Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу: http://astrsobor.ru/ | ||||||||||||||||||||||||||||||
Жизнеописание священника Николая Леторова Отец Николай Леторов был настоятелем Александро-Невской церкви поселка Разин Бугор (сейчас село Разино). Поселок существовал с начала XIX столетия, и уже вскоре после его основания на местном кладбище была воздвигнута маленькая деревянная часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского. Приписанные к приходу церкви села Цветного, жители поселка Разин Бугор уже в 1908 году просили о разрешении устроить им собственный молитвенный дом. Разрешение было получено, и в этом же году произошла закладка под деревянный молитвенный дом. В 1909 году, пока шли работы по закладке фундамента, местное общество решило строить уже каменный молитвенный дом, который был закончен в 1910 году. В новоустроенном молитвенном доме был устроен алтарь, и хотя отсутствовала колокольня, он в скором времени получил статус храма. До 1915 года эта церковь считалась приписной к Петропавловскому храму села Цветного, и в этом году здесь был организован самостоятельный приход. Первым настоятелем Александро-Невского храма и стал иерей Николай Леторов. 25 января 1915 года, он, указом Духовной Консистории, был переведен из села Житкур. Церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского с. Разино. Отец Николай был человеком добрым и отзывчивым, всячески старался помочь своим прихожанам. Стараясь найти дополнительные средства для прихода, занялся кооперацией. Честность и неподкупность его в этом деле навлекла на него гнев местных спекулянтов, что и послужило первый толчком в его скорбном пути. В январе 1918 года по доносу спекулянта - лавочника из соседнего села, отец Николай был арестован и 27 января доставлен в Астрахань. Время это было самое тревожное. С 12 по 25 января в Астрахани шли ожесточенные бои между сторонниками Советской власти и белоказаками. Страсти были накалены до предела. В советской прессе, ещё до начала боев, началась оголтелая компания против Церкви. Солдат и рабочих откровенно натравливали против «черных воронов», как в газетах именовалось духовенство. Следствием стало то, что в это смутное время священнику было просто опасно показаться на улице. Разогретая лозунгами толпа встречала любого священнослужителя в облачении насмешками и издевательствами. Вот в это время отец Николай и оказался в руках революционного суда, который в обстоятельствах военного времени совсем не церемонился с обвиняемыми. Священника три дня продержали в кремле, превращенном в военную базу большевиков, где над ним всячески издевались, заставляя снять с себя сан и отречься от Бога. Отец Николай мужественно сносил все эти издевательства. На угрозы мучителей отвечая молитвой, и требуя для себя справедливого суда. Мучители же ещё больше распалялись, не вынося твердости священника, и во время очередной вспышки гнева накинулись на него с шашками. Отец Николай пытался защищаться, и все руки его были порезаны. Наконец, один из мучителей выстрелил ему в грудь, тяжело ранив. Отец Николай истекал кровью, но был ещё жив. Тогда мучители, желая скрыть следы своего преступления, погрузили отца Николая на телегу, прикрыв соломой и вывезли за город. Здесь, вблизи кирпичных сараев, находившихся за Духосошественским кладбищем, его выгрузили из телеги. Ударом шашки по сонной артерии мучители добили отца Николая. Долго его тело лежало у одной из ям, около кирпичных сараев. Приходившие на кладбище из Астрахани несколько раз говорили, что около кирпичных сараев лежит убитый монах или священник. После этого тело его забрали и погребли на Афонском кладбище. Отец Николай стал первой жертвой начавшегося «красного террора» на Астраханской земле.
Игумен Иосиф (Марьян), настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери в с. Ильинка Володарского района Астраханской области
|
|