампованность и неправдоподобность их хорошо прослеживается в самих показаниях. Вот они "перлы" чекистского судопроизводства: "Мне известно, что Александровский на протяжении 1937-38 годов вел активную антисоветскую деятельность, направленную на срыв проводимых мероприятий ВКП(б) и Сов. власти. Перед выборами в Верховный Совет СССР, Александровский делал попытку сорвать выборное собрание, для этого он вел активную организационную работу по отношению населения по отвлечению населения от выборов путем усиления религиозной службы в церквах в день выборов и развернутой антисоветской агитацией. Потому Александровский в группе священников говорил: "Нам нужно добиться того, чтобы большинство населения было не на выборах, а в церкви". После обвинения в заговоре против выборов, о. Павла Александровского стали обвинять и в "любви" к дореволюционному строю жизни, т.е. к монархии: "Проявляя недовольство к существующему строю, восхвалял дореволюционный период жизни. Возводил контрреволюционную клевету на вождей ВКП(б) и Сов. правительства. В конце 1936 года (восхвалял авт.) дореволюционный период жизни проявлял ненависть к существующему строю, он говорил: "Когда же будет конец Сов. власти, надоела мне она, проклятая, я бы всем коммунистам поломал головы. Может быть на наше счастье будет война с СССР, тогда мы покажем коммунистам, и восстановим свое государство, где будет жить хорошо, чем при Сов. власти". Далее мысль о его сочувствии к войне еще более закреплялась в показаниях другого свидетеля, приобретая все более отчетливые формы: "Мне лично известно, что Александровский, будучи враждебно настроен по отношению к существующему строю, на протяжении 1937-38 года вел активную антисоветскую деятельность, направленную на подрыв устоев Советской власти... распространял среди прихожан пораженческие взгляды, в июне месяце 1937 года в группе прихожан говорил: "В Советском Союзе с каждым днем делается все хуже и хуже, коммунисты довели страну до полной разрухи. Сейчас много недовольных Сов. властью, и Сов. власть обязательно скоро распадется. В августе месяце 1937 года распространял клевету на ВКП(б) и Сов. власть и внушал недоверие к Сов. власти... в группе прихожан говорил: "Коммунистами недовольно все население страны. Скоро Германия объявит войну СССР. Они - страна могущественная. Свергнет Сов. власть и уничтожит коммунистов. Внушая террористические настроения в декабре 1937 года среди прихожан церкви, говорил: "При объявлении войны какой-либо из стран против СССР, по всему СССР поднимутся массовые восстания против Сов. власти, восставшие будут беспощадно уничтожать коммунистов". И, наконец, все эти показания закреплялись "свидетельствами" об активной борьбе о. Павла Александровского против Советской власти: "Мне лично известно, что Александровский П.Е. на протяжении 1936-37 и 38 годов вел активную борьбу против ВКП(б) и Советского правительства. Основным методом его борьбы была агитация с разного рода контрреволюционной клеветой на партию большевиков и Сов. правительство. После выборов в Верховный Совет, в январе 1938 года, Александровский среди прихожан церкви, говорил: "Советская власть обманывает народ, коммунисты много обещали с новой конституцией, но все это осталось обманом, обещаниями, а сами-то по-прежнему притесняют весь народ - издеваясь над народом. Дальше терпеть этого нельзя". Заключал свидетель свои "показания" таким дифирамбом: "Вообще я привел только отдельные факты об антисоветской агитации и клевете Александровского на ВКП(б) и Сов. правительство, сохранившиеся у меня в памяти, а в основном, это только малая доля в повседневной борьбе Александровского с существующим строем". О. Павел Александровский был арестован в ночь на 5 февраля 1938 года. По рассказам его родственников, в этот день у о. Павла родился внук, которого также назвали Павлом (в честь деда, который вскоре погибнет). Сотрудники Астраханского отдела НКВД, производившие обыск, долго перебирали и перелистывали церковные книги, которых было много у о. Павла. Они искали компромат, но ничего не нашли. В доме не было ничего ценного, кроме этих книг и предметов богослужебной утвари, необходимых священнику для совершения церковных таинств и треб: серебряной дароносицы и серебряного напрестольного креста. Эти вещи, а также личный протоиерейский наперсный крест (с украшениями) о. Павла и были изъяты при обыске. На произведенном 8 февраля допросе, о. Павел полностью отрицал свою вину: "Вопрос: Вы арестованы по обвинению в ведении активной антисоветской деятельности. Признаете себя виновным в этом? Ответ: Виновным себя не признаю, антисоветской деятельностью не занимался. Вопрос: Следствием установлено, что вы, будучи враждебно настроены по отношению к ВКП(б) и Сов. власти, проводили активную антисоветскую деятельность, возводили контрреволюционную клевету на вождей ВКП(б) и Сов. правительства, проявляли недовольство к существующему строю. Почему скрываете от следствия об этом? Требуем дать правдивые показания. Ответ: Я сказал правду. Я никакой антисоветской деятельностью не занимался. Вопрос: Вам зачитывается выдержка из показания свидетеля... изобличающая вас в антисоветской деятельности. Признаете себя виновным в этом? Ответ: Виновным себя не признаю, показания ... от 5.02.1938 года отрицаю. Вопрос: Вам зачитывается другая выдержка из показаний свидетеля ... от 5.02.38 года, изобличающая вас также в антисоветской деятельности. Теперь признаете себя виновным в этом. Ответ: Виновным себя не признаю, показания... также отрицаю". 8 февраля 1938 года была проведена очная ставка между о. Павлом Александровским и одним из свидетелей. На все показания свидетеля о. Павел отвечал: "Я антисоветской деятельности не вел... показания свидетеля..., уличающие меня в антисоветской деятельности я не подтверждаю"; и далее: "показания свидетеля... считаю ложными, я антисоветской деятельностью не занимался". Через два дня - 10 февраля, было уже готово обвинительное заключение, в котором говорилось: "Александровский Павел Егорович, будучи враждебно настроенным к ВКП(б) и Советской власти, вел активную антисоветскую деятельность. На протяжении 1937 года до момента его ареста, вел активную деятельность, направленную на подрыв устоев Советской власти и пропагандировал пораженческие взгляды". Дело было передано на рассмотрение тройки при управлении НКВД Сталинградской области, которая на своем заседании от 14 февраля 1938 года постановила: "Александровского Павла Егоровича расстрелять. Лично принадлежащее ему имущество конфисковать". Выписка из акта о расстреле о. Павла Александровского 10 марта 1938 года в 18.00 минут, о. Павел Александровский был расстрелян. Казнь происходила где-то в районе города Сталинграда, хотя ходили слухи и о том, что он вместе с другими священнослужителями был погружен на баржу и утоплен в главном банке реки Волги ниже Трусовского района г. Астрахани. Долгое время семья о. Павла ничего не знала о его судьбе. Первоначально его супруге сообщали, что ее муж осужден на 10 лет без права переписки. Позже поступили сведения, что он умер во время этапа в Карагандинских лагерях 14 декабря 1941 года от инфаркта. Устно же ей было сказано, что о. Павел умер в 1942 году от туберкулеза в Норильских лагерях. Сам о. Павел всячески старался защитить свою семью, нигде не упоминая о своих детях и внуках. Но и они чуть не пострадали. Сын о. Павла - Василий Павлович Александровский преподавал в Рыбвтузе, был зав. кафедрой технологии. Но ему пришлось уйти из института по собственному желанию - его предупредили о возможных репрессиях, и Василий Павлович, сын репрессированного священника, настоятеля храма святого Князя-Владимира, уехал с семьей в Калининград. Вообще среди детей и внуков о. Павла было немало людей известных, занимавших почетные должности, как в сфере преподавания, так и в медицине. Никому из них о. Павел никогда не внушал недоверия или ненависти к Советской власти, предоставив им возможность послужить людям, хотя сам всегда оставался истинным и нелицемерным служителем Божиим. Именно его преданность своему служению как священника и была той единственной причиной по которой страшный и безжалостный каток сталинских репрессий не пощадил и его. Об этом хорошо видно из заявления его супруги Александры Михайловны, от 13 апреля 1958 года, в прокуратуру, с просьбой реабилитировать ее мужа, как безвинно осужденного: "Прошу пересмотреть дело моего мужа Александровского Павла Георгиевича ... В 1937 году был арестован органами НКВД в г. Астрахани, с тех пор судьба мне его не известна. За период совместной с ним жизни я его знала как лояльно настроенного к Советской власти и никогда ничего антисоветского от него не слышала. Дети наши, две дочери и сын члены КПСС, активные общественники. Прошу дело моего мужа пересмотреть и реабилитировать его в интересах его детей, так как считаю, что он был арестован только по мотивам, как служитель религиозного культа". Прошение супруги о. Павла Александровского о его посмертной реабилитации
В ходе проведенного прокуратурой, в связи с реабилитацией, расследования, все допрошенные по этому делу и хорошо знавшие в свое время о. Павла Александровского свидетели, утверждали, что никогда и нигде не слышали от него никаких антисоветских высказываний. В ходе этого было выяснено, что и само дело против о. Павла Александровского было сфабриковано, а показания свидетелей сфальсифицированы. Удалось это благодаря тому, что один из четырех, проходивших по этому делу свидетелей, был еще жив и дал такие показания: "В отношении антисоветской деятельности Александровского мне ничего не известно и зачитанные мне показания на допросе 5 февраля 1938 года я не давал. Каким образом они оказались записанными в протоколе моего допроса я не знаю. Могу сказать только то, что с сентября 1937 года ... я являлся хористом ансамбля имени РСФСР в составе которого выезжал из г. Астрахани на гастроли, откуда возвратился в 1938 году. В протоколе же записано, что антисоветские высказывания имели место со стороны Александровского именно в 1937-38 гг., т.е. в то время, когда я в г. Астрахани не находился... Желаю сказать также и то, что я допрашивался не только в отношении Александровского, но также и в отношении других служителей религиозного культа - это дьякона Позднякова Антония, заштатного священника Адамова (оба они были арестованы органами НКВД и их дальнейшая судьба мне не известна). Так вот, при допросах их, а также и Александровского, имели место случаи, когда мне протокол допроса не зачитывался, а я в обстановке того времени подписывал их, не возражая и не зная, что на них было написано". Таким образом, 14 июня 1958 года постановлением Астраханского областного суда о. Павел Александровский был реабилитирован. В конце хочется привести показания двух свидетелей, допрошенных по делу о реабилитации о. Павла Александровского - двух старых астраханских священнослужителей, переживших сталинские гонения и хорошо знавших в свое время о. Павла. Это почетный настоятель Иоанно-Златоустовской церкви протоиерей Василий Смирнов и заштатный священник о. Андрей Соколов. Их показания послужат хорошим довершением в представлении светлого облика о. Павла: "По своим убеждениям Александровский - религиозный человек, я также. Поэтому имевшиеся иногда между нами беседы носили всегда религиозный характер или касались служебных дел. Бесед на политические темы у меня с Александровским никогда не было, каких-либо антисоветских высказываний со стороны Александровского или совершение им чего-либо противозаконного я не замечал и не слышал. Как помнится, Александровский был человек сдержанный и старался в силу сложившейся у нас тогда обстановки в церкви (борьба между староцерковниками и обновленцами) не давать повода каким-либо осложнениям и поэтому без особого сопротивления ушел в Покровскую церковь. Также он относился и к событиям политического характера". "По своим убеждениям Александровский - религиозный человек, какую-либо другую характеристику в отношении его я дать затрудняюсь. Во всяком случае, встречаясь с Александровским, бесед с ним на политические темы я не имел и антисоветских высказываний, а также проявление недовольства существующими у нас в стране порядками с его стороны не замечал и не слышал. По характеру Александровский был мягкий обходительный, нравился прихожанам".
Игумен Иосиф (Марьян), настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери в с. Ильинка Володарского района Астраханской области
| ||
|