| История церквей села Камызяк В XVII веке на Волжских просторах протоках и рукавах, - неподалеку от Астрахани, - возникло более 10 учугов. Рядом с учугами обычно вырастал стан, на котором размещались хозяйственно — бытовые постройки. Впоследствии на месте этих станов возникли села рыбаков, существующие и поныне. Камызяк — один из учугов, подаренный царем Алексеем Михайловичем Романовым (Алексеем
Тишайшим) князьям Куракиным, которые заселили их ссыльными. В докладе рыбной конторы отмечается учуг Камызяк, - расстоянием от Астрахани 30 верст. Находится он на реке Камызяк, «которая пала из реки в море особою горловиной. На оной реке построен городок, в нем для приготовления и клади соляные, рыбные, икряные и клеевые амбары и рыбные вавилоны (башни) и для жительства рыбных людей строения, а через реку построена учужная забойка. Рыба ловится на оном учуге». Образование
учуга Камызяк относится ко времени правления Алексея Михайловича (1645 — 1676 г.г.), но упоминается и другая дата — 1560 г, времена правления Ивана Грозного. В церковной летописи записано «Камызяк происходит от татарского слова «КАМИСЯ» — «камыш, обильно росший вокруг стана». В 1722 г. в Астраханском крае побывал Петр I (который бывал здесь неоднократно и ранее). Он посетил Камызякский и Чаганский учуги, и «оные учуги отошли в казну государству и стали сдаваться в аренду
Астраханским купцам». В 1872 г. при арендаторе Муханове из села Камызяк ватага была перенесена на 20 верст ниже ближе к морю, а население так и осталось жить на месте стана. О доходах, богатстве учуга и стана можно было судить не только по росту населения, но и по пожертвованиям, которые делались Богу и церкви. С начала существования села, храмов в нем было три. Первый, - во имя Смоленской иконы Божьей Матери, второй — в память Апостола Силы и Силданьи, третий — во имя
Николая Чудотворца. Строились они на средства пожертвования владельцев учугов и зажиточного населения села. Камызяк считался богатым селом. Академик Озерецковский дополняет краткий очерк этого поселения: «при нем деревянные церкви, каменная одна, домов купеческих сорок». Из разных источников мы узнаем, что в Камызяке была построена первая церковь в XV1 веке, вторая — в 1760 г. — каменная, она просуществовала до 1804 г. В этом же году была построена новая церковь, в центре села
Камызяк, кладбище с захоронением священнослужителей, и церковь из белого кирпича – имени Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. В указе консистории № 348 от 1770 г. указано «попу Дорофею Фамену Камызякского учуга Смоленской церкви на то, чтобы разобрать ветхую Никольскую церковь, из этого же материала простроить дом для духовенства». В 1839 году была построена новая церковь, в 1868 году храм был расширен, к нему приделали пристрой во имя Святых
Апостолов Петра и Павла. Село не имело волости, являлось самоуправляемым, народ в нем был своевольный, - как Вы помните – из ссыльных. В Камызяке в 1875 г. существовала церковноприходская школа, где обучалось 15 мальчиков и 2 девочки. Со слов старожилов села Камызяк, в 1975 г. было записано: «В Камызяке — 3 церкви, одна белокаменная на бывшем сельском кладбище, Николая Чудотворца, небольшая, рядом с ней находились захоронения священнослужителей, о чем свидетельствуют факты. При
строительстве пожарной охраны (пожарной вышки) были обнаружены останки скелетов с церковной утварью. Деревянная церковь для бедных находилась в том месте, где сейчас располагается настоящее кладбище, и там же жили священнослужители. Имелся сад, в народе его называли - «поповский». В центре села, где сейчас стоит обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны, был огромный парк, в центре его была построена и открыта в начале 1917 года церковь, - Иконы Неопалимая Купина
или Смоленской Иконы Божьей Матери. Она была построена на пожертвования купцов, меценатов, зажиточных и простых людей села. Она была построена из красного привозного кирпича и была необыкновенно красива, с золочеными куполами, - высотой 75 метров. Церковь была ограждена небольшой кованной оградой. Вокруг неё росли деревья, цветы. Эту церковь сломали - по некоторым данным, - в период 1924—1930 годов. Со слов старожилов - супругов Поляковых, ее ломали 4 года,
причем, руководил всем этим сын церковнослужителя (вероятно, - из обновленцев, примкнувших вопреки призывам патриарха Тихона – к Советской власти). Колокола были отправлены на переплавку, а кирпич, оставшийся от церкви и не нужный более (часть его использовали для постройки школы) - продан в Калмыкию. Фундамент разрушенного храма остался в земле, т.к. полностью уничтожить его оказалось явно не в человеческих силах и Силы Небесные хранили его для будущего России. Рядом с
церковью находилось двухэтажное здание, пластинное — на первом этаже была церковноприходская школа, а на втором — жило духовенство. Сохранился с того времени этот дом и название – «Церковный переулок». Он находиться рядом с парком, где в настоящее время ведется строительство новой церкви — Иконы Смоленской Божьей Матери, Одигитрии, Путеводительницы.
Отец Мирослав, настоятель прихода церкви
Иконы Смоленской Божьей Матери в г. Камызяк /Были использованы фрагменты документов архивных данных, в том числе - воспоминаний старожилов села Камызяк Астраханской области/. |