|
Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская»
Первоначально появление храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Астрахани относится к началу XVII века. В 1614 году для освобождения Астрахани от засевшей здесь разбойничьей шайки атамана Заруцкого был послан воевода князь Иван Никитич Одоевский со списком от чудотворного образа Казанской Божией Матери (с которым народное ополчение князя Семёна Пожарского и Кузьмы Минина освобождало Москву). При первых известиях о приближении рати, во главе которой была сама
Матерь Божия, Заруцкий бежал из Астрахани, а жители города радостно с крестным ходом встречали Казанскую икону Божией Матери, почитая Её за свою Избавительницу. В честь этого образа над восточными проездными вратами кремля был сооружён каменный храм, освящённый в 1615 году Астраханским архиепископом Онуфрием. Ворота и башня под храмом в честь «Пречистыя Богородицы Казанский» получили наименование Пречистенских. В 1709 году над Пречистенскими
вратами была воздвигнута каменная соборная колокольня, а храм был упразднён (Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. - Казань, 1889. - С. 46 – 47). Сама икона Казанской Божией Матери ещё ранее была перенесена в Успенский собор и долгое время хранилась здесь. Новая Казанская церковь возникла в новом селении за рекою Кутум, которое называлось первоначально Посад (ГААО. -Ф. 857.-Оп. 1 (доп.).-Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание
церквей Астраханской епархии).-Л. 18), а позже в народе стала прозываться просто Селением (Лебедев П.В. Летописи монастырей, храмов г. Астрахани: рукопись. -1974 -1975. - С. 72). Здесь в 1707 году был расквартирован Казанский солдатский полк (отчего эта слобода стала именоваться ещё и Казанской), а чуть позже стали селиться своими домами астраханские купцы и прочие жители. Приписаны все они были к приходской Смоленской церкви, находящейся на другой стороне реки Кутум. Такое препятствие очень затрудняло их общение с храмом, особенно во время
ледостава, ледохода, весеннего половодья и особенно во время дождей, когда берега Кутума превращались в непролазное грязевое болото. Также и священнослужителям попасть к своим прихожанам для исполнения треб было очень сложно. Эти обстоятельства побудили жителей Посада просить разрешения у Астраханского епископа Илариона на строительство своего храма. В марте 1753 года им была выдана сборная книга для сбора пожертвований. Храм стали строить каменный, с особым деревянным
придельным храмом в честь Праведных Захария и Елисаветы. Придел был выстроен раньше, чем храм, но, когда освящён, неизвестно. Строительство Казанского храма закончилось при астраханском епископе Мефодии в 1769 году. Колокольня каменная была пристроена позже, в 1782 году. В 1797 году деревянный придельный храм был по ветхости полностью разобран, и материал от него был употреблён на починку сделанных около храма обруба, богадельни и
сторожки, а на месте престола был поставлен особый сруб (ГААО. - Ф. 857. — Оп. 1 (доп.). - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 18). В 1807 году после случившейся в Астрахани чумной эпидемии прихожанин Казанского храма купец Макарий Абезьянин, избавившийся чудесным образом от этой страшной болезни, дал обет построить в своём храме придел в честь Священномученика Харлампия. С благословения
Астраханского епископа Сильвестра (Лебединского) строил он придельный храм из камня с правой стороны, желая одновременно возвысить и саму церковь (из-за небольшой её высоты), не повреждая самого алтаря и прочего строения в стенах. Из-за преждевременной кончины купца М. Абезьянина строительство придела было завершено его вдовой Верой Алексеевной, но возвышение церкви, начатое было покойным, так и осталось незавершённым. Придел в честь
Священномученика Харлампия был освящён архиепископом Гаием (Токаовым) 26 июля 1811 года (О построении при Казанской церкви придела во имя Великомученика Харлампия //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1895. - № 24). В том же 1811 году в Казанском храме был устроен левый придел в честь Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Устроен он был на средства астраханского купца Ивана Мултанова. Освящён придел был архиепископом Гаием 25 июля 1811 года (ГААО.-Ф.
737.-Оп. 2.-Д. 1 («Указы Астраханской Духовной Консистории»). -Л. 29,121). Большое несчастье постигло Казанский храм в 1858 году. В ночь на 1 августа случился в Астрахани страшный пожар, опустошивший всё селение с лесными и сенными пристанями. Сама церковь сгорела настолько, что остались одни каменные стены. В том же году Казанский храм был восстановлен на средства, собранные от жертвователей (Речь, произнесённая протоиереем
Иларионом Туберозовым к градской Казанской церкви //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1902. - № 7. - С. 274). В 1876 году он был расширен и возвышен с устройством новых кладовых и ризницы на пожертвования прихожан. В 1879 году возвышены были придельные храмы и солеи. Оба придела были
заново освящены 12 августа настоятелем церкви протоиереем Иларионом Туберозовым, а главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери был заново освящён 23 сентября Преосвященным епископом Герасимом (Добросердовым) (ГААО. - Ф. 739. - Оп. 1. - Д. 83 («Клировые Ведомости за 1892 г.»). Но, несмотря на все эти перестройки и расширения, небольшой по размерам Казанский храм по-прежнему не обладал достаточной вместимостью. Церковь была настолько тесна и
душна, что при большом стечении богомольцев в воскресные и праздничные дни в ней просто нечем было дышать. Настоятелем церкви протоиереем Иларионом Туберозовым в начале 1902 года был специально приглашён для осмотра и освидетельствования всех недостатков городской архитектор П.И. Коржинский. После осмотра Коржинский пришёл к малоутешительному выводу: «Устранение всех недостатков равно полной разборке храма».
Настоятель церкви Иларион Туберозов обратился со слёзной мольбой к прихожанам о сборе пожертвований на строительство нового храма. Вскоре же два богатейших астраханских купца Иван Иванович Губин (староста Покровской церкви) и Александр Николаевич Афанасьев внесли на построение новой церкви каждый по 25 тыс. рублей. Следом за ними и другие астраханские купцы - Александр Иванович Губин, Сергей Иванович Захаров, Степан Игнатьевич Кузнецов,
Степан Васильевич Носков и Константин Иванович Догадин - откликнулись на зов отца-настоятеля. В общей сложности означенные лица пожертвовали на строительство храма 70 тыс. рублей. 5 марта 1902 года была образована строительная комиссия под руководством протоиерея Илариона Туберозова. Архитекторы Коржинский и Корягин вызвались безвозмездно составить план и смету на строительство церкви и наблюдать за строительными работами. В довершение
всего 21 марта 1903 года купцами Александром Афанасьевым и Иваном Губиным был преподнесён ещё один дар: земельный участок, купленный на их совместные средства для расширения места под строительство церкви (Речь, произнесённая протоиереем Иларионом Туберозовым в градской Казанской церкви //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1902. - № 7. - С. 273). Несмотря на столь благополучный ход дела, в Астрахани, в некоторых кругах бытовало мнение о
строительстве новой церкви на другом месте - на Конной площади, напротив здания церковно-приходских школ (Сейчас парк Ленина). В поддержку этого мнения появилась статья в газете «Астраханский вестник», автор которой настаивал на сохранении старой церкви. Всё это привело в некоторое смущение благотворителей, жертвовавших деньги на строительство новой Казанской церкви, а не какой-нибудь другой. Но тут проявил настойчивость настоятель храма отец Иларион. Он доказал нецелесообразность
строительства новой церкви в другом месте тем, что она будет стоять не в центре прихода (как старая), а на его окраине. А сохранение старой церкви, по его словам, неразумно, так как она фактически заново отстроена после пожара 1858 года и не является памятником старины (Речь, произнесённая протоиереем Иларионом Туберозовым в градской Казанской церкви //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1902. - № 7. - С. 274).
27 февраля 1903 года Астраханский епископ Георгий (Орлов) благословил начало строительных работ (ГААО. - Ф.739. - Оп. 1. - Д. 43 («Указы Астраханской Духовной Консистории»), - Л. 62). Новая церковь строилась рядом со старой с северной стороны на участке, купленном для Казанского храма купцами Афанасьевым и Губиным. Вплоть до освящения новой церкви старый Казанский храм действовал, в нём совершались богослужения, и лишь после окончательного
завершения строительных работ началась его разборка (ГААО. - Ф. 739. - Оп. 1. - Д. 43 («Указы Астраханской Духовной Консистории»), - Л. 78). В 1903 году было положено начало строительных работ. Строительство храма было поручено подрядчику Ивану Храмову, известному своим участием в строительстве Покровского, Владимирского, Знаменского и Единоверческого храмов (Сведения о приходе и расходе сумм и материалов на постройку новой церкви во имя Казанской Божией Матери //Астраханские
Епархиальные Ведо-мости. -1908.-№3.-С. 125). К осени 1907 года все основные работы были закончены. 22 октября 1907 года епископом Георгием был освящён главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери. 28 октября 1907 года протоиереем Иларионом Туберозовым был освящён правый придел в честь Трёх Святителей, а 4 ноября им же был освящён левый придел в честь Великомученика Харлампия, Святителя Феодосия Черниговского и Преподобного Серафима
Саровского (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 2. - Д. 8 («Клировые Ведомости за 1914 г.»). Новопостроенный храм сразу занял особое место в числе астраханских храмов. Прежде всего, своим величавым внешним видом. Не зря уже современники стали называть его жемчужиной Поволжья. Построенный в древнерусском стиле с богатой декорировкой внешнего фасада, храм приводил в духовный восторг всякого впервые видевшего его. Храм венчал мощный
восьмисветовой барабан с куполом в форме царского венца. По бокам главного барабана были установлены четыре небольших глухих, украшенных куполами-луковичками. Высокая двухъярусная колокольня была устроена в несколько готическом стиле с остроконечным шестигранным верхом и с маковкой-луковкой наверху. По бокам от неё находились две деревянные башенки в намеренно уменьшенном виде, копирующие второй ярус колокольни. В
1907 году в храме были установлены новые резные трёхъярусные иконостасы, вызолоченные на полимент. Роспись храма была произведена известными художниками Зейцом и Серовым (Сведения о приходе и расходе сумм и материалов на постройку новой церкви во имя Казанской Божией Матери //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1908. - № 3. - С. 125).
Летом 1923 года Казанский храм был захвачен обновленцами (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. - СПб., 1994. - С. 290).
В1930 году советские власти отобрали у них храм. В скором времени были снесены колокольня храма и четыре боковых барабана. У астраханского писателя Юрия Селенского в его книге «Не расти у дороги» описывается разрушение колокольни Казанского храма: «Выломана решётка ограды, положены наклонно брёвна - склизи, по которым должны быть лихо пущены на землю два больших колокола, каждый из которых за здорово живёшь и четверо мужиков не поднимут.
Средним колоколам тоже предстоит покатиться боком по брёвнам, прежде чем рухнут вниз, а уж мелочь и так побросают, качнувши разок-другой... А распорядитель ходил козырем: «Церковь эту мы смахнём. Развалим всё. На кирпичики»... Распорядитель решительно перешагнул канат ограждения и, подняв наган, крикнул: «Давай! Начнём! Вечерний звон! А теперь все, граждане, смотрите! Нет мне наказания потому, что Бога нет!»
Вскинув руку и почти не целясь, он выстрелил в надвратную икону Казанской Божьей Матери, но промахнулся. Не попав в икону, пуля отколола кусок цементного карниза и, отрекошетив, профурчала над головами». По словам очевидца этих событий П.В. Махонина, церковные паникадила вынесли на булыжную мостовую и разбили кувалдами. А чтобы уже совсем покончить с пережитками прошлого и чтобы не смотрели так укоряющее с
высоких колонн святые лики на творимые беззакония, решили соскоблить изображения их со стен (Помогай вам Бог /Волга. -1999. -13 апреля. - № 70). Изувеченный храм был превращён в склад «Заготзерна», а 8 февраля 1955 года Астраханский облисполком вынес решение о передаче «здания бывшей церкви по ул. Чехова, 10 областному совету профсоюзов (с правом переоборудования)» (ГААО. - Ф. 3371. -Оп. 1. —Д. 8 («Решения и распоряжения о переоборудовании церковных зданий. 1951-1955»).-Л. 16).
Но облсовпрофу церковное здание так почему-то и не было передано, и оно было заброшено, превратившись в прибежище для бомжей и хулиганов. 15 июня 1991 года Казанский храм был возвращён Православной Церкви. В печальном виде он предстал перед глазами верующих. Внутри храма груды мусора, роспись уничтожена, подвал залит водою, вместо оконных рам зияющие пустые глазницы. Началось долгое и кропотливое дело восстановления. В первую очередь обновлён внешний облик
храма: купол и крыша покрыты новым оцинкованным железом, вставлены рамы в окна, покрашены решётки на них, отреставрированы входные врата в церковь. Постепенно храм покрывается новой росписью, украшается новыми иконами. Украшает теперь церковь и новый иконостас с вышитыми бисером иконами. Из святынь, которыми в последнее время обогатился Казанский храм, особенно замечательна написанная на Святой Горе Афон икона Казанской Божией Матери, называемая верующими Казанская-Афонская.
Имеется чтимый образ Косинской Божией Матери, а также икона собора Преподобных Оптинских старцев, с частицами мощей каждого из них.
Казанская церковь (современный вид) (Материалы взяты из книги
«Астрахань. Храмы и монастыри». Астрахань. 2002. Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епахия, Администрация г. Астрахани, Изд. «Новая линия» - по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского).
|