Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

Схиархимандрит Алексий (Ковшиков).

Схиархимандрит Алексий (Ковшиков)

Схиархимандрит Алексий (Ковшиков)

Одним из самых замечательных подвижников земли Астраханской был схиархимандрит Алексий (Ковшиков), известный более для простых прихожан по имени отец Артемий.

 Пожалуй, после смерти святителя Филиппа, являвшего собой образец истинного пастыря и молитвенника, Астрахань не знала второго такого подвижника по силе духа, как отец Артемий. Несомненно и то, что блаженной памяти астраханский святитель, будучи духовным наставником отца Артемия, многое передал ему из сокровищницы своего опыта, своим примером подвигая на тяжкий путь духовничества и старчества.

 Отец Артемий, в миру Александр Васильевич Ковшиков, родился в 1882 году, в деревне Сторожено, Ивано-Вознесенкой губернии.

Родители его Василий и Васса были простые крестьяне, вынужденные по своей крайней бедности заниматься приработками в городе. Семья была большая, у отца Артемия было несколько братьев, - Косьма, Михаил и Петр - они, подрастая, помогали своим родителям - и в селе, и в городских приработках.

Дух чистой и искренней веры Христовой в то время был ещё силен в простой крестьянской среде. Родители отца Артемия были не исключением, и, отличаясь ревностным благочестием, старались во все праздничные и воскресные дни посещать Божий храм, говеть в посты, и, по возможности, совершать паломничества к преподобному Сергию в Троицко-Сергиеву Лавру, находящуюся в не столь далеком расстоянии от их деревни.

Эти паломничества и незабываемые впечатления от них глубоко, ещё с детства, врезались в память о. Артемия, особо среди всех членов своей семьи тянувшегося к Богу, не любившего мирских забав и развлечений.

Эта с детства зародившаяся в нем тяга к Богу, желание посвятить себя служению Ему, не оставляло Александра. Придя уже в достаточный возраст и согревая в глубине своей души желание уйти в монастырь, он все же до самой кончины своих родителей не оставлял их, поддерживая в старости. И ещё одно событие, происшедшее с Александром, подвигло его на монастырское поприще.

В молодости он любил одну девушку, но родители девушки не пожелали выдать её за него замуж, выдав за другого. После этого Александр сильно изменился. Несмотря на то, что все его сверстники давно уже обзавелись семьями, он не желал и слышать о женитьбе. Александр сторонился всяких посиделок, отдавая все свои силы на работу и на молитву, которая духовно питала его, вселяя радость в сердце, и принося утешение в скорбях.

Незадолго до своей кончины родители благословили Александра на монашество, и в 1910 году, после их смерти, он отправился в дорогую его сердцу Троице Сергиеву Лавру. Здесь он был принят в число послушников, и, находясь под покровительством преподобного Сергия, смиренно исполнял все монастырские послушания. К великой скорби Александра, недолгим оказалось пребывание в стенах этой святой обители.

Начавшаяся в 1914 году первая мировая война вынудила монастырское начальство отправить на фронт многих послушников из своей обители, в том числе и Александра. Он отправился в действующую армию, выполняя здесь обязанности медбрата вплоть до 1917 года.

Начавшаяся революция застала Александра на Украине, и всеобщий разброд в войсках вынудил его искать себе нового духовного прибежища. Господь привел его в стены Глинской пустыни, находившейся в Черниговской губернии.

Это был знаменитый монастырь, отличавшийся строгостью устава, взятого за пример с устава Афонских обителей, и своими старцами - делателями молитвы Иисусовой. Глинская пустынь, подобно Оптине, была духовным рассадником старчества, откуда духовно укрепленные иноки рассылались по многим монастырям России, в том числе и в Астраханскую Чуркинскую пустынь.

Пребывание в этой обители для послушника Александра стало настоящим даром Божиим. Настоятелем Глинской пустыни в то время был архимандрит Нектарий (Нуждин), великий старец, своей подвижнической жизнью бывший духовным примером для всей братии. Как новоначальный послушник, Александр попал под окормление иеромонаха Софрония (Юденкова), также бывшего великим старцем.

Отец Софроний будучи духовником послушников и новоначальных монахов, приучал их быть откровенными с ним не только в делах, но и в помыслах. Такая откровенность и близость отношений не допускала учеников до грубых погрешностей. Нелегко было только что пришедшему в монастырь открывать помыслы своему наставнику. Отец Софроний объяснял, что враг часто возбуждает у неукрепленных чувство ложного стыда, и тем самым препятствует чистосердечному исповеданию своих помыслов старцу. При таком состоянии ученику необходимо приложить усилие к откровенности, после чего она постепенно станет его навыком, и раз от раза он будет открывать свои помыслы непринужденно. Хоть недолго пробыл Александр под духовным окормлением старца Софрония, вскоре скончавшегося, но всё то, что тот стремился передать своим ученикам, глубоко запало ему в память. Отец Софроний учил и воспитывал каждого ученика по его силам и способностям, не щадя своих сил, не жалея времени. И если его ученикам бывало нелегко принимать его учение и усваивать себе его правила, то и ему немало трудов стоило каждого отдельно воспитывать, внушать любовь к урокам и возводить в духовное состояние. Отец Софроний просто душу свою полагал за учеников своих. Вот эти необыкновенные качества старца и помогли отцу Артемию столь скоро освоить преподаваемую им трудную духовную науку и не забывать о ней до самой своей смерти.

Сразу же по поступлению послушником в Глинскую пустынь Александр был определен конюхом при монастырской конюшне. Несмотря на многие скорби революционного времени и обстоятельства гражданской войны, хозяйство обители хоть и в значительно урезанном виде продолжало бесперебойно функционировать. При монастыре имелись больница с аптекой, многие мастерские, мельница, водокачка, свечной завод, крупо-прососушка, коровницкий двор и конюшня. На всех этих монастырских службах трудилось множество иноков и послушников. Послушник Александр радовался своему труду - он на целый день уходил на пастбище, возвращаясь поздно вечером. Он почти ни с кем не общался кроме своего духовного наставника, а после его блаженной кончины вообще остался один, стараясь лишь следовать мудрым советам старца в борьбе со своими помыслами.

Именно здесь в обители, где свято соблюдалось правило чтения неусыпаемой Псалтыри, отец Артемий свято полюбил это богодухновенное чтение. Он всегда брал с собой Псалтирь и читал её при всяком удобном случае. Жизнь в обители радовала его . Ведь находясь под благословенным омофором Царицы Небесной, некогда благословившей это место явлением своего чудотворного образа, обитель Глинская была истинным духовным прибежищем для всех ищущих спасения от волн бушующего моря житейского.

Выводя монастырское стадо на пастбище, послушник Александр старался всегда пройти мимо того места, где явилась чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь благоговейно сохранялся пень от сосны, на которой была явлена икона, а рядом на столбе висела точная копия Чудотворного образа. Сама чудотворная икона находилась в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы в иконостасе над царскими вратами. Во время торжественных крестных ходов её вынимали, и тогда вся братия и все благочестивые паломники стремились приложиться к древнему образу Царицы Небесной.

Долго хранила Пресвятая Владычица свою обитель. Но все же подступили времена, когда по попущению Божию и это святое место подверглось глумлению и захвату со стороны безбожников. Неисповедимыми путями Божьими послушник Александр, накануне этих трагических событий был изведен из монастырских стен на новое свое служение.

В 1921 году в Глинскую пустынь приехал епископ Смоленский Филипп (Ставицкий). Не имея в это время келейника, он желал найти его себе среди братии прославленной обители. По его просьбе настоятель пустыни архимандрит Нектарий собрал братию, и епископ обратился к ним, не желает ли кто пойти к нему в келейники. Но среди монашествующих не нашлось желающих покинуть ставший родным для них монастырь. Среди послушников тоже никто не выражал стремления идти в келейники. Не находя никого, архимандрит вспомнил о послушнике Александре, который в то время пас коней. Когда поздно вечером тот пригнал табун в монастырскую конюшню, его вызвали к настоятелю. Находившийся у архимандрита епископ Филипп стал спрашивать послушника - не пойдет ли он к нему в келейники. Александр, всегда отличавшийся смиреАрхиепископ Филипп (Ставицкий)  и его келейник иеромонах Артемий(Ковшиков).нием, ответил:

· Как благословит отец настоятель.

 Тогда отец Нектарий благословил его ехать с владыкой и слушать его, как своего нового духовного отца.

    Архиепископ Филипп (Ставицкий) и его келейник иеромонах Артемий(Ковшиков).

 Епископ Филипп был человеком очень духовной жизни, имевший дар духовного вразумления и прозорливости. В этом Александр смог убедиться в самом скором времени. После ухода из обители на него стал нападать дух уныния. Лукавый враг стал внушать ему помысел уйти в мир и жениться. Не в силах совладать с унынием, Александр стал все сильнее и сильнее предаваться этим помыслам, уже не сопротивляясь, и соглашаясь с ними. Однажды, когда он так размышлял о женитьбе, к нему незаметно сзади подошел владыка Филипп и сильно ткнул пальцем в позвоночник:

· Я тебе дам жениться!

От неожиданности и боли Александр очнулся как от забытья, и больше этот вражий помысел не беспокоил его. Понимая вражье смущение своего послушника, владыка Филипп решил побыстрее постричь его в монашество, чтоб диавол не смог его отвратить от избранного пути. Александр был пострижен самим епископом Филиппом и наречен Артемием, в честь святого праведного Артемия Веркольского.

В 1928 году промысел Божий уготовал владыке Филиппу стать во главе Астраханской кафедры. С ним весной 1928 года в Астрахань приезжает и его келейник - отец Артемий.

Тяжелое было время. Большая часть астраханских храмов была захвачена обновленцами, и эти сторонники вражьей силы продолжали под покровительством властей наступать на Православие, с целью отобрать последние оставшиеся у православных храмы.

Так как Успенский кафедральный собор с архиерейским домом также находились в руках у обновленцев и гражданских властей, то постоянного места жительства у астраханских архиереев не было, и им приходилось ютиться по различным углам и квартирам.

Верующие обратились к Ивану Кирееву, председателю церковного совета Покровской церкви, с просьбой подыскать для епископа Филиппа квартиру. Киреев, как тайный ставленник советской власти, не очень-то обеспокоился этим, решив предоставить владыке самое неподходящее помещение. Им некогда, рядом с Покровской церковью, для своей тещи была выстроена небольшая деревянная конурка, очень тесное, темное и непроветриваемое помещение. Теща Киреева уже скончалась, и он поселил владыку, вместе с его келейником, в этой неблагоустроенной келье.

К слову сказать, что местные власти делали все возможное чтобы избавиться от приехавшего в Астрахань нового Православного архиерея - натравливали на него обновленцев, комсомольцев и внутри самой православной общины пытались произвести раскол. Но владыка все выпадавшие на его долю скорби принимал со смирением.

Поселившись в тесной конуре, он вместе с отцом Артемием благодарил Господа и за это временное пристанище. Истинных монахов, какими всегда были владыка Филипп и отец Артемий, похожая на темную пещеру келия наоборот радовала, и придавала силы в духовных подвигах и молитве.

Владыка постоянно ездил служить по астраханским храмам, а отец Артемий устроился сторожем при Покровской церкви, смиренно принимая на себя все нападки со стороны Киреева и его приспешников.

Киреев не оставлял в покое владыку. Когда епископ все же решил перестроить свою келию и сделать её пригодной для посещения верующими, староста стал чинить ему всяческие препоны. Так как строительством заведовал сам Киреев, то он начал вымогать у архиерея деньги, натравливать на него рабочих, и, в конце концов, выполнил всю работу недобросовестно. Выложенная под его руководством печь оказалась непригодной, отчего владыка благословил её сломать. Печь сломали, но новую печь Киреев под различными предлогами делать отказывался.

Почти всю зиму 1928-29 годов владыка вместе со своим келейником провели в холоде, смиренно благодаря Господа за все скорби, выпавшие на их долю. Но недолго пришлось пробыть отцу Артемию вместе со своим владыкою.

26 сентября 1929 года епископ Филипп был арестован органами ОГПУ за якобы проводимую им антисоветскую агитацию. Несколько месяцев, пока шло следствие, томился архипастырь в тюрьме и каждый день о. Артемий приходил сюда, принося ему передачи. Сам о. Артемий ничего не имел, и все, что мог собрать для владыки, он тихонечко собирал на каноне Покровской церкви. Однажды один из священников заметил это, и стал допрашивать у него, кому он набирает и зачем. Отец Артемий отвечал, что для себя.

 - А зачем тебе так много?

 Запретили ему что-либо брать с канона, но о. Артемий все равно находил продукты и отсылал их владыке.

Когда владыку Филиппа сослали в Архангельский край, то он стал собирать ему посылочки и отсылать с верующими людьми. Верующие знали, что о. Артемий поддерживает связь с владыкой, и несли ему все, что можно: продукты, теплые вещи и тот все отправлял на север.

Отец Артемий очень надеялся, что владыка Филипп вернется в Астрахань, хотя проходили томител Покровская церковь г. Астрахани (40-е годы)ьные годы. Гонения на Церковь усиливались, и, казалось, им не будет конца. Жил он по-прежнему в той самой келии, где они вместе ютились с владыкой. Он бережно старался сохранить те немногие вещи, оставшиеся от епископа, даже архиерейское облачение, в котором служил архипастырь было зарыто тут же в келии, до его возвращения.

Покровская церковь г. Астрахани (40-е годы).

 

 Работал он по-прежнему сторожем Покровской церкви, открывая и закрывая храм, а во время службы тихо и незаметно стоял у правого придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Всю службу он стоял неподвижно, с закрытыми глазами, лишь творя про себя молитву Иисусову. Со временем его стали приглашать в алтарь - помочь по службе. Так о. Артемий стал выполнять и обязанности алтарника.

Из усвоенной им ещё в монастыре молчаливости, он никогда ни с кем не заводил праздных разговоров. Завязывать дружбу с людьми он избегал, и из всех священнослужителей поддерживал лишь отношения с протодьяконом Антонием Позняковым. Отец Антоний сам был из беднейшей крестьянской семьи, человек простой и неученый. Может быть это и сближало его с о. Артемием, но скорее всего внутреннее мироустроение - смирение и скромность, притягивало их друг к другу. Сам о. Антоний в юности жил при монастыре и готов был принять монашество. Это внутреннее родство тоже поддерживало их общение.

Во многом в это трудное время, несмотря на все скорби выпадавшие на его долю, о. Артемий спасался терпением и поддержкой отца Антония. К 1939 году почти все православные храмы города Астрахани были закрыты местными властями. По милости Божией действующим оставался только Покровский храм. На глазах отца Артемия рушились церкви, бесследно исчезали в казематах НКВД многие священнослужители - совершалось страшное и безжалостное уничтожение Астраханской церкви.

Покровский храм среди клокочущего моря зла оставался маленьким тихим островком, притягивающим к себе всех ищущих утешения и помощи. На пороге этого островка встречал всех тихий и смиренный о. Артемий, гремя ключами, как апостол Петр у врат райских обителей. По воскресным и праздничным дням в алтаре Покровского храма собиралось много священнослужителей - почти все безприходные, из закрытых властями храмов. Приходили сюда и ссыльные священники, которых в Астрахани было тоже немало. Только из Ленинграда сюда было сослано около 40 священнослужителей. Приходили сюда и не выдержавшие искушений смутных времен - снявшие с себя сан. Сколько боли было в глазах этих несчастных, отступившихся «страха ради иудейского», но по-прежнему всей душой тянувшихся к Богу, ищущих у Него помощи.

Алтарь Покровского собора стал настоящим духовным центром, где обсуждались все насущные духовные вопросы. Боль и скорбь слышалась в голосах большинства священнослужителей, поставленных в самые невыносимые условия существования и лишенных самого дорого для них - служить в храме Божием. Духовенство старалось, где можно поддерживать друг друга, особенно в преддверии надвигающихся на них крестных страданий.

Начиная с 1937 года один за другим исчезали священники, все меньше их приходило в алтарь Покровского храма, который в 1941 году совсем опустел. Сам причт церкви таял на глазах. Задавленные непосильными налогами, уходили из храма священнослужители, и к 1941 году здесь оставался служить один только священник Михаил Баранов, которому помогал по службе отец Артемий. Протодьякон Антоний, не сумев выплатить налога, ушел из храма в начале 1940 года, а вскоре его арестовали, и сослали на 10 лет. Из лагеря он уже не вернулся.

В середине 1941 года закрыли Покровскую церковь. Алтарь и ризница были опечатаны, но все внутреннее убранство осталось нетронутым. Вдохновленные богоборческим порывом власти наконец-то дотянулись до последнего оплота православия в городе, и, казалось, поставили точку. Но тут их запал иссяк. Отобрав храм, они как будто растерялись, и не знали, что с ним делать.

Первоначально здесь планировали разместить военный госпиталь, но раненые запротестовали, не желая осквернять стены храмы. Сделали временно склад, где хранили сахар и другие продукты. Но по милости Божией приближалось время, когда церковь Православная снова должна была получить облегчение.

Церковный совет Покровской церкви, во главе с отцом Павлом Нечаевым усиленно ходатайствовал о возвращении храма верующими. Отец Артемий продолжал выполнять обязанности сторожа, и охранял храм, превращенный в склад. Он усиленно молился, прося Господа о возвращении храма. И Господь скоро ответил на его молитву.

Однажды, когда отец Артемий обходил храм, то увидел, что около него прогуливается какой-то человек, по виду довольно солидный чиновник. Отец Артемий прошел к нему, и бесхитростно стал объяснять о постигшем их горе: отобрали храм, а он для верующих был единственной радостью и утешением.

Этот человек внимательно выслушал о. Артемия и посоветовал написать верующим заявление в горсовет и объяснить, что помещение храма очень сырое и непригодное для хранения сахара. По совету этого человека так и сделали: написали заявление, и храм тут же вернули верующим.

С этого момента начался обратный отсчет времени - времени возрождения Астраханской церкви. За все время пребывания в Покровском храме о. Артемий будто сроднился с ним. Он любил его незабвенно, как родное дитя, и усиленно молился о его сохранении от всех бед и напастей. Наверное, по молитвам о. Артемия, Господь и сохранил Покровскую церковь в один из августовских дней 1942 года.

В этот день город подвергся бомбежке немецкими самолетами. В храме шла Божественная Литургия, когда над ним пронесся фашистский ястреб. Храм был обстрелян, но бомба разорвалась в воздухе, лишь усеяв осколками церковный двор. Отец Артемий, славя Господа, бегал и собирал горячие ещё осколки, радуясь явившемуся на его глазах чуду. Он как горящие угли перекидывал осколки в руках, не обращая внимания на их жар.

В 1943 году стали доходить до Астрахани радостные известия об освобождении священнослужителей из лагерей. Однажды летом в Покровский собор вошел человек, по одежде видно, что выпущенный из заключения. Он, не останавливаясь, прошел в алтарь, где к ужасу остолбеневших священников стал прикладываться к престолу.

Один из священников попытался ему воспрепятствовать, но вошедший сказал, что он архиерей, был в заключении в астраханской тюрьме, и сегодня его выпустили на свободу. Это был архиепископ Анастасий (Романовский). Верующие думали, что он останется в Астрахани, но вскоре из Святейшего Синода пришел указ о назначении владыки Анастасия в Ставропольскую епархию.

Господь сулил Астрахани другого архиерея - того, кого астраханцы давно ждали, того о ком о. Артемий молил каждую ночь, прося Всемилостивого Владыку сохранить и вернуть на родную кафедру.

В конце 1943 года владыка Филипп уже архиепископом возвращается из сибирской ссылки. Целая делегация отправилась в Москву, умоляя патриарха Сергия вернуть владыку Филиппа в Астрахань. Вскоре разнеслась радостная весть: «Владыка едет!»

На пристань, куда должен был причалить пароход, пришло большое число верующих астраханцев. Отец Артемий не пошел со всеми - он не любил шумных сборищ, и терпеливо в келии остался дожидаться своего владыку. И удивительно, что Господь именно его сподобил первым из астраханцев увидеть возвратившегося архиепископа Филиппа. Отец Артемий читал псалтырь, как обычно, когда в дверь келии постучали.

- Кто там? - спросил он.

 - Это я, владыка Филипп, - раздалось за дверью.

 Отец Артемий не поверил, думая что кто-то смеется над ним.

· Какой ты владыка? Владыку поехали встречать на пристань.

 Но тут же его охватило непонятное чувство. Он кинулся к двери, и, отворив её, увидел на пороге седого стриженного старичка, в ватных арестантских штанах и красноармейских ботинках. Как мало он походил на былого владыку Филиппа.

· Артемий, ты меня не узнаешь? - снова спросил владыка, и его ласковый обычный голос, так мало изменившийся за это время, вмиг развеял все сомнения. Отец Артемий со слезами бросился в ноги своему дорогому владыке. Тот поднял его, благословив обнял, сам Архиепископ Филипп с группой астраханского духовенства и  мирян в  Покровском соборе (1944 год,  монах Артемий во втором ряду, третий справа).прослезившись от радости долгожданной встречи.

 

Архиепископ Филипп с группой астраханского духовенства и мирян в Покровском соборе (1944 год, монах Артемий во втором ряду, третий справа).

С приездом архиепископа Филиппа духовная жизнь в Астраханской епархии преобразилась, забила ключом.

Владыка постоянно разъезжал по епархии, посещая отдаленные приходы, да и находясь в Астрахани, часто служил в различных храмах, проповедуя и укрепляя в вере истосковавшуюся по слову Божию паству.

Отец Артемий оставался на своем месте. Он как будто прирос душою и телом к Покровскому храму, став его ангелом хранителем , оберегая его своей молитвою от нестроений и бед. Единственное что изменилось в жизни у о. Артемия с приездом владыки Филиппа - это то, что ему пришлось обживать новое место жительства.

Старая и тесная келья, стоявшая на земле без фундамента, так отсырела, что жить в ней практически было невозможно. Епархиальное управление купило для архиерея первый этаж двухэтажного каменного дома, стоявшего рядом с Покровским собором, к северо-западу от него. Здесь отец Артемий занял небольшую комнатку, рядом с покоями владыки и прожил в ней до конца своей жизни.

Рядом с архиерейским домом разбили небольшой садик, посадив в нем деревца и цветы. Отец Артемий сам ухаживал за садом. С весны, как только садик покрывался цветами, отец Артемий каждый день утром и вечером срывал по одному цветку и дарил первому кого он встретит.

Такой подарок был знаком особой милости Божией и Господь так, через о. Артемия, утешал многих людей, посылая им укрепление и скорую рСвятейший Патриарх Алексий I в Астрахани (1949 год, иеромонах Артемий во втором ряду, третий слева).адость. Господь же готовил новое духовное поприще для отца Артемия. В 1947 году владыка Филипп рукоположил его в сан иеродиакона, а в 1949 году - иеромонаха.

Святейший Патриарх Алексий I в Астрахани (1949 год, иеромонах Артемий во втором ряду, третий слева).

 Как ни тяжело было для о. Артемия принимать на себя обязанности священнослужителя, но привитое в нем послушание не давало возможности противиться благословению архиерея.

В его годы новая духовная наука давалась с трудом, освоить богослужение было нелегко. Чтобы избежать искушений, владыка Филипп брал отца Артемия для сослужения на архиерейские службы.

Практически до конца своей жизни отец Артемий так и не дерзал служить литургию один. Он понимал свою немощь, и старался не искушать Бога, ссылаясь на свою малограмотность и плохую память. И если отец Артемий не получил от Бога дерзновения в совершении богослужения, то лишь потому, что Господь уготовал ему другой, особый дар.

Это был дар духовничества. Кроме совершения праздничных богослужений, владыка Филипп любил служить и в обычные, будничные дни. По свидетельству очевидцев, служил он как простой священник. Рано утром он вместе с отцом Артемием приходил в храм, когда здесь почти не было прихожан, и начинал совершать литургию. О. Артемий же становился за аналой и начинал исповедовать.

Люди постепенно, не сразу, стали узнавать, что Владыка служит по будням и вместо нескольких человек скоро на эти службы стало приходить не меньше народа, чем в праздники. Увеличивалась очередь и у аналоя о. Артемия. Постоянно Господь умудрял своего старца, который, несмотря на свою детскую простоту, в вопросах духовных находил нужные ответы и умел направлять людей на трудном духовном пути.

Правда, пока был жив владыка Филипп, о. Артемий будто скрывался за его ярким светом, почти сливаясь воедино со своим духовным отцом. И верно, в то время, когда владыка находился в Астрахани, о. Артемий словно становился его тенью. Когда владыка молился в Покровском соборе, а кресло его стояло не в алтаре, а рядом с солеёй, где сейчас находится большая икона Сергия Радонежского, о. Артемий молился рядом, на противоположной стороне переднего правого столпа, на своем обычном месте - у придела Иоанна Предтечи. Когда владыка служил праздничную службу - о. Артемий с ним в алтаре. Когда владыка служил в будни - о. Артемий рядом, в храме исповедовал.

В архиерейских покоях они тоже были рядом, владыка в 10 часов вечера становился на молитвенное правило, а о. Артемий через стену читал Псалтырь. Казалось, это их духовное единение неразрывно, но Господь распорядился иначе.

12 декабря 1952 года архиепископ Филипп скончался. Когда эта весть из Москвы донеслась в Астрахань, услышавший её отец Алексей Карташев в великой скорби воскликнул:

· Закатилось наше красное солнышко!

Архиепископ Филипп с группой астраханского духовенства и мирян (1952 году, иеромонах Артемий в первом ряду, крайний справа)

Архиепископ Филипп с группой астраханского духовенства и мирян (1952 году, иеромонах Артемий в первом ряду, крайний справа)

 Да, действительно, почил яркий духовный светильник. Но погас, чтобы из тьмы забрезжил новый свет, засветивший подобно новому солнцу.

После смерти владыки Филиппа, многие из его духовных чад перешли под духовное окормление о. Артемия.

Владыка сам направлял к о. Артемию людей, обращающихся к нему за помощью.

Рассказывает ныне здравствующая монахиня Руфь (в миру Раиса). Выросла она в благочестивой семье, в одном из сел Астраханской области. Но после смерти родителей пришлось ей уехать в Астрахань, где нужда заставляла много работать, и в храм ходить не получалось. Однако благодатная искра, заложенная в её душу родителями, долго томилась, ожидая момента, когда ей пришло время вспыхнуть и подтолкнуть Раису на путь духовного делания.

Однажды среди обычных мирских забот Раиса услышала, что скончался архиепископ Филипп. И её сильно потянуло в храм, посмотреть на владыку, хотя бы на усопшего. Желание это, появившееся в душе Раисы, вспыхнув, вроде бы и утихло, тем более, что владыка скончался в Москве, и его два дня не могли привезти в Астрахань.

В день похорон Раиса шла по своим рабочим делам мимо Покровского собора (она работала курьером), а вся площадь перед храмом была запружена народом. Люди стояли в несколько рядов, висели на заборе, полностью заполнив пространство вокруг собора. Неожиданно толпа людей захватила Раису и понесла вслед за собой. Так, влекомая толпой, она оказалась в Покровском соборе, около гроба владыки Филиппа. Когда она поравнялась с гробом, покров, покрывавший усопшего архиерея, спал и накрыл собою Раису (она небольшого росточка).

Потом только она поняла, что архиепископ Филипп таким образом призывал её в храм, а тогда она вместе со всеми плакала, и тихонько рассказывала владыке обо всех своих скорбях. На второй день после этого Раиса сильно заболела, у неё поднялась температура до  41,2*. Приехавшие врачи сказали, что если эта температура продержится ещё три дня, то Раиса умрет. Но через три дня температура у неё спала до 38,5 и врачи сказали, что она долго будет жить.

Эта болезнь стала переломной в жизни будущей монахини Руфь, - она поняла, что это владыка Филипп призывает её в храм. Она стала просить владыку, чтобы он наставил и направил её, - к кому ей обратиться за духовной помощью. Сразу же после выздоровления она пошла в Покровский собор и попала на исповедь. Исповедывал о. Артемий.

Подойдя к нему, Раиса стала рассказывать про свои скорби. Отец Артемий, выслушав, спросил, - есть ли у неё Псалтирь или молитвенник? Раиса ответила, что нет. Тогда он благословил её и сказал, что через три дня у неё будет Псалтирь. И действительно через три дня какая-то старушка подарила ей Псалтирь. Отец Артемий благословил её читать Псалтирь по усопшим, и Раиса читала три с половиной года. Так, по благословению архиепископа Филиппа, монахиня Руфь попала к о. Артемию, и стала его духовным чадом.

Таким же удивительным образом Господь приводил к о. Артемию и других чад, из которых некоторые сами отличались святостью своей жизни. В городе Камышине Саратовской области жила в это время схимонахиня Анна. С детства она была слепая, но свою скорбь всегда старалась согреть молитвою. По промыслу Божиему она 12 раз засыпала (видимо, летаргическим сном), и ей являлась Пресвятая Богородица.

Схимонахиня Анна долго скорбела, что у неё нет духовного отца, и вот однажды, когда она в очередной раз заснула, ей снова явилась Владычица Богородица. Матушка Пречистая повелела ей ехать в Астрахань, говоря, что там она найдет себе духовного отца. Очнувшись, схимонахиня Анна стала плакать - да как же, мол, я слепая доберусь до Астрахани. Тогда чудесным образом зрение на время вернулось к ней, и она смогла отправиться в путь. Приехав в Астрахань, схимонахиня Анна, не зная здесь никого, пошла в Покровский собор и встала посреди его в растерянности, не зная, что делать. В это время к ней подходит о.  Артемий и благословляет ео. Артемий и схимонахиня Анна, справа от него (Во втором ряду справа стоит Павел Петрович Рябых, ныне схиигумен Паисий).ё. Тут матушке слышится голос:

 - Вот твой духовный отец.

     

    о. Артемий и схимонахиня Анна, справа от него (Во втором ряду справа стоит Павел Петрович Рябых, ныне схиигумен Паисий).

    Отец Артемий благословил схимонахине Анне взять покровительство над Раисой (монахиней Руфь), и та взяла её с собой в Камышин. Через Раису отец Артемий поддерживал со схимонахиней Анной духовную связь. Схимонахиня Анна знала от Бога день своей кончины, и когда он приблизился, благословила положить себя на стол, как покойницу. Вскоре тут же она и скончалась. Отец Артемий очень любил и почитал схимонахиню Анну. Он даже сам поехал в Камышин, чтобы лично предать её погребению. Хотя он никогда, ни по какому случаю не выезжал из Астрахани.

    Духовных чад у о. Артемия было много. По воспоминаниям схимонаха Федора (келейника астраханского епископа Ионы (Зырянова)), отца Артемия любила вся Астрахань. Люди ходили вокруг него толпами, и из других мест и городов приезжали к нему. Когда служил владыка Иона (Зырянов 1964 -68 гг.) к нему на елеепомазание подходило очень мало людей, зато к о. Артемию было не протолкнуться, будто он был архиерей, а не епископ Иона. Благословлял он, ударяя со всей силы своими пальцами по лбу и плечам. Некоторые даже жаловались:

    - отец Артемий, зачем же так сильно?

    Так надо, - отвечал тот.

     Работники Покровского собора специально ждали, когда о. Артемий выходил из храма после службы. Выстроятся они у паперти внизу и просят его:

     - О. Артемий, благослови!

     Отец Артемий размашисто благословлял со словами:

     - Да благословит вас Господь от Сиона! Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

     Очень он любил так благословлять. Был он по-детски прост, будто душа его сохранила удивительную младенческую, не замаранную грехом чистоту. И в то же время он был удивительно мудр, что особенно проявлялось в его духовных советах и назиданиях. Чаще же всего эти мудрость и простота сливались в нем во едино, придавая его словам и поступкам некоторый облик юродства.

    Рассказывал протоиерей Иаков (Рябухин). Однажды у архиепископа Сергия (Ларина 1954-59г.г.) было большое застолье на день Ангела. Было много тостов и все за здоровье владыки. В самом конце застолья о. Артемий неожиданно встает и говорит:

        - Можно мне тоже поднять тост.

     Все удивляются, но говорят: конечно.

    - Тут все поднимают тост за владыку, а я хочу поднять тост за Владычицу, - громко произнес о.Артемий.

     Эти слова всех развеселили, будто невинная шутка, но заставили и призадуматься.

    Ещё один случай рассказал о. Иаков. Однажды пристала к О. Артемию одна молодая прихожанка, и стала его просить найти ей жениха. Так и ходила за ним. Тогда о. Артемий приводит ей жениха: маленького, горбатенького, по имени Федор. Вот говорит тебе жених, другого не ищи, тебе не будет. А прихожанка была молодая, высокая и они с эти Федором смотрелись очень забавно. Но ничего, пришлось ей смириться. О. Артемий благословил её привести этого Федора к себе домой и познакомить с родителями. Привела она его, а отец её как увидел этого Федора - так и убежал. Не захотел с ним знакомиться. Прихожанка засмущалась и стала избегать нареченного своего жениха. А Федор жил на поселке Свободном и ходил на службу в Покровский собор оттуда. Зимой же он ходил по льду, через речку Болду. Раз он так пошел по льду, провалился и утонул. После этого о. Артемий и говорит той прихожанке:

     - Вот видишь, Фёдор из-за тебя утонул.

    Не захотела эта прихожанка благословленного жениха, вот и осталась одна.

    Рассказывает протоиерей Борис (Марко). Однажды он попал к архиепископу Павлу (Голышеву 1960-64г.г.) на обед в архиерейский дом. За один стол уселись сам владыка, о. Артемий и несколько священнослужителей. После молитвы стали разливать по тарелкам уху из супниц, из которых одна была отдельно для архиерея, а другая для остальных. Впрочем, в обеих супницах содержимое было одинаковое. Отец Артемий ко всеобщему удивлению стал черпать из супницы архиерея. Ему говорят:

    · Отец Артемий, зачем ты это делаешь, ведь в обех супницах одно и тоже?

     Он же отвечает:

         - А я хочу именно из этой.

     Знавшие хорошо о. Артемия понимали, что таким образом он выражал свое уважение к владыке Павлу, которого он очень любил и почитал. Себя же о. Артемий всегда называл уничижительно “Артюха”, а чаще: “грешный Артюха”. Считал себя хуже всех.

    Бывало, молится он в алтаре, а в храме уборщицы между собой начинают ругаться. Тогда отец Артемий выходил из алтаря начинал перед ними класть поклоны и просить прощения: «Простите меня, окаянного, я у вас тряпку взял». Уборщицы приходили в себя, успокаивались, и тоже начинали просить прощение.

    Очень о. Артемий любил церковное богослужение. Не было ни одного дня, чтобы он пропустил службу. О. Федор рассказывал:  «Вечер. о. Артемий идет в храм. Его спрашивают:

    · о. Артемий куда ты идешь?

    · Так ведь вечерня, как же службу пропущу? - отвечает тот.

     Утром тоже, на литургию. Даже если и не служил, все равно шел. Поднимался очень рано - часа в четыре был уже в храме, вынимал частички на проскомидии за живых и усопших. Помянники о. Артемия были очень объемисты, особенно помянник за упокой. Кроме проскомидии о. Артемий поминал и в келье, почитая это за одну из важных частей келейного правила.

    Целый день, свободный от службы, читал он Псалтирь, поминая живых и усопших. Молиться он старался в тайне, чтобы никто не видел. Особенно сильна была его ночная молитва - спать он не ложился, и всю ночь стоял у аналоя, читая Псалтырь. Лишь изредка он присаживался на стул, и в таком положении немного дремал. Никто никогда не видел его лежащим на кровати.

    О. Федор, проведший несколько последних лет рядом с о. Артемием, говорил, что тот был великий молитвенник и подвижник. О себе о. Артемий говорил очень мало, а о других вообще не любил говорить. Никого, никогда не осуждал. Все у него были хорошие, у всех он видел только хорошие стороны.

    Очень о. Артемий любил детей. Часто за ним ходили толпы ребятишек, и он всегда их привечал и дарил что-нибудь. Несмотря на свою внешнюю кажущуюся строгость о. Артемий просто светился добротой. Строг он был ко греху, проявлял свою суровость к не желающим избавляться от своей греховной жизни. Строгость его имела вразумляющее действие, подобно неожиданной вспышке молнии, отрезвляющей человека и приводящей его на путь покаяния. Для детей же у о. Артемия была одна любовь. Он будто был сродни им - их чистой детской непосредственности, их ангелоподобному стремлению к Богу. С детьми о. Артемий мог общаться часами, беседовал с ними, объяснял смысл молитв, учил их молиться. Одна девочка спросила о. Артемия:

    · Почему у тебя нет деток?

    · А разве вы все мне не детки? - ответил старец.

    Водил он своих маленьких чад к могилке архиепископа Филиппа, вместе спускались в подвал, прямо к его гробнице в стене. Вообще у о. Артемия и после смерти дорогого и любимого владыки не прекращалось с ним духовное общение. Каждый день он приходил сюда и просил у почившего архипастыря духовной помощи и укрепления. Сам о. Артемий не сомневался в святости архиепископа Филиппа, в его молитвенном предстательстве за землю Астраханскую и за своих чад у горнего престола Божия. Был о. Артемий строгий постник: яиц, молока, рыбы никогда не ел. Сварит себе рыбный супчик - водичку себе оставит, а рыбу собакам отдаст. Отец Федор смотрел, смотрел на это, и говорит:

    · Что же ты о. Артемий рыбу собаке отдаешь, а сам пустую воду хлебаешь?

     Тот отвечает, по простоте своей душевной:

    · Да ведь рыба вся выварилась, в ней уже ничего нет.

     Отец Федор же ему говорит:

        - Ты лучше рыбу мне отдай, я рыбу люблю.

     О. Артемий удивился:

    · И ты будешь ее есть?

    Но с того времени стал делить рыбу между о. Федором и собакой. Животных о. Артемий очень любил, жалел их и старался всегда подкормить. Ему много чего приносили, но он сразу все раздавал. У себя ничего не хранил. Если что и бывало, - то все сварит и раздаст. В самой келии у о. Артемия стояли лишь кровать в одном углу, а в другом аналой, над которым висела икона Божией Матери “Умиление”, с постоянно теплившейся лампадой. Больше ничего у него не было. Про нестяжание о. Артемия ходили легенды. Когда в Покровском соборе выдавали зарплату, то о. Артемий сразу же шел к церковным вратам, где стояли нищие, и раздавал деньги. Когда у него в руках оставалась одна бумажка, он говорил:

    · Ну вот, на квасок мне хватит.

    Подарков о. Артемий никогда не брал, никаких. Архиепископ Сергий (Ларин), любивший о. Артемия за его простоту, и желавший его чем либо облагодетельствовать, придумал такую хитрость: разложит на столе подрясники, рясы и кое что из облачения и зовет о. Артемия:

      - Вот о. Артемий, продаю - покупай.

     О. Артемий спрашивает:

      - Сколько стоит?

     Владыка отвечает:

    · Эта вот ряса рубль, подрясник 30 копеек, - и тому подобное.

     О.Артемий купит что у владыки и хвалиться:

    · Вот, у владыки купил.

     Потом все равно все раздавал.

    В тюрьмах и детОткрытка-письмо посланное о. Артемием его духовным чадам.ских домах все знали о. Артемия. Он постоянно носил сюда продукты и вещи.

    О. Федор рассказывал. Однажды на Пасху пожертвовали в храм много яиц. О. Артемий пришел в алтарь и стал набирать яйца. О. Федор даже спросил его: “Зачем тебе так много?”

     

    Открытка-письмо посланное о. Артемием его духовным чадам.

     На следующий день в алтаре не было уже ни одного яичка. Оказывается, о. Артемий их все отнес в тюрьму заключенным.

    У о. Артемия был благодетель Иван Андреевич с супругой Татьяной. Один раз в неделю о. Артемий обязательно навещал их и иногда брал с собой о. Федора. Когда Иван Андреевич провожал о. Артемия, тот по дороге, как бы невзначай говорил:

    · Вот тут люди живут, очень нуждаются.

     Иван Андреевич после слов старца всегда помогал нуждающимся.

        Ходил же о. Артемий по городу всегда в монашеском облачении, хотя в то время власти строго это запрещали, и все священники ходили в мирском.

    Отец Артемий был очень терпелив и всегда со смирением принимал все скорби. А скорбей у него было немало. Комната в которой жил о. Артемий была проходной. Если при архиепископе Филиппе это не представляло неудобства, то после кончины владыки многое изменилось.

    Уже при архиепископе Сергии архиерейские иподьяконы много донимали о. Артемия. Пользуясь незлобием и смирение старца, они постоянно слонялись по его келье взад - вперед со смехом, грубыми шутками, нередко направленными против самого о. Артемия. Они, будто науськиваемые лукавым, старались отвлечь старца от молитвы, вызвать его раздражение или гнев. Но у них ничего не выходило. О. Артемий не отвечал на грубости, не показывал даже тени обиды. К нему не допускали чад, еще при владыке Филиппе свободно посещавших архиерейский дом. Теперь иподьяконы, пользуясь своей властью, всех отсылали обратно. Лишь когда владыка Сергий уезжал служить по сельским приходам и иподьякона уезжали с ним, о. Артемий мог свободно вздохнуть.

    Именно на это время, пока владыки не было в Астрахани, он и благословлял своих чад приходить к нему. И то, чтобы не искушать работников архиерейского дома, советовал приходить к нему через черный ход.

    При архиепископе Павле было несколько иное искушение. Владыка часто в своих архиерейских покоях устраивал беседы, на которые ходило много молодежи. Молодежь тоже шла толпами через келью о. Артемия, с шутками, со смехом, а где и с издевкой. Работники Покровского собора не раз говорили ему:

     - о. Артемий, да сделай ты одну дверь, чтобы комната не была проходной.

     А он не отвечал. Эту скорбь он принимал со смирением, как посланную ему за грехи и не считал возможным избегать её. Никто не сходит со своего креста - считал смиренный старец.

    Много облагодетельствовал Господь о. Артемия за его преданное духовное служение, многим дарами наделил его. Был у о. Артемия дар прозорливости.

    Рассказывала раба Божия Евдокия Дмитриевна Сорока, которая лечила о.Артемия: как то о. Артемий сказал ей:

    · Твоей племяннице скоро придется искать ночлег.

     Действительно, у племянницы умирает муж, и её свекровь решила продать квартиру, оставив невестку на улице. Но Господь по молитвам о. Артемия не допустил этого беззакония. О. Артемий на исповеди вразумил эту женщину, устыдил за её лукавый замысел, и после этого она оставила эту затею.

     Рассказывала раба Божия Валентина Морозова: её подруга, по имени Ольга, ходила на исповедь к о. Артемию. Была она с мужем не венчана и очень скорбела об этом. Муж же её и слышать не хотел о венчании. Приходит однажды Ольга на исповедь к о. Артемию, а он ей и говорит:

        - Шей подвенечное платье.

    Та удивилась, попыталась даже сказать старцу, что муж никогда не согласиться, но о. Артемий стоял на своем. Что же делать - пришлось Ольге шить платье, а муж её в это время был в плавании. Заканчивает она шить платье ко времени возвращения мужа. Только тот входит в дом, так и говорит ей с порога:

    · Ольга, пойдем венчаться!

     Так она и повенчалась.

    Раба Божия Валентина рассказывала ещё один случай, произошедший с ней лично. Когда у о. Артемия в келии случился пожар и сгорели все его вещи, она решила отнести ему новые валенки и кое что из зимнего белья. О. Артемий уже сильно болел. Говорить ему было тяжело, и он взял и провел Валентине рукой по животу. Та еще не знала, что у неё есть какая-то болезнь, а вскоре ей приАрхиепископ Павел (Голышев) с группой астраханского духовенства и мирян (начало 60-х годов, слева от владыки - архимандрит Артемий).шлось ложится на операцию. На операции ей резали живот, точно так, как о. Артемий провел рукой.

    Главный же дар о. Артемия - был дар духовничества. Не зря по промыслу Божию в 1956 году его назначили духовником Астраханской епархии. За четыре года до его кончины о. Артемий был удостоен звания архимандрита.

    Архиепископ Павел (Голышев) с группой астраханского духовенства и мирян (начало 60-х годов, слева от владыки - архимандрит Артемий).

    Теперь мы приближаемся к описанию обстоятельств кончины блаженного старца.

    Во время приезда в Астрахань епископа Ионы (Зырянова) о. Артемий очень сдружился с его келейником отцом Федором. О. Федор был калекой, и владыке Ионе многие стали указывать, что у него такой немощный келейник, чемодан еле-еле носит.

    Архиерей послушал и решил отправить о. Федора обратно в Москву. С великой скорбью уезжал тот из Астрахани, за 10 месяцев успевшей ему полюбиться, но особенно он скорбел из-за разлуки с о. Артемием. Мог ли о. Федор знать, что ему вскоре придется снова вернуться в Астрахань в связи с очень горестными событиями.

    О. Артемий сильно заболел, и причиной тому послужили такие обстоятельства. Как-то ночью, когда о. Артемий по обыкновению читал Псалтирь, за его кроватью зашуршали мыши. О. Артемий взял свечу и нагнулся за кровать, чтобы посмотреть, но не заметил, как случайно подпалил матрас. Матрас потихоньку стал тлеть, а о. Артемий, как обычно в четыре часа ушел в церковь, заперев на ключ архиерейский дом, так как в нем оставался один владыка. Когда пожар начал разгораться, архиерей почувствовал дым и проснулся. Стал открывать дверь - она заперта, так как обычно в семь часов приходила уборщица и отпирала своим ключом. Владыка, видя, что открыть дверь не сможет, стал звонить к пожарным и говорит по телефону:

    · Я здесь один заперт и дома пожар.

     Пожарные приехали, дверь сломали и пожар затушили. Погорела фактически одна только келья о. Артемия. Сгорела вся его одежда, а святой уголок не пострадал, только сильно закоптился. Когда приехали пожарные и стали тушить, к о. Артемияю в храм прибежали:

    · О. Артемий, у тебя келья горит!”

    · Пускай горит, - отвечал старец, - я со службы не уйду!

     Когда служба закончилась о. Артемий долго не мог попасть в свою келью: её очищали от сажи и копоти. Он смиренно сидел на улице, хотя была зима, и было холодно. К нему подходят и спрашивают:

         - О. Артемий, вы, наверное, замерзли?

     А у него вся одежда теплая сгорела, и сидел он в одном легком подряснике.

         - Нет, - говорит, - не замерз.

     Так он все и сидел. А через два часа говорит находившейся рядом Зинаиде Машенцевой:

         - А ты знаешь, матушка, я замерз.”

     Все это время о. Артемий не знал о причине пожара, так как работники Покровского собора решили не открывать ему правды, чтобы не смущать. Но одна уборщица, очищавшая следы от пожара, не выдержала и стала укорять о. Артемия:

        - Что ты, о. Артемий, наделал, чуть весь архиерейский дом не спалил.

     Её стали тут останавливать, да было поздно. О. Артемий расстроился, стал себя укорять, отчего и заболел. Болезнь свалила его в постель, чего раньше не бывало, но о. Артемий все переносил терпеливо, лежал тихо, не стонал. Так как ухаживать за ним было некому о. Артемий вызвал из Москвы телеграммой о. Федора, которого очень любил. Когда о. Федор приехал, владыка стал его отчитывать:

    · Зачем ты приехал?

     А о. Федор показывает ему телеграмму:

    · Я не к вам приехал, а к о. Артемию.

     Владыка сильно отчитал за это о. Артемия. Приходят прихожане к о. Артемию в келью, проведать его, смотрят, а он лежит и плачет. Спрашивают:

        - Что с тобой отче?

     А он со скорбью говорит:

          - Никогда я за свою жизнь своей воли не проявил, а тут, сосвоевольничал, вызвал о. Федора из Москвы.

     Но о. Федор, несмотря на это искушение, не уехал, и остался ухаживать за о. Артемием до самой его смерти. Врачи признали у о . Артемия рак печени. В больницу он ложиться отказался. Есть он ничего не ел, а пил только одну водичку. Умирал он практически от голода. До самой кончины каждый день священники приходили и причащали его святых Христовых Таин.

    О дне своей кончины о. Артемий знал заранее.

    Рассказывала Ольга Михайловна Чекалина. Приходит к нему она, а было это великим постом, и говорит:

    · Скоро Пасха, отец Артемий, приходите к нам на Пасху.

     А о. Артемий и говорит:

    · Не я к вам, а вы ко мне придете на Пасху.

     Мы сначала недоумевали, говорит Ольга Михайловна, от такого ответа, а когда о. Артемий скончался, мы действительно пришли к нему на Пасху, на могилку. По просьбе о. Артемия епископ Иона за неделю до кончины постриг его в великую схиму. В Схиме о. АПринятие схимы (рядом с о.  Артемием схимонах Федор (Селезнев))ртемий принял имя Алексей, в честь праведного Алексия Человека Божия (что было особым его желанием).

     

    Принятие схимы (рядом с о. Артемием схимонах Федор (Селезнев)).

    30 марта, в день памяти этого святого, о. Артемий и скончался. За два дня до кончины о. Артемий подозвал о. Федора и говорит ему:

       “В пятницу меня внесут в храм, а ты в этот день уезжай в Москву, чтобы работу не потерять” (О. Федор работал алтарником в одном из московских храмов).

     Действительно, в пятницу о. Артемий скончался, а о. Федору в этот день пришла телеграмма из Москвы, чтобы он скорее возвращался. Все что оставалось у о. Артемия  из вещей - все он раздал. Приехал один священник и решил тоже поучаствовать в разделе его имущества. Когда о.Федор сказал о. Артемию об этом, тот ответил:

          - Господь уже все разделил и определил.

      В день кончины старца монахине Руфь сниться сон. Заходит она в храм Покрова Пресвятой Богородицы, а посредине храма стоит аналой, а на нем серебренные Евангелие и Крест. Исповедует о. Артемий. Людей много стоит на исповедь. Матушка встала в самый конец очереди исповедников. Когда подошла её очередь исповедоваться, о. Артемий неожиданно уходит в алтарь. Матушка долго стояла и ждала его, а его все нет и нет. Матушка решила - все равно дождусь, не уйду, дождусь и исповедуюсь. А в это время ей голос в храме говорит:

         - Батюшка больше не выйдет! 

          - Как не выйдет, - удивилась матушка, - а как же Евангелие и Крест?

     Голос же ей отвечает:

    · Бери и неси!

    · Не могу! - закричала она, а голос настаивает:

    · Бери и неси!

     Тут она и проснулась. В храме она уже узнала, что в эту ночь скончался о. Артемий.

    Чин погребения 1 апреля служил сам епископ Иона (Зырянов), в сослужении всего астраханского духовенства. Покровский собор был полон народа, а провожать о. Артемия вышла вся Астрахань.

    Погребен он был на старом кладбище, прямо за алтарем кладбищенского Иоанно-Предтеченского храма. В то время в Астрахани жила инокиня Агрипина, которая по попущению Божию была бесноватой. Её часто водили к могилке архиепископа Филиппа и бес сидевший в ней, не терпя - сильно буянил. Могилка Схиархимандрита Алексия (Ковшикова).

    Водили её и на кладбище, прикладываться к могилкам старца Артемия и старца Иоакима. У могил других “батюшек” бес молчал, а здесь он сильно буянил и ругал старца Иоакима и старца Артемия, называя их, вместе с архиепископом Филиппом, особенными, кричал, что они его сильно мучают. Так сам лукавый, против своей воли, свидетельствовал о святости о. А ртемия.

     

    Могилка Схиархимандрита Алексия (Ковшикова).

     Многие астраханцы верили в святость о. Артемия и в силу его посмертных молитв. Могилка его стала местом паломничества, где страждущие получали помощь и утешение.

    Здесь хочется привести ещё одно благочестивое свидетельство, указывающее на особое молитвенное предстательство о. Артемия за землю Астраханскую.

    Рассказывала монахиня Руфь. Когда она работала алтарницей в храме во имя святых апостолов Петра и Павла, на поселке Свободном, произошел такой замечательный случай. В начале 70-х годов, в половодье, поселок Свободный стало сильно топить. Дома и надворные постройки все оказались в воде - все поплыло. Местные бабушки прихожанки пришли в храм к отцу Александру Машенцеву, и просили батюшку посоветовать что делать.

    Батюшка благословил молиться. А старушки эти, по словам матушки Руфь, были сильные богомолки. Они стали молиться, и явился им святитель Иосиф убиенный. Он благословил отслужить ему молебен и тогда вода сразу спадет. Пошли эти старушки в храм к отцу Александру и стали просить его отслужить молебен священномученику Иосифу митрополиту Астраханскому. Батюшка же сказал, что без разрешения уполномоченного молебен служить не дадут (в то время большинство членов церковной двадцатки были ставленники коммунистов). Пошли старушки к уполномоченному, дали ему взятку и добились разрешения отслужить молебен. Как только отец Александр отслужил молебен, вода стала спадать, и наводнение прекратилось.

    Вскоре этим старушкам -прихожанкам было видение. Видели они на небе три столпа огненных, и был им  голос, что “эти три столпа - три великих молитвенников за землю Астраханскую: в середине Священномученик Иосиф, а по бокам - святитель Филипп и старец Артемий, его келейник. Они молятся за Астрахань и по их молитвам город будет стоять до последних времен, не будет здесь войн и других бедствий, а когда наступит конец, то Астрахань как из-под воды вышла, так под воду опять и уйдет.”

      Игумен Иосиф (Марьян),

      настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери

      в с. Ильинка Володарского района Астраханской области

       

    Православие.Ru 

    верх
    [Астраханские святые] [СВЯТЫЕ] [ПОДВИЖНИКИ]

     

     

     

    Hosted by uCoz