Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу: http://astrsobor.ru/ | |||||||||||||||||||||||||||||
СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ ИКОНОПИСЕЦ АНДРЕЙ РУБЛЕВ День памяти: 4 (17) июля Исторические сведения о преподобном Андрее Рублеве крайне скудны. О происхождении его ничего не известно. Некоторый свет на этот вопрос может пролить наличие у него прозвища (Рублев), которое сохранилось за ним в монашестве. По-видимому, Рублев - это родовое прозвище, то есть фамилия. Оно имеет характерное для русских фамилий окончание. В XIV-XV вв., то есть в эпоху преподобного Андрея, а также значительно позже фамилии носили только представители высших слоев общества, что заставляет предполагать его происхождение из образованных кругов. Кроме того, источники отмечают его необыкновенную мудрость, о чем свидетельствует и его творчество. Год рождения преподобного Андрея неизвестен. Предполагают, что он родился около 1360 года. Этот год является условной датой, официально принятой в современной исторической науке. Если считать, что он был еще сравнительно молодым человеком в 1405 г., когда его имя впервые упоминается в летописи, дата может быть отодвинута к 70-80 гг. XIV в.: В летописной записи он упоминается на последнем (третьем) месте и, следовательно, был младшим из мастеров. Обучение начинали с раннего детства и профессионализма достигали рано. Исключительно высокое качество творений преподобного Андрея и глубокое проникновение в духовный смысл изображения, что особенно для него характерно, заставляет выдвигать вопрос о том, где мог учиться преподобный Андрей живописному мастерству.
В настоящее время стало возможным считать, что святой Андрей мог в ранний период своей жизни учиться и работать в Византии и Болгарии. В самом деле, многие русские посещали балканские страны, Афон, Константинополь, Святую землю и нередко оставались там на более или менее продолжительное время. Так, Афанасий Высоцкий, ученик преподобного Сергия и лично, несомненно, известный преподобному Андрею, провел в Константинополе целых 20 лет, трудясь вместе с группой других монахов над переводами и переписыванием творений отцов Церкви. В Константинополе имелись и иконы русских святых, в частности, была там икона святых Бориса и Глеба. Там также писали иконы специально по заказам Русской Церкви: так, уже упомянутый Афанасий Высоцкий в 1392 г. доставил на Русь знаменитый "Высоцкий чин" - ряд деисусных икон, написанных специально для основанного им Серпуховского Высоцкого монастыря. Все специалисты согласны в том, что святой Андрей должен был знать эти иконы. Известно, что иконописцы иногда сопровождали послов, отправляемых в Царьград. В наследии святого Андрея имеется изображение греческого морского судна (во фреске "Земля и море отдают мертвых", Владимирский Успенский собор, 1408 г.), мачты, реи, корпус корабля, флаг на корме - все написано с таким живым знанием конструкции корабля, какое трудно представить в сухопутной Руси. Можно предположить одно из двух: либо святой Андрей видел сам такие корабли, то есть был на море, Либо перенял эти сведения от своего наставника - художника греческого происхождения. Согласно одной из гипотез, святой Андрей - ученик знаменитого Феофана Грека. Эта гипотеза основана на том , что в записи 1405 г. их имена упоминаются совместно, причем первым идет Феофан. То, что Феофан оказал определенное и, может быть, немалое воздействие на святого Андрея, можно считать несомненным, хотя бы в силу того, что они работали какое-то время вместе и более молодой Андрей, конечно, внимательно наблюдал, как работает знаменитый грек. Однако никаких указаний на более тесное их сотрудничество нет. Наоборот, то, что в записи 1405 г. между ними упомянут еще один мастер - старец Прохор с Городца, не имеющий отношения к Феофану, - скорее говорит об отсутствии тесных контактов между Феофаном и святым Андреем. Несомненно при этом, что святой Андрей был во всеоружии культуры своего времени. Подвижный образ жизни и сам характер Феофана также говорят скорее против возможности систематических занятий. Такое образование, дающее возможность проникновения в духовную глубь явлений, скорее всего можно было получить в соответствующей среде, в первую очередь в Византии. Таким образом, приведенная гипотеза о греческом образовании преподобного Андрея не лишена основания. Святой Андрей жил в эпоху крупных исторических событий. Он был свидетелем и, возможно, участником этих событий, часто очень тяжелых для Руси. В 1380 г. произошла кровопролитная битва на Куликовом поле, положившая начало освобождению Руси от татарского ига. Через два года Москва была разорена и сожжена Тохтамышем. Вполне вероятно, что эти и другие подобные потрясения повлияли на выбор монашеского пути, сделанный святым Андреем.
В 1395 г. Русь подверглась новому нашествию - на этот раз на нее обрушились полчища Тамерлана. Несмотря на готовность Великого Князя Василия Дмитриевича дать отпор врагу, шансов на победу было очень мало ввиду колоссального численного превосходства войск противника. Оставалась одна надежда на заступничество Божией Матери. В Москву из Владимира была принесена чудотворная икона Владимирской Божией Матери. Весь народ во главе с митрополитом Киприаном вышел встречать святую икону на место, где впоследствии в память этого события был основан Сретенский монастырь. Церковь призвала всех к молитве, посту и покаянию. Произошло чудо: Матерь Божия явилась Тамерлану (Темир-Аксаку) во сне и грозно запретила ему идти на Москву. Дойдя до Ельца, Тамерлан повернул обратно и исчез так же внезапно, как и появился. Вскоре после этого святой Андрей написал копию с образа Божией Матери Владимирской по благословению митрополита Киприана. Место пострижения святого Андрея достоверно неизвестно. Но вся его жизнь связана с двумя монастырями - Троице- Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к концу XVI в., видит в святом Андрее духовного сына преподобного Никона Радонежского. Однако современные исследования показывают, что постриг он принял, скорее всего, в Спасо-Андроникове монастыре. Эти две версии не противоречат по существу друг другу, поскольку оба монастыря были тесно связаны между собой; очевидно, что святой Андрей был в послушании у преподобного Никона, когда трудился в Троицком монастыре, и воспоминания об этом, естественно, сохранились. Поскольку же инок Андрей постоянно выполнял заказы митрополита и Великого Князя, естественно было ему находиться, так сказать, "под рукой", то есть в одном из московских монастырей, а именно - Спасо-Андроникове. Возможно, однако, что неизвестные нам более ранние отношения связывали святого Андрея с обителью преподобного Сергия. По духу святой Андрей является несомненным учеником святого Сергия. Но и пребывая в Спасо-Андрониковом монастыре, инок Андрей жил в духовной среде учеников преподобного Сергия, с которыми он тесно общался во время своих поездок, связанных с выполнением заказов. Кроме преподобного Никона, он, по-видимому, знал святого Савву Сторожевского, поскольку на рубеже XIV-XV вв. работал в Звенигороде и несколько позднее в самом Саввино-Сторожевском монастыре. Он должен был знать и племянника преподобного Сергия, святителя Феодора, архиепископа Ростовского, некоторое время игуменствовавшего в Симонове монастыре, по соседству с Андрониковым монастырем. Другой игумен этого монастыря и собеседник преподобного Сергия святой Кирилл ушел в 1392 г. на Белое озеро, но как личность и он, несомненно, был известен иноку Андрею. Наконец, непосредственным учеником преподобного Сергия был преподобный Андроник, основатель и первый игумен монастыря. Связи с Троице-Сергиевым монастырем были постоянны и разнообразны. Из Троицкого монастыря в Спасо-Андроников переходили некоторые монахи. Среди них был Ермола-Ефрем, давший средства на постройку каменного храма и будущий игумен, с которым инок Андрей также находился в тесных отношениях. Святой Андрей знал, несомненно, и Епифания Премудрого, непосредственного Сергиева ученика, записавшего первоначальные сведения об Андроникове монастыре и оставившего сведения о Феофане Греке. Об иноке Андрее Епифаний ничего не написал, что вполне естественно, поскольку повествовал о прошлом, хотя и недавнем, а не о современниках. Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что и позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства. Кроме Епифания Премудрого инок Андрей хорошо знал и других высокообразованных людей своего времени, с которыми тесно общался. Среди них, в первую очередь, следует назвать святителя Киприана, митрополита Московского. Иноку Андрею был близок духовный мир святителя Киприана, который прошел школу афонского монашества. Общение с ним было достаточно тесным, поскольку в нем был заинтересован не только преподобный Андрей, но и святитель Киприан, привыкший к интеллектуальной атмосфере Византии и выделявший поэтому наиболее духовных и образованных русских в Москве. Через это общение духовная генеалогия преподобного Андрея восходит к обеим главам афонского исихазма, так как митрополит Киприан был учеником святого Патриарха Филофея, ученика святителя Григория Паламы и родственником (как предполагают) святителя Евфимия, Патриарха Тырновского, ученика святителя Феодосия Тырновского, ученика святого Григория Синаита. Возношение "ума и мысли" к "невещественному и божественному свету" от созерцания святых икон ("возведение чувственного ока") - эта совершенно исихастская характеристика была не случайно дана святым Иосифом Волоцким преподобному Андрею и его "сопостнику" Даниилу. Ей, вероятно, найдется не очень много аналогии в русской агиографии. Несомненно, инок Андрей хорошо знал и святого митрополита Фотия, заменившего умершего митрополита Киприана в 1409 г. Это следует со всей очевидностью хотя бы из того, что Андрей и Даниил к приезду Фотия расписывали в 1408 г. кафедральный митрополичий собор во Владимире. Фотий также принадлежит к числу высокообразованных, духовных и деятельных иерархов, ему принадлежит ряд посланий, которые инок Андрей, несомненно, знал. "Всех превосходящий в премудрости зельне", по выражению преподобного Иосифа, инок. Андрей хорошо знал творения многих святых отцов и учителей Церкви. Ему, несомненно, были известны творения святого Дионисия Ареопагита, переведенные на славянский язык в XIV в. афонским монахом Исайей по поручению высшей церковной власти в связи с исихастскими спорами. Ему были близки и творения святого Григория Синаита, доступные русскому читателю. В круг чтения просвещенного человека и, несомненно, святого Андрея входили "Богословие" Иоанна Дамаскина, "Шестоднев" Иоанна Экзарха, "Палея толковая" и другие творения православных писателей и. отцов Церкви. В 1408 г., как сообщает летопись, преподобный Андрей и Даниил расписывают Успенский собор во Владимире. Под этим годом летописи указывают: "Того же лета маиа в 25,начата бысть подписывать великая и соборная церкви Пречистыя Володимирская повелением Великого Князя, а мастеры Данило-иконник да Андрей Рублев". В коротком летописном сообщении обращает внимание, что указана дата начала росписи. Это исключительный случай. Очевидно, росписи придавалось огромное значение, что объясняется ожиданием приезда из Константинополя нового митрополита, которым, после смерти Киприана в 1406 г., стал Фотий (в 1409 г.). Владимир продолжал считаться городом - резиденцией митрополита, а городской собор соответственно являлся кафедральным собором. Поэтому митрополичий собор должен был обладать росписями, достойными высокого посланца Константинопольской Церкви, и показать не меньшее достоинство Русской Церкви. Иконописцы, таким образом, осуществляли своего рода "представительскую миссию", причем задача их была очень трудной, если учесть исключительно высокие требования греческой Церкви того времени к церковному искусству, требования, в первую очередь, духовного свидетельства Истины в искусстве, а отсюда и его качества. К тому же, ожидаемый митрополит сам по себе был, без сомнения, хороший знаток и ценитель церковного искусства, что следует из его константинопольского воспитания. Высокая миссия была доверена Даниилу Черному и преподобному Андрею, который упоминается вторым, как более младший. Иконописцы достойно выполнили возложенное на них послушание. В 1408 г. инок Андрей впервые упоминается вместе со своим "сопостником" Даниилом Черным, также ведшим высокую духовную жизнь. С этого года мы знаем о тесной духовной связи двух иконописцев-подвижников, продолжавшейся до самой их смерти, около 20 лет. Красноречивые, хотя и краткие свидетельства о духе Христовой любви, соединявшей их, показывает высочайший образец этой любви, подобной тому, что мы встречаем в сказаниях о древних подвижниках христианского Востока. Предание о тесных духовных узах святого Андрея и Даниила бережно сохранялось на протяжении XV века и было записано святым Иосифом Волоцким со слов бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря Спиридона. Приведем широко известный текст: "Поведаше же нам и се честный он старец Спиридон... чюднии они пресловущии иконописци Даниил и ученик его Андрей... толику добродетель имуще, и толико потщение о постьничестве и о иночьском жительстве, оноже им божественный благодати сподобится и толико в божественную любовь предуспети, яко никогдаже о земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и божественному свету, чювьственое же око всегда вьзводити ко еже от вещных вапов, написанным образом Владыки Христа и Пречистыя Его Матере и всех святых, оно и на самый праздник светлого Воскресения на седалищах седяща, и пред собою имуща всечест-ныя и божественныя иконы, и на тех неуклонно зряща божественный радости и светлости исполняху(ся); и не то что на той день тако творяху, но и в прочая дни, егда живописательству не прилежаху. Сего ради Владыко Христос тех прослави и в конечный час смертный: прежде убо преставися Андрей, потом же разболеся и спостник его Даниил, и в конечном издхъновении сый, виде своего спостника Андрея в мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное лоно и бесконечное блаженство". Приведенное краткое сказание святого Иосифа доносит до нас удивительно светлый образ двух подвижников-художников, истинных иноков и аскетов. Они "предуспели" в божественной Любви, которая открылась им и привлекла их себе. Стяжанием великой божественной благодати преподобный Иосиф объясняет их полный уход от всякого земного попечения, "яко никогда же о земных упражнятися". Выше уже говорилось об их подлинно исихастском опыте. Святой Иосиф кратко излагал их опыт отношения к иконописи, который является подлинно духовным опытом, научающим нас правильному восприятию образа. Созерцание икон для них является праздником, исполняющим сердце "божественной радостью и светлостью", поскольку возводит ум "от вещественных вапов", то есть от материального, огрубленного, недвижимого подражания к невещественному, источающему жизнь мира Первообразу. Отсюда и особое значение иконы как свидетельства об истине, отсюда и особо проникновенное отношение к каждому движению кисти. Феофан писал свои образы на стенах так, что одним взглядом можно было охватить всю роспись церкви: фигуры святых были просты, величественны. Святые глядели с них строго и грозно. Андрей Рублев любовался работой Феофана, но ему хотелось писать иконы иначе. Все свои силы, весь свой талант вложил Рублев в эту работу, но не успел он закончить росписи собора, как город был снова разрушен татарами. Хуже того - татары пришли по зову одного из русских князей, задумавшего стать князем во Владимире. Когда город был взят, в соборе заперлись оставшиеся жители - женщины, дети, раненые, старики. С пением молитв ждали они гибели. Наконец, сломаны были тяжелые двери собора. Конные и пешие, татары и русские ворвались в собор, топтали людей, убивали их, жгли все, что могло гореть. Многие кончили жизнь в тот день, молясь апостолу Петру, ведущему праведников в рай (работа Рублева). Андрей Рублев не погиб, но труды его, казалось, погибли. Вернувшись в Москву, узнал он, что и родной его дом - Троице-Сергиевский монастырь - тоже разрушен татарами. Но русские люди снова стали восстанавливать разрушенные церкви. Рублева позвали писать икону Святой Троицы в новой церкви над могилой его духовного отца Сергия Радонежского. Икона эта была его лучшим произведением, и он говорил, что написал ее, чтобы «люди, смотря на единство Святой Троицы, побеждали злобу и ненависть, разделяющие мир. Святая Троица на иконе изображена в виде трех ангелов, явившихся Аврааму возвестить рождение обещанного ему сына и наследника Исаака. Но самое главное, что показывает эта икона - это единство самого Бога - Святой Троицы. Два Ангела, которые являют Сына и Святого Духа, склонили головы, внимая третьему - Отцу. За престолом, вокруг, которого они сидят, есть еще место спереди. Оно уготовано святым, всей Христовой Церкви, нам... Этой чудесной иконой Господь приглашает нас разделить с Ним Его радость, усыновить нас, сделать нас наследниками Его царства. Рублев умер в Андроникове монастыре в Москве в 1430 году.
"Сего ради", то есть ради столь высокого и столь духовного образа жизни "Владыко Христос тех прослави и в конечный час смертный". Уже после кончины святого Андрея его "сопостник" Даниил, не разлучавшийся с ним в сердце своем и по смерти, умирая, получает откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии небесном: "...Виде... Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное лоно и бесконечное блаженство". Это особенно важное свидетельство приводится также в несколько иной редакции, в "Житии святого Никона Радонежского", составленном Пахомием Логофетом: "Егда бо хотяше Даниил телесного союза отрешитися, абие видит возлюбленного ему Андрее, в радости призывающа его. Он же, яко виде его, желаше зело, радости исполнися; братиям престоящим поведа им спостника своего пришествие и абие предаси дух...". Таким образом, мы имеем два указания о посмертной славе святого Андрея. Младший в земной жизни, он оказывается старшим в духовном мире и как бы принимает душу праведного Даниила при ее разлучении с телом. Местом вечного упокоения обоих подвижников стал Спасо-Андроников монастырь. На протяжении XVI-XVII вв. память обоих иконописцев, в первую очередь святого Андрея, была окружена глубоким почитанием. В середине XVI в. Стоглавый собор возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ "Святой Троицы" как писал Андрей Рублев и "пресловущие греческие живописцы". Таким образом, святой Андрей поставлен в один уровень с теми "пресловущими", хотя в подавляющем большинстве безвестными византийскими художниками, которые выработали православный канон иконописи. Можно также думать, что идеальный образ иконописца, начертанный в 43-й главе Стоглава и широко распространившийся через иконописные подлинники, в немалой степени вдохновлен преданием о святом Андрее, хорошо известном отцам собора.
Свидетельство о духовном признании святости преподобного Андрея находим в строгановском "Иконописном подлиннике" (кон. XVI в.). Этот подлинник был составлен, по-видимому, в среде придворных иконописцев и пользовался самым широким влиянием и авторитетом. Подлинник сообщает: "Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные... а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу..." Здесь святой Андрей именуется преподобным (как, несколько ниже, и Даниил), все его иконы признаются особо благодатными; указывается на его принадлежность к духовной традиции святых Сергия и Никона. Имя святого Андрея (вместе с Даниилом) встречается и в древних месяцесловах. На миниатюрах рукописей XVI в. святой Андрей изображается с нимбом (Остермановский летописец; лицевое житие святого Сергия кон. XVI в. из б. собр. Троице-Сергиевой Лавры). Приводимые источники удостоверяют, что в XV- XVII вв. никто не сомневался в святости Андрея Рублева, как и в высокой праведности Даниила. Согласно традиции, в Троице-Сергиевом монастыре память преподобного Андрея совершалась 4 (17) июля, в день памяти святого Андрея Критского.
* * * В наше время его иконы находятся не в церквах, а в музеях. Но мы не знаем путей Господних. Может быть, среди тысяч людей, которые смотрят на иконы Рублева, многие начинают чувствовать ту святость, любовь, веру и надежду, которые он в них вложил.
Св. апостол Андрей Первозванный. Прорисовка иконы
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА АНДРЕЯ РУБЛЕВА Около 1360 г. - родился в средней полосе России. 1370-1390-е гг. - учился и работал в дружине московских художников. До 1405 г. - принял монашество с именем Андрей, жил в московском Спасо-Андроникове монастыре. 1405 г. - совместно с художниками Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля. 1408 г. - вместе с художником Даниилом Черным написал фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире. Около 1408 г. - написал иконы, получившие впоследствии название "Звенигородский чин". Между 1422 и 1427 гг. - совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Тогда же написал икону "Троица". 1427-1430 гг. - создал росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.
Использованы материалы: "Московский патерик". Москва, изд-во "Столица". 1991.
Храм преподобного Андрея Рублева на Верхней Масловке. О храме ... <http://www.arublev.ru/hram/blag/sobor1.htm> www.arublev.ru/hram/blag/sobor1.htm
http://www.arublev.ru/hram/blag/sobor1.htm
КУЛОМЗИНА С.С. - Жития святых <http://www.cdrm.ru/kerigma/metod/kulomzin/zitiya/2.htm>
Иконы www.kuraev.ru <http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=45442&fullview=1&order=> www.pravoslavie.ru <http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050926110247>
|
|