| Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое
Ублажаемая и прославляемая на земле, Божественная Мария не переставала стремиться к небу и молилась о переселении в небесные обители, чтобы наслаждаться лицезрением Сына и Бога Своего. Как сеятельница Христова учения по всей вселенной, Она видела, что созревала святая жатва душ человеческих: основание и устроение Церкви совершалось, и христианство распространялось по всему миру, а вместе с тем и слава о величии Богоматери, — теперь Она еще усерднее начала
умолять Сына Своего о скорейшем переселении на небо. Пречистая Мария пребывала в доме Иоанна Богослова на горе Сионской и часто посещала места, которые были освящены стопами пречистых ног Спасителя мира; но чаще всего Она приходила молиться на Голгофу и на Елеонскую гору, у подножия которой находился сад, доставшийся Иоанну Богослову по наследству от отца его Зеведея. Однажды, когда Она, по обыкновению, возносила Свои чистые молитвы на горе Елеонской,
пред Нею предстал архангел Гавриил с благодатною вестию о приближающемся часе Ее переселения на небо, что должно было совершиться чрез три дня. Для удостоверения в истине этого извещения он дал Ей райскую ветвь от финикового дерева и сказал, чтобы эта ветвь, сияющая светом небесной благодати, была несена пред гробом Пресвятой Девы в день погребения Ее пречистого тела. С благоговейною радостью приняла Богоматерь райскую ветвь
и, повергшись пред Господом, благодарила Его и со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные руки. Еще просила Она, чтобы при кончине дано было Ей видеть святых апостолов, рассеянных по вселенной для проповеди Евангелия. По принятии благовестия о Своем успении Пресвятая Дева возвратилась домой; лицо Ее сияло
такою небесною радостью, что все присутствовавшие были потрясены при виде Божественной силы и славы, осиявших Ее, и все восколебалось от невидимой Божественной силы, окружавшей Ее. Пречистая Мария готовилась к исходу Своему, и прежде всего известила о том св. Иоанна Богослова и, показав ему райскую ветвь, завещала нести ее пред Своим гробом. Она спокойно сделала все распоряжения и приказала приготовить свечи, фимиам и все необходимое для погребения.
Иоанн немедленно известил о том апостола Иакова, сына обрученника Иосифа, первого Иерусалимского епископа, который, со своей стороны, распространил эту весть не только по всему Иерусалиму, но и по окрестностям его. Множество народа стекалось со всех сторон в дом Иоанна Богослова, и все, услышав от Самой Богоматери о дне Ее кончины и о Ее переселении на небо и увидев райскую ветвь, начали горько плакать и громкими рыданиями наполнять дом;
все умоляли общую Утешительницу не покидать их сирыми и беспомощными. Пресвятая Богородица утешала всех обещанием не оставить людей в сиротстве, быть скорою помощницею и заступницею для всех, кто будет призывать Ее на помощь в бедах и печалях; в Ее обещаниях сохраняется утешение для всего человечества.
Все с благоговением взирали на Ее Божественное лицо и внимали Ее словам. Успокоив всех, Богоматерь не оставила сделать завещание относительно Своего скудного имущества и погребения: две одежды, остававшиеся после Нее, Она приказала отдать двум бедным вдовам, которые получали от Нее пропитание и служили Ей с любовью и усердием. Она всех любила, но особенно тех, кто в Ней наиболее нуждался, кому Она могла больше оказывать помощи. Тело Свое Она
завещала положить в Гефсиманской пещере, где были погребены Ее праведные родители и обрученник Иосиф, при долине Иосафатовой, между Иерусалимом и горой Елеонской. Когда Она передавала Свои предсмертные желания апостолам Иоанну и Иакову, внезапно поднялся шум, как бы во время бури, и все увидели светлые облака, окружившие дом. Господь исполнил желание Своей Пречистой Матери: святые апостолы были восхищены Божественною
силою с разных концов мира и на этих облаках принесены к дому, где Она пребывала. Самовидцам и ученикам Господа дано было видеть успение Матери Его и послужить Ей при погребении. Апостолы, встретившись у дверей дома, обрадовались и недоумевали: что за причина совершившегося с ними чуда? Иоанн Богослов встретил их и объяснил, что настало время для Пресвятой Богородицы отойти ко Господу. Глубокая скорбь овладела апостолами. Увидев Пресвятую Владычицу, исполненную светлого веселия, они не могли уже скрыть своих слез, и страшно, и скорбно было им лишиться Матери, всех наставлявшей и утешавшей, заменявшей им Владыку и Учителя. Как перенести такое сиротство и беспомощность, как оставаться на земле без Матери и Руководительницы?
Благодатная Мария просила их не возмущать Ее радости своими слезами, но радоваться вместе с Нею. «Отхожу к Богу и Сыну Моему, — вы же отнесите тело Мое в Гефсиманию, предайте его обычному погребению и возвратитесь на предлежащую вам проповедь. А Меня, если Господу угодно, вы увидите и по успении Моем». В это время предстал и апостол Павел и с ним ученики его: Дионисий Ареопагит, Иерофей, Тимофей и другие из числа 70 апостолов. Господь всех их собрал, да сподобятся видеть
Богоматерь и получить Ее благословение и присутствовать при Ее погребении. Пресвятая Дева всех призывала к Себе, называя каждого по имени, всех ублажала за веру и труды в благовестии о Христе и всех утешала обещанием не оставить мира в сиротстве и всегда внимать молитвам прибегающих к Ней. Настал третий день после архангельского благовестия. Приближался третий час дня, когда архангелом предвозвещено было успение Богоматери. В доме горело множество свечей;
апостолы славословили Господа, окружая одр, на котором возлежала Пречистая Матерь Его; Она молилась в ожидании кончины Своей. Внезапно отверзся покров дома, и свет Божественной славы осенил всех присутствовавших. Все ужаснулись: в лучах небесного света все земное померкло. Сам Царь славы, Христос, окруженный сонмами небесных сил и праведных душ, явился Своей Пресвятой Матери. Обрадованная лицезрением Сына и Бога Своего, Она возгласила слова боговдохновенной песни: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение Рабы Своея» — и, приподнявшись с одра, поклонилась Своему Господу и услышала Божественный призыв: «Прииди, ближняя Моя, прииди, возлюбленная, и вниди в обители вечной жизни».
Пречистая Богородица повторила молитву Свою: «Приими дух Мой с миром и огради Меня от области темной». Господь успокоил Ее: темные силы змия уже попраны ногами Ее, и Она призывалась с дерзновением перейти от земли на небо. Радостно воскликнула Приснодева: «Готово сердце Мое, Боже: буди Мне по глаголу Твоему». Она опять возлегла на одр и предала душу Свою в руки Сына Своего. Без болезни Она родила Его, и Он разрешил Ее душу от тела без всякого страдания и не дал
святому телу Ее видеть нетления. Тогда раздалось ангельское пение и слышались слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!». И торжественно унесена была в небесные обители душа Приснодевы руками Господа в сопровождении небесных сил. Апостолы, сподобившиеся видеть славное восхождение на небо Пресвятой Богородицы, в трепете стояли, смотря на небо, как некогда смотрели за возносившимся на небо Господом,
забыв все земное и самих себя. Пришед в себя от восторга, они с благоговением смотрели на лучистое Ее тело и видели, что лицо Ее сияло небесным светом, и ощутили, что от пречистого Ее тела исходило дивное благоухание. Лик апостольский возопиял к Ней с умилением: «Удаляясь в небесные чертоги к Сыну Твоему, Ты всегда готова спасать, Богородице, наследие Твое!» И с небесной высоты раздался голос Богоматери, с дерзновением обращенный к Ее Богу и Сыну: «
Данных Мне Тобою в удел сохраняй вовеки». Все окружавшие со страхом и благоговением лобызали Ее пречистое тело; все страждущие получали исцеление при одном прикосновении к священному одру, и все прославляли Богородицу архангельским приветом: «Радуйся, Благодатная,
Господь с Тобою». Святые апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Они, оплакивая свою потерю на земле, утешались верою, что приобрели на небе заступницу и молитвенницу к Богу. Петр, Павел, Иаков и другие апостолы понесли тело на своих раменах; Иоанн Богослов с райскою светозарною ветвию шел впереди; прочие же святые и верующие ученики и множество народа сопровождали одр со свечами и кадилами, направляясь от Сиона чрез Иерусалим к
Гефсиманской веси, оглашая воздух пением священных песней. Все время их шествия, до самого места погребения, над телом Богородицы и над всеми провожавшими неслось светозарное облако, наподобие венца, и в то же время в воздухе разливалось дивное пение небесных сил. Многие из неверующих жителей Иерусалима скоро услышали необыкновенное пение и, увидев торжественное шествие, поспешили донести о том первосвященникам и старейшинам, и все
они воспылали гневом и завистью при виде почестей, воздаваемых Матери распятого ими Иисуса. Начальники иудейские немедленно выслали войско и научили народ напасть на христиан с оружием и дрекольем, всех разогнать, апостолов убить, а тело Богородицы сжечь; но сила Божия не допустила такого злодеяния: светозарный облачный венец, сопровождавший погребальное шествие, спустился на землю и оградил его, как стеною. Преследователи слышали
шаги и пение, но, пораженные слепотою, ничего не видели, и некоторые из них тут же, стеснившись у городской стены, разбили себе головы, а другие, не зная, куда идти, искали провожатых. Особенною дерзостью отличался один из иудейских священников, по имени Афоний: он изрыгал богохульства над одром Богородицы и поносил Ее Сына, Господа Иисуса Христа. Прежняя зависть и злоба закипели в его сердце, и с яростью он бросился к одру, чтобы
сбросить на землю пречистое тело; но едва руки его коснулись одра, как ангел Господень отсек ему обе руки невещественным мечом гнева Божия; отсеченные руки повисли на одре, а сам он упал на землю со страшным воплем. Ужасное наказание вразумило его; он познал грех свой и воззвал к апостолам: «Помилуйте меня, рабы Христовы!» Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Исцелить тебя мы не можем; все может только Тот, Кого вы распяли: Господь
наш Иисус Христос. Но ; Он не подаст тебе исцеления, пока ты не уверуешь в него всем сердцем и не исповедуешь устами, что Иисус есть воистину Мессия, Сын Божий». Тогда Афоний громко возопиял: «Верую, что Христос есть обещанный Мессия, Спаситель мира!» Апостолы и все верующие возрадовались о спасении погибавшей души, и апостол Петр велел Афонию, с верою призывая имя Пресвятой Богородицы, приложить остатки рук к отсеченным
частям, висевшим на одре. Как только Афоний исполнил то, рассеченные руки тотчас срослись и стали совершенно здоровы, осталась только красная черта, как нить, коло локтей в знак отсечения. Афоний пал пред одром, поклонился Господу Иисусу и Его Преблагословенной Матери и, ублажив их многими похвалами, последовал с апостолами в Гефсиманию. Многие из иудеев, познав такое чудо, тоже раскаялись и, прикасаясь к одру Владычицы, получали
исцеление и возвращение зрения. Милостивейшая Матерь человеческого рода, как в рождестве Своем дала радость всему миру, так и в успении Своем никого не хотела опечалить, всех миловала и обрадовала даже врагов Своих. Когда погребальное шествие достигло Гефсимании, там снова со слезами и
рыданиями началось последнее целование пречистого тела, и только к вечеру святые апостолы могли положить его в гроб и заградить вход в пещеру большим камнем. По окончании погребения они не спешили удалиться, но пробыли в той веси три дня, совершая днем и ночью молитвенные песнопения при гробе Богоматери. Все это время слышалось в воздухе пение ангелов, славящих Бога и ублажающих Благодатную Марию. Апостолу Фоме суждено было послужить открытию воскресения Богородицы, как
некогда он же своим сомнением содействовал к большему удостоверению воскресения Христова. По смотрению Божию он прибыл в Гефсиманию только на третий день по погребении Ее тела. С воплями глубокой печали он повергся пред гробовою пещерою и с рыданиями выражал скорбь свою, что не удостоился видеть Матери Господа своего и получить Ее последнее благословение; не удостоился видеть славу Божественную и дивные чудеса при Ее
успении и погребении. Святые апостолы, из сердечной жалости к нему, решились отвалить камень от гроба, чтобы, увидев тело Богоматери и облобызав его, апостол Фома получил утешение в своей великой печали. Но когда, отвалив камень, они увидели, что во гробе лежали только погребальные пелены, от которых разливалось неизреченное благоухание, пречистого же тела не было во гробу, они удивились и недоумевали. С благоговением целовали они
оставшуюся во гробе плащаницу, умоляя Господа открыть им тайну этого преславного чуда. В тот же день вечером Сама Царица Небесная успокоила их, открыв им эту тайну. По древнейшим сказаниям, за трапезою апостолов, со дня воскресения Христова, всегда оставлялось ими первое место незанятым. На этом месте всегда полагалась часть хлеба как «часть Господа», в честь и память Господа Иисуса Христа. По окончании трапезы все вставали, с
благоговением брали эту часть и, поднимая ее, славили великое имя Пресвятой Троицы, оканчивая молитвою: «Господи Иисусе Христе, помогай нам». После этого они разделяли «часть Христову» и все вкушали ее как благословение Божие. Так всегда поступали апостолы, были ли во множестве или в одиночестве (в монастырях доныне соблюдается благочестивый обычай возвышать в конце трапезы часть хлеба в честь Пресвятой Богородицы).
Так было устроено и в Гефсимании на вечерней их трапезе, по возвращении их от гроба. Все время апостолы только и говорили, только и думали о Пречистой Матери, недоумевая, что сделалось с Ее телом. По окончании трапезы, когда они подняли, по обыкновению, часть хлеба Господня и стали славословить Пресвятую Троицу, вдруг послышалось ангельское пение; они подняли глаза и увидели в воздушном пространстве Пречистую Деву, Матерь Божию, окруженную небесными силами и сияющую неизреченною славою.
Она сказала им: «Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни». Обрадованные апостолы и все присутствовавшие с ними воскликнули вне себя от восторга: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Таким образом уверились святые апостолы и всей Церкви передали свою несомненную веру, что Матерь Божия Сыном Своим и Богом воскрешена в третий день по успении Своем и взята с телом на небо. Взяв оставленную во гробе плащаницу, для удостоверения отсутствующих и утешения
страждущих, апостолы возвратились в Иерусалим и вскоре после того опять расселись по всем странам мира для Евангельской проповеди. Кончину Божией Матери Церковь называет Успением, Она «как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула». В Пресвятой Деве побеждены законы природы: смерть, возвращающая в землю тело из земли, такая смерть не коснулась Ее тела; в рождении сохранила Она девство, во успении соединила
жизнь; по рождении Она пребывает Девою и по смерти живою пребывает. Она уснула, чтобы пробудиться для жизни вечного блаженства; Она преставилась к Животу, к Источнику жизни, чтобы избавлять от смерти души наши молитвами Своими. В молитвах Неусыпающая Богородица предстательствует за нас и дает нам веру для утешения в скорбях. Гроб Богоматери, иссеченный из камня, как гроб Сына Ее, остается предметом поклонения всех верующих.
В честь и память успения Богоматери установлен Церковью праздник на день 15 августа с древнейших времен христианства. Праздник Успения называется великим, двунадесятым, вселенским, ибо в этот день Спаситель всех во всей славе Своей встретил и вселил Матерь Свою с Собою. В успении Своем Пресвятая Богородица не оставила мира и всегда по обещанию Своему ходатайствует за прибегающих к Ее помощи. Много великих чудес сотворило Ее милосердие
всем страждущим и скорбящим! Кто из нас, бедствующих в бурном житейском море, не чувствует, как Богоматерь близка к нашим воплям, как скоро послушна, чтобы дать нам помощь и утешение? Призывание ходатайства Пресвятой Богородицы вошло в состав христианского богослужения, и с самого первого века Церковь призывает на помощь и славословит Пресвятую Матерь Бога нашего. Каждый день кончается на вечерне молитвою к
Ней: «Пресвятая Богородице, буди ми предстательницей всей жизни, в час смертный избави от бесов и по смерти упокой!» В молитвах неусыпающих Богородица предстательствует за прибегающих к Ней и дает веру и утешение. О, Пресвятая Богородице, спасай всегда наследие Твое! Владычице, помогай нам!
подготовлено по книге
«Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон» (составила София Снессорева).
УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Владислав Александров
«ЗАБЛУЖДАЮТСЯ те, кто думает, будто почитание Богородицы противоречит евангельской традиции, - достаточно вспомнить гимн Богоматери "Величит душа Моя Господа", который приводит евангелист Лука (Лк.1, 46-56). Почитание Той, Которая вырастила и воспитала Иисуса Христа, вполне естественно. Даже магометане по-своему чтут мать Иисуса. Вместе с тем Православная Церковь признает опасность чрезмерного почитания Богоматери и святых, поскольку
такое почитание может заслонить Бога и тем самым исказить Христову веру (примером чрезмерного почитания Богоматери считается учение так называемых "богородичников"). Неверно называть Богоматерь и святых посредниками между Богом и людьми. Такой посредник один - Христос. Но большинство христиан (православные, католики и даже некоторые протестанты) признает молитвенную помощь Богоматери и святых, подобную той
помощи, которую каждый человек способен оказать другому молитвой за него. С древнейших времен христиане видели в Богоматери великую молитвенницу за людей и обращались к ней с просьбами о молитвенной помощи, что способствовало почитанию Богоматери. С этим почитанием связан и праздник Успения Богородицы, который Русская Православная Церковь отмечает 28 августа. Издавна на Руси Успение Богоматери считалось одним из самых больших праздников. Во
многих городах нашей страны были воздвигнуты Успенские соборы. Отмечают Успение и католики, и зарубежные православные, но большинство католиков и зарубежных православных используют календарь нового стиля и потому празднуют Успение 15 августа. Слово "успение" означает "усыпание", т.е. кончину земной жизни. Успение Богоматери окрашено не скорбью смерти, а радостью восхождения Богородицы в рай. В тексте Евангелия
об Успении не говорится, и потому праздник окружен множеством легенд. Точное место кончины Божией Матери неизвестно - по одной легенде, это город Эфес, по другой - Гефсимания близ Иерусалима. Есть предание, согласно которому Усопшая была воскрешена Своим Сыном и вошла в рай всем существом своим - как духовным, так и телесным».
|