Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу: http://astrsobor.ru/ | |||||||||||||||||||||||||||||
Попразднство Пасхи Каждый воскресный день в период праздника Пасхи до Дня Святой Троицы имеет свое особое именование. Нужно заметить, что церковная и гражданская терминология существенно различны: слово «неделя» обозначает в церковной традиции воскресный день, неделя же в гражданском понимании обозначается церковным словом «седмица». Первая неделя после праздника – Светлая Седмица. Неделя, следующая за днем Святой Пасхи, именуется Церковью Светлой седмицей. Это время величайшей духовной радости; на протяжении Светлой седмицы в храмах совершаются богослужения по пасхальному чину, после каждой Божественной литургии происходит крестный ход. Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжение седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. На Светлой седмице отменяют однодневные посты (в среду и пятницу). Начиная со дня Святой Пасхи и до ее отдания (совершаемого на сороковой день после праздника Светлого Христова Воскресения) верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!». До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не делают земных поклонов. Во вторник Светлой седмицы происходит особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери, в пятницу - в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (по традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства — крестный ход на водоемы или водные источники). В субботу Светлой седмицы после Божественной литургии происходит раздача артоса верующим. В молитве, читаемой над артосом, священник просит Господа подать вкушающим его здравие, исцелить их недуги и болезни. Поэтому молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно — разрезав на небольшие кусочки, и вкушая натощак, особенно в болезненном состоянии). В субботу Светлой седмицы, впервые после дня Пасхи, Царские врата в храмах закрываются. Неделя 2-я по Пасхе (первое воскресенье после Пасхи) именуется Антипасхой или Неделей о Фоме (в этот день вспоминается явление Воскресшего Господа апостолу Фоме, вначале не поверившему вести о Воскресении Христовом). Вторник после Недели о Фоме именуется Церковью Радоницей. Это - особый день поминовения усопших. Верующие в этот день приходят на кладбища, молятся за усопших близких. В Большую Родительскую перед праздником - в единственный день в году – можно молится за самоубийц. Неделя 3-я по Пасхе — Неделя святых жен-мироносиц: мы вспоминаем женщин — учениц Господа Иисуса Христа, последовавших за Ним при жизни и не оставивших места Его погребения после смерти. Именно они первыми удостоились радостной вести о Воскресении Христовом. На Руси это время издавна считалось православным праздником женщин. 1 Неделя 4-я по Пасхе - Неделя о расслабленном: мы вспоминаем исцеление Господом Иисусом Христом расслабленного — человека, 38 лет находившегося в неподвижности, - в Иерусалиме при Овчей купели (купальне). Среда после Недели о расслабленном именуется Преполовением Пятидесятницы (то есть серединой пятидесятидневного периода от Пасхи до Троицы). По традиции, в этот день после Божественной литургии в храмах совершается освящение воды. Неделя 5-я по Пасхе — Неделя о самарянине (самарянке): Церковь вспоминает встречу и беседу Господа Иисуса Христа с самарянкой (представительницей особого народа, жившего в Палестине), когда Спаситель в доступной форме открыл ей многие сокровенные истины веры. Неделя 6-я по Пасхе — Неделя о слепом — посвящается воспоминанию исцеления Господом Иисусом Христом слепого от рождения человека, которое описывается в Евангелии от Иоанна.
Источники: Православие. Полная энциклопедия. М. «ЭКСМО». СПб. «Сова». 2003.
Христианство: Энциклопедический словарь. Т. 1-3. М., 1993-1995.
|
|