Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу: http://astrsobor.ru/ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Первое упоминание об этом храме относит нас во времена глубокой древности, когда Астрахань, будучи одним из татарских улусов, была покорена державой московских царей. Тогда, в 1556 году, царь Иоанн Грозный, посылая русскую рать для усмирения астраханского хана-изменника Дервиш-Али, вручил воеводе Ивану Черемисинову образ Святителя Николая Чудотворца, именуемый Можайским. Эта икона стала походной у русских воинов и сопутствовала им, находясь в походной церкви, со специально приставленным священником (Хлебников П.Х. Астрахань в старые годы. - СПб., 1907. - С. 55). После устройства Черемисиновым в 1558 году новой Астрахани на левом берегу Волги икона с походной церковью была перенесена сюда и поставлена посредине воздвигнутого острога (Зачатки христианства в Астраханской епархии//Астраханские Епархиальные Ведомости. -1902. -№22.-С. 958). В скором времени была построена и постоянная деревянная церковь в честь Святителя Николая. Находилась она тогда примерно в центре кремля, ближе к современным Никольским воротам и Троицкому собору. Достоверно подтверждается источниками, что в 1568 году эта церковь уже была. В этом году в Астрахань прибыл игумен Кирилл с повелением от царя Иоанна Грозного: “В городе у Николы Чудотворца устроить монастырь общий” (Никольская церковь на кремлёвских вратах //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 18. - С. 284). В1589 году началось строительство каменного астраханского кремля (Хлебников П.Х. Астрахань в старые годы. - СПб., 1907. - С. 126. В современной исторической литературе принято также мнение, что строительство каменного Астраханского кремля началось в 1582 году и завершилось в царствование Фёдора Иоанновича. Это утверждение основывается на сведениях “Пискаревского летописца”). В процессе этого строительства Никольская церковь была перенесена на северные проездные ворота, которые также стали называться Никольскими (Дубаков А.В. Астраханская епархия в XVII - XVIII вв.: рукопись. - Волгоград, 1998. - Л. 60). Чтимая икона Николая Чудотворца была вынесена из храма и поставлена в особой часовне за кремлёвской стеной (Никольская церковь на кремлёвских вратах //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1880. - № 18. - С. 285). С самого времени своего основания Никольский храм был бесприходским и считался ружным (то есть на государственном содержании). В 1698 году по соизволению митрополита Сампсона этот храм поступил в ведение собора и он стал приписным. Соборные священнослужители совершали здесь богослужения и пользовались от дохода храма (Никольская церковь на кремлёвских вратах // Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 18. - С. 286). 10 февраля 1701 года по указу императора Петра Первого, в связи со значительными расходами на военные нужды, было сокращено выдаваемое ружным церквам государственное жалование. Так, согласно этому указу, в церковь Николая Чудотворца, что на воротах, выдавалось “1/2 пуда воску, 1 фунт ладану и 1/2 ведра вина” в год, а также “той же церкви попу 8 руб., дьякону 2 руб. и двум сторожам по 2 руб.” (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 100). Видимо, оклад этот был самым ничтожным и мало привлекал соборное духовенство. Служба здесь стала совершаться всё реже. К тому же построенный более века назад храм сильно обветшал и требовал капитального ремонта. Средств на это также не находилось. В 1728 году по распоряжению астраханского губернатора фон Менгдена Никольская церковь за ветхостью была сломана, а иконостас с утварью были перенесены в Успенский собор. Новый, настоящий храм был построен по инициативе астраханского купечества. 15 апреля 1729 года их представитель купец Афанасий Крашенинников обратился к Астраханскому епископу Илариону с просьбою выдать ему храмоздательную грамоту для закладки церкви (Никольская церковь на кремлёвских вратах // Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 18. - С. 286). К1739 году строительные работы были закончены, и в этом же году новосооружённый храм был освящён епископом Илларионом (Расписание бывшим в Астраханской епархии митрополитам, архиепископам и епископж //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1903. - № 9. - С. 391). В скором времени Никольская надвратная церковь была передана в военное ведомство и приписана к военному госпиталю, а позже к Кавказскому линейному батальону (расположенному в Астрахани). В 1843 году, после перевода линейного батальона на Кавказ, храм был снова передан в епархиальное ведомство. Но в 1844 году, вследствие ходатайства 2-го батальонного командира (астраханского гарнизона) майора Роде, он был передан ему во временное заведывание (Никольская церковь на кремлёвских вратах //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 18. - С. 286). Позже Никольская церковь была причислена к выстроенному рядом с нею гарнизонному лазарету (Астраханский кремль. - Астрахань, 2000. - С. 20). В 1890 году, по благословению Астраханского епископа Павла (Вильчинского), Никольский надвратный храм был передан во временное пользование единоверческой общине. В её ведомстве он находился до 1895 года, когда единоверцами был построен собственный храм на Кремлёвском съезде в районе Косы (Никольские ворота в Астрахани //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1895. - № 17). После этого Никольская церковь снова перешла в полное распоряжение астраханского гарнизонного госпиталя, в ведении которого она находилась вплоть до 1917 года. ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ВИД ХРАМА Храм был построен в древнерусском стиле, без лишних деталей декора, со скатною, покрытою черепицей крышей, имеющей первоначально одну небольшую главку с узорчатым прорезным крестом. Алтарь храма был устроен вровень со стенами, только крыша его была немного ниже церковной. Храм первоначально не имел притвора, роль которого выполняла пристроенная с западной стороны галерея, закрытая с трёх сторон тесницами с семью рамами. Эта галерея была связана с открытою каменною галереей, охватывающей северную и восточную стороны храма (Дмитриевский Н. Замечательные памятники древнецерковного зодчества в Астраханской епархии //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1913. - №22.-С. 588). По этой галерее совершались крестные ходы с обхождением вокруг храма в Страстную пятницу с плащаницей и на Пасху (Никольская церковь на кремлёвских вратах //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1880. - № 18. - С. 287). В начале XX века крытая западная галерея была переделана в каменный притвор, сам храм получает некоторое украшение в виде малых боковых главок и кокошников с западной стороны ( Астрахань и Астраханская область: Материалы к Своду памятников истории и культуры. - М., 1990. - С. 15). В это же время с южной стороны притвора пристраивается ажурная колокольня, через которую был устроен вход в церковь. С юго-западной стороны к храму примыкал одним углом военный госпиталь, из которого был сделан ход на площадку парадной лестницы, чтобы больные могли свободно проходить в храм и присутствовать на богослужениях. Чтимый астраханцами образ Святителя Николая, именуемый Можайским, после постройки нового храма был перенесён в часовню, устроенную в Никольских вратах, прямо под алтарём храма (Никольская церковь на кремлёвских вратах //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 18. - С. 287). К этой иконе во множестве приходили люди, обращаясь к великому угоднику Божию в своих нуждах и несчастьях, в надежде на его быструю помощь. В часовне находилась также икона Божией Матери “Всех Скорбящих Радосте”, написанная на средства солдат астраханского батальона (Никольские ворота в Астрахани //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1895. - № 17). В феврале 1918 года храм был закрыт советскими властями и использовался ими для нужд военного ведомства - долгое время здесь размещались гужмастерские (ГААО. - Ф. 6. - Оп. 1. - Д. 185. - Т. 1. -Л. 11). Иконостас и роспись Никольского храма, кроме росписи на потолке, были уничтожены. Заложены были боковые входы в алтарь, разрушены солея и амвон. Чтимая икона Святителя Николая вместе с другими храмовыми образами пропала неизвестно куда. В 30х годах XX века была разобрана колокольня храма вместе с каменной лестницей, ведущей наверх, сняты кресты и уничтожены боковые главки. В 1958 году, в связи с 400-летием со дня основания города Астрахани, здание Никольской надвратной церкви было передано из военного ведомства Управлению культуры облисполкома. 14 ноября 1974 года на основании приказа Астраханского облисполкома “комплекс историко-архитектурных памятников Астраханского кремля”, в том числе и Никольская церковь, был передан Астраханскому краеведческому музею. Реставрация же храма, запроектированная ещё в 60-х годах, началась только в начале 80-х. В результате этих реставрационных работ была восстановлена (по первоначальным планам середины XVIII века) галерея с южной стороны храма, здание военного госпиталя было разобрано, а лестница в храм сооружена с запада с выходом на стену. Позже была реставрирована подкупольная роспись в храме и на главках водружены кресты. После окончания реставрационных работ в конце 80-х годов в Никольской церкви была организована выставка старопечатных книг, которую вскоре пришлось свернуть из-за высокой влажности в помещении храма. Новая выставка по истории Астраханской епархии была открыта в 1995 году. Всё это время, начиная с начала 90-х годов, между департаментом культуры и Астраханской епархией шли переговоры о возвращении Никольской церкви в епархиальное ведомство. В 2001 году договорённость о передаче храма была достигнута, выставку из его помещения убрали, но, к сожалению, он до сих пор стоит закрытый. Об этом с горечью 22 мая 2002 года, стоя перед зданием Никольской церкви, говорил настоятель Успенского собора иеромонах Дмитрий (Приз). В этот день - день памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в г. Бар - из собора к Никольской церкви состоялся крестный ход. Участники его молились, чтобы благое пожелание о возвращении храма епархии не осталось втуне и своды Никольского храма - начатка астраханского храмостроительства - снова бы огласились радостными звуками церковных песнопений.
* * * Книга была написана и издана в 2002 году. К счастью, - сейчас ситуация изменилась. Храм, освященный во имя, пожалуй, самого известного и почитаемого на Руси святого – Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, действует с 2003 года. В настоящее время храм реставрируется, там проводятся работы по внутренней росписи стен и потолка. В нем проводятся службы, а по вторникам – в половине десятого утра проводится служба с акафистом Николаю Чудотворцу.
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ.
МОЛИТВА «О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас, грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предста-тельство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в грехов-нем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему при-падающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обы-мет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков».
Использованы материалы из книги “Астрахань. Храмы и монастыри”. Астрахань. 2002. Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епахия, Администрация г. Астрахани, Изд. “Новая линия” - по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского).
Фотографии Н. Антышевой
|
|
|