Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу: http://astrsobor.ru/ | ||||||||||||||||||||||||||||||
Блаженная Евдокия Иванова. Одной из самых таинственных фигур среди подвижников благочестия Астраханской церкви была блаженная Евдокия Иванова. Известно про неё совсем немного, хотя она и жила в не столь отдалённое время. Впервые мне удалось про неё услышать из рассказа работника Астраханского краеведческого музея реставратора Владимира Ильича Головачева. Хотя о том удивительном случае, о котором во всех подробностях поведал Головачев, среди верующих города Астрахани давно ходили легенды. В январе 1973 года в нижнем храме Успенского собора, служившим местом захоронения астраханских архиереев, начались археологические раскопки. Раскопки эти носили кощунственный характер, что до глубины души возмутило многих верующих, приходивших к соборным вратам и требовавших прекратить беззаконие. А на третий день произошло событие глубоко врезавшееся в память всех оставшихся в живых очевидцев. Несмотря на то, что специальная охрана и сотрудники КГБ следили за тем, чтобы никто без особого разрешения не мог проникнуть в Успенский собор, во время раскопок, неизвестно каким образом в храм проникла какая-то старушка. Возможно, вид девяностолетней, сгорбленной старухи с клюкой, не очень обеспокоил охрану, но, скорее, здесь произошло нечто другое. Неожиданное её появление как будто парализовало всех находившихся в храме: и не только охрану. Археологи, в это время копались в могиле священномученика Иосифа и были увлечены какой-то интересной находкой. Как разрыв грома потряс голос старушки храмовые своды. Страшным гневом Божиим грозил этот голос всем принимавшим участие в святотатстве. Навстречу старушке вышел бывший тогда директором Краеведческого музея Филлипченко. · День в день через год умрешь, - грозила ему клюкой грозная гостья. За Филлипченко показалась фигура представителя КГБ Васильева, татарина по национальности. · А ты что здесь? Тебе татарину и быть здесь не должно. Беги скорее домой. Пока ты здесь, там у тебя покойник появился. На Васильева это видимо подействовало и он вскоре ушел, но старушка успела ему сказать, что и его постигнет гнев Божий - умирать он будет долго и в страшных мучениях, но не здесь, а во льдах, в лютом холоде. У Васильева действительно в это время умерла тетя. Увидев коменданта Кремля Марцева старушка закричала: · У тебя дома кровь и три трупа. Не сразу, но минут через двадцать он все же ушел, и действительно, дома у него разыгралась страшная трагедия: его зять зарубил топором жену и двух детей. Все стены были залиты кровью. В это время из раскопа выскочил Толмачев, археолог из Москвы, официально являвшийся руководителем раскопок. Старушка явно не могла его знать, но, увидев, сказала: - Все иконами торгуешь, - а Толмачев, действительно, был нечист на руку, тайно продавая иконы и различные ценные археологические находки, которые он воровал во время раскопок. - Будешь лететь как птичка и кувыркаться, - продолжила старушка, - а упадешь как дерьмо. Увидев входящую в храм реставратора музея Рябову, она только покачала головой: · Верующая. Хоть и верующая, а святыни трогать грешно. Высказав ещё ряд нелестных эпитетов по отношению остальных участников раскопок, старушка ушла, вытесненная из храма охраной. Археологи только посмеялись, но вскоре стали происходить события напрямую связанные с грозными предсказаниями нежданной гостьи. Ровно через год, день в день, скоропостижно умирает директор музея Филлипченко. Васильева перевели в Находку, где он и умер от тяжелой болезни. Три года спустя пришло известие, что Евгений Толмачев был выброшен с восьмого этажа, из окна одной московской гостиницы. Все непосредственные участники кощунственного действа, вплоть до машинисток, перепечатавших отчеты о раскопках, умерли не своей смертью. Единственным живым свидетелем тех событий остался только Головачев, и, возможно, не случайно, а по особому промыслу Божию, чтобы донести потомкам рассказ о них. Несомненно важным было и то, что Головачев хорошо знал явившуюся в соборе старушку и отнесся к её словам очень серьезно. Лишь только заслышав её голос, он поспешил спрятаться за колонну, и не показывался до тех пор, пока старушка не ушла. Только этим, считает Головачев, он и сохранил свою жизнь. По словам Головачева, старушку эту звали Евдокия Иванова. Но по её собственным словам, у неё было много имен. До 1917 года у неё было другое имя и она бывала во многих известных городах Европы, в том числе и Париже. Знала она шесть языков, в частности, французский и новогреческий. Наизусть знала Священное Писание. Головачев подозревал, что она была из знатной дворянской фамилии, но сама Евдокия никогда напрямую об этом не говорила. Жила она на 3-й Интернациональной улице, в деревянном доме, в комнате, где у неё было 362 иконы. Головачев и познакомился с ней реставрируя, по её просьбе, некоторые иконы. Несколько раз бывал у неё дома. Рассказывал он ещё такой случай. Раз пришел Головачев к Евдокии Ивановой не один, а со своим приятелем, тоже реставратором, по имени Вячеслав. У Евдокии стоял на столе ковчежец с различными святыньками. В нем лежали просфоры и свечи. Хозяйка решила угостить своих гостей настойкой из трав, которую сама называла “литьё”, а сначала дала каждому по просфоре. Просфоры были сухие, и это почему-то рассмешило Вячеслава. Евдокия с угрозой посмотрела на него и сказала: - Не смейся, это грешно. Гореть тебе в геенне огненной. Вячеслава это рассмешило ещё больше. - Да, да - в геенне! Гореть тебе в страшном огне! - повторила хозяйка. Вскоре реставратор уехал в Саяны, а через несколько лет пришло оттуда страшное известие. У вертолета, на котором летел Вячеслав, испортился винт, и он упал. При падении у вертолета взорвался бак с горючим, а в довершении всего, он упал на шесть бочек с бензинном, так что от всех находившихся в вертолете осталась только кучка пепла. Несомненно, Евдокия Иванова обладала Божьим даром и была прозорлива. Единственно, что кроме рассказа Головачева, никаких других следов прозорливой старушки найти не удавалось. Казалось даже, что и сама Евдокия Иванова больше похожа на легенду, чем на реального человека. Но по милости Божией нашелся ещё один человек, хорошо знавший Евдокию Иванову. Это Елена Ивановна Гук, работающая сейчас псаломщицей в Казанском храме города Астрахани. Повстречалась они с Евдокией в середине 70-х годов, когда Елена Ивановна была прихожанкой Покровского собора. Была вечерняя служба, и Елена Ивановна стояла в самом дальнем конце храма, ближе к выходу. Смотрит - стоит недалеко от неё старушка с палочкой, ветхая совсем. Елена Ивановна помогла ей сесть на скамеечку в храме, а после службы помогла дойти до дома. Жила старушка на 3-й Интернациональной улице, на втором этаже старого деревянного дома. Звали эту старушку Евдокия Иванова. Была она очень тихим, незаметным человеком, отчего в храме на неё почти не обращали внимания. Обычная прихожанка, только очень старенькая. Родственников у неё никаких не было, детей тоже, так как замужем она никогда не была и жила совершенно одна. Ходили к ней всего две женщины, да и то в последнее время все реже и реже, так что знакомство с Еленой Ивановной было для неё как нельзя кстати. Елена Ивановна согласилась изредка её навещать и немного помогать с покупками. Сама Евдокия Иванова, кроме храма никуда не ходила, да и ноги у неё были очень больные. Маленькая её комнатка, в которой она жила, вся сплошь была увешена иконами. Перед ними висело множество лампадок и всё - и иконы и лампадки, было украшено бантиками, которые хозяйка меняла по цвету, соответственно праздникам. У неё на аналое, рядом с кроватью, лежала вместе с крестом панагия, сделанная из слоновой кости. С её слов, панагию ей подарил какой-то владыка. Судя по всему, многие астраханские архиереи хорошо знали Евдокию Иванову. В последние годы её жизни к ней несколько раз приезжал архиепископ Михаил (Мудьюгин 1968-79). У Евдокии Ивановой был свой небольшой садик, внизу во дворе, под окном. В этом садике росло много различных лекарственных растений, вплоть до таких экзотических, как арма (небольшое деревце с широкими листьями). Евдокия крошила эти листья и настаивала их на керосине. Этой настойкой она натирала себе ноги. За садиком она ухаживала постоянно и с большой любовью - и, что удивительно, когда у других все чахло, у неё все зеленело. На первый взгляд Евдокия Иванова была ничем не примечательным человеком. Но только на первый взгляд. То, что она прозорлива, Елена Ивановна поняла не сразу, а лишь спустя некоторое время, когда некоторые слова и действия её стали приобретать определенный смысл. Свою прозорливость Евдокия не выставляла на показ. Ещё что удивительно - блаженной старице часто являлись Ангелы. Это сокровенное она тоже доверяла не каждому, и Елена Ивановна узнала об этом не сразу. К сожалению, недолгим оказалось знакомство Елены Ивановны с Евдокией Ивановой. Вскоре она стала свидетельницей кончины блаженной. Один раз приходит Елена Ивановна к ней домой, стучит и слышит за дверью голос блаженной: - Ангел не уходи, я сейчас, не уходи. Стучала, стучала, но дверей ей никто не открыл. Пришла на следующий день и опять стучит. И опять лишь голос блаженной за дверью: - Ангел не уходи. Я сейчас встану, не уходи. Но как потом оказалось, Евдокия встать с кровать уже не могла, и последние дни своей жизни провела прикованной к постели. Не дождавшись, что бы ей открыли, Елена Ивановна снова ушла. Она уже не в первый раз сталкивалась с таким странным поведением блаженной, и не очень обеспокоилась. Но на третий день Елена Ивановна снова пришла и стала стучать. На этот раз ей уже никто не ответил. Это её уже обеспокоило. Она некоторое время стояла в недоумении, раздумывая что же ей делать. В это время на лестнице показалась фигура женщины, близкой знакомой Евдокии Ивановой. Раньше она часто ездила к блаженной, которая ей одной много рассказывала о себе, в том числе и то, что она не из “простых”. Но год назад эта женщина о чем то поспорила с блаженной, после чего перестала к ней ездить. В этот же день её кто-то так и толкал поехать к блаженной. Будто голос какой-то говорил: - Поезжай к матушке Евдокии, поезжай! Так она и приехала. Вместе с Еленой Ивановной они ещё долго стучали, и, не дождавшись ответа, пошли в отделение милиции. Вернувшись с милиционером, они открыли замок. Блаженную Евдокию они нашли на кровати, уже мертвую: она лежала маленькая, светленькая, с умиротворенным лицом. Услышав о её смерти, сразу же прибежали соседи, стали хватать все подряд. Елена Ивановна была в сильном смущении и успела взять лишь только псалтырь, завещанную её блаженной ещё при жизни. Она прижала псалтырь к груди и с ужасом наблюдала за происходившим на её глазах разграблением. Куда делись все иконы и другие вещи Евдокии Ивановой, она не знает - может, так все и расхватали. Блаженную отвезли в морг, откуда её забрали соседи и похоронили. Некоторое время гроб с её телом стоял в её дворике, чтобы все желающие могли придти и проститься с ней. Елена Ивановна тоже пришла попрощаться с “матушкой”. На кладбище она уже не смогла поехать, так день был будничный, и она спешила на работу. Похоронили блаженную на старом кладбище, но где именно, - Елена Ивановна не знает. Вот краткое повествование о некоторых подвижниках земли Астраханской, но не о всех. О многих святых угодниках мы совсем ничего не знаем или знаем самую малость. Эта беда, которую необходимо быстрее исправить, для нашей же духовной пользы. Мы должны как можно больше знать о своих святых угодниках, и о тех святых местах, где они обитали, где похоронены. Как можно чаще посещать их. Святые, которые подвизались здесь, на нашей Астраханской земле, напоили эту землю молитвами, слезами и мученической кровью, духом своим здесь! Если вы будете посещать эти освященные их памятью места, помнить о них и призывать их имя на помощь, то и они не оставят вас, встретят вас в то страшное время, когда душа, разлучаясь с телом, будет проходить через ряды мытарств, и они будут молиться Богу о вашем вечном спасении!
Игумен Иосиф (Марьян), настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери в с. Ильинка Володарского района Астраханской области
|
|