Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу: http://astrsobor.ru/ | ||||||||||||||||||||||||||||||
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
Протоиерей Серафим Слободской. 1966 г. Наше время требует особого внимания и бережного изложения Слова Божия. В современных условиях необходимо доказывать бытие Божие, доказывать истинность Закона Божия, доказывать духовно-нравственные основы жизни человека. Необходимо научить верующих давать ответы вопрошающим, согласно указанию ап. Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3,15). Особенно необходимо в наше время давать ответы на лукавые вопросы безбожного мира, который ведет наступление на истину Божию, якобы во имя науки. Но как раз в этом-то безбожники и терпят постоянное поражение. Потому что подлинная наука не только не противоречит, но, наоборот, с несомненностью подтверждает истину Божию. В наши дни необходимо, чтобы в преподавании Закона Божия имели место элементы апологетики (защиты веры), что раньше, при постоянных и твердых устоях жизни, не требовалось. Рассказы из Закона Божия следует подтверждать примерами жития святых и другими примерами из обыденной жизни, чтобы ребенок понял и усвоил, что Закон Божий есть не теория, не наука, а есть сама жизнь. В заключение необходимо указать на весьма странное, непонятное и совершенно недопустимое искажение во всех учебниках, которые нам довелось видеть. Искажение это касается крестного знамения. В этих учебниках сказано - крестное знамение наносить на себя правою рукою полагается так: на лоб, затем на грудь и на правое и левое плечи. При составлении нами учебника первого издания нам показалось странным, что нижний конец креста получается короче, чем верхний, то есть крест получается перевернутым.
Но, просмотрев все имеющиеся учебники, утвержденные Святейшим Синодом, мы с некоторым колебанием сохранили данные указания. Впоследствии, получив основательное замечание от одного верующего человека, мы поняли, какую страшную ошибку мы допустили. Потому во втором издании с радостью исправляем. Ведь подумать только, в течение многих десятилетий, нанося на себя крестное знамение, человек опрокидывал на себе Крест Христов - это победное знамение Христово над дьяволом. Тому только бесы радовались. Приведенный здесь рисунок дает полное наглядное объяснение. В священной книге «Псалтирь», по которой учились и воспитывались с древних времен православные люди, сказано в «кратком изъявлении» - «о еже како православному христианину по древнему преданию святых апостолов и св. отец... подобает на себе знамение креста изображати»: «...полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки, расточенныя в концах, во едино собра». Да сохранит нас Господь от всяких, даже самых малейших, отклонений от исконно-православной веры Христовой. И да поможет нам Господь облегчить труд воспитания ребенка и молодого поколения в вечной истине, правде и любви Божией. И если этот скромный труд принесет некоторую пользу душе христианской, то для нас это будет большою радостью. Да окажет нам в этом милость Свою Господь Бог и Его Пречистая Матерь и да оградит Он нас силою Честного и Животворящего Креста Своего от всякого зла.
Протоиерей Серафим Слободской. 1966 г. из предисловия ко 2-му изданию ЗАКОНА БОЖИЯ
Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского Нижний Новгород, 2002 г.
О ПОКЛОНАХ Чтобы выразить Богу наше благоговение пред Ним и почитание Его, мы во время молитвы стоим, а не сидим: только больным и очень старым дозволяется молиться сидя. Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясные, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головой земли. Поясной поклон КАКИЕ БЫВАЮТ МОЛИТВЫ
Если мы и близкие наши здоровы и благополучны, есть нам где жить, есть во что одеться, есть чем питаться, то мы должны прославлять и благодарить Бога в наших молитвах. Такие молитвы называются хвалебными и благодарственными. Если с нами случится какое-либо несчастье, болезнь, или беда, или нужда, мы должны просить у Бога помощи. Такие молитвы называются просительными. А если мы сделаем худое дело (согрешим) и повинимся пред Богом, мы должны просить у него прощения - каяться. Такие молитвы называются покаянными. Так как мы грешны пред Богом (постоянно грешим), то поэтому мы должны всегда, прежде чем просить что-либо у Бога, сначала покаяться и тогда уже просить Бога о наших нуждах. Значит покаянная молитва должна всегда предварять просительную молитву.
из книги ЗАКОН БОЖИЙ составил протоиерей Серафим Слободской издание четвертое Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского Нижний Новгород, 2002 г.
|
|