Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу: http://astrsobor.ru/ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Введенская церковь, дожившая до наших дней, хоть и в очень изувеченном виде, располагается недалеко от древнего Иоанно-Предтеченского монастыря. С основанием этого монастыря в 1688 году при нём сразу же начала образовываться небольшая слобода из работных людей. Большинство из её жителей были плотниками и занимались тем, что строили на протекавшей рядом реке Луковке (бывшей в то время многоводной и глубокой рекой) по заказам купцов и промышленников торговые и промысловые речные суда (Голикова Н.Б. Очерки по истории городов России конца XVII - начала XVIII вв. - М., 1982. - С. 18). В течение XVIII века эта слобода всё более увеличивалась числом жителей, для удовлетворения духовных потребностей которых при Иоанно-Предтеченском монастыре жил особый священник с причтом (ГААО. -Ф. 857.-Оп. 1 (доп.).-Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии).-Л. 24). В середине XVIII века здесь были размещены солдаты Астраханского линейного батальона. Оттого эта слобода стала называться Солдатскою. В конце XVIII века для жителей слободы появилась возможность устроить здесь свой приходской храм. В 1791 году за малолюдством прихода была упразднена Никольская церковь, что в Шепиловой слободе. Шепилова слобода была одною из древнейших в Земляном городе. Основана она была в 40-х годах XVII века, и жители её в основном были стрельцы. Никольская церковь в Шепиловой слободе упоминается уже в 1671 году (ГААО. - Ф. 294. - Оп. 2. - Д. 2 (“Переложение грамот и столбцов с славянского на нынешний”). - Л. 72 (об.). После подавления стрелецкого восстания в Астрахани в 1706 году много дворов в слободе запустело и их спешно стали заселять расквартированными в то время в городе солдатами. Чуть позже здесь во множестве стали селиться армяне (Армянская слобода с армянским Успенским собором на востоке примыкала к Шепиловой слободе). К концу XVIII века Никольская церковь осталась практически без прихода. Само здание церкви вместе с церковной утварью купил астраханский купец Фёдор Алексеевич Неверов для переноса, по его желанию, в станицу Лебяжинскую. Но формально Никольская церковь переносилась в Солдатскую слободу, где, с благословения архиепископа Платона (Любарского), была построена деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Освящена она была 21 ноября 1797 года самим архиепископом Платоном. Новоустроенная церковь была снабжена церковной утварью: частью оставшейся от упразднённой Никольской церкви, а частью - от Троицкого монастыря (ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 24). Для построения деревянных храмов в части города в то время требовалось особое разрешение Святейшего Синода, а если церковь переносилась из упразднённого прихода, то такового разрешения не требовалось. Так, согласно свидетельству протоиерея Иоанна Саввинского (“Историческая записка об Астраханской епархии”, Астрахань, 1903 г., стр. 203), Введенская церковь была выстроена без сношения со Святейшим Синодом, что, естественно, подразумевало, перенос храма из другого прихода. Введенская церковь (вторая половина 20 столетия) Но построенная церковь для своих прихожан оказалась очень тесной, и, так как не имела отопления, в зимнее время во время богослужения и священнослужители, и прихожане её терпели великую нужду от холода. Поэтому в 1805 году в трапезе храма были устроены два тёплых придела: правый в честь Равноапостольных царей Константина и Елены, а левый в честь Благоверного Великого князя Александра Невского. Первый был освящён архиепископом Платоном 2 июля 1805 года, а второй - благочинным протоиереем Василием Панфиловым 3 июля того же года. Деньги на их строительство собраны были от жертвователей (ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 25). В 1814 году в фундаменте церкви были обнаружены подгнившие венцы, отчего она оказалась непрочной и склонной к разрушению. Вследствие этого, благочинный протоиерей Андрей Бедняков и церковный староста купец Николай Шайкин 7 июля 1814 года обратились к Астраханскому архиепископу Гаию (Токаову) с просьбой выдать им сборную книгу на построение нового каменного Введенского храма (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 46. - Л. 1). 30 июня 1817 года тем же лицам была выдана храмоздательная грамота (ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 25). 4 сентября 1818 года было заложено основание храма. Основные строительные работы вёл астраханский подрядчик Филипп Петров (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 46. - Л. 14), а главным жертвователем на строительство храма стал астраханский купец Иван Львович Михайловский (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 46. - Л. 32,33,34). После построения каменной трапезы в ней были устроены два боковых придела, которые были освящены: правый в честь Равноапостольных Константина и Елены 16 января 1819 года протоиереем Фёдором Александровым, а левый в честь Благоверного князя Александра Невского 19 января им же. Сам храм был закончен постройкой в 1822 году и освящён Астраханским архиепископом Авраамом (Шумилиным) 14 мая (ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов . Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 26). В 1872 году к колокольне Введенского храма с левой стороны была пристроена каменная палата для церковной ризницы, За роспись в храме живописцам было уплачено: “Авакиму 222 руб. Ивану Иванову 190 руб. Николаю 95 руб. Василию 70 руб. (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 29 (“Клировые Ведомости за 1874 г.”), - Л. 1941). В 1902 -1903 годах расширена была трапеза храма с обеих сторон, с перенесением обоих придельных алтарей на один уровень с центральным. Боковые приделы были освящены: правый в честь Фёдоровской иконы Божией Матери, а левый в честь Равноапостольных царей Константина и Елены.
ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ВИД ХРАМА
Введенский храм был построен по одному архитектурному плану с храмом Иоанна Златоуста, но многочисленные перестройки как в том, так и в другом храме со временем сильно изменили первоначальный облик церквей. Введенский храм архитектуры классической с двухъярусной колокольней в одной связи. Расписан он был в 1821 году иконописцем Авакимом с товарищами (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 46. - Л. 35). В 1903 году на расширенной части храм был заново расписан с подновлением прежней росписи. В 1912 году был сооружён новый центральный иконостас из фарфора, покрытый розовой и голубой эмалью с позолотой (Кузнецов А.И. Историческая Астрахань и её памятники: рукопись. - Астрахань, 1960 -1967. - С. 78. По свидетельству очевидцев, когда разбивали иконостас, звон стоял на всю округу. В Покровском соборе г. Астрахани до сих пор хранится одна из деталей иконостаса Введенской церкви, используемая как подставка под дарохранительницу. Сделана она из фарфора и покрыта разноцветной эмалью). В 1923 году Введенский храм был захвачен обновленцами и находился в их ведении до 1939 года. По свидетельству А.И. Кузнецова, этот храм сдал властям под гараж “обновленческий проходимец некто Рыбаков”. “Как-то ехал я на трамвае, - рассказывал Кузнецов в 1939 году. - Ко мне подошёл средних лет мужчина в хорошем пальто и шляпе и вдруг ни с того ни с сего обратился ко мне с такими словами: “По одежде и по портфелю вижу я, что вы человек с положением. Не можете ли вы указать мне, где бы я мог найти работу по должности начальника снабжения, завхоза, агента. Я бывший поп, долго морочил людям голову. Сам ни во что не верил. Надоело это мне, пошёл я на днях в горсовет и отдал ключи от церкви Введения, дескать, никому церковь не нужна. Теперь там - гараж”. Я спросил его фамилию, громко назвал его негодяем и подлецом и вышел из вагона” (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. - СПб., 1994. - С. 334). После своего закрытия Введенский храм был передан автошколе на арендных основаниях, а 4 августа 1953 года Астраханский облисполком своим решением постановил полностью переоборудовать церковное здание по ул. Грузинской, 27 под автошколу “Глававтотранскадры” (ГААО. - Ф. 3371. - Оп. 1. - Д. 8 (“Решения и распоряжения о переоборудовании церковных зданий”. 1951 -1955). - Л. 12). В результате этого переоборудования колокольня храма была снесена, а внутри церковь была изуродована многочисленными перегородками. Со временем здание церкви вследствие варварского использования начало постепенно разрушаться. Фундамент пришёл в негодность, связи нарушены, купол прогнил. В 1994 году Введенский храм был возвращён Православной Церкви, но до сих пор не может быть использован по назначению из-за крайне аварийного состояния. Были убраны только внутренние перегородки и расчищено от мусора пространство внутри храма. В 1996 году над храмом снова засиял крест. (Материалы взяты из книги “Астрахань. Храмы и монастыри”. Астрахань. 2002. Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епархия, Администрация г. Астрахани, Изд. “Новая линия” - по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского).
|
|
|