| Предтеча – означает подготовительную стадию, предшествующую
основному, главному, событию. Во времена Его первого прихода в человечество, стадию предтеча осуществлял пророк Иоанн, в последствии и названный, как Иоанн Предтеча (John the Baptist). Стадия Предтеча была необходима для того, чтобы подготовить народ к приходу Божьего Посланника. Символом вступления в подготовительный период Иоанн избрал обряд погружения в воды реки Иордан. Подобно тому, как вода омывает тело, так и покаяние омывает душу. «Покайтесь, - говорил пророк, - ибо близко Царство
Небесное». Сайт «Фонда «ПРЕДТЕЧА»
(Икона. Конец 60-х - начало 70-х годов XVI века. Ярославль. Иконы с изображением Иоанна Предтечи получили особенно широкое
распространение на Руси в период царствования Ивана IV Грозного. Этот образ, возможно, был написан в связи с посещением царем Иваном IV Ярославля в 1571 году. Особенностью иконы является процветший крест в левой руке Иоанна Предтечи).
Место рождения Иоанна Предтечи. Эйн Карем - места с таким названием в Библии не значится, зато в Септуагинте упоминается некий поселок Карем, который отождествляется с Бейт а-Керемом – Бефкаремом (Иеремия 6:1).
С древних времен христиане совершают паломничества в этот поселок, расположенный в живописной долине Сорек, почитая его как место рождения Иоанна Крестителя, хотя Евангелия не уточняют, в каком именно иудейском поселке или городке произошло это событие. Единственное указание на место мы находим в Евангелии от Луки: “Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин” (Лк. 1:39). Вероятно, традиция
основывалась на преданиях иудео-христиан, почитавших здесь одну из частных усадеб, принадлежавшую когда-то иудейской священнической семье, а кроме того, этот городок, как нам сообщает игумен Даниил (см. ниже), в те времена назывался Орин, что по-гречески и означает “нагорная страна”, как и написано в оригинале у Луки: “ορεινην” (Лк. 1:39). Самое древнее из дошедших до нас упоминаний, свидетельствующих о почитании этого городка
как места рождения Иоанна Крестителя, относится к 530 году и принадлежит некоему архидиакону Феодосию, который оставил нам небольшое топографическое описание Святой Земли. Об авторе сего итинерария мы почти ничего не знаем, кроме того, что он был диакон или архидиакон и звали его Феодосий. Итак, относительно Эйн Карема, мы читаем у него довольно-таки скудную, но вполне точную информацию: “От Иерусалима до того места, где жила святая Елизавета, мать святого Иоанна Крестителя 5 миль”.
Первое наиболее подробное описание этого места составил в своем “Хождении” игумен Даниил, и вот что он пишет: “И от того манастыря (Креста) до дому Захаршна суть версты 4, и есть место то под горою, к западу лиць от Иерусалима. В тот дом Захариин святая Богородица в подгорие к Иелисавефи и целова Иелисавефь; и бысть, яко услыша Иелисавефь целованье Марьино, взыгрался младенець радущами в утробе ея и рече Иелисавефь: «откуду се прииде ко мне мати
Господа моего? Благословенна еси в женах и благословен плод утробы твоея. В том же дому Иоанн Предтеча родился есть. И есть ныне на месте том создана была церкви вверх; идуще в церковь ту, на левей руце, под малым олтарем, есть пещерка мала, и в той пещере родился Иоанн Предтеча. И есть место то было оделано гралом каменым все. А оттуда есть полверсты черес дебрь горы, в нюже гору прибеже Иелисавефь и рече: «горо,
приими матерь с чадом»! И абие разступися гора и прият ю. Слуги же Иродовы, иже гна в след ея, пришедше до места того, не обретоша ничтоже и возврвтишася томлены. И есть место то знати на камени том и до нынешняго дне. И есть над местом тем ныне создана церквица мала; исподи под церквицею тою пещерка мала и церквица другая, пред пещеркою тою приздана. Из тоя пещеры исходит вода добра зело и ту воду пила святаа Иелисавефь, с Иоанном, ту сущи в горе той;
ту бо есть была умертвия Иродова, ангел бо ю надбяше в горе той. И есть гора та велика вельми и лес по ней есть мног, и около ея дебри суть многи, и есть на запад от Иерусалима; имя месту тому – Орини. В ту же гору вбегл Давид пророк из Иерусалима, от Саула царя”. (Современная традиция почитает пещеру, где скрывался Давид, в ущелье Эйн Геди, близ Мертвого моря). В апреле 1166 года король Амальрих передает Святыню (грот рождества Иоанна Предтечи) в
распоряжение каноников Храма Господня, которые строят здесь укрепленный монастырь, не забывая при этом почитать и место убежища Елисаветы (см. церковь Посещения). О нем в 1185 году упоминает Иоанн Фока: “На этом месте есть небольшое укрепление, и храм водружен над пещерою, и в недрах этой пещеры совершилось рождение Предтечи и близ нее примерно на два выстрела из лука около верхней части горы, находится рассевшаяся скала, приютившая бегущую
мать Крестителя, державшую его еще младенца в своих объятиях, во время убиения младенцев Иродом”. После поражения крестоносцев Цалах эд-Дином в 1187 году все Горенские церкви и монастыри были покинуты и оставались беспризорными. На какое-то время верхняя церковь (“церквица мала”) была занята армянами, в церкви Иоанна Крестителя, по свидетельству многих пилигримов, мусульмане устроили конюшню. В 1420 году Эйн Карем посетил русский паломник иеродиакон
Зосима, который в своем “Путешествии” пишет: “И оттуду поидох в дом Захарьин, лезохом в подгорье; есть бо в том месте рождество Ивана Предтечи. И ту есть кладезь, а глаголют: коли девици испиют тое воды, а не сохранили девства своего, ино им уста позлатеют; сия же вода взов есть на облечение”. В 1621 году францисканцу Томасу Обисини удалось выкупить церковь Иоанна Крестителя, а в 1679-м францисканцы приобрели и вторую Святыню (церковь Посещения).
Сегодня Эйн Карем находится в юрисдикции Иерусалима и является одним из самых престижных и дорогих районов столицы.
Новый Завет содержит обширные сведения о личности и биографии пророка и крестителя Иоанна Предтечи, о его рождении, юности и служении.
“Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой череды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям
и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей череды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, – тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и
страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца
отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же вышед не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачла Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев, и говорила: Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. ...Елисавете же настало время
родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца, и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет; а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он
потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тот час разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех, живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря:
Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам и дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святый завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей.
И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа – приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милостию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира” (Евангелие от Луки. 1:5-25, 57-79).
Сама история о рождестве Иоанна Крестителя есть отражение в народном сознании той Божественной харизмы, которую являл собой Иоанн.
Люди увидели в нем нечто необыкновенное, неслыханное, что нельзя даже адекватно выразить словами, и одной из форм, в которой они пытались передать это подлинное чудо, были легенды, описывающие эту таинственную экстраординарную личность историями, способными поразить воображение слушателя. Сама фабула здесь достаточно банальна. Библия содержит тому много прототипов, как, например, рождение Исаака, Самсона, Самуила,
когда великие пророки рождались у престарелых, бесплодных, но праведных родителей, что само уже есть символ того, что сей ребенок – чудо. Но как выразить наглядно внутреннее величие человека, которым он одарен от рождения, когда далеко не все могут разглядеть признаки будущего величия в ребенке? Правда, эти невидимые простому глазу признаки чуда, видны людям проницательным и умудренным, таким, как Симон Праведный и Анна, увидевших в Младенце Христе спасение
Израиля, хотя ни Младенец, ни Его родители не совершили тогда в Храме никаких явных чудес. Каким был Иоанн Креститель в младенчестве никто, конечно, не помнил, даже никто толком не знал, кто он такой и откуда, иначе бы иудеи не присылали из Иерусалима священников и левитов спросить: “кто ты?” (Ин. 1:19), как они могли забыть сына первосвященника, рожденного при таких чудесных обстоятельствах? Но духовное видение верующих верно чувствовало, что факт
его рождения есть событие необыкновенное и чудесное, и вера помогла им услышать те слова, которые наиболее верно отражают значимость этого события. Личность Иоанна Крестителя бесспорно историческая, о нем даже упоминает Иосиф Флавий, и, по всей видимости, Иоанн при жизни пользовался большей популярностью, чем его Ровесник Иисус. Христос вышел на сцену истории тихо, неприметно, как бы Инкогнито, так же как Господь,
явившийся Илии в веянии тихого ветра (3 Цар. 19:12). Но сила этой Тишины превышает все громы и молнии небесные. “Слова, что приносят бурю – самые тихие. Мысли, что приходят кротко как голубь, правят миром” – сказал Заратустре таинственный голос в тихий час”. Всякая буря демонична, и только безмолвие Божественно. Потому-то Иисус и остался почти незамеченным современными Ему летописцами, а значит, и мир тогда о Нем много не говорил.
Заметили только поколение спустя, и не столько Его Самого со всеми Его делами и учениями, сколько плоды этих дел и учений. Обычно в истории бывает так: каждое поколение знает и поклоняется своим героям, но со временем интерес к ним начинает ослабевать, появляются новые герои, а старых и вовсе забывают. Только с Иисусом все случилось наоборот. С каждым поколением люди все лучше и лучше узнают Его. Я не думаю, что каждый из читателей
сможет много рассказать, например, об Иуде Галилеянине (Гавлоните), хотя в свое время он вызвал брожения в народе куда более сильные, чем едва услышанная Нагорная проповедь Иисуса или проповедь покаяния Иоанна Крестителя. Тот же Иосиф Флавий, например, посвящает Иуде Галилеянину и им основанной партии зелотов (Древн. 18, 1, 6 и др.) куда больше страниц на своих сочинениях, чем Иисусу и Иоанну Крестителю вместе взятым. Так и сейчас, чем мельче интриган, тем выше он стремится поставить себе
памятник при жизни или прославить себе подобных ничтожеств.
Сергей Баландин «ПЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ» ОПИСАНИЕ СВЯТЫХ МЕСТ В ИЗРАИЛЕ С КОММЕНТАРИЯМИ И РАЗМЫШЛЕНИЯМИ geospel.com
Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).
А кстати, описанное в Новом Завете рождение и вообще появление на свет Иоанна Крестителя очень напоминает рождение Божией Матери – Девы Марии, - также от престарелых родителей, считавшихся неплодными, в преклонном их возрасте, когда уже и надеяться на такое чудо как рождение ребенка было нельзя, - их молитвы были услышаны и Господь явил чудо народу Израиля.
Мать Иоанна Крестителя была сестрой матери Девы Марии, то есть приходилась Божией Матери - тетей, и именно к ней, к своей тетке пришла Богоматерь, поняв, что носит в себе непорочно зачатого ребенка, надежду Израиля, Господа нашего Иисуса Христа. Таким образом, Иоанн Предтеча приходится родственником Иисуса Христа в его земной жизни.
По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его
окрестностях, так же как и рожденный через полгода после него Иисус Христос. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.
Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение,
люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом. Иоанн Предтеча и сам понимал, что он лишь «приготовит пути Господу, прямыми сделает стези его», так как говорил тем, кто спрашивал у Иоанна, - не он ли тот мессия, кого ожидает народ, -
что он крестит лишь водой, но грядет сильнейший его, который будет крестить огнем и Духом Святым, и он недостоин даже понести обувь его и завязать ремни на его сандалиях. Однако, услышав о Иисусе Христе, Иоанн послал своих учеников, - также узнать, - не Мессия ли Он, на что Господь ответил ученикам Иоанна, - что немые начинают говорить, умершие воскресают, прокаженные очищаются, и бесы, подчиняясь Силе Божией, - оставляют человека,
мучимого ими, - это ли не ответ на их вопрос. По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос.
Иоанн, увидев Господа, вопрошал – «Ты ли пришел креститься у меня», подразумевая, что как же он будет крестить Бога, на что Иисус ответил: «Оставь теперь, должно исполниться все, сказанное пророками». Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: “Сей есть Сын Мой возлюбленный... ”. Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: “Вот Агнец Божий,
который берет на Себя грехи мира”. Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра). Так же как у Иисуса Христа, у Иоанна Предтечи были ученики, и учение его было столь же строгим, как и его служение, он сурово обличал нравы, бытующие в обществе, - «Порождения ехиднины! Кто надоумил вас бежать от праведного суда?», - говорил он грешникам, фарисеям,
книжникам (законникам), и естественно, не приобрел особой популярности среди власть имущих и лицемеров. Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал. Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за
незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом. В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя.
Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.;
его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение. Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном),
дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце. Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел
это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи. О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: “Из рожденных женами не
восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя”. Иоанн Креститель прославляется Церковью, как “ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас”. Причем, после гибели Иоанна, ученики Иисуса Христа задавали ему вопрос: как же было сказано у пророков, что перед приходом Мессии должен был явиться Пророк Илия? На что Господь
отвечал им, что Илия и являлся, но не был узнан народом, и они поступили с ним как хотели, - явно подразумевая Иоанна Предтечу.
Молитвы Иоанну Предтече
Молитва первая Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и
пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления, не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити, иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.
Молитва вторая Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои
Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех,
ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но
возстави мя, низверженнаго многими грехи. Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно. Очисти мя, грехами оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь. Жития святых |