| Собор - это духовное сосредоточие города. Это место пребывания кафедры епархиального архиерея, представляющего
собою лицо самого Христа. Поэтому так важен сам внешний вид храма, имеющего такое особое значение. Во многих городах России мы можем видеть, какое старание и искусство прилагали мастера-зодчие для главных храмов своих областей. Многие из этих храмов вошли в золотой фонд русского строительного искусства. Среди прочих одним из лучших можно назвать и Астраханский Успенский собор. Все приезжавшие в наш город любовались этим “астраханским чудом” и оставили о нём самые
лестные отзывы. Так, император Пётр Великий, посетивший Астрахань в 1722 году, отзываясь о красоте Успенского собора, сказал: “Во всём моём государстве нет такого лепотного (прекрасного) храма” (Ключаревская летопись. - Астрахань, 1887. - С. 33.). Любовались красотою собора и побывавшие в Астрахани, в разное время, писатель И.С. Аксаков и поэт Т.Г. Шевченко.
Летописец Успенского собора протоиерей Николай Каменский (будущий архиепископ Казанский Никанор) так описывал его: “Вид собора и вдали и вблизи со всех сторон величествен. Отовсюду он виден с возвышенности далее тридцати вёрст и притом предстаёт взорам как бы касающимся облаков и венчающим собою город, так что все городские здания и сами храмы кажутся его подножием” (Астраханский Кафедральный Успенский собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. – 1880. - № 20. – С. 313.).
Особенно великолепен храм был во время праздников. На
первый день Святой Пасхи и на храмовый праздник в честь Успения Пресвятой Богородицы под купольными арками снаружи храма появлялись в большом количестве иллюминированные плошки, а изнутри собора под купола в пяти главах (а в них 40 рам) поднималось на блоках паникадило со светильниками, и сверх этого зажигались ещё два больших паникадила между столпами. Это придавало храму величественный и вместе с тем неизъяснимый блеск, отражавшийся не менее чем на десять вёрст (Протоиерей
Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. – Казань, 1889. – С. 5.). По словам протоиерея Николая Каменского, “благоговение к собору Успенскому православного народа астраханского, в особенности же рабочего люда, было необычайно. Все плывущие по Волге из внутренних
губерний в Астрахань и из окрестных приморских мест, аж только завидят его, тотчас оставляют свои занятия и молятся на него с особенным чувством. И самые даже магометане, и язычники, как-то: персияне, хивинцы, калмыки - и те останавливаются напротив собора и с изумлением, и даже благоговением смотрят на него” (Астраханский Кафедральный Успенский собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. – 1880. - № 20. – С. 314). Настоящий собор является не первым, построенным на этом месте. К тому же он как бы заключает в себе два предыдущих древнейших собора астраханских. Первый собор был построен в 1568 году игуменом Кириллом и освящён в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Причиной такого названия храма послужила одноимённая икона, присланная с игуменом царём Иоанном
Грозным “из своих царских чертогов” (Ключаревская летопись. - Астрахань, 1887. - С. 8.) в благословение городу Астрахани, только что присоединённому под державу московских государей. Икона эта была точным списком с чудотворного образа, хранившегося в Успенском соборе города Москвы. В честь торжественной встречи (Сретения - в церковнославянском языке) Владимирской иконы Божией Матери
первый астраханский собор получил также название Сретенского, под каким названием и фигурировал во всех официальных документах. Храм был деревянным и очень небольшим. По мере роста города Астрахани такой маленький собор не мог соответствовать его статусу. Это понимали царь Фёдор Иоаннович и первый российский патриарх Иов. По их благословению в начале 90-х годов XVI века в Астрахань был послан игумен Феодосии (будущий первый архиепископ Астраханский) с поручением
построить здесь новую “соборную и апостольскую церковь” (Дмитриевский А.А. К трёхсотлетнему нишею Астраханской епархии: Житие и подвиги первого архиепископа Астраханского Феодосия. - Киев, 1908. - С. 24.). Новый каменный храм был закончен в 1602 году. Получил он наименование в честь Успения Божией
Матери. Несомненною причиною тому был особый статус Астрахани, бывшей третьим по числу царством в титуле московских царей. И так как Астрахань считалась “младшей сестрой” царского града Москвы, именовавшегося “домом Пресвятой Богородицы”, то и она получала подобный титул, и главный соборный храм её также получал наименование подобно московскому Успенскому собору. В соответствии с этим и икона Владимирской Божией Матери, хранившаяся до этого в старом Сретенском соборе, была
перенесена в новый Успенский и была поставлена здесь подобно тому, как в Московском Успенском соборе стояла чудотворная Владимирская икона. Старый же Сретенский собор в 1628 году ещё продолжал именоваться “старым собором” (Материалы для истории Астраханской епархии //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1903. - № 9. - С. 396), видимо в память его прежнего положения, и состоял на “ружном окладе” (государственном содержании). Но в 1697 году он уже именуется обычным приходским
храмом (Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. - Казань, 1889. - С. 33). Новый же Успенский собор в 1642 году был расширен пристройкой нового придела с правой стороны во имя Святых Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Причиной тому послужило удачное
отражение астраханскими ратниками нападения калмыцкой орды во главе с ханом Хо-Урлюком на город, случившееся в день 18 января, когда праздновалась память названных святителей (В “Ключаревской летописи” (стр. 18 - 19) это событие относится ко времени Астраханского архиепископа Рафаила (1638 - 1640 гг.) и называются киргиз-кайсаки (т. е. казахи), но сведения эти неверны, так как описываемое в “Ключаревской летописи” событие в точности повторяет сообщение о нападении на Астрахань калмыков в
1642 году). К концу XVII века Успенский собор стал ветшать, о чём писал Астраханский митрополит Савватий царям Иоанну и Петру Алексеевичам в грамоте, в которой, между прочим, говорилось, “что соборная церковь ветха и развалилась” (ГААО. - Ф. 294. - Оп. 2. - Д. 2 (“Переложение грамот и столбцов с славянского на нынешний”). - Л. 19 (об.)). Митрополит стал постепенно собирать средства на строительство нового собора. В то время в Астрахани, в 1692 и 1693 годах, свирепствовала страшная болезнь - чума, уносившая ежедневно в могилу множество людей. Митрополит Савватий в это тяжёлое время не оставил паствы своей, утешая её в нахлынувшей скорби и подая многим последнее своё напутствие. В признательность за это астраханцы, зная о желании
своего архиерея выстроить в городе новый собор, жертвовали на это богоугодное дело своё имение. Митрополиту удалось собрать пожертвований на сумму в 10 000 рублей, но, к сожалению, ему не удалось употребить их на намеченное дело. 1 июля 1б9б года он скончался, и собранные им деньги были взяты в гражданское ведомство (Ключаревская летопись. -Астрахань, 1887. - С. 32). Новоназначенный Астраханский митрополит Сампсон получил из этих денег только 3 996 рублей,
которыми он смог расплатиться за разборку старого собора и за материалы, приготовленные для строительства нового. Архипастырь обратился за помощью к царю Петру Алексеевичу, которому писал в 1698 году, но поддержки от правительства он так и не получил. Приходилось митрополиту надеяться на помощь Божию и благотворительность местного купечества. Ему удалось привлечь к делу строительства многих из них. Пожертвования на новый собор были, несомненно, велики, о чём говорит и сам
величественный вид храма, на постройку которого даже в те времена требовались огромные средства. Сохранилась даже легенда, повествующая о том, что однажды, когда у митрополита закончились деньги и строительство было приостановлено, Господь явил свою милость архиерею через какого-то мужичка, принёсшего владыке в подарок бочонок груздей: когда вскрыли бочонок, то там под тонким слоем грибов оказались золотые червонцы (Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский
собор. - Казань, 1889. - С. 45). Для строительства храма митрополитом Сампсоном было нанято тридцать человек каменщиков во главе с подрядчиком Дорофеем Мякишевым. Этот зодчий, несомненно, был искусным мастером, сумевшим создать такой великолепный памятник церковного зодчества. Но всё же, несмотря на искусство мастеров
-храмодельдев, главная заслуга в создании Успенского собора в том виде, в котором он существует, принадлежит митрополиту Сампсону. Идея создания двухэтажного храма и всех основных его форм - всё это исходило от мудрого и опытного архиерея, а мастера лишь воплощали в жизнь творческий полёт его мыслей, обрамляя их в каменные
кружева резного многоцветия. Успенский собор был любимым детищем митрополита Сампсона. Существует предание, что он сам, по ночам, носил кирпичи на вершину постройки. Строительство продвигалось довольно быстро (Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. - Казань, 1889. - С. 19) и, если бы не различные неприятности, мешавшие его завершению, в течение трёх-четырёх лет храм был бы построен. Неприятности эти заключались в следующем. Во
-первых, в том, что в 1702 году вследствие поспешности кладки и недостаточной прочности связей обрушился свод храма (Астраханский сборник. — Астрахань, 1896. — С. 181), но это имело и свою положительную сторону - вместо одного огромного купола было возведено пять, что, несомненно, придало храму особо красочный вид. Во-вторых, в 1705 году в Астрахани вспыхнул так называемый стрелецкий “свадебный” бунт, продолжавшийся до 1706 года, что также приостановило строительство. И в
-третьих, в 1709 году вследствие необыкновенно сильного пожара обгорели соборные главы на почти завершённом соборе (Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. - Казань, 1889. - С. 43). Сам главный верхний храм был освящён 14 августа 1710 года. Нижний - в честь Владимирской иконы Божией Матери был освящён ещё в 1707 году. В 1708 году в нижнем храме был возобновлён придел во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, только устроен он был уже не с правой, а с левой стороны. В 1800 году при архиепископе Платоне (Любарском) в нижнем храме был
устроен еще один придел с южной стороны во имя Святых Платона и Петра Афонских (Астраханский Кафедральный Успенский собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1880. - № 20. — С. 311). В 1864 году он был переименован во имя Равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских (Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. - Казань, 1889. - С. 19. Там же. - С. 4). ВНЕШНИЙ ВИД СОБОРА Храм построен в виде корабля правильной кубической формы. Он весь испещрён искусно вырезанными деталями белокаменного декора. Окна и подкупольные главы обрамлены изящными колоннами коринфского ордера. Окружающая сплошным кольцом нижний храм двухъярусная галерея-гульбище; её
столпы, карнизы, балюстрада представляют собой сплошной пояс из балясинок, сухариков, дынек, городка, среди которых искусно вставлены вырезанные из камня иконы Спасителя, Божией Матери и святых угодников. С западной стороны галерея упирается в лобное место - место архиерейских выходов на литию и служения молебнов. Через лобное место ведёт широкая лестница в верхний храм. Сам собор увенчан пятью позлащёнными главами с восьмиконечными крестами. Раньше купола были покрыты
железом с накладными золочёными звёздами (Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. - Казань, 1889. - С. 19. Там же. - С. 4). Сейчас купола выкрашены в зелёный цвет и звёзды отсутствуют. Ниже кровли храма устроены арки на все четыре стороны по три арки с каждой стороны, в коих были
написаны живописью священные изображения. После революционных событий 1917 года эти изображения долго не подновлялись и со временем пришли в самое плачевное состояние, и только сейчас, постепенно, в результате реставрационных работ они восстанавливаются. Собор первоначально отличался полихромией: его стены были красными; окна, капители - белыми; многочисленные детали галереи - разноцветными (синими или жёлтыми) (Астрахань и Астраханская область: Материалы к Своду
памятников истории и культуры. - М., 1990. - С. 26). Сейчас храм полностью выбелен, что нельзя не назвать более подходящим его внешнему облику. Из серьёзных утрат в обрамлении собора можно назвать галерею, примыкавшую к южным дверям храма, сверху украшенную башенкой с вертящимся флюгером в виде ангела с трубой (Астраханский Кафедральный Успенский собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1880. - № 20. - С. 313). По этой галерее обычно проходили на службу, совершавшуюся в
соборе, правящие архиереи. Галерея была разрушена в 30-х годах XX столетия. ВНУТРЕННИЙ ОБЛИК СОБОРА Главной достопримечательностью верхнего Успенского храма по праву считался восьмиярусный иконостас. В России в храмах обычно не ставили иконостасов более семи ярусов, и поэтому иконостас астраханского собора мог быть назван самым значительным в стране. Этот иконостас подрядились делать в 1703 году города Нижнего
Новгорода посадские люди: Иван Тимофеев с родным сыном Терентием и Матвей Логинов. Иконы для иконостаса были наняты писать в 1704 году иконописец Казанского митрополита Тихона Никифор Попов с товарищами: Иваном Андреевым, домовым иконописцем известного купца Григория Дмитриевича Строгонова, а также с нижегородским посадским человеком Романом Бобылёвым и священником села Погоста Балахинского уезда Иваном Петровым (ГААО. - Ф. 294. - Он. 2. - Д. 2
(“Переложение грамот и столбцов с славянского на нынешний”). - Л. 13). В 1859 - 1861 годах по благословению Астраханского архиепископа Афанасия (Дроздова) все иконы в иконостасе были возобновлены живописью мастерами-иконописцами из Троице-Сергиевой лавры. Работы производились на пожертвования купца М.М. Башкина, благодаря старанию и трудам кафедрального
протоиерея Иоанна Павлинова (Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. - Казань, 1889. - С. 12). В этом иконостасе находились изумительной работы серебряные царские врата, изготовленные в Санкт-Петербурге известным мастером Феодором Штанде и принесённые в дар Успенскому собору в 1819 году
Вольским купцом Петром Сапожниковым (Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. - Казань, 1889. - С. 12. В “Описании Астраханского Кафедрального Успенского собора”,
составленном в 1840 году кафедральным протоиереем Андреем Ивановым, указана другая дата - 1818 год (см. ГААО. - Ф. 294. - Он. 2. -Д. 2.-Л. 7 (об.)). Старанием того же купца Петра Сапожникова, по благословению Астраханского архиепископа Гаия (Токаова), в 1812 году были подведены под мрамор четыре массивных столпа, поддерживающих как
своды верхнего храма, так и сами стены собора. Столпы подведены под мрамор белого цвета, а стены - серого, просветы между рам - бледно-жёлтого цвета, окаймлённые под цвет розового мрамора, капители столпов были вызолочены. Основания столпов, а также своды в пяти главах были украшены живописью в том же 1812 году (Астраханский Кафедральный Успенский собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1880. - № 21. - С. 324). “В просвете на откоске южного
переднего окна, - писал протоиерей Николай Каменский, - по мрамору изображён акт Священного Союза в 1815 году между тремя Государями Императорами Всероссийским, Австрийским и королём Прусским” (Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. - Казань, 1889. - С. 8. - Там же. - С. 46). Стены самого храма были обставлены святыми иконами в серебряных ризах или украшены живописью священником астраханского Введенского храма
Василием Андреевым и сыном его, дьяконом Андреем (Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. - Казань, 1889. - С. 8. - Там же. - С. 46). В 1850 - 1861 годах была возобновлена отделка верхнего храма, работы производились мастером Ефремовым, как видно знавшим толк в своём деле, так как, по отзыву очевидцев, “такой чудной отделки
колонн и такой раскраски стен под мрамор редко где можно было встретить” (АГОИАМЗ (Астраханский краеведческий музей). - № 16062). В1860 - 18бЗ годах обновлена была и роспись стен собора под руководством иконописных дел мастера иеромонаха Симеона3. В 1872 году по благословению Астраханского архиепископа Феогноста (Лебедева)
и на средства астраханских купцов братьев Сапожниковых на столпах верхнего храма известным московским художником И.М. Прянишниковым были написаны два полотна: преподобного Иоанна Дамаскина с надписью “Твоя победительная десница” (на столпе близ левого клироса) и пророка Давида с музыкальным инструментом в руках (на столпе близ правого клироса) (Кузнецов А.И. Историческая Астрахань и её памятники: рукопись. - Т. 1. - Астрахань, 1960 - 1967. - С. 68). В 1888 году были заново
расписаны столпы в верхнем храме (кроме пророка Давида и преподобного Иоанна Дамаскина) лучшими московскими художниками. Все работы были произведены по благословению Астраханского епископа Евгения (Шерешилова) и на его собственные средства (Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. - Казань, 1889. - С. 71). Алтарь в верхнем храме был устроен по образцу древних храмов и имел пять отделений. В центре
находился собственно святой алтарь. В южной его стороне, дверью на восток, была кладовая, далее, дверью на юг, отделение для архиерейской ризницы. В северной стороне находился жертвенник, потом отделение для соборной ризницы. Над ризницею располагалось особое помещение для соборной библиотеки, хранившей в себе собрание книг богослужебных и для духовного чтения, а также подлинные царские и патриаршие жалованные грамоты XVI - XVIII веков (Протоиерей Николай Каменский.
Астраханский Кафедральный Успенский собор. - Казань, 1889. - С. 71). В 1788 - 1789 годах алтарь был расписан священными изображениями, которые шли сверху вниз поясами: в центре был изображён благословляющий Спаситель и вокруг него на первом поясе - предстоящие ангелы; далее на втором поясе - пророки; на третьем - апостолы; на четвёртом - сюжеты из видений
праотцев и пророков, чудесных действий Моисея и ветхозаветных жертвоприношений и на пятом - сюжеты из притчей и чудес Господа Иисуса Христа, а также Его страданий. Роспись была сделана дьяконом Введенской церкви Владимиром Андреевым (впоследствии ставшего священником в городской Михапло-Архангельской церкви) с товарищами, по благословению и под особым наблюдением Астраханского архиепископа Никифора (Феотоки) (Астраханский Кафедральный Успенский собор //
Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1880. - № 21. - С. 327 – 328). Сам нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери имеет большое отличие от верхнего. Насколько верхний храм высок и светел, настолько нижний тёмен и низок. Насколько тот своим видом возносит наши души к Небесному Престолу Божию, вселяя в них духовную радость и восторг, настолько
этот побуждает нас думать о печальном: о наших грехах, о смерти, о суете всего окружающего нас мира. Нас охватывает чувство, что мы входим в гробницу, в склеп, и это первоначальное чувство не обманывает нас. Действительно, нижний храм - это большой склеп, место захоронения астраханских архиереев, устроенный таким образом именно для этой цели. Службы здесь проводились только зимой. Да и то, когда в 1885 году был восстановлен Троицкий собор, зимние богослужения стали проводиться в нём, а в
нижнем храме в честь Владимирской иконы Божией Матери служились лишь по большим праздникам. Сам храм был лишён живописи, и лишь четыре столпа украшали со всех сторон иконы в богатых деревянных резных киотах, соединённых между собою наподобие иконостасов (Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. - Казань, 1889. - С. 15). Сам иконостас нижнего храма был очень небольшим, о двух ярусах (Изготовлен он был одновременно с освящением нижнего
храма в 1708 году и возобновлён в 1800 году при Астраханском архиепископе Платоне (Любарском)). Роспись имелась только в алтаре, на его своде, а ниже, вдоль алтарных стен, располагались иконы в деревянных киотах, так же как и в храме, соединённые наподобие иконостасов (Протоиерей Николай Каменский. Астраханский Кафедральный Успенский собор. - Казань, 1889. - С. 19). Стены в храме, вместо росписи, были покрыты надгробными надписями, свидетельствующими о том, кто здесь захоронен.
Могилы астраханских архиереев находились в особых склепах, устроенных в земляном полу по всему периметру храма. Первоначально над всеми склепами стояли надгробные памятники. Но в 1851 году, ввиду большой тесноты храма, памятники были сломаны, а вместо них устроены в стенах особые таблички с именами захороненных под ними лиц (Астраханский Кафедральный Успенский собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1880. - № 24. - С. 374). Самой дорогой для астраханцев была могила священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, зверски убитого разинцами в 1671 году. С самого дня мученической кончины святителя многочисленные чудеса и исцеления, проистекавшие от
его святых мощей, привлекали к нему сердца астраханцев и не только астраханцев. К сожалению, тщательных и регулярных записей чудес при гробе святителя Иосифа не велось. Поэтому желание астраханцев видеть своего заступника и молитвенника в лике прославленных Церковью святых угодников долго не могло осуществиться. Хотя имя святителя Иосифа с давних пор было заносимо в различные святцы, только в 1911 году, благодаря ходатайству перед епархиальным начальством представителей
светского общества во главе с астраханским губернатором генерал-лейтенантом И.Н. Соколовским, был образован “Комитет по делу открытия и прославления честных останков митрополита Иосифа” (По делу об открытии и прославлении честных останков митрополита Астраханского Иосифа Убиенного //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1911. -№20.-С. 801). Благодаря стараниям этого комитета, были собраны сведения о случаях благодатной помощи и
исцелениях при гробе святителя Иосифа. С этими сведениями епархиальное начальство вошло в Святейший Синод, обосновывая ими ходатайство жителей города Астрахани о причислении митрополита Иосифа к лику святых и об открытии честных останков святителя. И только в 1917 году, стараниями Астраханского архиепископа Митрофана (Краснопольского), был вынесен на обсуждение собравшегося в Москве Всероссийского Поместного Собора вопрос о канонизации священномученика Иосифа,
митрополита Астраханского, каковая и состоялась решением собора 5 апреля (18 апреля по старому стилю) 1918 года (Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви (1917 - 1997 гг.): Т. 9. - М., 1997. - С. 45). Мощи святителя Иосифа лежали в особом склепе, который помещался в простенке между первым и
вторым окнами от южной входной двери. Над этим склепом было устроено окошечко, заделанное решёткой, с большим деревянным крестом у ног святителя. В изголовье помещался сребропозлащённый ковчег с резным изображением святителя Иосифа на крышке. В этом ковчеге, устроенном на средства благочестивой почитательницы святителя, хранилась часть власяницы, в которой жгли его на огне. Она была нашита на бархатный покров и возлагалась, обыкновенно, на главы болящих по их желанию (
Протоиерей Иоанн Саввинский. Иосиф Убиенный, митрополит Астраханский. - Астрахань, 1912. - С. 19). Другая же, большая часть власяницы, хранилась в соборной ризнице. Из числа других святителей, захороненных в нижнем храме Успенского собора, особенно замечательны:
- архиепископ Феодосии - первый архиерей Астраханский, смелый обличитель самозванца, скончавшийся в 1607 году и в древнейших святцах постоянно упоминавшийся как “новый чудотворец земли русской” (Дмитриевский А.А. К трёхсотлетнему юбилею Астраханской епархии: Житие и подвиги первого архиепископа Астраханского Феодосия. - Киев, 1908); - архиепископ Пахомий, скончавшийся в 1655 году во время чумной эпидемии в Астрахани, не оставив паствы своей в это страшное время; скончавшиеся: в 1б9б году митрополит Савватий и в 1714 году его преемник митрополит Сампсон, чьими трудами было выстроено это украшение града Астрахани - Успенский собор;
- епископ Мефодий, скончавшийся в 1776 году, - образец милосердия и кротости, к которому стекались за помощью все труждающиеся и обременённые; - архиепископ Тихон (Малинин), скончавшийся в 1793 году, являвший собой образец истинного монашеского подвига; - архиепископ Анастасий (Братановский), скончавшийся в 1806 году, - великий проповедник своего времени; - архиепископ Гаий (Токаов), скончавшийся в 1821 году, - из знатного грузинского рода, создатель
осетинской грамматики, трудами которого были выстроены и украшены многие астраханские храмы, в том числе при нём засиял ещё большим великолепием и Успенский собор; - архиепископ Афанасий (Дроздов), скончавшийся в 1870 году, - племянник святителя московского Филарета (Дроздова) (Кузнецов А.И. Дополнения и примечания к книге М. Благонравова “Архиереи
Астраханской епархии за 300 лет её существования”: рукопись. - Астрахань, 1958.-С. 29), прославившийся своей учёностью и своими богословскими трудами и оставивший для Астраханской епархии огромную библиотеку; - епископ Герасим (Добросердов), скончавшийся в 1880 году, - великий подвижник, известный своими
миссионерскими подвигами в Сибирском крае, причисленный к лику святых в соборе Сибирских Святых Угодников (Жития Сибирских святых. - Новосибирск, 1999. - С. 273); - архиепископ Георгий (Орлов), скончавшийся в 1912 году, - твёрдый хранитель церковных и государственных устоев, в бытность которого посещавший Астрахань святой праведный Иоанн
Кронштадтский назвал сей город “Богоданным”; - епископ Никодим (Боков) - последний из астраханских архиереев, захороненных в нижнем храме Успенского собора, скончался в 1914 году, был образцом истинной Апостольской проповеди в страшное и богоборческое время. Имена других святителей, захороненных здесь: митрополит Парфений (+1681 г.) митрополит Никифор
(+1683 г.) епископ Иларион (+1755 г.) архиепископ Антоний (Румовский) (+1786 г.) архиепископ Павел (Суботовский) (+1832 г.) архиепископ Виталий (Жегачёв) (+1841 г.) архиепископ Стефан (Романовский) (+1841 г.) архиепископ Сергий (Серафимов) (+1902 г.). Кроме захоронений астраханских святителей, в нижнем храме Успенского собора находились гробницы
двух грузинских царей: Вахтанга VI и Теймураза П. Вахтанг Леонович, державный правитель Карт-ли, верный союзник императора Петра Великого, был изгнан в 1724 году из своего отечества турками и нашёл пристанище в России. Долгое время он жил в Астрахани, здесь и скончался, и похоронен был со всеми царскими почестями в Успенском соборе в 1737 году. Другой державный владыка Иверии, а именно самой восточной её части, Кахети, - Теймураз Николаевич, тщетно пытался объединить разрозненные части
древнего Грузинского государства и также стал изгнанником. Долго жил в Петербурге при дворе императрицы Елизаветы Петровны и скончался там же в 1767 году. Останки его пытались перевезти на родину в Грузию для погребения, но всевозможные преграды не дали осуществиться этому намерению, и царь Теймураз II также был похоронен в Астрахани. В Успенском соборе могилы царей располагались: Вахтанга VI - с южной стороны около правого переднего столпа;
Теймураза II - с северной стороны влево от переднего столпа. Ещё в Успенском соборе покоится прах двух грузинских святителей, погребённых в северо-западном углу нижнего собора: Иосифа, архиепископа Самобельского, и Романа, митрополита Сампавлийского и Горского. Первый из них, ехавший из Москвы в Кизляр, заболел на пути в Саратове и 1 сентября 1750 года
скончался. Последний, следуя в Москву, заболел в дороге и в городе Чёрном Яру скончался 30 января 1753 года. Похоронены они были просто, по восточному грузинскому обычаю - без гробов, только завёрнутыми в саван. Над их могилами не было никаких надписей (Грузины в Астраханской епархии и отношение к ним местных архипастырей в XVIII веке //Астраханские Епархиальные Ведомости. – 1898. - № 15. – С. 647, 648). Погребён был в Успенском соборе и митрополит Имеретинский Тимофей, бежавший
в 1762 году из Грузии, порабощённой турками. Скончался он в 1764 году, о чём сообщал в Святейший Синод Астраханский епископ Мефодий I: “Оный митрополит нами со всем священным собором 29 июля в Астраханском Успенском соборе погребён” (Грузины в Астраханской епархии и отношение к ним местных архипастырей в XVIII веке //Астраханские Епархиальные Ведомости. – 1898. - № 15. – С. 647, 648). К сожалению, впоследствии место, где был погребён в соборе этот митрополит, было утеряно. СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ СОБОРА После революционных событий 1917 года Успенский собор пережил скорбные времена. Уже во время январских боёв 1918 года запертые в кремле большевики успели похозяйничать в соборе. Под видом
поиска каких-то подземных ходов революционеры заставили церковных сторожей открыть нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Три дня, 18, 19 и 20 января, собор подвергался неофициально обыску: солдаты вынули три половицы и, не найдя никаких тайных ходов, вынесли из храма железную шкатулку с церковными документами и процентными бумагами на сумму до 100 тыс. рублей и наличными деньгами, предназначавшимися для расчёта с рабочими за ремонт собора, до 6 тыс. рублей.
Также из стенного шкафа было взято до 15 фунтов серебряных денег, 300 рублей кредитными билетами, золотой наперсный крест и из свечного ящика около 200 рублей. Потянулись революционеры и к соборной ризнице, находившейся в верхнем храме, желая и там “поискать” тайные ходы. Но ключей от соборной ризницы в кремле не оказалось, так как они находились у соборного ключаря о. Василия Карасёва, покинувшего крепость. Тогда стали ломать бронированную дверь. Работали два дня - 23 и 24 января, разбивали ломами и топорами основание двери. Узнав об этом, единственный оставшийся в кремле из соборных священнослужителей кафедральный протоиерей
Иоанн Саввинский обратился к руководителю Военно-Революционного комитета М.Л. Аристову с письмом, в котором он умолял не допустить поругания святынь храма. Видимо боясь большой огласки, Аристов пригласил о. Иоанна Саввинского на осмотр соборной ризницы. В его присутствии революционеры пересмотрели все древние и драгоценные вещи, но по настоянию кафедрального протоиерея всё положили на свои места. 25 января, ночью Аристов с солдатами, не приглашая отца
Иоанна, тайно проник в соборную ризницу. Аристов самолично сложил в железную коробку из-под архиерейской митры драгоценные кресты, панагии и намеревался унести их к себе. Но, по милости Божией, что-то остановило Аристова, и он передумал, сказав: “Здесь целей, пожалуй, будет” (В Кафедральном соборе /Живая мысль. - 1918. - 23 марта. - № 15). Так, в этот раз, Господь уберёг соборную ризницу от разграбления. После начала боёв между революционерами и казаками 18 января 1918 года Успенский собор был закрыт для богослужения. Но и после окончания боёв, 25 января, Военно-Революционный комитет долгое время не разрешал проводить богослужение в соборе. В середине февраля такое разрешение было дано, но с 18 февраля, видимо из-за проведения в Астрахани крестного хода, собор опять был закрыт (Из Епархиальной
хроники //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1918. - № 2 - 3. - С. 74). Нормализовалось положение ближе к Пасхе, и богослужения Страстной седмицы в храме уже совершались. Осенью 1918 года, в связи с размещением в кремле Реввоенсовета Каспийско-Кавказского фронта и штабных организаций 11-й Армии (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. -
СПб., 1994. - С. 387) вход верующих в крепость для посещения Успенского собора опять был затруднён. Введена была система пропусков, и каждый желающий попасть в собор должен был идти за пропуском к коменданту кремля. 23 мая 1919 года военные опять запретили проведение богослужений в Успенском соборе, что было связано с намеченными на 24 мая торжествами прославления священномученика Иосифа (ГААО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 26. - Л. 30). Военные желали сорвать прославление, но торжественное
богослужение, по благословению архиепископа Митрофана (Краснопольского), было перенесено в находившийся в близком расстоянии от кремля Знаменский храм (Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России (1917 - 1943 гг.). - М., 1994. - С. 159). Крестный ход, пытавшийся попасть в кремль к мощам священномученика Иосифа, был встречен у Пречистенской колокольни огнём из винтовок (Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона (Карпухин). С молитвой против смуты. - СПб., 2002. - С. 220).
В конце 1919 года Успенский собор опять был возвращён верующим. Но в 1922 году его постигло новое несчастье. Развёрнутая советским правительством компания по изъятию церковных ценностей докатилась и до Астрахани. Верующие и сами готовы были жертвовать в пользу голодающих ценности, не представляющие богослужебного значения, но властям этого было мало. Особенно привлекала внимание
местных властей соборная ризница, таившая в себе, как им казалось, неисчислимые богатства. На защиту соборной ризницы встал соборный ключарь о. Дмитрий Стефановский, соборный причт, а также профессор Астраханского госуниверситета Алексей Афанасьевич Дмитриевский, доказывавший прежде всего духовную и историческую ценность священных предметов соборной ризницы, желая спасти их от переплавки. В связи с сопротивлением изъятию церковных ценностей в Астрахани было организовано
целое громкое судебное дело, к которому были привлечены: управляющий Астраханской епархией епископ Енотаевский Анатолий (Соколов), соборный ключарь о. Дмитрий Стефановский, профессор А.А. Дмитриевский, а также восемь членов церковного совета Успенского собора. 27 ноября 1922 года особая сессия Губернского Революционного Трибунала вынесла всем участникам процесса приговор - один год условного заключения (Коммунист. -1922. - 29 октября. - № 245). Изъятие церковных ценностей стало для Успенского собора своего рода первой духовной катастрофой - были изъяты и отправлены на переплавку все замечательные церковные реликвии, составлявшие некогда его духовное и историческое достояние. Фактически уничтожена была вся соборная ризница (От ризницы сохранилась одна только плащаница 1466 года, хранящаяся сейчас в фондах Астраханского краеведческого музея). В 1923 году Успенский собор ожидало новое несчастье. Появившийся ещё в 1922 году обновленческий раскол через год, во всей своей мощи, захлестнул и Астраханскую епархию. Управлявший Астраханской епархией епископ Енотаевский Анатолий (Соколов) не устоял в православии и поддался на уговоры раскольников. Благодаря этой измене архиерея, обновленцам удалось захватить большую часть городских
храмов, в том числе и Успенский собор (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. - СПб., 1994. - С. 285). С этого времени собор запустел. Православная паства не посещала осквернённый раскольниками храм, а обновленческая соборная община составляла всего несколько десятков человек. В 1928 году местные власти подняли вопрос об отобрании Успенского собора у обновленческой общины.
Для этого выдвигалось несколько причин. Первая - невозможность обновленцам содержать храм в нормальном состоянии. “Кафедральный собор, - говорилось в докладе о состоянии церквей и культимущества г. Астрахани от 12.06.28 года, - представляет из себя громадную музейную ценность, но от времени постепенно изнашивается, даёт трещины и нуждается в тщательном поддержании, что община верующих, в пользовании коей он находится, сделать за отсутствием средств не может” (ГААО. - Ф. 6. - Оп
. 1. - Д. 185. - Т. 1. - Л. 12). Вторая причина была высказана на заседании Астраханского горсовета от 22 июня 1928 года: “Признать ненормальным дальнейшее функционирование Кафедрального собора при военном городке” (ГААО. - Ф. 6. - Оп. 1. - Д. 22. - Л. 106). Высказывалось предложение о передаче Успенского собора в ведение РККА (Российская Краснознамённая Красная Армия. " ГААО. -Ф. 2053. -Оп. 1.
-Д. 42.-Л. 118), окружной исполнительный комитет (ГААО. - Ф. 2053. - Оп. 4. - Д. 43. - Л. 6) для использования под клуб и музей. В октябре 1928 года Успенский собор был закрыт (ГААО. - Ф. 2053. - Оп. 4. - Д. 43. - Л. 25 (об.). 11 ГААО. -Ф. 2053- -Оп. 1. -Д. 442. -Л. 302). Первоначально даже стоял вопрос об уничтожении Успенского собора согласно постановлению окрисполкома: “На основании полученного отношения №8/11/с от 25/П 1929 года ОИК сообщает, что вопрос о ликвидации церковных зданий б/Кафедрального и Троицкого соборов, а также ряда часовен
является окончательно решённым”. Но, по милости Божией, это решение было пересмотрено, и 15 апреля 1929 года Народный Комиссар по просвещению сообщал в Астраханский окрисполком: “В отношении соборов, согласно постановления ВЦИК, просьба представить проекты переустройств”. Нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери был предоставлен под хранилище Губархиву. Верхний храм
первоначально предполагалось отдать местному отделению “Союза воинствующих безбожников” под антирелигиозный музей. Но это кощунственное предложение не сумело воплотиться в жизнь, и местные безбожники отказались от организации музея, ссылаясь на отсутствие средств. Впоследствии верхний храм передали в военное ведомство, которое использовало его как спортзал. В 1930 году был поднят вопрос о разборке иконостаса верхнего храма. 20 июня этого года заведующий
Астраханским окружным музеем Новиков писал в Нижне-Волжский Краевой музей, располагавшийся в г. Саратове, прося указаний: “Следует ли вышеназванный иконостас сохранить?”. Нижне-Волжский Краевой музей на этот запрос ответил таким образом: “Если речь идет об иконостасе верхней церкви бывш. Успенского собора в Астраханском кремле, то Краевой музей не может согласиться на снятие его с учёта Главнауки и на его разрушение, что необходимо для смывки позолоты. Бывш. Успенский собор в г.
Астрахани не только лучший памятник стиля московского барокко в Нижне-Волжском крае, но это вообще один из лучших памятников этого стиля всего СССР; иконостас его верхней церкви, без сомнения, лучший барочный иконостас в крае. Уничтожение такой исключительной художественно-исторической ценности ради того очень небольшого количества золота, которое получается при смывке, Краевой музей считает не
рациональным”. Несмотря на это весомое суждение, в 1931 году была создана особая комиссия, которая и вынесла постановление о разборке иконостаса верхнего храма (Астрахань и Астраханская область: Материалы к Своду памятников истории и культуры. - М., 1990. - С. 27). Иконостас был разобран активистами местного отделения “Союза воинствующих безбожников” в результате организованного ими субботника (В фондах Астраханского краеведческого музея (АГОИАМЗ) хранится фото, запечатлевшее
этот субботник. На фотографии указана дата 10/Х1929 год. Скорее всего, сюда вкралась ошибка, так как ещё в июле 1930 года шли разговоры о готовящейся разборке иконостаса). Иконостас верхнего храма был сломан, сожжён, а по рассказам старожилов, красноармейцы из местного гарнизона долго тренировались на меткость стрельбы, расстреливая иконостасные иконы Успенского собора.
Видимо, одновременно с иконостасом верхнего храма решилась судьба и его замечательных серебряных царских врат, отправленных на переплавку. В нижнем храме иконостас также был сломан и сожжён. Роспись в верхнем храме была закрашена, что довершило собой варварское переоборудование Успенского собора. Во время второй мировой войны нижний храм был также передан военным - в нём разместили склад для боеприпасов. После окончания войны здесь были устроены казармы для военнослужащих. Вплоть до 1958 года Успенский собор пребывал в полном распоряжении военного ведомства. Накануне 400-летия со дня основания города Астрахани, которое отмечалось в 1958 году, часть зданий, находящихся на территории
астраханского кремля, была изъята из военного ведомства и передана в ведение Управления культуры облисполкома. В число этих зданий вошёл и Успенский собор. В1969 году была создана Астраханская специальная научно-реставрационная мастерская объединения “Реставрация”, главным архитектором которой был назначен А.В. Воробьёв. Под его руководством началось восстановление астраханского кремля, в том числе была произведена реставрация и внешнего облика Успенского собора (Астрахань и
Астраханская область: Материалы к Своду памятников истории и культуры. - М., 1990. - С. 5). В 1973 году по решению Астраханского облисполкома от 14 февраля в нижнем храме Успенского собора были проведены вскрытия находящихся здесь захоронений грузинских царей Вахтанга VI и Теймураза II
и всех погребённых здесь астраханских и грузинских архиереев. Вскрытие производилось ленинградскими археологами, во главе с Е.А. Толмачёвым, при участии грузинских и астраханских археологов. Все найденные в погребениях предметы были переданы в фонды Астраханского краеведческого музея, а останки архиереев переложены в фанерные ящики и положены в один из сохранившихся склепов. Грузинские цари по настоянию грузинских представителей были оставлены в прежних дубовых гробах и
поставлены в склеп, где ранее находилась гробница священномученика Иосифа. После окончания раскопок большая часть склепов была разобрана, а на их месте была сооружена крипта-подвал, отделённая от нижнего храма бетонным перекрытием. 14 ноября 1974 года по решению Астраханского облисполкома и Управления культуры часть памятников
астраханского кремля была передана Астраханскому краеведческому музею “в целях использования комплекса историко-архитектурных памятников... для массовой пропагандистской работы по краеведению”. Так Успенский собор оказался в ведении музея. Краеведческий музей со временем развернул ряд своих выставок как в нижнем, так и в верхнем храмах собора. Крипта собора также использовалась как одна из экспозиций, где экскурсантам показывали места погребения астраханских архиереев. Верующие
же астраханцы притекали сюда с тайной надеждой поклониться месту, где покоились мощи священномученика Иосифа, помолиться и попросить его о помощи в своих скорбях и болезнях. Теперь переходим к светлой странице в жизни Успенского собора. 7 января 1992 года, в день празднования Рождества Христова, в нижнем храме в честь Владимирской иконы Божией Матери прошло первое
богослужение после долгого 64-летнего перерыва. В верхнем храме первое богослужение прошло 24 мая того же года, в день памяти священномученика Иосифа, митрополита Астраханского. К великой радости всех верующих астраханцев в этот день состоялось и торжество обретения мощей этого великого угодника Божия, которые и были поставлены в храме для всеобщего поклонения. После возвращения собора постепенно благоукрашается его внешний и внутренний облик. Внешний -
благодаря планомерному проведению реставрационных работ, а внутренний - благодаря старанию епархиальных властей и верующих астраханцев. В верхнем храме сейчас вместо прежнего восьмиярусного установлен небольшой четырёхъярусный иконостас, бывший прежде в храме села Солёное Займище, а после закрытия его перевезённый в Астрахань и хранившийся здесь в запасниках краеведческого музея. Иконостас хоть и невелик, но искусной старой работы с иконами хорошего
академического письма благополучно вписывается в пространство светлого и воздушного верхнего храма. В нижнем храме также установлен новый иконостас, изготовленный в 1995 году мастерами Свято-Троице-Сергиевой Лавры, с иконами, написанными в строгом каноническом древнерусском стиле. Оба храма - и
верхний и нижний - также украшены многочисленными иконами, радующими глаз верующих астраханцев и гостей города. СВЯТЫНИ, НЫНЕ ХРАНЯЩИЕСЯ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ Если говорить о святынях, ныне хранящихся в Успенском соборе, то в первую очередь нужно сказать о
мощах священномученика Иосифа, митрополита Астраханского. После их обретения в мае 1992 года они были положены в особо приготовленную гробницу - раку и поставлены в нижнем храме у переднего правого столпа. В 1998 году для мощей святого угодника Божия была изготовлена новая деревянная резная рака и деревянная резная сень над нею, очень искусной работы. Над ракой, на столпе, была сделана роспись с сюжетом из жития священномученика Иосифа: угодник
Божий изображён в кругу разбойников, изобличающий их в измене. Второй великой святыней, хранящейся в Успенском соборе, являются мощи святителя Феодосия - первого архиерея Астраханского. 30 марта 2002 года в Успенском соборе состоялось прославление этого угодника Божия в лике месточтимых святых. Ещё со времени своей кончины, произошедшей 31 декабря (по новому
стилю) 1607 года, святитель Феодосии почитался астраханцами (известно было несколько случаев исцелений по его молитвам), и его имя вносилось в рукописные святцы того времени (Известно было житие этого святого угодника под названием “Житие и подвизп и о преставлении иже во святых отца нашего Феодосия, архиепископа Астраханского и Терского”, ходившее по Руси во множестве списков). Но со временем его имя по нерадению людскому исчезло из святцев, и только в 2002 году, по
благословению Святейшего Патриарха Московского Алексия II, почитание святителя Феодосия было восстановлено. Мощи святого угодника были подняты из крипты-подвала, где они долгое время хранились, и поставлены в нижнем храме у левого переднего столпа. Для них была устроена деревянная резная рака, а также деревянная резная сень (рака и сень сделаны по точному подобию раки и сени для мощей свяшенномученика Иосифа). Над ракой с мощами святителя Феодосия, на столпе, была сделана
роспись из его жития, где изображён угодник Божий изобличающим Лжедмитрия. В крипте Успенского собора покоятся мощи ещё одного угодника Божия - епископа Астраханского и Енотаевского Герасима (Добросердова, 1877 - 1880 гг.), в 1984 году прославленного в лике собора Сибирских Святых (Жития Сибирских святых. - Новосибирск, 1999. - С. 273). Прославление святителя
Герасима в лике святых астраханских угодников состоялось____________, для чего мощи его будут подняты и поставлены в храме для всеобщего поклонения верующих. Также в крипте Успенского собора покоятся останки астраханских архиереев, многие из которых почитаются как подвижники благочестия за свою праведную жизнь. Это и митрополиты Савватий и Самп
-сон, епископы Мефодий и Никодим (Боков), архиепископ Тихон (Малинин). Останки этих святителей, а также других астраханских и грузинских архиереев в мае 1992 года были положены в новые гробы, а в ноябре 2001 года архиерейским служением Преосвященнейшего епископа Ионы (Карпухина), в сослуже-нии астраханского духовенства, преданы погребению и поставлены в крипте в новосооружённые для них склепы. Из других святынь, хранящихся сейчас в нижнем храме Успенского собора, можно назвать следующие: 1) образ Преподобных Оптинских Старцев с частицами мощей каждого из них, вставленных рядом с иконописными их изображениями. Находится на переднем правом столпе с южной стороны; 2) образ Божией Матери “Скоропослушницы”, написанный на Святой Горе Афон в монастыре Святителя Иоанна Златоуста в 1912 году. Хранится в алтаре; 3) образ Владимирской иконы Божией Матери, написанный в 1999 году в память о древнем чтимом образе, хранившемся в соборе до 1928 года; 4) икона “Собор Святых, в Астраханской земле просиявших”, - первый подобный образ, собравший воедино всех канонизированных и месточтимых астраханских святых: священномученика Иосифа; святителя Феодосия; преподобного Кирилла-игумена, строителя астраханского; преподобного отрока схимонаха Боголепа Черноярского (Преподобный отрок схимонах Боголеп, сын Черноярского воеводы Якова Ушакова
. Скончался 10 августа 1654 года, в 7-летнем возрасте, приняв перед смертью великую схиму. Со дня своей кончины почитается в городе Чёрном Яру как месточтимый святой); святителя Герасима (Добросердова) и священномученика Фаддея (Успенского) (Свяшенномученик Фаддей (Успенский) в 1923 - 1926 году был на Астраханской кафедре. Принял мученическую смерть в 1937 году в городе Калинине (Тверь). На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 1997 году причислен к лику святых). Эта
икона была написана в 1999 году в иконописных мастерских Свято-Введенской Оптиной пустыни. В соборе по обеим сторонам иконостаса находятся также изображения каждого из астраханских святых угодников в отдельности в полный рост. (Материалы взяты из книги
“Астрахань. Храмы и монастыри”. Астрахань. 2002. Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епахия, Администрация г. Астрахани, Изд. “Новая линия” - по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского).
| |