Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫКалендарьПерсоналииСвятые местаПраздникиСобытияСтатьи

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРЕЖНЕМ
ПОЧИТАНИИ АСТРАХАНСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ

В Успенском кафедральном соборе г. Астрахани с давних времён существует усыпальница астраханских архиереев, многие из которых прославились своей святой жизнью и благочестием. Уже обретены мощи прославленных святой Церковью священномученика Иосифа и святителя Феодосия, а в скором времени ожидается прославление святителя Герасима (Добросердова). Но немногие знают, что и до прославления своего астраханские святители почитались местными жителями. Да не только они, но и ещё непрославленные епископ Мефодий и митрополит Сампсон. Источником почитания астраханских святителей была не только их святая жизнь, но и известное для астраханцев нетление их мощей.
О нетлении мощей астраханских святителей стало известно таким образом. В 1801 году астраханский архиепископ Платон (Любарский) решил немного расширить нижний Владимирский храм Успенского собора, большую часть которого занимали надгробные памятники над могилами астраханских архиереев. Владыка Платон благословил убрать эти памятники, заменив их каменными табличками, вставленными в стены храма. Одновременно он лично, вместе с причтом Успенского собора, осмотрел все погребения. Он же установил и нетление четырёх астраханских архиереев: митрополитов Иосифа и Сампсона, архиепископа Феодосия и епископа Мефодия. О нетлении их мощей было записано так:
1) «Архиепископ Феодосий. Голова от шеи отстала и кожи на ней нет, пальцы у рук отвалились; туловище всё цело. Гроб ветх. 
2) Митрополит Иосиф убиенный. Нижняя челюсть отстала, туловище всё цело, облачен в ризе китаевой. Сапоги на нём кожаные большие, которые с него спали.
3) Мефодий епископ, нижняя челюсть отвалилась, а кожа и прочие члены целы, тело присохло к костям. Когда привезли его (т.е. в Астрахань на погребение), то многие истёкшую из его гроба жидкость собирали в пузырьки и получали исцеление.»
О нетлении мощей митрополита Сампсона очень подробно писал присутствовавший при вскрытии гробницы соборный ключарь протоиерей Кирилл Васильев: «Через 88 лет (после его кончины), т.е. 1801 года тело сего преосвященного (митрополита Сампсона) найдено нетленным; подризник персидского изабита, палица, писанная на масле с изображением Владимирской Божией Матери, пояс с кистями, саккос - алтабасный желторудный, омофор бархатный, тёмновишнёвый, шапка простая, опушенная белым горностаем, панагия - на серебряной цепочке – серебряная, с изображением преподобного Сампсона, поручи шитые золотом, на ногах азиатские чулки жёлтого козла снаружи, а внутри - русские шерстяные; башмаки азиатские жёлтые, гроб липовый, обитый тёмно-рытым полубархатом. На крышке оного с исподу написан год, число и месяц преставления означенного митрополита. Все означенные вещи при тщательном рассмотрении оказались как бы в тот час для него приготовленные. По приказанию бывшего в том году преосвященного Платона, когда гроб был открыт, то, покрывавший лицо его белый саржевый клобук, был снят с него, который ныне в ризнице хранится. При осязании тело ощущалось мягкое, белое, руки свободно разгибающиеся, волос на голове против изображения не доставало, и около бороды не более два вершка и то изредка, около щеки вершка три и более – густые, нос несколько присох. Сподобил меня грешного Господь Бог неоднократно облобызать десницу святого тела его».
Действительно, нетление мощей астраханских архиереев было поразительным. И этот факт, не смотря на секретность освидетельствования, вскоре стал известен большинству жителей города. Сам же владыка Платон, проникнувшись благоговением к астраханским святителям, благословил изготовить три серебряных ковчежца, в первый из которых вложил частицу мощей епископа Мефодия, во второй – частицу мощей архиепископа Феодосия, а в третий – частицу от власяницы митрополита Иосифа убиенного и кусочек от белого его клобука. На каждый из этих ковчежцев была сделана надпись, мощи каких святителей здесь находятся. Все эти три ковчежца были переданы на хранение астраханскому купцу Андрею Васильевичу Комову, после смерти которого перешли его сыну Петру Комову, а после смерти последнего его тёща Татьяна Яковлевна передала их астраханскому купцу Михаилу Васильевичу Моисееву. Купец Моисеев относился к мощам очень бережно, передав на хранение настоятелю городской Гостинно-Николаевской церкви протоиерею Василию Мартынову, который и поставил их в алтаре в сокровенном месте. Здесь ковчежцы с мощами находились до 1855 года, когда протоиерей Василий Мартынов доложил о них прибывшему в Астрахань на кафедру архиепископу Евгению (Баженову). Он спрашивал у архиерея как поступить с мощами, ведь «иерархи астраханские (т.е. митрополит Иосиф, архиепископ Феодосий, епископ Мефодий) по преданию народному вели жизнь благочестивую и Богу угодную, однако мощи их ещё не прославлены». Архиепископ Евгений, рассмотрев это дело, благословил: «Означенные три серебряные ковчежца с частицами мощей с частицею власяницы и кусочков белого клобука, протоиерею о. Мартынову вместе с кафедральным протоиереем Иоанном Павлиновым и с ключарём Пальмовым с соблюдением строжайшего секрета и без всякой огласки опечатать архиерейской печатью, положить в небольшой особый ящик и, ошнуровав со всех сторон сей ящик, и опечатав также архиерейской печатью, положить для хранения в архиерейскую ризницу в прочном сундуке за замком и печатью». Всё было сделано в точности, но, к слову сказать, в скором времени в Успенском соборе у могилы митрополита Иосифа убиенного был поставлен ковчежец с подушечкой и вшитой в неё частицею его власяницы. Эту власяницу стали возлагать на главы болящих, приходивших ко гробу, и многие из них получали исцеления.
Так стало прославляться имя священномученика Иосифа, в 1918 году причисленного к лику святых.
В 2002 году состоялось прославление святителя Феодосия, архиепископа Астраханского.
И мы надеемся, что в скором времени поднимется вопрос и о прославлении ныне покоящихся в крипте Успенского собора митрополита Сампсона и епископа Мефодия. Мощи митрополита Сампсона вновь были обретены нетленными в январе 1917 года, во время освидетельствования мощей священномученика Иосифа при подготовке к его канонизации. Всех тогда поразило полное нетление мощей митрополита Сампсона. А мощи епископа Мефодия, несмотря на варварское обращение при вскрытии в феврале 1973 года, сохраняют своё нетление.
Этому были свидетели все, кто участвовал при перезахоронении астраханских архиереев в 1992 году.
Думаем, Господь поможет прославлению своих угодников.    

Игумен Иосиф (Марьян),
настоятель храма иконы Казанской Божьей Матери
в с. Ильинка Володарского района Астраханской области          
 

Православие.Ru 

верх
[Статьи] [СПИСОК СТАТЕЙ] [статьи игумена Иосифа (Марьян)]

 

 

 

Hosted by uCoz