Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

Жизнеописание священника Симеона Сенилова

Отец Симеон Сенилов родился в 1869 году.

Первоначально служил в Вятской епархии, а 25 сентября 1914 года перешел в число клириков Астраханской епархии, и назначен был к Александро-Невской церкви села Нарын-Пески, что в Букеевской орде (сейчас территория Западного Казахстана). Вскоре он был переведен в Ханскую Ставку (совр. Урда на территории Уральской области Казахстана), и определен к местной церкви. Здесь его и застала февральская революция 1917 года.

Как человек, искренне преданный Церкви, о. Симеон не мог без боли смотреть на творившуюся в стране вакханалию, на попирание духовных устоев. Он прекрасно понимал, что стоит за всем этим - "зверь беззакония", дух антихристов. Сразу же у него обострились и отношения с представителями новой власти.

После получения сведений из Петрограда о перевороте, представители местных Советов предложили о. Симеону отслужить молебен, что он и сделал. Но, когда они заявили, что споют молитву "Спаси, Господи, люди твоя ..." без упоминания о императоре, то о. Симеон отказался, заявив, что на это пока не получено одобрения из Святейшего Синода. "После этого, - по словам самого о. Симеона, - и стали между Советом и мною трения, и основой этого послужило непосещение мною общественных собраний, которые устраивались Комитетом (т.е. Советом). Я от посещений отказывался, потому, что меня это не касалось, ибо я чужд политической жизни".

Местный же Комитет, подозревая о. Симеона в скрытом монархизме, стал подталкивать некоторых прихожан, жителей поселка, выразить недоверие своему священнику. Эти местные жители, собравшись в церковной ограде, организовали митинг, выразив священнику протест "о недопустимости провозглашения отрекшейся царской власти".

В ответ на это бесчиние, о. Симеон убедил членов церковного попечительства послать телеграмму в Святейший Синод, прося защиты от произвола местных властей. Несмотря на это, местный Комитет продолжал борьбу против о. Симеона, послав 9 апреля от лица своего председателя Генералова телеграмму Астраханскому епископу Митрофану (Краснопольскому), с требованием удалить из Ханской Ставки о. Симеона Сенилова.

Владыка вызвал о. Симеона в Астрахань, но, разобравшись в обстоятельствах дела, и, видя его правоту, снова отправил в Ханскую Ставку.

Прибыв сюда 22 апреля, о. Симеон вызвал против себя новую волну недовольства местного Комитета. Комитет обратился с жалобой к представителям Астраханского Исполнительного Комитета, находившимся в Ханской Ставке с инспекционной поездкой, которые 1 мая телеграфировали Преосвященному: "В Ханской Ставке... пребывание дальше священника Сенилова представляется недопустимым".

Наконец, местные власти решили избавиться от о. Симеона насильственным путем. По их распоряжению, солдаты, угрожая о. Симеону оружием, вывели его за пределы поселка и сказали: "Вот тебе три направления, иди, куда глаза глядят, только не в Ханскую Ставку".

6 июня 1917 года по указу Преосвященного епископа Митрофана, о. Симеон Сенилов был назначен настоятелем Петропавловской церкви села Цветного. Здесь о. Симеон быстро приобрел любовь у своей паствы, за свою честность и доброту. Он постоянно вступался за бедных, несправедливо обижаемых, так что все прихожане хвалили его, и говорили, что он "очень хорош". Так продолжалось до утверждения Советской власти в селе.

12 декабря 1917 года в Цветном был организован местный Исполнительный Военно-Революционный Комитет, председателем которого стал большевик Колчин. Влияние этого Комитета на население села было немалым, что не могло не волновать священника, видевшего настоящую личину новой власти. Сразу же после организации Комитета, между ним и о. Симеоном начались трения, усилившиеся после того, как священник с церковного амвона прочитал послание Всероссийского Поместного Собора от 7 ноября 1917 года, в котором население страны призывалось остановить грабежи и погромы церквей, не трогать православное духовенство.

Это произошло 25 декабря на праздник Рождества Христова, после чего о. Симеона стали обвинять в контрреволюционной агитации. Когда в Астрахани, в январе 1918 года, начались бои между большевиками и белоказаками, о. Симеон стал ходить по домам прихожан и уговаривать их не посылать своих детей в помощь большевикам. Узнав об этом, местный Комитет послал к священнику своего секретаря Бонашука с требованием прекратить агитацию. О. Симеон, выслушав его, сказал, что "делает это потому, что ему жаль напрасной крови его паствы единоверных сынов". После этого Комитет вынес постановление "с запрещением священнику Сенилову посещения частных квартир с целью собирания всякого контрреволюционного материала и агитации в этом духе, разрешив ему посещать лишь школу, церковь, и исполнение всякого рода религиImage-193озных треб".

Памятный крест на месте разрушенной Рождество Богородицкой церкви с. Цветного.

После победы большевиков в Астрахани, в село возвратился 2 уездный отряд во главе со своим командиром Колчиным. По этому случаю отца Симеона попросили отслужить молебен и сказать какую-нибудь речь. О. Симеон, видя на митинге большое красное знамя с надписью "Смерть капиталистам", принесенное из Астрахани, со скорбью произнес, что "власть не должна опираться на штыки и пулеметы, и смерть целого класса недопустима по христианскому закону".

После этого отношение между Комитетом и о. Симеоном совсем испортились. За о. Симеоном подметили, что он отмечал 19 февраля (по ст.ст.) - день издания манифеста императора Александра II “об освобождении крестьян от крепостной зависимости”, так же как и его дочь, Анна, учительница местной народной школы, которая в этот день отменила занятия с учениками. "В день же действительного народного освобождения от царского векового ига, - отмечали члены комитета, - участия в торжестве, несмотря на то, что зовется и состоит народной учительницей, не принимала, и многим детям не советовала участвовать". По мнению Комитета, это делалось с благословения о. Симеона.

Так же возмутил Комитет и еще один поступок священника. О. Симеон подал рапорт Преосвященному, прося удалить с прихода местного дьякона Алеева, который допускал грубые искажения в богослужении, и не радел о службе, больше времени уделял участию в местных советских организациях. В рапорте еще говорилось: "Когда возвратились из крепости с красными знаменами солдаты, то в честь гражданской войны был устроен по селу ход с пением марсельезы, принимало участие в этом шествии все население волости, и вместе с учениками и учащими школ самое горячее участие в этом шествии принял диакон Петр Алеев. Он своим зычным голосом шел впереди и запевал марсельезу, а когда все шествие возвратилось к волости, то диакон стал качать на руках Председателя Совета Матвея Андреевича Колчина - главного виновника и руководителя народной крови и смуты, и даже три раза его облобызал". Узнав об этом рапорте, Колчин был глубоко возмущен, что его назвали "главным виновником и руководителем народной смуты и крови".

О. Симеон одним из немногих сельских священников поддержал протест Астраханского епископа Митрофана (Краснопольского) против декрета Советской власти "об отделении Церкви от государства, и школы от церкви". Подобно грандиозному крестному ходу в Астрахани 18 февраля, протестующему против насилия, чинимому Церкви от большевиков, о. Симеоном был устроен и крестный ход в селе Цветном. Так как крестный ход совпал с днем назначения формирования Красной Армии, то местный Комитет заявил, что сделано это специально, и что священник распускает слухи, что этот крестный ход в честь заключения мира, и поэтому никаких формирований армии не должно быть.

На четвертой неделе великого поста члены Комитета попытались своими силами арестовать священника, но верующие, особенно женщины, вступились за него и отстояли. Прихожане упросили о. Симеона уехать из села, чтобы с ним ничего плохого не случПротокол допроса о. Симеона Сенилова 13 июня 1918 годаилось, и он, согласившись, уеПротокол допроса о. Симеона Сенилова 13 июня 1918 годахал в Астрахань. Здесь он дождался приезда архиерея, который благословил его снова ехать в Цветное, что он и сделал, "полагаясь на волю Божию".

Протокол допроса о. Симеона Сенилова 13 июня 1918 года.

 

Не имея возможности своими силами избавиться от о. Симеона, местный Комитет стал действовать через сочувствующего Советской власти председателя церковного совета Е.Т. Терехина.

Между о. Симеоном и Терехиным давно уже были разногласия. Священник не доверял старосте церковные деньги, так как они, по его словам, сразу же "окажутся в руках большевиков".

7 мая (по ст.ст.) было проведено объединенное собрание членов Цветновского Волостного Исполнительного Совета и приходского Совета местной Петропавловской Церкви. Это собрание послало свое постановление Преосвященному архиепископу Митрофану, требуя удалить из села о. Симеона Сенилова. В постановлении кроме уже известных обвинений в контрреволюции, прибавились еще и обвинения в финансовых махинациях, выдвинутых Терехиным. Не успокоившись на этом, Цветновский волостной совет обратился 2 июня в Астраханскую Чрезвычайную Комиссию, заявляя, что "со времени прибытия в село Цветное священника Сенилова, мирная жизнь ловцов-тружеников была нарушена, и в нашей волости стали учащаться междоусобицы, раздоры и даже крупные побои, избивались должностные лица Народной Советской власти, избивались красноармейцы, подвергались избиению и всяким насмешкам и поругательствам и те ловцы-труженики, которые грудью стали за народную свободу и революцию".

Зная всю надуманность этих обвинений, архиепископ Митрофан писал 7 июня в Астраханскую Чрезвычайную Комиссию: "О. Симеон Сенилов хорошей жизни и поведения, пользуется большим уважением среди своей паствы, и только, к глубокому прискорбию, отдельные лица нарушают мирное течение приходской жизни, всячески возбуждая неудовольствие против священника о. Симеона Сенилова". Но, несмотря на защиту своего архипастыря, о. Симеон был арестован 14 июня в селе Цветном и отправлен в Астрахань.

3 июля 1918 года Астраханский революционный трибунал, "выслушав дело священника Симеона Сенилова, по обвинению его в пропаганде и агитации среди прихожан села Цветное о не признании Советской власти, так как у этой власти стоят разбойники, грабители и воры (так в приговоре, - автор), признал виновным и определил к тюремному заключению на 4 года". Суд не принял во внимание ни показания защиты, ни то, что у о. Симеона на иждивении была большая семья, состоящая из супруги и семи человек детей. К тому же сам о. Симеон был тяжело болен, из-за чего в скором времени оказался в тюремной больнице, располагавшейся на территории советской Красной больницы (на Паробичевом бугре). Здесь он находился до середины августа 1918 года.

15 августа в Астрахани вспыхнул мятеж, возглавляемый полковником Маркевичем. На короткое время город оказался в руках восставших. За это время они успели выпустить из тюрем политзаключенных, в том числе оказался на свободе и о. Симеон. Служивший в больничнТелефонограмма об аресте о. Симеона Сенилова в с. Ганюшкино.ой церкви "Утоли моя печали" псаломщик Афанасий Кузнецов принес ему вместо тюремной - гражданскую одежду.

Телефонограмма об аресте о. Симеона Сенилова в с. Ганюшкино.

 

Долгое время о. Симеон скрывался. Ему удалось перейти через линию фронта, на территорию занятую белой армией. Здесь он и проживал в с. Ганюшкино, где служил, исполняя различные требы на дому.

16 декабря 1919 года, после занятия села Ганюшкина красными, о. Симеон был арестован. Его обвиняли за побег из тюрьмы, и за сотрудничество с белыми.

Но священник не дождался приговора. 20 января 1920 года он скончался в заключении.

 

Игумен Иосиф (Марьян),

настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери

в с. Ильинка Володарского района Астраханской области

 

Православие.Ru 

верх
[Астраханские святые] [СВЯТЫЕ] [ПОДВИЖНИКИ]

 

 

 

Hosted by uCoz