Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

Протоиерей Николай Ситкин.

В годину страшных гонений, когда безбожная власть пыталась искоренить и само имя Божие с лица Русской Земли, кровь тысяч и тысяч мучеников за веру пролилась на её безбрежных просторах.

Астраханская земля не была исключением. Духовный подвиг мучеников и исповедников, таких как святитель Иоанникий, сияет неземным светом, укрепляя на духовную брань и терпение скорбей в нашей многотрудной жизни.

Но в те тяжкие времена гонений было немало и тихих подвижников, совершавших исповедничество веры самой своей жизнью.

В селе Никольском Енотаевского района до сих пор помнят своего батюшку отца Николая Ситкина.

Жизненный путь его со стороны мог показаться самым обыкновенным, какой проходили подобно ему все остальные сельские священники. Но крест, подъятый отцом Николаем, вряд ли мог оказаться кому по силам.

Николай Павлович Ситкин родился в 1866 году в семье чиновника Саратовской губернии. Родители его были людьми благочестивыми, почему и вырастили своего сына в страхе Божием, отдаляя от мирских страстей и похотей света.

Поступив в 17 лет в Астраханскую духовную семинарию, Николай выделялся среди своих сокурсников ни только своими знаниями, но больше своей молитвенностью и полным отвращением от мирских забав. Когда в 1889 году он закончил семинарию, всех выпускников благословили искать себе невест, венчаться, после чего их обещали рукоположить.

Это казалось обычное дело, для Николая стало тяжелой проблемой. Он в отличие от своих товарищей, которые давно подыскали себе невест, даже и не представлял, как позаботиться о своей женитьбе. Шло время. Приятели спрашивают его: «Что же ты не женишься?»

· Да у меня никого нет знакомых, - отвечает Николай, - а как к этому подойти, чтоб познакомиться, я не знаю.

Тогда его обещали познакомить с девушкой. Её звали Анна. Она была старше Николая на три года, но как только он увидел её, так сильно запала Анна ему в сердце, что Николай решил обязательно жениться на ней. Анна была из дворянской семьи, но родители её были простые благочестивые люди. Николай, набравшись смелости, приходит к отцу Анны, чтобы просить её руки. Его приветливо встречают, сажают за стол, угощают чаем. Николай признается, что хочет жениться на Анне. А отец её ему и говорит:

    - Не бери ты её, на ком хочешь женись, только не на ней. Она же ни к чему не приучена, работать не умеет. Если её брать, то надо сразу же брать и служанку.

 Николай же стоял на своем:

    - Никто мне не нужен кроме неё.

Тогда отец Анны подводит его к образу Спасителя, и говорит:

   - Если берешь её в жены, то придется тебе все домашние дела за неё самому делать.

   Николай отвечает:

    - Все за неё буду делать.

    - Тогда клянись, - говорит отец, - на иконе, что её не бросишь, и все за неё будешь делать.

  Николай поклялся. Свое обещание он твердо хранил до самой смерти своей супруги. Ныне здравствующий протоиерей Иаков Рябухин, служивший алтарником при отце Николае Ситкине, в селе Никольском, в 30-х годах, рассказывает: «Отец Николай очень рано уходил на службу, после окончания которой ему готовили мягкие просфоры и теплоту. Это была его еда почти на весь день. Когда отец Николай возвращался домой, а жил он возле храма, то сразу же начинал заниматься по хозяйству. Матушка же его в это время обычно сидела на диванчике и читала книгу. Отец Иаков часто помогал отцу Николаю: пока батюшка готовил обед, алтарник раскочегаривал самовар. Когда самовар закипал, отец Николай сажал матушку за стол, поил её чаем, после чего она снова садилась на диван, читать книгу. Отец Николай продолжал заниматься домашними делами: он сам и стирал, сам убирал в доме, и все безропотно, без единого упрека. Отец Иаков целые дни проводил дома у отца Николая, только что не ночевал, и все видел своими глазами.

Любил отец Николай свою матушку сильно, а жили они как брат с сестрой. Все поражались великому терпенью и смиренью отца Николая. Отец Иаков даже сомневался - выдержит ли батюшка этот великий духовный подвиг, какой он взял на себя, но отец Николай выдержал, пронеся этот крест до конца своей жизни. В голодные 1941 - 42 годы, когда все храмы в селах были закрыты и священникам служить было негде, отец Николай ходил пешком по требам. Тайком от властей крестил, отпевал, причащал. Порой приходилось зимой, на промозглом ветру брести в Пришиб или Ветлянку, а то и через Волгу, по льду, отправляться в Золотуху, Пироговку или Болхуны. Возвращается он к вечеру домой, вымотавшийся весь, а матушка уже встречает его на пороге:

· Батюшка я кушать хочу.

 - Несу, несу тебе кусочек, - отвечал отец Николай, сам голодный, отдавая заработанный с трудом этот кусочек хлеба. За необычайное смирение и терпение Господь даровал отцу Николаю дар прозорливости. Сам он тщательно скрывал от других свою прозорливость, но жители села Никольского, не раз убеждались в удивительном даровании своего батюшки.

Многое, очень многое в жизни отца Николая становится понятным, если оглянуться на первые годы его священнической деятельности.

 15 августа 1892 года отец Николай Ситкин был рукоположен в священники и направлен в село Цветное. В селе ко времени его приезда царила настоящая духовная разруха.

Ещё с 1882 года в Цветном действовала небольшая и очень тесная деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Измучившись от её малой вместительности, жители решил выстроить новый храм. 21 ноября 1886 года он был заложен в честь святых апостолов Петра и Павла. Храм строился быстро и к весне 1887 года был почти готов. Но поспешность в строительстве сыграла с сельчанами злую шутку: сырой лес, использовавшийся при постройке стал высыхать, церковь осела, отчего епархиальный архитектор, осмотревший здание, пришел к заключению о его непрочности.

Началась тяжба сельчан с подрядчиком Сидоркиным, строившим церковь. Тяжба эта затянулась надолго. Сельское общество не хотело принимать храм, пока Сидоркин не исправит всех недоделок. К довершению всех бед 23 августа 1890 года сгорела Рождество Богородицкая церковь, и Икряное вовсе осталось без храма Божия. Причт и прихожане были поставлены в тяжелое положение, вынудившее их снять для богослужения дом одного из местных жителей.

В таком состоянии нашел свой приход прибывший сюда отец Николай Ситкин. От старого храма осталось одно пепелище, новый храм не был принят, и тоской веяло от его унылого вида - закрытого и заброшенного.

Ещё более тягостное впечатление произвел на него вид здания, где временно размещался молитвенный дом: маленький, очень ветхий, с 5-ю маленькими окнами, почти не дающим света, с низкими потолками и почерневшими от времени стенами. В этом неуютном молитвенном доме и пришлось отцу Николаю совершать богослужения. Возникшее было незадолго до его приезда в селе дело постройки нового молитвенного дома на месте сгоревшей Рождество - Богородицкой церкви, из-за отсутствия средств печально провалилось.

Сельчане были в растерянности - за что им браться: то ли продолжить сбор средств на постройку молитвенного дома, то ли все же согласиться принять Петропавловский храм. Но и здесь все дело упиралось в деньги: если подрядчик исправлял свои недоделки, то сельское общество должно было ему выплатить 3413 рублей, а денег не было. Сельское общество пошло на принцип - тяжбу с Сидоркиным не прекращало и храм принимать никак не хотело.

В смущении находился и отец Николай - ему, молодому и неопытному священнику, было нелегко разрешить этот запутанный вопрос. В таком тяжелом духовном состоянии он отправился помолиться в близлежащий к селу Цветному Чуркинский монастырь.

Здесь в этой пустынной обители Господь послал отцу Николаю утешение в лице мудрого старца иеромонаха Варфоломея. Встретив его, отец Николай как-то сразу проникся доверием, и, излив свою тягу духовную, стал просить совета и наставлений. Старец утешил молодого священника, посоветовав ходатайствовать об открытии новопостроенного Петропавловского храма, доделать который можно будет со временем.

· Пойдет служба, - сказал отец Варфоломей, - и все управиться.

 Насчет же упрямых сельчан, не желавших принимать храм, он благословил молиться святым апостолом Петру и Павлу, чтобы те вразумили неразумных цветновцев.

Повинуясь мудрому совету, отец Николай 4 сентября 1892 года отправил подробный рапорт на имя местного благочинного протоиерея Иакова Фаворского, описывая сложившуюся ситуацию и предлагая свой выход из неё. Благочинный через некоторое время сообщил местному причту, что «на основании указа Астраханской Духовной консистории от 5 октября 1892 года за № 6026 объявляется цветновскому обществу, что дело по постройке молитвенного дома в Цветном по Консистории производством постановлено прекратить, и внушить обществу ходатайствовать, где следует, о рассмотрении дела по постройке новой церкви в их селе, устроенной во имя святых апостолов Петра и Павла».

Несмотря на продолжавшиеся сомнения в цветновском обществе, отец Николай стал решительно настаивать на окончании дела с подрядчиком Сидоркиным мирным путем. Господь послал ему благодетеля - арендатора цветновских рыболовных вод купца Ивана Яковлевича Калихова, согласившегося на свои средства исправить все имеющиеся недоделки в Петропавловском храме. Вместе с И.Я. Калиховым отец Николай подал в Консисторию ходатайство о разрешении отправлять богослужение в недоделанном храме.

Приехавшие в Цветное строительные эксперты вновь осмотрели храм и пришли к заключению, что церковь устроена во всех своих частях прочно. Консистория, исходя из этого заключения, разрешила местному причту освятить Петропавловский храм малым освящением и в наступающую четыредесятницу (великий пост) совершать в нем все богослужения за исключением литургии.

Отец Николай видел в этом решении несомненную помощь святых молитв старца Варфоломея, постоянно духовно укреплявшем его в этом нелегком деле и учившем терпеливо надеяться на помощь Божию.

Накануне первого же воскресенья, после получения консисторского указа, перед всенощным бдением, при большом стечении богомольцев, состоялось перенесение из временного молитвенного дома икон и церковной утвари в Петропавловский храм. Отец Николай, отслужив водосвятный молебен, окропил святою водою весь храм, иконы и иконостас. Началось, наконец, в этом храме богослужение, к великой радости большинства прихожан, уставших от продолжительных и бесперспективных тяжб с подрядчиком.

Но часть прихожан была недовольна таким оборотом дела, из-за упрямства не желая прекращать суд с Сидоркиным и вследствие этого препятствуя окончательному принятию храма.

Отец Николай следуя совету иеромонаха Варфоломея, ставшего его духовником, усиленно молился святым апостолом Петру и Павлу о вразумлении этих своих прихожан. Вразумление пришло очень быстро. Подрядчик иконостасных работ Иван Кононович Моисеев, изготовивший ещё в 1888 году для цветновского храма иконостас, предъявил в это время цветновскому обществу иск в 7 500рублей за проделанную работу. Денег же у цветновцев не было. В начале марта 1893 года в Цветное прибыл судебный пристав, приступивший к описи и конфискации ловецких рыболовных принадлежностей. А происходило это в разгар путины - в самое дорогое для ловцов время. Обескураженные сельчане по благословению отца Николая в течение одной недели пришли с подрядчиком Сидоркиным к мирному соглашению. Таким образом, храм цветновским обществом был, в конце концов, принят.

После сего Господь послал сельчанам свою милость - И.Я. Калихов согласился уплатить за иконостас из своих денег. В то же время, после начала богослужения в храм полился щедрый поток пожертвований, как утварью, так и деньгами. Сбылись слова отца Варфоломея, что с началом службы в храме все управится.

В мае 1893 года начались работы по устранению недоделок: перекрыта крыша и храм окрашен вновь, как внутри, так и снаружи. К сентябрю месяцу все работы были закончены, и 8 сентября в Цветное прибыл настоятель Чуркинской обители архимандрит Самуил для освящения новоустроенного храма. Вместе с ним прибыли и некоторые монастырские священнослужители, в том числе и иеромонах Варфоломей.

Церковным благотворителем И.Я. Калиховым был приглашен из Астрахани архиерейский хор, что придало службе необычайную торжественность и благолепие. Радовалось сердце отца Николая при виде такого торжества, и что, наконец, в селе после долгих мытарств и нестроений наступил мир духовный.

Радовался за него и отец Варфоломей, с высоты своего духовного опыта прозревший в молодом тихом батюшке необычайную духовную твердость. Под мудрым руководством старца отец Николай научился терпению, смирению, и приобрел духовную мудрость. Он очень любил и почитал своего духовника и даже после его блаженной кончины в 1903 году, отец Николай не переставал ощущать его молитвенное предстательство, помогавшее в самые тяжелейшие минуты жизни.

Много положил трудов отец Николай Ситкин по благоустройству Цветновской Петропавловской церкви. В 1894 году благодаря его старанию храм был расширен пристройкой двух боковых приделов: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и святителя Николая Угодника.

В 1908 - 09 годах цветновский храм был переоборудован из холодного в теплый, заново расписан, и все три иконостаса были покрыты позолотою. После всех этих работ Петропавловский храм и по своему благоустройству и по красоте стал одним из самых лучших сельских храмов Астраханской епархии.

Из других достопамятных трудов отца Николая в приходе села Цветного нельзя не отметить устройство часовни на месте сгоревшей Рождество - Богородицкой церкви. А также построение в 1910 году каменного храма в честь благоверного великого князя Александра Невского в поселке Разин бугор, жители которого были приписаны к цветновскому приходу.

 Много потрудился отец Николай и по искоренению порока пьянства среди своих прихожан своей проповедью и устройством в Цветном и в селе Зеленгинском, куда он был переведен в 1915 году после Цветного, обществ любителей трезвости, он многих несчастных, долгое время находившихся в плену пьяного угара, избавил от злосчастной страсти. Также им в Зеленгинском селении в 1916 году был выстроен новый деревянный храм в честь Архистратига Божия Михаила.

После трагических событий 1917 года, отец Николай пережил немало скорбей и испытаний. Так, в декабре 1918 года он был арестован по ложному доносу некоего Еронина, который утверждал, что «в селе Зеленга есть священник Николай Ситкин, который противник советской власти, не признает никаких декретов, особенно о расторжении брака». Далее им была рассказана история, как о. Николай отказался расторгнуть брак одного гражданина села Маково, который хотел вторично обвенчаться с новой супругой. По сути, оказалось, что Еронин был другом этого гражданина села Маково - Михаила Баранова, который стал требовать от отца Николая незаконного развода и, естественно, незаконного второго венчания. Обозлившись, что священник развода не дал, Баранов, через Еронина и оклеветал отца Николая.

Разобравшись, Ревтрибунал 18 декабря 1918 года священника из-под стражи приказал выпустить, а дело прекратить, так как «дела о церковных разводах и браках есть чисто внутреннее церковное дело и духовенство само вправе решать, кого разводить, а кого венчать».

Новые испытания и скорби отец Николай претерпел во время начавшейся в 1923 году обновленческой смуты. Он один из немногих сельских священников остался твердо верен Православию, и не поддался на обновленческие уловки. С приездом в декабре 1923 года в Астрахань архиепископа Фаддея (Успенского) о. Николай стал одним из самых деятельных его помощников по борьбе с обновленчеством.

В ЗеленгРождество-Богородицкая церковь села Никольскоее о. Николай пробыл до 1930 года, когда местный храм был закрыт. Тогда-то он, по благословению епископа Андрея ( Комарова), и был переведен в приход села Никольское, где ему суждено было прослужить все оставшиеся годы своей жизни.

    Рождество-Богородицкая церковь села Никольское.

В Никольском Рождество - Богородицкий храм был захвачен обновленцами, но православным удалось выхлопотать служить в местной часовне, к которой был прирублен алтарь и она превращена в церковь.

В этой - то часовне и начал свое служение в селе Никольском отец Николай Ситкин. В том же 1930 году началась волна репрессий против духовенства, и отца Николая тоже арестовали. Но его выкупил церковный староста Воронин. Был он благочестивым старичком, очень верующим, и отец Николай благословил его собирать денежки, складывая их в особое место, на которое указал сам батюшка. И вот староста стал собирать денежки и складывать их за печку. Деньги он собирал тайно по верующим, чтобы не узнали в сельсовете, так как коммунисты рыскали и обыскивали дома верующих, отбирали последнее. 

В намеченное время, когда за отца Николая нужно было вносить выкуп, то стенку сломали и за печкой нашли нужную сумму, ровно столько, сколько требовали власти.

 Впоследствии православным удалось отбить у обновленцев Рождество-Богородицкий храм, но к 1941 году он был закрыт властями. Но вскоре после этого, в связи с ослаблением гонений на Православную церковь, о. НиМогила отца Николая Ситкина за алтарем Рождество-Богородицкой церкви села Никольскогоколаю удалось выхлопотать у властей разрешение служить в подвале храма. Так и служили, начиная с 1943 года.

     

     Могила отца Николая Ситкина за алтарем Рождество-Богородицкой церкви села Никольского

И в то же время о. Николай не переставал ходатайствовать и об открытии самого храма. Писали даже в Москву, и, наконец, в 1948 году из Москвы от имени М.И. Калинина пришло разрешение. Трудами о. Николая был установлен центральный иконостас, который приезжал освящать в село сам архиепископ Филипп (Ставицкий).

Прожив долгую жизнь, отец Николай Ситкин скончался на 86 году жизни в 1952 году. К Богу он отошел в день святых апостолов Петра и Павла, которых очень почитал со времени своего служения в селе Цветном.

 И кончина его была кончиной праведника.

    Игумен Иосиф (Марьян),

    настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери

    в с. Ильинка Володарского района Астраханской области

     

Православие.Ru 

верх
[Астраханские святые] [СВЯТЫЕ] [ПОДВИЖНИКИ]

 

 

 

Hosted by uCoz