Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу: http://astrsobor.ru/ | ||||||||||||||||||||||||||||||
ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИЕРЕЯ ГРИГОРИЯ ХЛЕБУНОВА Иерей Григорий Хлебунов с супругой.
Отец Григорий Хлебунов родился в 1873 году в селе Шуватово Симбирской губернии в крестьянской семье. Родители его, Никита и Татьяна, были людьми благочестивыми, и сына своего воспитали в глубокой вере. Когда Григорию было 3 года, он сильно заболел и был близок к смерти. Мать его молилась об исцелении сына. Ночью ей явилась Пресвятая Богородица. Возложив руку Свою на умирающего мальчика, Она сказала: «Твой сын от нашего роду». После этих слов Татьяна очнулась, но никого рядом уже не увидела. Григорий после этого видения быстро поправился и вскоре выздоровел. С детства он имел способность к учению, и хотя окончил лишь сельскую школу, много занимался сам и сумел прийти к хорошим знаниям, в т. ч. и в части церковной науки. Бедность семьи, а также случившийся в Симбирской губернии голод, вынудили Григория искать приработка на стороне. Так он оказался в Астрахани, где подряжался на различные работы, не гнушаясь при этом самыми черными и тяжелыми. Здесь он женился. Дарья Степановна, его жена, стала крепкой опорой своему мужу, всегда духовно поддерживая его и помогая в скорбях и испытаниях. Перед рукоположением в священника Григорий подвизался псаломщиком в храмах Черноярского уезда. Трудности военного времени и революции с поголовной нищетой и дороговизной вынудили Григория искать другого, более значительного заработка. В 1917 г. он устроился в Астрахани на работу на бакон «Нобеля», однако его все время тянуло оставить мирские занятия и отдать себя на служение Богу. В 1921 году он был посвящен в иерейский сан, который, по словам самого рукоположенного, «получил за преданность религии и ея делу». До 1923 года о. Григорий Хлебунов проходил практику в различных храмах города Астрахани и в результате был послан в село Началово. В местном храме в честь Рудненской иконы Божией Матери он и прослужил все время до ареста большевиками. Церковь Рудненской иконы Божией Матери в с. Началово.
Прибыв в Началово, о. Григорий первым делом повел борьбу с обновленчеством. Прихожане полюбили своего пастыря, который не делил прихожан на богатых и бедных, но был внимателен и милостив ко всем, по мере своих сил способствуя сохранению в селе мира и согласия. Сам будучи выходцем из крестьян, он от всего сердца болел за сельчан, много страдавших из-за притеснений советской власти. К этому добавилась решительная позиция, которую занял о. Григорий по вопросу отстаивания храма и приходского имущества. В Астрахань шли доносы: «…благодаря кулацкой агитации и усиленной деятельности попа Хлебунова Григория, многие высказывались против снятия колоколов. Вообще отмечено, что за последнее время религиозность населения якобы поднялась, в церкви бывает по праздникам очень много народу, особенно молодежи У Хлебунова много религиозной литературы, которую он дает для прочтения на дом, как старикам, так и молодежи.». Духовная деятельность о. Григория объявлялась антисоветской, а сам он назывался главой заговора, охватившего чуть ли не все окрестные селения. Кроме того, следователей раздражала борьба о. Григория с обновленцами и верность своему архиерею, Астраханскому архиепископу Филиппу (Ставицкому). Тучи сгущались. В селе Началово стали говорить о возможном закрытии церкви и о скором выселении всех крестьян, объявленных кулаками.. 26 сентября 1929 года архиепископ Филипп был арестован в Астрахани и обвинен в организации антисоветской церковной группировки духовенства. Тут же, как отзвук данного дела, по астраханским селам принялись арестовывать местное духовенство, в большинстве своем твердых в отстаивании Православной веры священнослужителей. Так 3 февраля 1930 года арестовали и о. Григория Хлебунова. При обыске у него обнаружили несколько писем и вырезку из газеты с речью австрийского министра иностранных дел, поносившего III Интернационал и советское правительство. Эта заметка дала возможность следствию обвинить о. Григория в антисоветской агитации. Во время следствия о. Григория пытались заставить дать обличительные показания о жителях села Началова и об их связях. На что мужественный священник сказал: «Больше показать ничего не могу, и не покажу ни при каких условиях, считая грехом говорить о других». Следователи, толком ничего не добившись, оставили о. Григория в покое. Дальнейшие события способствовали еще большему накалу обстановки в селе. Арест еще одного священника - о. Петра Цветкова (которого пригласили из Астрахани для службы в церкви, т.к. о. Григорий находился под арестом) за то, что он служил в храме не зарегестрировавщись в сельсовете, а вместе с ним и члены церковного совета всколыхнуло село. Несправедливые аресты и боязнь, что после ареста закроют и церковь, спровоцировали массовые выступления женщин. Собравшаяся после службы толпа из 300 сельчанок стала требовать освобождения священников и членов совета церкви. Эта массовость испугала местные власти, и отец Петр с церковниками были отпущены. 22 февраля 1930 года был назначено выселение раскулаченных и их семей из села. Людское горе колыхнулось взрывом. Доведенные до отчаяния люди не выдержали, кто-то ударил в церковный набат, и толпа хлынула на здание сельсовета. Во время погрома погибло 6 коммунистов, а наутро 23 февраля в селе начались массовые аресты. Всего по делу началовского восстания было арестовано 43 человека, среди них было 3 священника: о. Григорий Хлебунов, о. Александр Блахов и о. Петр Цветков, дьякон о. Павел Строков, псаломщик Павел Галитин и члены церковного совета Матвей Терентьевич Селезнев и Михаил Васильевич Одинцов. Священнослужителей и членов церковного совета признали зачинщиками беспорядков. Особенно подчеркивалась роль о. Григория Хлебунова. В конце концов, ему поставлено было в вину то, что он «состоит в кулацкой группировке, ведет антиколхозную агитацию, держась на стороне группы Ильина, по организации защиты себя, как крестьянства, от Советской власти. Участник нелегальных собраний, имеет связь с другими группами, проводит вербовку и учет надежных для организации лиц, дружит с самыми крупными кулаками, являясь их учителем. Использует для нелегальных собраний церковный совет, направляет работу группировки и учит конспирации, строго следя за собой в этом отношении. Имеет связи с другими местностями через странника Ивана. Имел явно а/с документы для постоянного пользования и распространения среди взрослого населения и молодежи села религиозную литературу». 28 февраля 1930 года состоялось заседание тройки ОГПУ по Нижне-Волжскому краю, на котором о. Григорий Хлебунов и еще 13 человек, проходивших по делу «Началовского восстания», были приговорены к расстрелу. 6 марта в 23 часа 45 минут они были казнены где-то в окрестностях Астрахани, «вне городской черты, в месте, гарантирующем секретность». Акт о расстреле о. Григория Хлебунова. Дело АУФСБ № с-6173. Смерть не унесла из памяти людской светлый образ о. Григория Хлебунова. Долго, очень долго в с. Началово местные жители вспоминали о нем, как о человеке «добром, бескорыстном и справедливом». (В составлении жизнеописания использованы воспоминания правнучек о. Григория Хлебунова: Фроловой Любови Михайловны и Комиссаровой Людмилы Михайловны) В апреле 2004 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Св. Синода Русской Православной Церкви, на котором, после доклада Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломненского Ювеналия, было решено включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века и представленного Астраханской епархией священномученика иерея Григория Хлебунова.
Игумен Иосиф (Марьян), настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери в с. Ильинка Володарского района Астраханской области
|
|