Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи
ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ

ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫСтарчество оптинское началось с великого учителя монашеского "духовного делания" старца Паисия Величковского, ученики которого переселились в монастырь во главе со старцем Львом - первым Оптинским старцем.

Настоятелем в то время был архимандрит Моисей, замечательный строитель при котором построили стену-ограду с семью башенками, новые братские корпуса, трапезную, библиотеку, гостиницы, конные и скотный дворы, черепичный и кирпичный заводы, мельницу, братское кладбище и весь скит. Нередко все это строилось только для того, чтобы дать работу местным жителям и прокормить их в голодные годы. При нем развели огромные огороды и фруктовые сады. В этом деле помогали бесчисленные паломники, притекавшие в Оптину, но и кормили бесплатно, даже когда и сам монастырь нуждался.

Но и не во внешнем расцвете заслуга о. Моисея, а в том, что, сотрудничая со старцами Львом и Макарием, он положил начало ее духовному расцвету.

О. Моисей происходил из семьи Путиловых. Он и его два брата приняли монашество, позже прославив свой род христианским подвижничеством и настоятельством: Моисей в Оптиной пустыни, Исайя в Саровской пустыни, Антоний - в Малоярославецком Николаевском монастыре. О. Моисей, сам будучи строгим аскетом, к другим относился с большой любовью и нежным состраданием.

Вот отрывок из его письма к сестре своей, монахини Максимилле: "Если кому когда милование какое-нибудь сделаете - помилованы будете. Если постраждете со страждущим - с мучениками счисляетесь. Если простите обидящего, за это не только все ваши грехи простятся, но и дщерью Отца Небесного бываешь. Если помолишься от сердца о спасении - хотя и мало - спасешься. Если укоришь себя, обвинишь и осудишь себя перед Богом за грехи, совестию чувствуемые, и за то оправдана будешь". Часто вздыхал настоятель: "Сам то я хуже всех, другие, может быть, только думают, что они хуже всех, а я на самом деле дознался, что я хуже всех".

Его брат и духовный сын о. Антоний, бесконечно любивший своего старшего брата, стал начальником скита Оптиной пустыни, где и жили великие старцы. Был он кроток и, несмотря на начальственное положение, ходил и по воду и по дрова, служил зачастую один, потому как братия его была престарелой и немощной, да и как служил, с каким умилительным благоговением, а ведь почти всю жизнь страдал от ран в ногах.

При нем и прибыл в Оптину первый старец о. Лев. Он был большого роста, величественный и плавный в движениях. В миру работал приказчиком у купца. Однажды на него напал волк и вырвал у него кусок ноги, тогда Лев, обладавший огромной силой, задушил его. Монашеским добродетелям он обучался у о. Василия Кишкина, известного Афонского подвижника и о. Феодора, ученика о. Паисия Величковского, научившего его непрестанной молитве Иисусовой. Такая молитва - результат длительного труда и борьбы, которая дивно соединяет с Господом, которая сердце очищает от страстей, зажигая в нем любовь. Старцы, стяжав такого рода любовь, согревали ей всех окружающих.

Преподобный Леонид, в схиме Лев (Наголкин)

Преподобный Леонид, в схиме Лев (Наголкин)

старец Оптиной пустыни

Отец Лев очень жалел народ, он был очень умен и прозорлив, умел вызвать слезы покаяния. Он творил исцеления. Деревенские по Калужской дороге считали его роднее отца.

Но некоторые духовные лица совсем иначе относились к нему, запрещая принимать народ. Такое гонение было невежеством, в то время святость и дары благодатные стали забываться, православное старчество еще не было изучено, значение его не понято, и многие старцы терпели притеснения.

После отца Льва старчество перешло к преемнику его, иеромонаху о. Макарию (Иванову), происходившему из дворян. Про него сам митрополит Московский Филарет сказал однажды: "Макарий - свят".

Он происходил из благочестивой дворянской семьи. В 14 лет стал бухгалтером и замечательно с этим справлялся, играл на скрипке, много читал, в 24 года вышел в отставку и стал управлять хозяйством, что получалось у него довольно плохо. Однажды мужики украли у него множество гречихи, стал он их вразумлять словами Священного Писания. Его родные над ним смеялись. А мужики вдруг пали на колени в раскаянии. Однажды он уехал на богомолье в Площанскую пустынь, да там и остался под руководством старца Афанасия, ученика Паисия Величковского. Здесь он и был пострижен, а после смерти своего учителя стал духовником Севского женского монастыря. Когда в Площанскую пустынь приехал старец Лев, Макарий просил быть его духовным руководителем.

Преподобный Макарий Оптинский

Преподобный Макарий Оптинский

 

О. Макарий по обыкновенным понятиям был внешне некрасив и с виду строг, но его лицо, отражавшее душу чистую и любвеобильную, сияло неземной красотой, он был тихий и по детски простой, доступный всем. О. Макарий стал наставником ученых и литераторов, перекладывающих на русский язык переводы о. Паисия и великих аскетов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника. Он пробудил интерес к Оптиной у русской интеллигенции, его посещал Н.В. Гоголь, духовными чадами становятся супруги Киреевские.

Под его руководством воспитывался и вызрел "мудрый чудотворец" Амвросий, учившийся сначала в семинарии.

Своего расцвета Оптина достигает при старце Амвросии, ученике о. Льва и о. Макария.

Александр Гренков (будущий о. Амвросий) был из семьи пономаря и родился в один из крестьянских праздников, на который к его деду священнику приехало много гостей. В доме была суматоха: "Как на людях я родился, - шутил старец, - так все на людях и живу". В детстве он был очень бойкий и веселый, все ему не сиделось. В церковные праздники он вместе с отцом читал и пел на клиросе и, воспитываясь в церковной среде, не видел ничего дурного. Он прекрасно закончил духовное училище и семинарию, у него были исключительные способности. Сначала Александр служил домашним учителем, а потом наставником в Липецком духовном училище. За остроумие и доброту его все любили.

Преподобный Амвросий ОптинскийПреподобный Амвросий Оптинский

Вскоре он заболел и, когда надежды на поправку совсем не осталось, он дал обещание уйти в монастырь. После выздоровления Александр еще 4 года не решался оставить мир. Периоды беззаботности и веселья сменялись грустью, он стал усиленно молиться. Однажды Александр приехал за советом к известному подвижнику старцу Илариону. "Иди в Оптину, - сказал он, - и будешь опытен". Он послушался, приехал и был ласково принят старцем Львом. Вскоре он был пострижен в честь св. Амвросия Медиоланского (в Оптиной есть целебный колодец в честь этого святого), а потом и рукоположен.

Когда о. Макарий начал свою издательскую деятельность, о. Амвросий, знавший 5 языков, стал его ближайшим помощником. Так он перевел "Лествицу" Иоанна, игумена Синайского. Вскоре он опять заболел, да так тяжело, что почти все время был в кровати. Так смирялся его живой характер. "Монаху полезно болеть, - говорил старец, - и в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться". Братия отмечала, что он всегда ощущал Божие присутствие, а поэтому, что бы ни делал, старался делать для Бога. Но, конечно, не за издательство книг почитался он народом.

Старец Амвросий стал опытным руководителем в жизни духовной, и в делах практических. Несмотря на болезнь, он был необыкновенно жизнерадостен и давал советы в такой простой и шутливой форме, что они легко запоминались слушателями. Сам Бог вещал и действовал через него. А когда не помогали слова, он наставлял палкой или епитимией. Все, без различия, могли поговорить с ним. У него бывали Соловьев, Леонтьев, Достоевский, А.К. Толстой. Ему нужна была только душа человеческая, он дорожил ей больше всего и всеми силами старался спасти. Бог дал ему дар всезнания, для него не было тайн. Нельзя и представить батюшку без участливой улыбки, от которой тоже становится весело, без заботливого взора, глядя на который веришь, что он придумает что-нибудь очень хорошее, чувствуешь, что он живет тобой, и ты ему ближе, чем сам себе. А ведь он был такой со всеми и говорил более 12 часов в день. Часто он поучал и обычным мирским вещам: как устроить водопровод, завезти пчел, чем кормить индюшек, купить ли имение. На удивление его советы зачастую были последними изобретениями.

Старец очень почитал икону Божьей Матери "Спорительница хлебов", призывая и других ей молиться. На ней Богородица изображается сидящей на облаках, а руки ее благословляют сжатое поле со снопами ржи. Так велел написать сам старец, говоря, что Матерь Божия заботится не только о душевном спасении, но и помогает в земных трудах каждого человека. О земном благополучии тоже надо молиться.

Старец Амвросий был великий чудотворец, и исцелял многих, даже и от неизлечимых болезней. Иногда он как в шутку стукнет по голове, и боли проходят, зная это, бабы сами просили: "Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит". Народ он учил народными же поговорками: "Где просто, там ангелов до сто, а где мудрено - там ни одного", "не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь - сам лопнешь", "отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог", "кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет", "благое говорить - серебро рассыпать, а благоразумное молчание - золото", "праведных ведет в царство Божие апостол Петр, а грешных Сама Царица Небесная". Старец подобно другим святым являлся скорбящим людям во сне или наяву для оказания помощи, исцелений, даже для предотвращения убийства.

Время старчества Амвросия совпало с зарождением в России интеллигенции, попавшей под влияние рационалистических и материалистических идей (напр. нигилизм), которые ставили своей целью достижение справедливости и счастья людей путем изменения политического и социального строя страны. Многие ищущие истину люди скоро разочаровались в этих идеях. О. Амвросий умел заполнить пустоту в душах этих людей, он мог разбирать самые запутанные состояния человеческой души, мог дать человеку надежду и смысл жить снова.

Народ просто тянулся в Оптину. В этой благословенной обители получили творческий импульс самые видные люди русской литературы, политики, духовенства. В 1877 году приехал Ф. М. Достоевский. Окружающая природа, беседы со старцами и атмосфера любви и гостеприимства, царившие в этой обители, побудили его написать "Братья Карамазовы". Он писал: "Сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сих меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединения выйдет, может быть еще раз спасение земли русской!" Сказал он по-древнему, не очень понятно, но ясно, в чем, по его мнению, была надежда русской земли.

Также был у старца и известный русский философ Владимир Соловьев, но они не сошлись: их понимание духовных истин было разным, старец не одобрял пути Соловьева, но убедить его не смог. Костантин Леонтьев был почитателем старца и много времени проводил в Оптиной ради него. Трижды был там и Толстой. Русский граф как-то пришел туда в лаптях и с котомкой за плечами. Жаль, неизвестно, что на это сказал о. Амвросий. Он отнесся к этому скептически - показная внешность без внутреннего содержания не приближает человека к нравственному совершенству. Последний раз в Оптиной Толстой был с семьей в 1890 году, за год до смерти старца.

Оптина благословила и помогла найти верную дорогу архимандриту Леониду (Кавелин; ум. 1891), замечательному российскому археографу, начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, потом настоятелю Новоиерусалимского Воскресенского монастыря и наместника Троице-Сергиевой Лавры; а также священнику Павлу Флоренскому (ум. 1943) - великому православному философу и богослову.

Сохранились и многочисленные упоминания о даре прозорливости старца.
Многие великие старцы, столпы отечественного христианства православия, основывали женские монастыри: о. Иоанн Кронштадский, о. Варнава, о. Герасим из Тихоновой Пустыни. О. Амвросий подтверждает эту закономерность. Он создал Шамординский Казанский женский монастырь, где и провел последние полтора года своей жизни, укрепляя созданную им обитель и наставляя сестер в монашеском служении. Старец болел.

Так более тридцати лет батюшка Амвросий совершал свой подвиг, а в последние десять лет он возложил еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордино, где проживало тысяча монахинь, имелся приют и школа для девочек, богадельня и больница. Когда старец умер, все горевали.

Было решено перевезти его в Оптину Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители - старцы Лев и Макарий. А в то время, когда тело его переносили в Оптину, пошел дождь, но свечи в руках тысяч сопровождавших гроб людей не гасли. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. (1 Кор. 9, 22)).

Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.

Преподобный Иосиф Оптинский

Преподобный Иосиф Оптинский

Ближайшим учеником старца Амвросия по духу и по любви был о. Иосиф. Он был келейником и воспитывался в стенах убогой его хибарки. Еще в детстве он видел Царицу Небесную, а любимым его чтением были жития святых. После потери родителей, он работал у купца, который, любя его, хотел отдать за него свою дочь, но юношу тянуло в монастырь. Он приехал к старцу Амвросию, и тот посоветовал ему остаться. С тех пор воля старца стала для него законом, и он беззаветно заботился о нем 30 лет, любя больше себя самого. После смерти о. Амвросия он стал духовно окормлять Шамординскую обитель и принимать посетителей, те же видели в нем приемника самого батюшки.

Итак, 2 ноября 1837 года в семье сельского головы Ефима Литовкина и его жены Марии родился сын. При святом крещении мальчика нарекли Иваном.

Однажды во время пожара, когда огонь быстро перекидывался с одного деревенского дома на другой, маленький Иван, боясь, что огонь может уничтожить их новый дом, взмолился, протягивая ручки к церкви, находящейся недалеко от их дома: «Царица Небесная! Оставь нам наш домик, ведь он совсем новенький!» По молитве ребёнка дом Литовкиных уцелел, в то время как все дома вокруг него сгорели.

Иван рано лишился отца и матери. Одиннадцатилетний сирота вынужден был сам зарабатывать на хлеб насущный, работал в трактире, в бакалейной лавке, сопровождал обозы с товаром. Тяжелая жизнь не ожесточила Ивана, его чистая душа всегда стремилась к духовной жизни, утешение он находил в молитве.

Ещё в раннем детстве в чудесном видении ему явилась Царица Небесная, мальчик был настолько поражён красотой Богородицы и необыкновенным сиянием вокруг Нее, что лишился чувств. В тяжёлые минуты он вспоминал чудесное видение.
В 1861 году Иван получил письмо от сестры Александры, принявшей к тому времени постриг с именем Леонида в Борисовском монастыре. Она советовала брату идти в Оптину Пустынь, к старцам.

В марте 1861 года по благословению старца Амвросия Иван был принят в святую обитель.

По Оптинскому обычаю, каждый новоначальный должен был потрудиться в трапезной. Позже послушник был определен в келейники к старцу Амвросию. Возможность быть рядом с прозорливым старцем радовала инока, но бесконечный поток посетителей утомлял. Лишившись душевного покоя, он решил потихоньку уйти на святую Афонскую гору. Прозорливому старцу Амвросию стало известно о смущении келейника, однажды старец Амвросия сказал: «Брат Иван, у нас лучше, чем на Афоне, оставайся с нами». Прозорливость старца настолько поразила молодого послушника, что он больше не помышлял об уходе.
Многие скорби и тяготы перенес он в монастыре. Годами у него не было даже своего места, где можно было уединиться, отдохнуть. Спать часто приходилось в приемной, в которой до поздней ночи было много посетителей, а в час ночи уже необходимо было спешить к утрени... Испытания закалили душу подвижника. В 1872 году он был пострижен в мантию с именем Иосиф, в 1877 году - рукоположен в иеродиакона, а 1 октября 1884 года за литургией в честь торжественного открытия Шамординской женской обители отец Иосиф был рукоположен в иеромонаха. К этому времени он уже был старшим келейником старца Амвросия. Тихий серьезный, чрезвычайно скромный отец Иосиф выходил к посетителям, внимательно выслушивал, передавал ответ старца, ничего не добавляя от себя. Старец Амвросий со временем стал посылать посетителей за советом к келейнику, готовя, таким образом, достойного продолжателя традиций оптинских старцев.

В 1888 году иеромонах Иосиф сильно простудился и заболел. Его отвезли в больницу и 14 февраля, по благословению старца Амвросия, постригли в схиму. По молитвам старца Амвросия смертельная болезнь отступила. В 1890 году старец Амвросий, уезжая в Шамординский женский монастырь, впервые не взял с собой верного помощника.
«Тебе нужно здесь оставаться, ты здесь нужен», - сказал ему старец. 1891 год был последним в жизни старца Амвросия.

На старца Иосифа легли обязанности скитоначальника, духовника оптинской братии и шамординских сестер.

Старец Иосиф был строгим постником, крайне мало спал, носил старую и бедную одежду. Он стяжал от Господа полноту духовных даров, и многие испытали на себе его дар прозорливости и исцелений. Многих верующих, обращавшихся к нему за советом, поражало его умение в нескольких словах выразить самое главное, наставить и утешить. Рассказы о силе его благодатной молитвы приводили в скит страждущих, ищущих исцеления и утешения.
Однажды к старцу привели тяжелобольную женщину, он принял её, выслушал и, дав ей в руки свои четки, пошел в спальню, сказав: «Подожди». А когда он вышел, она совершенно забыла про свою болезнь.

А когда другая больная женщина обратилась к нему за помощью, (опухоль околошейных желез не позволяла даже повернуть шею), старец посоветовал отслужить молебен перед чудотворной иконой Божией Матери. По молитвам старца Иосифа больная полностью исцелилась.

Старец Иосиф в течение двенадцати лет был духовником братии. С годами, слабея физически, старец возрастал духовно, во время молитвы он преображался. Вот что рассказывал об удивительном свечении вокруг старца его духовный сын отец Павел:
- В 1907 году я первый раз посетил Оптину Пустынь...

Расспросив дорогу в скит, а там, в келью старца Иосифа, я, наконец, пришёл в приёмную хибарки... Когда я пришёл, там был только один посетитель - чиновник из Петербурга.

В скором времени пришёл келейник и пригласил чиновника к батюшке...
Чиновник пробыл минуты три и возвратился, я увидел: от его головы отлетали клочки необыкновенного света, а он взволнованный, со слезами на глазах рассказал мне, что в этот день утром из скита выносили чудотворный образ «Калужской» Божией Матери, батюшка выходил из хибарки и молился. Тогда он и другие видели лучи света, которые расходились во все стороны от него молящегося. Через несколько минут и меня позвали к старцу...
Я увидел старца, измождённого беспрерывным подвигом и постом, едва поднимающегося со своей печки... мы поздоровались, через мгновение я увидел необыкновенный свет вокруг его головы четверти на полторы высоты, а также широкий луч света, падающий на него сверху, как бы потолок келии раздвинулся. Луч света падал с неба и был точно такой же, как и свет вокруг головы, лицо старца сделалось благодатным, и он улыбался... Он, по своему глубочайшему христианскому смирению и кротости, - это отличительные качества старца - стоит и терпеливо ждёт, что я скажу, а я, пораженный, не могу оторваться от этого, для меня совершенно непонятного видения... Свет, который я видел над старцем, не имеет сходства ни с каким из земных источников..., подобного в природе я не видел. Я объясняю себе это видение тем, что старец был в сильном молитвенном настроении, и благодать Божия видимо сошла на избранника своего... Мой рассказ истинен уже по тому, что я после сего видения чувствовал себя несказанно радостно, с сильным религиозным воодушевлением, хотя перед тем, как идти к старцу, подобного чувства у меня не было... Всё вышесказанное передаю, как чистую истину: нет здесь и тени преувеличения или выдумки, что свидетельствую именем Божиим и своей иерейской совестью.

Старец Иосиф отошел к Господу 9/22 мая 1911 года.

Советы преподобного Иосифа:

· Скорби - наш путь, будем идти, пока дойдем до назначенного нам отечества вечности, но только то горе, что мало заботимся о вечности и не терпим и малого упрека словом. Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем роптать.

· Кто победил страсти и стяжал разум духовный, тот без образования внешнего имеет доступ к сердцу каждого.

· Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее.
Что трудом приобретается, то и бывает полезно.

· Если видишь погрешность ближнего, которую ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью - она исправляется кротостью.

· Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.

· Спрашиваешь: «Как сделать, чтобы считать себя за ничто?» Помыслы высокоумия приходят, и нельзя, чтобы они не приходили. Но должно им противоборствовать помыслами смиренномудрия. Как ты и делаешь, припоминая свои грехи и разные недостатки. Так и впредь поступай и всегда помни, что и вся наша земная жизнь должна проходить в борьбе со злом. Кроме рассматривания своих недостатков, можешь еще и так смиренно мудрствовать: «Ничего доброго у меня нет... Тело у меня не мое, оно сотворено Богом во чреве матернем. Душа дана мне от Господа. Потому и все способности душевные и телесные суть дары Божии. А моя собственность - только одни мои бесчисленные грехи, которыми я ежедневно прогневляла и прогневляю Милосердного Господа. Чем же мне после этого тщеславиться и гордиться? Нечем». И при таких размышлениях молитвенно проси помилования от Господа. Во всех греховных поползновениях одно врачевство - искреннее покаяние и смирение.

 Преподобный Варсонофий Оптинский

 Преподобный Варсонофий Оптинский

· 5 июля 1845 года в Самаре у купца Ивана Плиханова родился сын, младенца назвали Павлом. Жена Ивана умерла сразу же после родов, поэтому он вынужден был жениться вторично.

· Старец Варсонофий рассказывал: «Моя мачеха была глубоко верующей и необычайно доброй женщиной, так что вполне заменила мне мать... Вставала она очень рано, и каждый день бывала со мной у утрени... Любила она и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

· Однажды, когда мне было 6 лет, был такой случай. Мы жили на даче в сво ём имении под Оренбургом. Наш дом стоял в огромном саду-парке и был охраняем сторожами и собаками, так что проникнуть в парк незаметным постороннему лицу было невозможно.

· Однажды мы гуляли с отцом по парку, и вдруг, откуда ни возьмись, перед нами появился какой-то старец. Подойдя к моему отцу, он сказал:

 Помни, отец, что дитя в своё время будет таскать души из ада.
Сказав это, он повернулся и исчез. Напрасно потом его везде разыскивали, никто из сторожей не видел его...

Десяти лет я был отдан в гимназию... Потом поступил на службу и поселился в Казани под покров Царицы небесной..».

Старец Варсонофий происходил из Оренбургского казачества и в миру был полковник генерального штаба.

Однажды он тяжело заболел и, будучи при смерти, велел денщику читать Евангелие.

В этот момент отверзлись Небеса, и он ужаснулся от великого света, все в его душе перевернулось. Так в одну ночь, по слову старца Нектария, "из блестящего военного он стал великим старцем", голос велел ему идти в Оптину пустынь.

Люди, препятствуя его желанию, предлагают генеральское звание, даже невесту находят, но он преодолевает все препятствия.

Десять лет он проходит монашеские послушания и становится иеромонахом. В русско-японскую войну он был священником в отряде Красного Креста.

По возвращении в Оптину становится начальником скита и принимает схиму. Сколько судеб он устроил, имея старческий дар разумения, для которого требуется непрестанно пребывать в Боге. Потому за служением видели его как в пламени.

Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной Пустыни.

Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника, однако ему было отказано. По наветам недоброжелателей его перевели настоятелем в заброшенный Старо-Голутвин монастырь, где он исправлял совсем запущенную жизнь монашескую. Там он и скончался.

     

Старец Феодосий-мудрец был духовным сыном о. Варсонофия и его же духовником. Тяжелое время выпало на его скитоначальствование - революционное. К нему ходило немного людей, он скончался в 1920 году.

Преподобный Нектарий Оптинский

Преподобный Анатолий Оптинский

С юных лет калужский мальчик Александр Потапов стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь. 15 февраля 1885 года, вскоре после смерти матери, Александр пришел в Оптину Пустынь. Со временем послушник Александр стал келейником у старца Амвросия.

Старец Анатолий окончил семинарию, где ему и дали фамилию Зерцалов. Он пришел в Оптину после чудесного исцеления от чахотки. О. Макарий воспитывал его в иноческом подвиге, болезненному, ему было очень тяжело мало спать, особенно на дровах, тогда он послушался на кухне, и много физически работать. Старцы в шутку называли его "высочайшим" за высокий рост и духовное устроение.

Когда в Оптину приехал святитель Игнатий (Брянчанинов) и пожелал увидеться с опытными иноками в молитве Иисусовой, ему указали на Анатолия. Свт. Игнатий был очень обрадован, но о. Макарий при всех сильно поругал Анатолия, чтоб не гордился. По просьбе о. Амвросия о. Анатолий стал его помощником, а потом был назначен скитоначальником. Еще при жизни о. Амвросия старцу Анатолию приходилось отвечать сразу на полтораста писем в день и принимать множество посетителей.

Старца Анатолия (Потапова) называли "Утешитель". Его очень любил простой народ, особенно крестьяне. Его советы слушали: великая княгиня Елисавета, архиепископ Серафим Соболев, епископ Трифон Туркестанов, праведник о. Николай Загоровский, протоиерей Валентин Свенцицкий, о. Павел Флоренский. Красноармейцы обрили его, мучили и издевались, но он все равно, когда мог, принимал своих чад. В назначенный день его должны были арестовать, но он попросил себе отсрочку на сутки, чтобы приготовиться. Нашли "приготовившегося" старца уже в гробу.

       Преподобный Нектарий Оптинский

     

    В городе Ельце Орловской губернии у Василия и Елены Тихоновых родился сын. Крестили младенца в Елецкой церкви, при крещении мальчик был назван Николаем.

    Семья была бедная, хотя целыми днями Василий работал рабочим на мельнице, средств едва хватало, чтобы прокормить семью. Скончался Василий, когда Николай не достиг семилетнего возраста. Трудно было Елене Тихоновой одной растить сына. Доброй, кроткой, благочестивой женщине приходилось время от времени быть строгой с Николаем.

     

    Когда сыну исполнилось одиннадцать лет, Елена устроила Николая на работу в лавку к купцу Хамову. Старшему приказчику купца нравился смышленый мальчуган, а когда Николаю исполнилось 18 лет, приказчик решил женить его на своей дочери. Узнав об этом, купец посоветовал Николаю сходить к благочестивой старице - схимнице Феоктисте за благословением на вступление в брак. Схимница же благословила юношу пойти в Оптину Пустынь за советом к старцу Илариону. Николай отправляется в святую обитель. Отец Иларион, выслушав Николая, посылает его к прозорливому старцу Амвросию. После двухчасовой беседы со старцем, Николай остаётся в скиту.

    Старец Нектарий вспоминал:

    - В скит я поступил в 1876 году. Через год после сего, батюшка Амвросий благословил меня обращаться как к духовному отцу, к начальнику скита, иеромонаху Анатолию, что и продолжалось до самой кончины последнего в 1894 году. К старцу же Амвросию я обращался лишь в редких и исключительных случаях.

    Итак, Старец Нектарий пришел в скит, еще будучи послушником Николаем, с одним Евангелием. Ему было 20 лет, он был красив и застенчив. Имел чудный голос и однажды спел так хорошо, что сам испугался и стал фальшивить, чтобы не перевели из скита в монастырский хор. 25 лет он провел в подвиге почти полного молчания. Именно у него был келейником и прошел всю теорию и практику святых отцов о. Варсонофий, после него старчествовал и о. Нектарий. Принимал он в хибарке покойных своих старцев, где и жил сам. По глубокому смирению он и старцем себя не считал, говорил он редко и иносказательно, юродствуя. В приемной всегда лежала какая-нибудь книга, раскрытая на определенной странице, посетитель в ожидании начинал читать ее, а там и был ответ о. Нектария.

    По послушанию первое время он ухаживал за цветами. Потом Николая назначили на пономарское послушание. Под руководством старцев послушник быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 года он был пострижен в мантию.

    Старец Нектарий вспоминал: «Целый год после этого я словно крылышки за плечами чувствовал».

    19 января 1894 года он был посвящен в иеродиакона и еще через четыре года был рукоположен в иеромонаха.

    Из воспоминаний старца Нектария:

    - Когда меня посвящал в иеромонахи бывший наш благостнейший владыка Макарий, то он святейшим своим оком прозрел всё моё неустройство... Подозвал к себе в алтарь, да и говорит: « Нектарий! Когда ты будешь скорбен и уныл и когда найдёт на тебя искушение тяжкое, то ты только тверди: «Господи, пощади, спаси и помилуй раба Твоего иеромонаха Нектария». Только всего ведь сказал владыка, но слово его спасало меня не раз и доселе спасает, ибо оно было сказано со властию».

    Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения, но по своему смирению высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством.

    В 1912 году оптинская братия избрала его в старцы. Но старец Нектарий отказывался, говоря: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу». И только по послушанию он согласился принять на себя старчество. Принимал старец Нектарий посетителей в «хибарке» прежних старцев, иногда он оставлял на столе в приемной книги, и посетители в ожидании приема смотрели эти книги и, листая их, находили ответы на свои вопросы. Для каждого человека у старца был свой подход. Часто он удивлял образованных собеседников своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», - говорил о себе старец. До последнего года жизни он интересовался современной литературой, техническими новинками (их он изучал, внимательно рассматривая игрушечные модели автомобилей и паровозов), расспрашивал приезжающих о «постановке образования в школах», интересовался искусством. Живой ум, многосторонние интересы старца Нектария позволяли ему быстро находить общий язык с интеллигенцией, ему доверяли, к нему прислушивались многие образованные люди того времени.

    Старец Нектарий говорил:

    «Заниматься искусством можно, как всяким делом..., но всё это нужно делать как перед взором Божиим... Книга, картина - это гробницы света и звука. Приходит читатель или зритель, и если он сумеет творчески взглянуть, прочесть, то происходит «воскрешение смысла». И тогда круг искусства завершается. Перед душой зрителя и читателя вспыхивает свет, его слуху делается доступен звук. Поэтому художнику или поэту нечем особенно гордиться. Он делает только свою часть работы. Напрасно он мнит себя творцом своих произведений - один есть Творец...

    Но есть и большое Искусство - слово, убивающее и воскрешающее (псалмы Давида, например), но путь к этому искусству лежит через личный подвиг художника, это путь жертвы и один из многих тысяч доходит до цели».

    После закрытия монастыря в 1923 году старца Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в селе Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 году: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

    Скончался старец Нектарий в глубокой старости 29 апреля/12 мая 1928 года и был похоронен на местном кладбище.

    После возрождения Оптиной Пустыни, 3/16 июля 1989 года, в день памяти митрополита Московского Филиппа, состоялось обретение мощей старца Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. Как при жизни старца, так и после его блаженной кончины каждый, кто обращался к нему с истинной верой, получал благодатную помощь.

    По молитвам преподобного Нектария и сейчас совершаются чудеса духовного и телесного исцеления.

    Советы преподобного Нектария:

    - Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».

    Ко всему нужно принуждение. Вот если подан обед, и вы хотите покушать и обоняете вкусный запах, все-таки сама ложка вам не поднесет кушанья. Нужно понудить себя, встать, подойти, взять ложку и тогда уже кушать. И никакое дело не делается сразу...
    Человеку дана жизнь на то, чтобы она ему служила, не он ей, то есть человек не должен делаться рабом своих обстоятельств, не должен приносить свое внутреннее в жертву внешнему. Служа жизни, человек теряет соразмерность, работает без рассудительности и приходит в очень грустное недоумение; он и не знает, зачем живет. Это очень вредное недоумение и часто бывает: человек, как лошадь, везет и везет и вдруг на него находит такое... стихийное препинание.

    Спрашивает, каким путем идти к Богу. Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней; смиреною надеждой, что не будете оставлены Господом, скорым помощником и любвеобильным Отцом Небесным; смиреною молитвою о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадежности, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека, лишающего его благодати и удаляющего от него милосердие Божие.

    Смысл жизни христианской, по слову святого апостола Павла, писавшего Коринфянам: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которыя суть Божии». Итак, начертав сии святые слова в душах и сердцах, следует заботиться, чтобы расположение и поступки в жизни служили славе Божией и назиданию ближним

     

     Преподобный Никон Оптинский (1888-1931 гг.)

    26 сентября 1888 года в Москве в многодетной купеческой семье Митрофана Беляева появился на свет еще один ребенок. Мальчика назвали Николаем.

    Любовь к Богу Николай унаследовал от родителей. С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Они решили уйти в монастырь, изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: « Козельская Введенская Оптина Пустынь».
    Дома не препятствовали благому решению, и 24 февраля 1907 года, в день обретения главы Иоа нна Предтечи, братья приехали в Оптину Пустынь.

    Там их с любовью принял старец Варсонофий.

    9 декабря 1907 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная радость», братья Беляевы были приняты в число скитской братии. В октябре 1908 года брат Николай был назначен письмоводителем старца Варсонофия и освобожден от всех послушаний, кроме церковного пения и чтения. К этому времени он становится самым близким учеником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт, руководил его духовной жизнью.
    В апреле 1910 года Николай был пострижен в рясофор, а 24 мая 1915 года - в мантию. Он получил имя Никон в честь святого мученика Никона (память 28 сентября), в апреле 1916 года Никон был рукоположен во иеродиакона, а 3 ноября 1917 года удостоился сана иеромонаха.

    После октябрьского переворота Оптина была закрыта, начались гонения.

    Первый раз его арестовали 17 сентября 1919 года. Летом 1923 года монастырь был окончательно закрыт; братию, кроме двадцати рабочих при музее, выгнали на улицу. Настоятель старец Исаакий, отслужив последнюю соборную Литургию в Казанском храме, передал ключи от него иеромонаху Никону, благословил служить и принимать богомольцев на исповедь.

    Так иеромонах Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Тогда же находившийся в ссылке старец Нектарий стал направлять своих духовных чад к старцу Никону. Старец Никон начал принимать народ, давая советы, он всегда ссылался на слова Оптинских старцев.

    Изгнанный из обители в июне 1924 года, старец поселился в Козельске, служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. Арестовали старца Никона в июне 1927 года вместе с отцом Кириллом (Зленко ). Три страшных года провел старец Никон в лагере « Кемперпункт ». По окончании срока его приговорили к ссылке в Архангельскую область. Перед отправкой врач нашел у старца Никона тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о перемене места ссылки. Привыкший все делать за послушание, он попросил совета у отца Агапита, сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божией воле, и старец Никон смирился.

    3/16 августа 1930 года его «переместили» из Архангельска в город Пинегу. Больной, он долго скитался в поисках жилья, пока не договорился с жительницей села Воепола. Кроме высокой платы, она требовала, чтобы батюшка выполнял все тяжелые физические работы. Состояние здоровья старца Никона ухудшалось с каждым днем. Однажды от непосильного труда он не смог встать. И тогда хозяйка стала гнать его из дому. Отец Петр (Драчев ) перевез умирающего к себе в соседнюю деревню и там ухаживал за ним. Физические страдания не омрачили духа верного раба Божия, погруженный в молитву, он сиял неземной радостью и светом. В последние месяцы своей болезни он почти ежедневно причащался Святых Христовых Тайн. В самый день его блаженной кончины, 25 июня / 8 июля 1931 года, он причастился, попросил прочитать канон на исход души.

    Промыслом Божиим на погребение старца Никона собралось двенадцать священнослужителей. Он был отпет и погребен по монашескому чину на кладбище села Валдокурье .

    Советы преподобного Никона:

    - Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно...

    Возьмем себе в образец святого, подходящего к нашему положению, и будем опираться на его пример. Все святые страдали потому, что они шли путем Спасителя, Который страдал: был гоним, поруган, оклеветан и распят. И все, идущие за Ним, неизбежно страдают. «В мире скорбны будете». И все, желающие благочестиво жить, гонимы будут. «Когда приступаешь работать Господу, уготовь душу твою во искушение». Чтобы легче переносить страдания, надо иметь веру крепкую, горячую любовь ко Господу, не привязываться ни к чему земному, всецело предаться воле Божией .

    Если нет возможности исполнить обет послушания, некому повиноваться, надо иметь готовность все делать согласно воле Божией . Есть два вида послушания: внешнее и внутреннее.

    При внешнем послушании требуется полное повиновение, исполнение всякого дела без рассуждения. Внутреннее послушание относится к внутренней, духовной жизни и требует руководства духовного отца. Но совет духовного отца следует проверять Священным Писанием... Истинное послушание, приносящее душе великую пользу, это когда за послушание исполняешь то, что несогласно с твоим желанием, наперекор себе. Тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки...

    Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам.

    «Иисусова молитва» заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его.

    Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения св. отцов, делать добрые дела.

    Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на пороки его. Нельзя холодностью отстранять от себя людей.

    Что лучше: редко или часто приобщаться Св. Христовых Тайн? - сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя - Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству.

    Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру.

    Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль исходит от привязанности к видимым вещам. Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем.

    В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.

    Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, как она благотворно действует на душу!

    Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не уйдет, а так и сгниет около этого столпа.

    Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком.

    Не прилагайте сердца к суете мирской. Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое, незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.
    Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле.

    Терпение есть непрерывающееся благодушие.

    Спасение ваше и погибель ваша - в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.
    Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим.

    Оптинский старец схиигумен Антоний родился 9 марта 1795 года в Ярославской губернии в семье благочестивых и богобоязненных родителей. В детстве мальчик, в крещении Александр, был тих и скромен, не увлекался шумными играми и рано почувствовал призвание к монашеской жизни.

    Будущий подвижник с детства подвергался особо тяжким испытаниям. Однажды он чуть не утонул, другой раз упал с высоты и проломил себе голову. В 1812 году он десять дней прожил в плену у французов, о котором вспоминал, как о тяжкой муке.
    К концу 1815 года Александр окончательно решил покинуть мир. Выдержав четырехлетний искус, он был облечен в ангельский образ и наречен Антонием. После пятилетнего пребывания в Рославльских лесах, по благословению епископа Филарета, преподобный переселился в Оптину пустынь. В 1823 году он был рукоположен во иеродиакона, а в 1827 году - в иеромонаха.

    В скиту отец Антоний начальствовал 14 лет. Это было время устроения и прочного основания скита как во внешнем, так и в духовном отношении. С каким умилением и благоговением совершалось здесь богослужение! Современник вспоминал: “Что же сказать о тех вожделеннейших днях, когда священнодействие совершалось самим начальником скита отцом Антонием? В каждом его движении, каждом слове и возгласе были видны девственность, кротость, благоговение и, вместе с тем, святое чувство величия. Подобного священнослужения после того я нигде не встречал, хотя был во многих обителях и церквах”.
    Из-за малочисленности братии начальник скита сам исполнял многие послушания. Жизнь в скиту была строгая; при великих трудах - пища самая скудная. Самовар во всем скиту был только у начальника, к которому всего лишь дважды в неделю все братство собиралось пить чай. Служа для всех примером трудолюбия и неся внешние подвиги, преподобный Антоний в то же время усердно заботился о стяжании духовных добродетелей - смирения, любви, отсечения своей воли и разума.

    К добровольным трудам и монашеским подвигам вскоре присоединился крест тяжких болезней. Более полугода старец не мог выходить из кельи из-за болезни ног. Но Господу было угодно возложить на преподобного еще один крест. Несмотря на болезненность, он был назначен настоятелем Малоярославецкого Николаевского монастыря с возведением в сан игумена. Тяжко было старцу после пяти лет, проведенных в лесной глуши, и восемнадцати лет скитского уединения, принять на себя бремя настоятельства в городском монастыре, лежащем при большой дороге. Особенно тяжело было ему из-за болезни ног, когда он не мог выходить из кельи, отдавать личные распоряжения и смотреть за всем, что происходит в обители.

    Тринадцать лет нес старец эти труды и только в 1853 году по болезни был уволен и возвратился в Оптину, где прожил на покое двенадцать лет. Покой этот был многотрудный, многоболезненный, но в духовном отношении многоплодный. Несмотря на телесные страдания преподобный неопустительно посещал службы. Он никогда никого не осуждал, смирялся перед всеми, имел особую благоговейную любовь к Матери Божией. Памятна история с одним иноком, привыкшим пропускать утрени. Преподобный убеждал его, но тот ссылался на нездоровье. Тогда старец сам пошел на утреню, несмотря на то, что вообще не мог стоять. После он пришел прямо к тому иноку и упал ему в ноги, плакал, а из сапогов его лились лужи крови. Так и спас преподобный немощного собрата.

    Окормлял старец не только иноков, но и мирян. Духовные дарования привлекали к нему многих. Велика была сила его молитвенного заступления. Всем было известно, что старец прозорлив. Одна женщина, когда преподобный устремил на нее свой проницательный взор, чистосердечно объяснила, что боится, когда он на нее так смотрит: “Вы видите все мои грехи”. “Напрасно вы так думаете, - возразил смиренный старец. - О чем я помолюсь и что Бог мне откроет, то я и знаю; а если Бог мне не откроет, то я ничего не знаю”.

    В 1862 году старец стал все более уединяться и готовиться к исходу. Через три года, когда ему исполнилось семьдесят, он был келейно пострижен в великую схиму и весь предался молитвенным подвигам и богомыслию. Телесные страдания его были очень тяжелы, но он переносил их с мужеством и покорностью воле Божией. 7 августа 1865 года преподобный Антоний мирно почил. В продолжении всей своей жизни он жил не для себя, а для Бога и ближних. Он всей своей жизнью доказал, что истинное монашество возможно и что возможны великие подвиги, подобные тем, о которых мы читаем в житиях святых; возможны и искреннее совершенное смирение, и искренняя совершенная христианская любовь, возможны и те высокие духовные дарования, которыми сияли некогда святые отцы древности.

     

    Но кроме этих, особо выдающихся иноков и настоятеля, и многие монахи тоже отличались высокою святою жизнью. Впрочем, и вся Оптина славилась на Россию именно духовным подвижничеством братии, что связано было больше всего со старчеством и в свою очередь воспитывало опытных старцев.

    Старец - это опытный духовный руководитель. Он не обязательно в священном сане, но непременно умудренный в духовной жизни, чистый душою и способный наставлять других. Ради этого к ним шли за советами не только свои монахи, но и миряне со скорбями, недоумениями, грехами... Слава оптинских старцев за одно второе полстолетие распространилась за сотни и тысячи верст от Оптиной, и сюда тянулись с разных сторон ищущие утешения и наставления.

    Иногда непрерывная очередь посетителей ждала приема у старца с утра до вечера. Большей частью это были простые люди. Среди них иногда выделялся священник или послушник монастыря.

    Не часто, но бывали там и интеллигентные лица: приходил сюда и Толстой, и Достоевский, и великий князь И. Константинович, и Леонтьев, и протестант Зедергольм; жил долго при монастыре известный писатель С.А.Нилус; постригся в монашество бывший морской офицер, впоследствии епископ Михей; при о. Макарии обитель была связана с семьей Киреевских, которые много содействовали издательству монастырем свято-отеческих книг; отсюда же протянулись духовные нити между обителью и Н. В. Гоголем; известный подвижник и духовный писатель, епископ Игнатий Брянчанинов тоже питался духом этой пустыни.

    А кроме этих лиц дух внутреннего подвижничества и старчества незаметно разлился по разным монастырям, скитам и другим Святым местам.

    В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10(23) октября). В Свято-Введенской Оптиной пустыни были обретены святые мощи преподобного старца и помещены в Веденском соборе обители.

    26-27 июля 1996 г. были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни остальные тринадцать преподобных оптинских старцев и установлено им обшее Соборное празднование 11(24) октября, а в 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

     

     При кафедральном Успенском соборе работает служба «Вера. Надежда. Любовь», занимающаяся организацией паломничества по Святым Местам, - в том числе и в Оптину Пустынь.

     Все справки можно получить по телефону: 25-03-47.

     

    При написании статьи, помимо вышеприведенных ссылок, также использованы материалы сайтов:

    оптина пустынь <http://www.panasia.ru/main/oth/rusmonastery/optina/>

    http://www.panasia.ru/main/oth/rusmonastery/optina/

    http://www.vokrugsveta.msk.ru/marsh/marsh038.html

    http://www.pravoslavie.ru/put/051023212254

    <http://optina.org.ru/optina/history/>

    http://www.rusk.ru/st.php?idar=12944

    Сайт подворья Свято-Введенской Оптиной Пустыни в Москве.

    «История Оптиной пустыни».

    Патриархия.RU : История Оптиной пустыни <http://www.patriarchia.ru/db/text/32432.html>

    http://www.patriarchia.ru/db/text/32432.html

    «История Оптиной пустыни» [Историческая справка]

    автор: Елена Максимова <http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/autors.cgi?item=030828114617>

    23/10/05

     

     

    Более подробно об Оптиной Пустыне Вы можете прочитать в разделе «Святые места».

Православие.Ru 

верх
[Персоналии] [СПИСОК СВЯТЫХ]

 

 

 

Hosted by uCoz