Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу: http://astrsobor.ru/ | ||||||||||||||||||||||||||||||
Епископ Иоанникий (Попов). Епископ Иоанникий (Попов). На старом кладбище находится ещё одна малоизвестная могила, но погребен в ней настоящий подвижник и исповедник времен лютых гонений на церковь - епископ Иоанникий. Его мирское имя Иван Степанович Попов и родом он из Тверской губернии из города Кашина. Здесь на родной земле он проходил свое многотрудное духовное поприще в известной Нило-Столбенской пустыни, где и был пострижен в монашество, с наречением имени в честь преподобного Иоанникия Великого. В 1922 году он становится настоятелем этой обители, и удостаивается звания архимандрита. В конце 1926 года архимандрит Иоанникий и большая часть братии обители были арестованы и обвинены в сокрытии церковных ценностей, а также в контрреволюционной и антисоветской агитации. Под определение «антисоветская агитация» власти того времени вкладывали все, что касалось проповедования слова Божия. Ревностное служение Господу ставилось в вину, и все кто не желали предавать свою веру, оказывались за решеткой. Отца Иоанникия держали круглые сутки в следственном кабинете под ярким светом настольной лампы. Чтобы вырвать признание в несовершенных преступлениях, следователи сменяя друг друга, непрерывно в течение суток допрашивали его, лишая сна. Измученный страдалец засыпал прямо во время допросов - на стуле, и тогда следователи «будили» его ударом в зубы. После следствия состоялся открытый суд, где присутствовали и многие его прихожане. Здание, где проходил «процесс» по делу братии Ниловой пустыни (из газеты «Тверская Правда»). Отец Иоанникий на суде отрицал все выдвинутые против него обвинения. Тогда судья стал указывать на собственноручно подписанные признательные показания. Отец Иоанникий ответил, что его так били по лицу, что он отплевывался собственными зубами. Если он и подписал что-либо - то только в состоянии беспамятства, так как следователи не давали ему передышки и истязали, не давая ему спать. В таком состоянии, сказал он, подпишешь любое против себя обвинение, даже смертный приговор, лишь бы часок отдохнуть. Судья не дал ему договорить, и велел увести архимандрита. На скамье подсудимых, крайний справа архимандрит Иоанникий (Попов) (из газеты «Тверская правда»). Четыре стражника сопровождали его из зала суда, толкая грубо, как последнего уголовника, прикладами в спину и под ребро. Страдалец еле держался на ногах. Приговоренный к тюремному заключению, отец Иоанникий отбыл срок, а по выходе на свободу 1 октября 1931 года в день праздника Покрова Богородицы, его рукоположили в Архиереи. Ему поручено было быть епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. Помогая митрополиту Саратовскому Серафиму (Александрову), владыке Иоанникию приходилось больше находиться в Саратове и служить здесь. Когда он служил первую свою литургию в соборе, здесь собралось очень много верующих, особенно из молодежи. Когда к владыке стали подходить под благословение, он сказал, что несказанно удивлен тому, что в Саратове так много верующей молодежи. Он очень любил молодежь, видя в ней будущее Православной Церкви. Молодые прихожане стали часто обращаться к владыке за советом, и для многих он впоследствии стал духовным отцом. Всего три года он прослужил в Саратове, но его успели полюбить все: и прихожане и духовенство. Владыка вел аскетический образ жизни, много молился и представлял из себя настоящего подвижника - монаха. Особенно замечательны были его проповеди, в которых он раскрывал для слушателей весь строй современной духовной жизни, со всеми её искушениями и скорбями. Проповедовал Владыка много, хотя в то время это было небезопасно, и по первому доносу он мог снова оказаться в застенках ОГПУ. Много он наставлял верующих в частных беседах, особенно молодежь, которая постоянно после службы окружала архиерея, и провожала до самого его дома. Он много рассказывал им о вере, укреплял, ободрял, часто приводя примеры из собственной жизни. Он постоянно говорил своим духовным чадам, чтобы они во всякой нужде обращались к Матери Божией - Она никогда не оставит без своей помощи. Ещё он говорил: идите ко Господу, что бы ни было, хоть ползком, но идите к нему, без Господа нет никакой жизни. Жил он в совершенно стесненных обстоятельствах, но никогда не роптал. Однажды его духовные чада пришли к владыке домой. Встретив хозяйку, у которой он был постояльцем, спросили, где комната владыки. Та показала - от комнаты, где жила хозяйская семья, был отгорожен одеялом угол, в котором и ютился епископ Иоанникий. А в этом углу помещались лишь кровать, столик и табуретка. А полы такие, что неудачно ступив на половицу, поднималась какая-нибудь гнилая доска. Вот по таким углам и скитался владыка, сменив в Саратове три - четыре квартиры. Весной 1934 года последовало распоряжение о переводе епископа Иоанникия на Читинскую кафедру. Он в это время служил Пасхальную заутреню на светлой седмице. Во время службы он вышел на амвон и сказал: - Сегодня в заутреню я вас благословляю причаститься. Я последний раз у вас служу и всех причащу. Даже по прошествию многих лет в Саратове о епископе Иоанникии вспоминали как об одном из самых замечательных архиереев, служивших здесь. Недолгим было служение владыки в Чите. Местные власти чинили ему всевозможные препятствия, давя непосильными налогами, а вскоре, в 1935 году владыка был уволен на покой. И даже тогда его не оставили в покое - над архиереем нависла неотвратимая угроза нового ареста. Ему пришлось тайно покинуть Читу и вернуться в Саратов. Здесь, благодаря помощи своих благодетелей, епископ Иоанникий получил справки о том, что он работал в светских организациях. Но и в Саратове оставаться было опасно - слишком многие знали его. Пришлось скитаться. Сначала уехал в Моздок, а потом в Астрахань. В Астрахани епископ Иоанникий провел последние годы своей жизни. Служить не было возможности - в Астрахани действовал лишь один Покровский храм. Большинство священников, как астраханцев, так и сосланных из других мест, устраивались на мирскую работу. Также пришлось поступить и владыке Иоанникию. Работать приходилось, где придется: и паромщиком на реке Болде, и на заводе чернорабочим, и ночным сторожем в булочной. Никто не знал о его высоком духовном сане. Но, прозревая в нем высокую духовную мудрость, люди сами тянулись к нему, ища помощи в своих житейских невзгодах, мудрого совета или просто утешения. Приезжали к нему из Саратова и его духовные чада. Он тайно их исповедовал, причащал, а они старались, чем можно помочь своему владыке, хотя он никогда ни кого не просил о помощи, и все старался делать сам. Жил он один, в маленькой комнатке, где тайно ночью служил Божественную Литургию. Но тяжкая болезнь, которая уже давно мучила владыку, вскоре свалила его в постель. У него был рак желудка. Владыка очень терпеливо переносил все страдания, стараясь никого не обременить своей болезнью. Но по милости Божией его последние дни были окружены любовью и заботой. Его новое духовное чадо - монахиня Парфения, часто приходившая к владыке, старалась скрасить для него тягостные часы болезни. Когда болезнь усилилась, то матушка уже старалась не оставлять его, ухаживая, как за малым ребенком. Помогали и соседи, очень тепло относившиеся к нему. Особенно любила и почитала владыку соседка Анна (Нюра). Он некогда сильно помог ей своей молитвой, и она всей душой привязалась к угоднику Божию. Нюра работала в столовой и старалась, чем можно подкормить владыку. Он, не столько нуждаясь в этой помощи, сколько в искренней заботе, всегда радостно встречал её. Владыка лежал уже смертельно больной, почти без сознания, но с нетерпением ожидал свою благодетельницу. Только послышатся её шаги, он встрепенется, и радостно выдавит из себя: - «Ню-ра пришла». Эта Нюра перед смертью владыки видела странный сон: что во дворе, где они жили, упал столб и лег прямо поперек двора. А она думает, как же его поднять - то? Соседка же ей говорит: - «Не надо поднимать - мы на него белье вешать будем». Только после кончины архиерея, когда готовили его к погребению, и зашивали его латанные-перелатанные одежды - обряжая покойника, поняла Нюра, что столб то, что упал - это Владыка Иоанникий, для которого латали белье и одевали на него. Епископ Иоанникий, хоть и был в тяжелейшем состоянии, но все же до конца не терял духовного рассуждения, и предвидел час своей кончины. Он сам причастился святых Христовых Тайн и с зажженной свечкой стал читать себе отходную молитву. Когда же силы его иссякли, он попросил монахиню Парфению дочитать. Из закрытых глаз скатилась слеза, и он тихо отошел. Скончался епископ Иоанникий 1 Февраля 1942 года.
Могилка епископа Иоанникия (Попова) Из-за крайней его бедности не было возможности обрядить его, как положено, в архиерейское облачение. Лишь один из священников дал свой подрясник и старую камилавку, хотя по чину владыке положено было одеть митру. Так он и был похоронен. До кладбища гроб везли на салазках, и в мерзлой земле выдолбили могилу. Скорбь была на душе его чад, но владыка и после смерти своей обещал не оставить их без своей помощи. Елена Владимировна Приломова из Саратова рассказывала, что она всегда чувствовала заступничество владыки за неё. Не раз в своих житейских невзгодах она с горячей молитвой обращалась к нему, и всегда получала от него помощь. Монахиня Парфения также почувствовала на себе силу его молитвы. Перед кончиною владыки она плакала и говорила ему: - Вот, владыка, какое страшное время, что вас и похоронить почти некому, а что будет с нами - умрем, и кто о нас позаботиться? - Ничего, - отвечал Владыка, - там будет полегче, а о себе не беспокойся - ты рядом со мной ляжешь. Действительно, владыка как бы опекал свое чадо до самой её кончины в декабре 1951 года. Монахиню Парфению положили рядом с её духовным отцом, и до сих пор, на северной стороне старого кладбища, затерянные среди множества могил, можно найти два стоящих рядом креста, на одном из которых написано: «Епископ Иоанникий Саратовский, 1885 - 1942 годы», а на другом: «Монахиня Парфения + 29 декабря 1951 года, от роду 79 лет». Кресты на могилках епископа Иоанники и монахини Парфении
Игумен Иосиф (Марьян), настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери в с. Ильинка Володарского района Астраханской области
|
|