Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу: http://astrsobor.ru/ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
В Белом городе с давних времён находилась церковь с таким названием. Первое упоминание о ней относится к 1628 году (Материалы для истории Астраханской епархии //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1903. - № 9. - С. 395 – 396). Находилась она в Посаде, т. е. в западной части Белого города. Но точное место пока не установлено. Последнее свидетельство о нём мы находим в 1697 году, после чего о существовании древнего храма в честь Рождества Христова в Белом городе ничего не известно (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 95). Новый Христорождественский храм появился за рекой Кутум. Здесь в начале XVIII века стали селиться астраханские жители, и голландский путешественник Корнелий де Бруин, посетивший Астрахань в 1703 и 1707 годах, уже упоминает на этом месте слободу по имени Болда (Астраханский сборник. - Астрахань, 1896. -С. 182). В 1707 году здесь был расквартирован Казанский солдатский полк, отчего слобода стала называться Казанской, а позже, с построением здесь церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, это название закрепилось за ней основательно (Голикова Н.Б. Очерки по истории городов России конца XVII - начала XVIII вв. - М., 1982. - С. 18). Эта слобода располагалась ближе к реке Волге, а с востока примыкала к ерику Чесноковскому. Дальше, за Чесноковским ериком, стала образовываться новая слобода. Она долгое время не имела никакого названия и именовалась просто - сторона за Кутумом (Исторические путешествия. Извлечения из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в XV — XVIII вв. - Сталинград, 1936. - С. 306). Жители её в основном селились вдоль берега Кутума, а к северу и к востоку от него располагались сады астраханских граждан. На востоке вдоль реки Луковка ещё в 1718 году был основан государев Птичий двор, где содержались для дальнейшей отправки в С.-Петербург различные породы птиц и зверей (Марков А.С. Пётр Первый в Астрахани. - Астрахань, 1994. - С. 135). К северу лежал астраханский Аптекарский сад, в котором в особой лаборатории изготавливались лекарства из местных и выращиваемых в саду растений. Слобода эта была малолюдна, особенно из-за того, что весной она сильно затоплялась полой водой, и жители её вынуждены были выезжать из своих домов только на лодках. По этой причине даже Аптекарский сад был обнесён валом (Исторические путешествия. Извлечения из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в XV - XVIII вв. - Сталинград, 1936. - С. 308). Постепенно к середине XVIII века слобода всё же стала заселяться, особенно представителями астраханского купечества, уезжавшими из центра Астрахани из-за бывших там частых пожаров. Благодаря купечеству стала сооружаться система валов и дамб, прерывавших движение воды весной. С благоустройством слободы её жители стали подумывать и о построении в ней своей церкви. Уже в 1734 году они обращаются к астраханскому епископу Илариону с просьбой разрешить им построение деревянного храма в честь Рождества Христова. Владыка дал им своё благословение (ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 16). Выбор места для строительства храма пал на бугор, стоящий далеко к северу от слободы за Аптекарским садом. Выбор этот был не случайным - в самой слободе не было практически сухого места, удобного для его строительства. Бугор же был высокий, сухой. С северной стороны к нему примыкал большой ильмень Бляблин (Лебедев П.В. Летописи монастырей, храмов г. Астрахани: рукопись. -1974 -1975. - С. 71), а на южном склоне располагался, как уже говорилось, Аптекарский сад, а также сады местных жителей. По этой причине выстроенная здесь церковь долгое время именовалась “Рождества Христова, что в садах” (ГААО.-Ф. 394.-Оп. 1.-Д. 2368 (“Списки всех лиц, принявших присягу Петру III в Астраханской губернии. 1762 г.”).-Л. 86 (об.). Точное время освящения первого храма на этом месте неизвестно, но в 1738 году он уже существовал. При нём был пристроен придел в честь Святителя Николая Чудотворца. Чуть позже у местных жителей Рождественской слободы (так она стала называться после построения храма) появилось желание выстроить уже храм каменный. И вот 30 декабря 1759 года на Рождественском бугре освящается новая каменная церковь. Каменный придел в честь Святителя Николая Чудотворца был освящён 26 апреля 1765 года. Этот придел в 1845 году был разобран до основания, а сама церковь перестроена по новому плану и фасаду с устройством в трапезе храма двух новых боковых приделов. Храм был освящён 21 октября 1845 года астраханским епископом Евгением (Баженовым). Приделы освящены: северный - в честь Святителя Николая 16 ноября 1844 года спасским архимандритом Вассианом (Чудновским), а южный - в честь иконы Божией Матери “Неопалимая Купина” в тот же день архиепископом Смарагдом (Крыжановским) (ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 17). Все работы по перестройке храма и устройству боковых приделов были произведены на средства астраханского 1-й гильдии купца Ивана Ивановича Плотникова, скончавшегося в 1844 году (ГААО. - Ф. 729. - Оп. 2. - Д. 4 (“Указы Астраханской Духовной Консистории за 1845 г.”). - Л. 717). По духовному завещанию родителя его сын купец Николай Плотников завершил строительство храма. Всего ими было израсходовано на это дело более 80 тыс. рублей (ГААО. - Ф. 729. - Оп. 2. - Д. 4 (“Указы Астраханской Духовной Консистории за 1845 г.”). - Л. 705). В 1896 году старанием церковно-приходского попечительства начались работы по расширению храма, законченные в следующем году. Была расширена трапеза храма на обе стороны с переносом боковых придельных алтарей на один уровень с центральным. Был полностью перестроен второй ярус колокольни. В 1911 году старанием этого же церковно-приходского попечительства был построен на храме новый деревянный купол, обитый снаружи железом, а внутри оштукатуренный (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 18 (“Клировые Ведомости за 1912 -1913 гг.”). - Л. 26).
ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ВИД ХРАМА
Сейчас трудно судить о первоначальных архитектурных формах храма, так как в конце XIX - начале XX века он был фактически полностью перестроен. Можно предполагать, что он был выстроен в стиле классицизма, имел привычные для этого стиля параметры, разбивающие всё пространство церкви на четыре части: притвор, трапезу, храм и алтарь. Боковые приделы также, в привычном для классицизма виде, находились по бокам трапезы. В результате перестройки храм был соединён одним объёмом с трапезой, составив один, массивной формы кубический четверик, на котором покоился барабан “восьмерик”. Всё это уже напоминало древнерусский стиль. К тому же перестроенная колокольня была увенчана шатровым верхом, что также говорило об обращении к прошлому. Завершением перестройки стала надстройка барабана и изменение формы купола в 1911 году, что делало церковь более воздушной, избавляло от излишней громоздкости и приземлённости и более напоминало образцы древнерусского зодчества. Внутри храм был расписан в 1845 году священными изображениями, но в 1906 году он был расписан заново. В этом же году пол в храме был выложен узорчатою плиткою, устроены были три выложенные мозаикой амвона, а также мозаичное наружное при входе крыльцо. Все три иконостаса были устроены в 1897 году - трёхъярусные, вызолоченные на полимент (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 13 (“Дела благочинного за 1906 -1907 гг.”). -Л. 315). В 1923 году храм был захвачен обновленцами. В 1938 году он был отобран у них советскими властями, и в том же году была снесена колокольня ( Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. Спб., 1994. С. 285, 334). 2-4 октября 1946 года храм был передан старообрядческой общине Белокриницкого согласия (ГААО. – Ф. 3371. - Оп. 1. - Д. 3 (“Переписка с Советом по делам Русской Православной Церкви”). - Л. 48), (имевшей до 1917 года в Астрахани деревянный храм в честь Покрова Божией Матери с высокой колокольней на улице Свердлова, который снесли в 30-х годах, и построили на этом месте комплекс зданий для КГБ). Старообрядцы переименовали храм в честь Вознесения Господня и владеют им и по сей день.
(Материалы взяты из книги “Астрахань. Храмы и монастыри”. Астрахань. 2002. Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епархия, Администрация г. Астрахани, Изд. “Новая линия” - по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского).
|
|