Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу: http://astrsobor.ru/ | ||||||||||||||||||||||||||||||
Иеромонах Варфоломей (Трофимов). Особо на благодатном поприще иноческого делания подвизалась братия Высокогорской Успенско - Николаевской Чуркинской пустыни, располагавшейся неподалеку от села Большой Могой Володарского района. О приснопамятных старцах - архимандритах этой пустыни Евгении и Паисии писалось в свое время много. Кроме этих угодников Божиих в обители было ещё немало подвижников, прославившихся своими благочестивыми подвигами. О них можно написать целую книгу, но это дело особое. Сейчас нам хочется рассказать лишь об одном из них - незабвенном духовнике обители иеромонахе Варфоломее. Иеромонах Варфоломей, в миру Василий Трофимов, родился в семье мещан города Гжатска, Смоленской губернии. С детства он был погружён в мир духовности. Родители его были хоть и бедны, но очень благочестивы, благодаря Господа и за малое благо. Не имея возможности дать своему сыну образование, они старались научить его любви к Богу, часто читали жития святых - небольшие брошюрки, составлявшие их единственное книжное достояние. Слышание этих чудных повествований так воодушевляло мальчика, что он сам без чьей либо помощи выучился читать и писать. Это же духовное чтение подвигло уже юношу Василия к благочестивому намерению совершить паломничество к святым местам города Киева. Благословенный своими родителями, он направился пешком из Гжатска в Киев. Здесь в Киеве обойдя все монастыри, побывав в Киево-Печерской Лавре, юноша загорелся желанием посвятить свою жизнь Богу - встать на путь монашества. Особенно неизгладимый след в его памяти оставили дивные пещеры, наполненные мощами святых Печерских угодников. Поразившись тем, в каких мрачных и скорбных обиталищах проводили свою жизнь печерские подвижники, он решил во что бы то ни стало найти место где мог бы предаваться подобным подвигам. Первоначально Господь направил его стопы в Петропавловскую пустынь, находившуюся в Глуховском уезде Черниговской губернии. Пленившись чудным местоположением обители, Василий решил остаться здесь. Про пустынь было известно, что некогда в ней игуменствовал сам святитель Дмитрий Ростовский, что тоже располагало искать в ней душевного пристанища. Принятый в число братии юный послушник со всем жаром и усердием своей пылкой души отдался иноческим подвигам. Особый духовный настрой, приобретенный Василием после посещения киевских святынь, дал силы ему нести трудные монастырские послушания, и в то же время подталкивал на чрезмерные духовные подвиги. Когда после долгого и трудного летнего дня монастырь погружался в мирный сон, юный послушник спускался в глубокий овраг, находившийся недалеко от пустыни и принесенным с собою заступом начинал копать пещеру. Копал он целую ночь без отдыха, до самой заутрени. Сну он посвящал самое короткое время, но, несмотря на бессонную ночь, с наступлением дня Василий снова был готов нести свои послушания в обители. Так в течение нескольких лет, пока он жил в Петропавловской пустыни, Василий выкопал довольно длинный пещерный коридор. Здесь, подражая святым печорским угодникам, он проводил часть ночи, оставшейся от труда, в длинных молитвословиях, умиляясь душой и радуясь тихой духовной радостью. Но недолгим было безмятежное пребывание послушника Василия в Петропавловской пустыни. Неурядицы во внутренней жизни обители привели Василия к решению о переселении в другой монастырь. Он, не зная волю Божию, долго молился, чтобы Господь направил его на правильный путь. Вскоре Господь вразумил свое чадо, и вот каким образом. Будучи с детства очень любознательным Василий много читал, прочитав все имевшиеся в монастырской библиотеке книги, а также любил беседовать со странниками, из конца в конец прошедшими землю русскую и побывавшими во многих святых обителях. Так однажды Петропавловскую пустынь посетил послушник Чуркинской пустыни, находившейся в Астраханской губернии. Встретив его, Василий услышал удивительный рассказ, как о самой пустыни, находившейся в уединенном, почти совершенно диком месте на окраине Руси, так и о сердечных отношениях царивших между братией, жившей по наставлениям своего незабвенной памяти отца, - старца архимандрита Евгения. Под впечатлением рассказа чуркинского послушника, Василий покинул Петропавловскую пустынь и отправился на край света - к далекому Каспийскому морю. Когда Василий достиг намеченной цели, грустное чувство объяло его, - так тяжел и невзрачен был безжизненный пейзаж, окружавший Чуркинскую обитель. После богатой природы Украины, от вида раскинувшихся вокруг солончаков с чахлыми кустами ракитника, душа сжималась от тоски, и хотелось бежать обратно. Но был пройден большой путь, и отступать было поздно. Василий явился к архимандриту Паисию, возглавлявшему в то время монастырь, и попросил принять его в число братства обители. Отец Паисий принял его ласково и назначил пономарем. Он сам долгое время был насельником знаменитой Глинской пустыни, находившейся в 14 верстах от Черниговской Петропавловской обители, и по своему личному опыту знал, как тяжело привыкнуть к безрадостной природе прикаспийских степей. Почему архимандрит и постарался окружить Василия вниманием. Чтобы у него не возникло навязчивой идеи бежать из обители, отец Паисий ходатайствовал о увольнении Василия Трофимова от мещанского общества г. Гжатска. Сам отец Варсанофий поражался потом духовной мудрости отца архимандрита, сумевшего в короткий срок избавить его от диавольских наваждений и укрепить в выбранном им пути. По указу Астраханской Духовной Консистории от 31 мая 1868 года Василий был определен послушником Чуркинской пустыни. Отец Паисий стал духовником и наставником для него. Под его духовным руководством послушник Василий приходил «от силы в силу», сам впоследствии получив от Господа дар «целительства душ людских». В мае 1871 года обитель посетил астраханский епископ Феогност (Лебедев). Он приехал для освящения левого придела соборного храма во имя святителя Николая. Во время богослужения владыка обратил внимание на расторопного и делового пономаря. Епископ подозвал его к себе и стал расспрашивать. Смирение послушника и его исполнительность запали в душу владыке. 20 мая, во время своего служения епископ Феогност посвятил послушника Василия в стихарь. 10 февраля 1872 года был пострижен в рясофор с наречением имени Виталий. Постригал его сам архимандрит Паисий. Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь (начало 20-го столетия). Новопостриженный инок был очень усерден в исполнении данных ему послушаний, тем более что они стали выходить за пределы его пономарских полномочий. Архимандрит Паисий стал доверять ему важные поручения, касающиеся хозяйства монастыря, в том числе посылая не раз в город Астрахань. Здесь, в городе, на благочестивого и усердного инока обратил внимание настоятель Иоанно - Предтеченского монастыря иеромонах Кирилл (в будущем игумен). Имея нужду именно в таком помощнике, он стал ходатайствовать о перемещении его в свою обитель. 21 июня 1876 года, по распоряжению Астраханской Духовной Консистории, инок Виталий был переведен в число братии Ивановского монастыря. В монастыре, благодаря усердию иеромонаха Кирилла, велись важные строительные работы. Иноку Виталию поручалось отправиться в один из городов на Волге за баржою с известкой, и под своим личным наблюдением доставить её в Астрахань. Хоть и тягостно было для души инока такое послушание, но приобретенный в нем навык к послушанию не давал ему возроптать. Он со смирением и обычным для него терпением принялся выполнять это послушание. Целый месяц ему пришлось потратить на путь туда и обратно. По приезде ему поручили наблюдение над строительством. И снова тягостное послушание, и снова он исполняет его добросовестно и безропотно. Среди всех этих хозяйственных забот инок Виталий был пострижен иеромонахом Кириллом в мантию, с наречением имени - Варфоломей. Случилось это 16 сентября 1876 года. 26 сентября того же года был рукоположен в сан иеродьякона. Новое звание наложило на него новую ответственность и таковые обязанности по служению в храме. Большим утешением для иеродьякона Варфоломея служило то, что в то время в Иоанно - Предтеченском монастыре жил на покое бывший астраханский архиепископ Афанасий (Дроздов). Великий ум, богослов, прославившийся своими трудами по истории церкви, сразу же привлек к себе внимание простого инока. Он всегда благоговевший перед любой ученостью, от души был рад посещать маститого старца и пользоваться его огромной библиотекою. Сам владыка тоже привязался к молодому иноку, хоть и не имевшему образования, но необычайно умному, с пытливым умом и уже не по годам духовной мудростью. Они часто беседовали, что для стороннего наблюдателя могло показаться странным - что общего было между архиереем - богословом и неученым монахом. Но в том то и дело, что эти два человека были по духу подобными, почему и понимали друг друга. К великой скорби иеродиакона Варфоломея, недолго продолжалась их духовная дружба с архиепископом Афанасием. 7 декабря 1876 года владыка скончался, по словам отца Варфоломея, на его руках. Сам старец до конца дней своих хранил у себя в келии портрет глубокопочитаемого им архиепископа. Пребывание в Иоанно - Предтеченском монастыре тяготило душу иеродиакона Варфоломея. Расположенный чуть ли не в центре многолюдной Астрахани, рядом с шумным базаром, монастырь этот не очень располагал к внутренней сокровенной молитве. Отца Варфоломея тянуло назад, в безлюдные прикаспийские степи, некогда напугавшие его своим видом, а теперь ставшие для него домом - истинным духовным пристанищем от страшной мирской суеты. Он не раз поднимал вопрос о переводе его обратно в Чуркинскую пустынь, пока 7 октября 1881 года прошение его не было удовлетворено. Возвратившись в Чуркинский монастырь, под благословение Матери Божией и Святителя Николая, отец Варфоломей пришел в духовное равновесие. Целые дни он проводил в храме - на службе, которая в обители была особенно продолжительной. Ночное время он по-прежнему уделял молитве, оставляя сну лишь редкие часы и как прежде очень много читал. Неисповедимым промыслом Божиим, 26 августа 1886 года отец Варфоломей был назначен ризничим и библиотекарем обители. В это время он получил полную возможность удовлетворить свою тягу к чтению. Читал он все, что ему попадалось на глаза: богословские трактаты, творения отцов церкви, книги по церковной истории, по догматике иных Христианских исповеданий и многое другое. Жажда духовного познания была в нем неиссякаема, со временем дав отцу Варфоломею громадный духовный опыт и духовную мудрость. Все, кто имел возможность беседовать со старцем позже удивлялись его начитанностью, совершенным знанием священного писания и всему тому объему разносторонних познаний полученных им в монастырском книгохранилище. Память его была поразительной: он помнил название всех книг библиотеки, на какой полке они находятся и даже содержания каждой из них. Много отец Варфоломей положил трудов и для систематизации монастырского архива, а также для создания летописи обители. 14 сентября 1888 года иеродиакон Варфоломей был рукоположен в иеромонаха и с этого времени начинается новый период его духовного служения. Мудрость старца сразу же привлекла к нему большую часть братии, желавшей доверить ему свои духовные недуги и получить духовную помощь. Этим определилось и истинное духовное призвание отца Варфоломея, к которому его вел Господь долгие годы, через многие скорби и испытания. Господь определил ему быть духовником - врачевателем душ людских, к чему приложились и духовный опыт, и все познания старца. Вскоре слава об отце Варфоломее, как о замечательном духовнике распространилась по всем окрестным селам. Крестьяне - ловцы потянулись к нему, поверяя ему свою тягу душевную, и каждый из них уходил умиротворенным, успокоенным и укрепленным на борьбу с грехом. Большую силу имела и молитва старца. Она помогала всем ищущим у него помощи. Особо сила молитвы старца проявилась в годину всеобщей для астраханцев скорби. В 1892 году Астрахань посетила страшная гостья - холера. Для напутствия больных святыми тайнами и погребения умерших от эпидемии, были откомандированы монашествующие астраханских монастырей. Среди них был и иеромонах Варфоломей. В те страшные дни, когда губительная холера ежедневно уносила многочисленные жертвы, отец Варфоломей бесстрашно ходил «посреди и тьмы и сени смертные», нося на груди Пречистые Тайны Христовы. Он входил в дома, посещенные заразой, утешал лежащих на смертном одре и напутствовал их, укрепляя к переходу в мир иной. А иным он подавал и надежду, проведя долгие часы у скорбного одра в молитве. И Господь по великой своей милости подавал умирающим облегчение, а вскоре и исцеление. Сам иеромонах Варфоломей, столько раз соприкасавшийся со смертью, избежал её, хранимый Господом, который снова, по окончанию тяжелого времени, вернул его в Чуркинскую обитель. За проявленные духовные труды во время эпидемии отец Варфоломей был награжден от духовного начальства набедренником. 27 июля 1897 года отец Варфоломей был назначен казначеем обители, а 9 декабря того же года её духовником. Это ответственное послушание старец нес до самой своей кончины. Братия любила своего духовника, пожалуй, не было другого человека, которому можно было без сомнения доверить свою душу. Старец Варфоломей имел особый дар утешать, чем размягчал душу любого закоренелого грешника, и обращал её на путь покаяния. Он особенно понимал духовные заботы простого люда, всегда был доступен, мог дать как мудрый духовный совет, так и совет в хозяйственной жизни. В дни великого поста со всех окрестных сел в обитель стекались люди поговеть и причастится Святых Таин. Хоть и немало было в монастыре священников, но почти все стремились попасть к отцу Варфоломею. Он всегда исповедовал с вечера, и иногда исповедь затягивалась на всю ночь, пока длинная вереница говеющих не начинала таять. Вплоть до 1901 года, кроме обязанностей духовника и казначея, отец Варфоломей смиренно продолжал нести послушание ризничного и библиотекаря. Могучее здоровье позволяло ему выдерживать титанические нагрузки, но в 1901 году впервые начали проявляться признаки болезни, впоследствии унесшей его в могилу. По состоянию здоровья он был уволен от исполнения обязанностей ризничего и библиотекаря; но, несмотря на усиливающийся недуг, остальные послушания нес все так же безропотно и самоотверженно. Накануне дня своей кончины, он пришел на вечернее богослужение, и, несмотря на сильную слабость, выстоял службу до конца. Утром 29 января он пришел на утреню, во время которой с ним случился инсульт. Старец был близок к смерти, но ещё дышал. Его соборовали, исповедовали и причастили Святых Таин, после чего положили все на волю Божию. В два часа пополудни отец Варфоломей скончался. Не стало того, кто был духовной опорой для братии, кого любили и почитали все окрестные жители, кто был настоящим духовным светочем согревающим теплом своей любви и молитвы прикаспийские окраины. Остались духовными сиротами не только иноки монастыря, не только ловцы местных сел, но и многие астраханцы, специально приезжавшие навестить своего старца из душной и шумной Астрахани. Многие священнослужители окормлялись исповедью у отца Варфоломея, и они потеряли своего отца. По желанию этих духовных чад на могиле старца была воздвигнута часовня из белого камня, увенчанная изображением Спасителя, с четырьмя малыми, бронзового цвета, и одной голубою, самою большою, главками. На центральной главке был утвержден большой, бронзового цвета крест. На передней раме была сделана надпись: «Под сим спасительным знаменьем Креста покоится тело иеромонаха Варфоломея, казначея и братского духовника, усопшего 29 января 1903 года, на 59 году от рождения». Часовня эта была сооружена на средства священника Петропавловской церкви села Цветного - Отца Николая Ситкина, бывшего духовным чадом почившего старца, который вложил в него всю свою любовь. Этот отец Николай со временем сам сподобился великих духовных дарований от Господа, но школу смирения и терпения он прошел под мудрым руководством отца Варфоломея. На северной стороне часовни, под портретом иеромонаха Варфоломея, была выведена надпись: «Дорогому отцу - от его духовных детей на память молитвенную». Игумен Иосиф (Марьян), настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери в с. Ильинка Володарского района Астраханской области
|
|