Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу: http://astrsobor.ru/ | |||||||||||||||||||||||||||||
СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР День памяти 28 июля. Владимир княжил в Киеве с 982 по 1015 год. Бабушка его, княгиня Ольга, стала христианкой, но отец, храбрый и воинственный князь Святослав, не захотел принять новой веры. Язычником вырос и Владимир. Править он начал с 17 лет…. Незадолго до смерти князь Святослав разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний, Олег, - землю Древлянскую, а младший, Владимир, - Новгород. Вскоре после смерти Святослава между братьями начались распри, в результате которых Владимир стал единодержавным князем Руси. Первые шесть лет своего княжества он провел в походах, предводительствуя дружиной лично и объединяя Русь. При нем все славянские племена от Карпат и Немана и города Городен (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги стали составлять одно целое - Русскую Землю и называться русскими. Он осуществил несколько удачных военных походов: завоевал Галицию (Червонную Русь), смирил вятичей и радимичей, победил камских болгаров, успешно воевал с печенегами, и, таким образом распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. По примеру хазарских каганов (мусульман) у князя Владимира было, кроме пяти жен, множество наложниц. Утвердив свою власть, великий князь Киевский Владимир всячески старался упрочить на Руси язычество - многобожие, культ стихийных сил природы. Он установил на киевских холмах идолов, которым приносились жертвы. Он любил военные походы, горячие бои, веселые пиры со своей дружиной, у него было много жен, которых он часто забирал силой. Строго соблюдал он свои языческие законы и приносил щедрые дары богам. Годы шли, и Владимир стал все чаще задумываться о жизни, о смерти, о вере. Языческая вера больше не удовлетворяла его. Князь Владимир.
В 983 году, после удачного похода на ятвягов, князь Владимир, по обыкновению, решил принести жертву идолам. Бояре бросили жребий, павший на Иоанна, сына варяга Феодора, который был христианином (со времени княгини Ольги в Киеве при храме во имя пророка Божия Илии существовала христианская община). Феодор отказался отдать своего сына-христианина в жертву идолам, сказав княжеским воинам: "У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, Который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека…". Разъяренная толпа киевских язычников разрушила дом варягов, под обломками которого Феодор и Иоанн приняли мученическую кончину (память 12 июля). Предсмертные слова святого Феодора, переданные великому князю Владимиру, произвели на него сильное впечатление. Душа князя, взыскуя истинную веру, не находила покоя. Владимир начал открыто сомневаться в истинности языческих божеств . Узнав об этом, в Киев стали приходить проповедники из разных стран. Владимир принял у себя болгар-мусульман, немецких католиков, иудеев из Хазарского каганата и греческого православного философа. После этого он решил испытать каждую веру на месте, для чего избрал 10 мужей и послал их к мусульманам, латинянам и грекам. Самое сильное и благоприятное впечатление произвело на послов богослужение в константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией. "И не знаем мы - на небе мы были или на земле, ибо на земле нельзя видеть такой красоты", - рассказывали послы по возвращении в Киев. Выслушав их, Владимир решил принять христианство от православных греков, как это сделала его бабушка Ольга. Но Владимир был еще язычником по нраву и хотел завоевать новую веру силой. Выбор веры
От греческих императоров он потребовал, чтобы они выдали за него замуж свою сестру, а когда царевна побоялась идти замуж за дикого варвара, он объявил войну грекам и занял греческий город Корсунь. Императоры уговорили сестру выйти замуж за князя, но гордый Владимир не захотел ехать креститься в Византию, а потребовал, чтобы священники и царевна приехали к нему в Корсунь. Но тут жизнь Владимира изменилась для него совершенно неожиданно. Летопись рассказывает, что еще до приезда царевны у Владимира началась тяжелая болезнь глаз, так что он ничего больше не мог видеть. Можно представить себе его отчаяние! Приехавшая царевна Анна пожалела Владимира и сумела убедить его, что крещение в христианскую веру исцелит его от слепоты духовной и телесной. Владимир крестился и прозрел.
Крещение князя Владимир
В духовном восторге он воскликнул: "Теперь я узрел Бога Истинного!". Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной. В качестве выкупа за жену князь возвратил Херсонес Византии, построив в нем храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В Киев князь Владимир вернулся вместе с княгиней Анной, константинопольскими и херсонесскими священнослужителями, взяв с собой богослужебные книги, иконы, церковную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского (†101; память 25 ноября), и его ученика Фивы. Таким образом, упрочились династические и межгосударственные связи между Русью и Византией. После крещения Владимир вернулся на родину, в Киев, с женой и со многими священниками, которые везли с собой церковные книги, написанные по-славянски, чтобы учить киевлян христианской вере. По возвращении в Киев князь Владимир крестил 12 своих сыновей. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и истреблению языческих идолов. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства. Некоторые киевляне принимали святое Крещение сразу, другие колебались.
Великий князь Владимир назначил определенный день всенародного крещения (по некоторым сведениям 1 августа 988 года) и объявил: "Аще кто необрящется заутра на реке, богат ли, или убог, или нищ, или работен, противен мне да будет!" Только самые закоренелые язычники воспротивились этому повелению великого князя и бежали из Киева. Большинство киевлян явилось на то место, где приток Днепра река Почайна сливается с Днепром. Таинство святого Крещения было совершено над множеством киевлян священнослужителями во главе с первым Киевским митрополитом Михаилом.
Крещение Руси После принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы. Русские летописи сообщают, что князь Владимир особенно заботился о духовном просвещении народа: "И повелел попам по городам и селам приводить людей к крещению и детей учить грамоте, ученью книжному…" В храмах, устрояемых по велению князя, богослужение совершалось по православному чинопоследованию на понятном народу родном словянском языке, по книгам, которые еще за столетие до того были переведены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, первоучителями Словенскими (память 11 мая). Благодаря этому храмы Божии становились всенародными училищами веры, а вера Христова мирно и сравнительно быстро распространилась по всей Руси. Святое Крещение приняли после Киева жители Новгорода, Смоленска, Полоцка, Турова, Пскова, Луцка, Владимира Волынского, Чернигова, Курска, Ростова Великого и других русских городов. Апостольская ревность великого князя Владимира простиралась так далеко, что он посылал христианских проповедников на берега Двины и Камы, в степи диких печенегов и половцев. Труды великого князя Владимира и первых киевских митрополитов Михаила и Леонтия, верных его сподвижников, дали замечательные плоды. Уже к концу X века на Руси уже были свои епископы, священники и диаконы, значительно возросло количество грамотных людей всякого возраста и звания. Русь приобщалась к более передовой христианской культуре и цивилизации, вошла в семью христианских народов Европы. После крещения князь Владимир стал совсем другим человеком, таким добрым и милостивым, что народ прозвал его «Красным Солнышком». Он не хотел больше воевать, ему стало тяжело казнить смертью даже разбойников и преступников. На княжеском дворе он стал устраивать угощения для всего народа, а больным велел развозить по домам хлеб, мясо и мед. Он хотел, чтобы на Руси не было больше нищих и голодных. Владимир выписал из Византии художников, архитекторов и учителей. В Киеве был построен храм и устроена школа, где обучались мальчики, чтобы стать русскими священниками. Блаженная кончина святого равноапостольного великого князя Владимира наступила 15 июля 1015 года в селе Берестове, близ Киева. Погребен он был в Десятинном храме. При великом князе Ярославе Мудром (†1054) Русская Церковь уже почитала память святого князя Владимира, просветителя Руси. Во время монголо-татарского нашествия честные останки святого князя Владимира были погребены под развалинами Десятинного храма. В 1635 году они были обретены. Честная глава его покоилась в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры.
Святому равноапостольному князю Владимиру молятся от всякого зла, об избавлении от смертоносных болезней, о спасении от врагов, напастей и бед.
«Частица мощей святого равноапостольного князя Владимира недавно была доставлена в Киево-Печерскую лавру митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Мощевик для нее будет установлен в Успенском соборе лавры, где раньше стояла голова святого и где год назад установили мемориальную доску с иконой князя, сообщает www.interfax-religion.ru Митрополит поздравил и благословил верующих, которые с молитвами и песнопениями пришли на церемонию торжественной встречи мощей. По информации правоохранительных органов, накануне в лавре собралось около тысячи паломников 28 июля Православная церковь отмечает день памяти святого равноапостольного князя - крестителя Руси. На днях митрополит Владимир обратился к президенту Украины Виктору Ющенко с открытым письмом, в котором просил сделать этот день национальным праздником. Князь Владимир был похоронен в Десятинной церкви. Его мощи спустя несколько веков, в 1635 году, были найдены во время раскопок. Поначалу святыня хранилась в церкви Спаса на Берестове, а через год их перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Часть мощей святого митрополит Петр (Могила) передал в Свято-Успенский собор Московского Кремля. Накануне празднования 1000-летия крещения Руси их передали в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону, и теперь их частицу вновь привезли в Украину. Перед второй мировой войной известный скульптор-антрополог отвез мощи из Киева в Ленинград, чтобы воссоздать исторический образ князя Владимира. Во время войны они исчезли. Научный коллектив Киево-Печерского историко-культурного заповедника вместе с Украинской церковью проводит поиски потерянной святыни, но пока безрезультатно».
В Астрахани прекраснейший собор был освящен во имя Великого князя Владимира, однако история уготовила ему нелегкую судьбу. Пожалуй так как над этим храмом ни над каким другим не измывались в годы Советской власти…. Там были и склады, и овощехранилище, и автовокзал… Однако в последние годы, когда храм вновь был передан Русской православной церкви - Астраханской Епархии, - он вновь занял свое достойное место в благоуханном венке православных храмов нашей земли.
Молитва СВЯТОМУ РАВНОАПОСТОЛЬНОМУ ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ
(во святом крещении Василий)
О великий и преславный угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире, святое и великодейственное орудие всеблагаго промысла о спасении народа российскаго: ты бо, оставлъ зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во единаго истиннаго триипостаснаго Бога, и восприяв святое крещение, просветил еси светом божественныя веры и благочестия царство Российское. Славяще убо и благодаряще премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим и благодарим и тя, великий пастырю и отче наш, яко тобою познахом спасительную веру Христову, и крестихомся во имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою же верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диавола и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования небеснаго блаженства. Ты еси первейший наш вождь к начальнику и совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу: ты еси ближайший предстоятель пред престолом Царя царствующих, и теплый молитвенник и ходатай о царстве Всероссийстем, о царех его, народоправителех, и о всех людех; ты еси и первейший виновник благословений и милостей Божиих, почивающих на нем. И что еще речем; не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний твоих, излиянных на нас недостойных. Но, о неразумия и ослепления нашего: приемше толикия благодеяния, ни во что же вменихом я и отщетихомся спасительных плодов их. Омывшеся бо от греха в купели крещения и облекшеся в одежду чистоты и невинности, осквернихом сию богоданную одежду студными деяньми и помышленьми нашими: отрекшеся сатаны и ангелов его, паки порабощаемся ему, служаще идолом страстей наших, миру, плоти и злым обычаем века: сочетавшеся Христу, выну оскорбляем Его беззаконии нашими, многообразными язвами гордости, зависти, злобы, злословия, невоздержания и презорства ко святей Церкви: прилепихомся всецело к суетным благом, аки мняще во веки пребывати на земли: не помышляем о небе, о души, о смерти, о суде, о нескончаемей вечности. Сего ради воздвизаем на ся праведный гнев и осуждение Божие, купно же оскорбляем и преогорчеваем твою отчую любовь и попечение о нас: ты бо просветил еси нас святым крещением, во еже способствовав нам к получению небеснаго блаженства и земнаго благодействия: мы же, неразумнии, злым произволением нашим сами себе подвергаем адовым мукам и временным бедствием. Но, о всеблагий отче и просветителю наш: милостив буди к нашим немощем, долготерпелив ко грехом и неправдам нашим: умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, имиже весть судьбами: да всадит в сердце наше спасительный страх свой, да просветит своею благодатию ум наш, во еже узрети нам бездну погибели, в нюже стремимся, оставити стези нечестия и заблуждений, обратитися же на путь спасения и истины, неуклонно исполняти заповеди Божии и уставы святыя Церкве. Моли, благосерде, человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменник, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла: да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли: да свободит страждущую страну Российскую от лютых безбожник, и да возставит престол православных царей, да дарует им победу на враги, да исполнит вся благая желания их: да оградит престол мудрыми и верными деятельми, да сохранит в судящих и начальствующих правду и милость: да даст духовным пастырем непорочность жития и ревность о спасении пасомых, всем же людем усердие в исполнении своих обязанностей, взаимную любовь и единомыслие, стремление ко благу Отечества и святыя Церкве: да распространит свет спасительныя веры в царстве нашем во всех концах его: да обратит к правоверию неверующих: да упразднит вся ереси и расколы: да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
Использованы материалы: КУЛОМЗИНА С.С. - Жития святых <http://www.cdrm.ru/kerigma/metod/kulomzin/zitiya/2.htm>
Православие и современность http://www.eparhia-saratov.ru/txts/holidays/05np/07/0728.html
Иконы http://www.ikony.ru/product343_inquire.html
Сайт Храм Святого Равноапостольного князя Владимира http://kv.orthodoxy.ru/index2.htm?Xram/IconsVladimira/MiniIcons.htm
Христианское новостное агентство на www.invictory.org
|
|