Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

Священномученик Анфим епископ Сарский

 

Сарская и Переяславская (впоследствии Сарская и Подонская) епархия была основана в 1261 году по личной просьбе святого благоверного великого князя Александра Невского, для удовлетворения духовных потребностей многочисленного православного населения Золотой Орды.

Это православное население складывалось из угнанных в рабство русских пленников (в основном ремесленников), из которых в Ордынской столице образовались целые кварталы; русских купцов, постоянно бывавших в Орде и русских князей с их многочисленной свитой, которым по произволению ордынских ханов надолго (подчас по нескольку лет) приходилось задерживаться в Орде.

Основанная Сарская епархия сразу же заняла одно из значительных мест в числе русских епархий. В её ведение входила почти вся территория Золотой Орды: среднее и нижнее Поволжье, Подонье, Северный Кавказ, Северное Причерноморье, а также территория древней русской Переяславской епархии и часть Рязанской, в верхнем течении Дона. Во многочисленных ордынских городах строились православные храмы.

Так, следы православных общин прослеживаются при археологических раскопках древних ордынских городов: Старого и Нового Сараев, Водяного городища (в Волгоградской области, возможно древ. Бездеж), Увека (возле Саратова), Маджарах (Сев. Кавказ), Астрахани и многих других.

Центр епархии находился первоначально в Старом Сарае (Сарай-Бату), развалины которого находятся возле села Селитренного Астраханской области, а позже, вероятно, был перенесен в Новый Сарай (Сарай-Берке), что возле г. Царев на юге Волгоградской области.

Особое положение Сарской епархии было связано и с тем, что её архиереи имели от русских митрополитов (и татарских ханов) полномочия на сношения с Византией, как церковные, так и дипломатические. Так, второй епископ Сарский Феогност три раза ездил в Константинополь. Вообще, татарские ханы очень уважительно относились к русскому духовенству, особенно, к архиереям.

Русской Церкви со стороны ханов давались большие привилегии. Она была полностью избавлена от поборов, которыми мучили русский люд татарские баскаки (сборщики дани). Сарский епископ постоянно сопутствовал татарским ханам в их сезонных кочевьях, находясь со своей походной церковью при их дворе. Зимою двор располагался в Сарае, а к лету откочевывал к предгорью Кавказа, где находилась летняя резиденция хана.

При всем этом уважении татар к православным архиереям, в истории Сарской епархии известен один случай мученической кончины её архипастыря. В древних рукописных святцах XVII века, известных как Кайдаловские святцы (по имени жителя г. Ростова Н.А. Кайдалова, приславшего список с них составителю «Полного месяцеслова Востока» архиепископу Сергию (Спасскому)), упоминается и имя священномученика Анфима, епископа Сарского, память которого отмечается 11 июня (по ст.ст.).

К сожалению, по сохранившимся историческим свидетельствам, ни точного времени кончины этого архиерея, ни времени его управления епархией не известно. Это объясняется тем, что как о самой епархии, так и о её архиереях мы знаем очень мало, основываясь лишь на скудных летописных источниках. Нет уверенности, что мы знаем и все имена управлявших Сарской епархией архиереев. Известный православный исследователь игумен Андроник (Трубачев) сделал предположение, что священномученик Анфим пострадал в конце XIII века. Действительно, между архиерейством третьего Сарского епископа Феогноста, последнее упоминание о котором относится к 1279 году, и четвертого - Измаила, в первый раз упоминавшегося в 1296 году, лежит значительный пробел и некоторые исследователи предполагали, что между ними был еще один епископ. Мог быть им и священномученик Анфим. Это время в Орде было временем постоянных междоусобиц между главными ханами Орды Телебугой (убитым в 1291 году) и Тохтой, и всесильным темником Ногаем. Так как Сарские епископы находились под покровительством главных ханов, то один из них мог стать жертвой сторонников Ногая.

Но существует и ещё одна версия. За всю историю Золотой Орды был лишь один период, когда её православное население, не исключая священнослужителей, подверглось полному уничтожению. Это случилось во время похода среднеазиатского Эмира Тимура против золотоордынского хана Тохтамыша в 1395 году. После поражения армии Тохтамыша на реке Терек 14 апреля 1395 года, почти вся территория Золотой Орды подверглась варварскому разгрому войсками Тимура. Была сметена с лица земли большая часть цветущих золотоордынских городов, где солдаты Тимура, следуя страшному правилу джихада, истребляли всех немусульман. Возможно, что в этом году и погиб епископ Сарский Анфим. Впрочем, все эти предположения не играют такой уж значительной роли. Не столь уж важно, когда принял мученический венец архипастырь Божий. Важно, что у нас, у астраханцев, есть еще один предстатель пред престолом Божиим, молящийся за нас, уберегая от многих бед и несчастий.

 

Игумен Иосиф (Марьян),

настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери

в с. Ильинка Володарского района Астраханской области

 

Православие.Ru 

верх
[Астраханские святые] [СВЯТЫЕ] [ПОДВИЖНИКИ]

 

 

 

Hosted by uCoz