|
На Пасху глубоко верующие люди стремятся совершить паломничество к какой-нибудь из выдающихся святынь. Для христианина это самый доступный способ прикоснуться к чуду.
Уже в самом слове «паломник» налицо прямая связь с событиями, предшествующими Пасхе. Оно означает «носитель пальмы» - путешественник в Иерусалим, к Гробу Господню, который возвращается из своего странствия с пальмовой ветвью. Такая ветвь - знак памяти о тех пальмовых ветвях, которыми народ приветствовал въезжающего в Иерусалим на молодом осле Спасителя. Люди постилали их под ноги ослу и пели: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне!»
В России пальмовая ветвь, как известно, превратилась в пушистую веточку вербы - первый вестник весны. С праздника Вербного воскресенья (по церковному - Входа Господня в Иерусалим) начинается последняя неделя перед Пасхой — Страстная. В исключительные по своей благодати пасхальные дни верующие, как и многие века назад, устремляются в паломничество к святым местам. В это время в четыре-пять раз увеличивается число посетителей таких православных святынь,
как Троице - Сергиева и Киевско-Печерская лавра, Саровская и Оптина пустынь, Валаам, Афон и Иерусалим. Для специализирующихся на паломнических турах агентствах Пасха - самая горячая пора. Почти в любом православном храме можно увидеть объявления об организуемой в пасхальные дни поездке к святым местам. Восхождение к небесам Однако будет неправильно думать, что непременной характеристикой паломничества, а в просторечии - богомолья является
длительность совершаемого путешествия. Паломничество вполне может быть и однодневным - к расположенному неподалеку монастырю или храму. Главное в паломничестве - специально предпринятая и приуроченная к особым дням церковного календаря дорога к некой святыне, встреча с которой позволит глубже и полнее, чем в повседневной жизни, ощутить божественную благодать. Дорога эта одновременно и материальная - по долам и весям, и духовная - испытание ради мистического опыта. В
истинном паломничестве религиозная экстраординарность места соединяется с кульминационными моментами религиозного времени, главным из которых, разумеется, является Воскресенье Христово. «3a глубокой молитвой русский человек традиционно ехал в монастырь. Там в глубоком молитвенном покое, среди монастырской братии, перед мощами великих русских святых и в великие дни особенно ясно высвечивался подлинный
смысл жизни православного христианина - «стяжание Духа Святаго», по слову преподобного Серафима Саровского», - пишет специалист но русскому паломничеству кандидат исторических наук Х.В. Поплавская. Пусть дорога к святыне длится всего несколько часов, она, тем не менее, становится странствием киской высокой цели. Христианские вероучителя уподобляют паломничество восхождению к небесам, которое принуждает богомольца оставлять
бытовые заботы и житейские искушения далеко внизу. На некоторое время он. как бы приближается к чуждым мирским заботам инокам. Таким образом, для подмосковного жителя поездка в столичный храм Христа Спасителя вполне может рассматриваться как самое настоящее паломничество. Главное - духовно подготовиться, тщательно попостившись несколько дней и исповедовавшись перед тем, как отправляться в путь. А будучи в пути - отводить глаза от соблазнительных рекламных щитов
и красивых девушек, отгонять мысли о насущных проблемах вроде отсутствия денег и вредного начальства, читая вместо этого молитвы или книги духовного содержания. Вместе с тем по православной традиции, чем больше трудностей удалось преодолеть в дороге, чем больше стойкости перед лицом всяческих неудобств проявил богомолец, тем ценнее паломничество. Ведь оно - своего рода инициация, испытание
перед встречей со святыней. Даже русские императрицы, в частности, Анна Иоаннов- на и Елизавета Петровна, отправлялись в лавру поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского из Москвы на своих двоих., Поэтому многие православные наставники считают, что длящееся несколько часов пешее хождение к святыне местного значения в духовном плане намного ценнее, чем комфортабельное авиапутешествие в Иерусалим с проживанием там в удобном отеле, которое
подозрительно напоминает увеселительную экскурсию. Интересно, что в духовной практике русского монашества допускается и чисто мысленное паломничества: Например, житие преподобного Авраамия Смоленского повествует о том, как на Страстной неделе этот инок удалялся в уединенное место (пустынь), где, подвергая себя суровому посту, «представлял святой город Иерусалим и Гроб Господень, и все священные места, в которых Господь Иисус Христос претерпел мучения ради нашего спасения».
Однако мирянам, даже немощным и престарелым, подобные воображаемые паломничества категорически не рекомендуются - недисциплинированному уму слишком легко впасть в грех праздной мечтательности. И уж, конечно, ничего общего с паломничеством не имеет просмотр телепрограмм, посвященных празднованию Пасхи в Иерусалиме или кафедральном столичном соборе. За ответом и по обету. Паломничества могут различаться не только расстоянием, но и целью. Об одной из них, духовно
-мистической, мы уже сказали. Но очень часто причиной, побуждающей людей отправиться в путь к святыне, является желание вымолить исцеление для себя или для кого-то из близких - и православная церковь считает, что это абсолютно достойное побуждение, нередко находящее в Небесах отклик. На Руси издревле было принято совершать так называемые обетные богомолья, когда человек, находящйся в смертельной
опасности, например на войне, давал Господу обещание, в случае, если ему будет суждено остаться в живых, совершить дальнее паломническое странствие. Как рассказал священник подмосковного храма Рождества Христова отец Николай, се-годня люди нередко пускаются в путь для того, чтобы обрести глубокую веру или укрепиться в ней. Холодность и нечувствительность сердца у многих чудесным
образом исчезают, когда они приезжают на Пасху в Троице-Сергиеву лавру или в иное намоленное, пропитанное духовными вибрациями место. «В Воскресение Христово происходит и воскресение заблудшей, оцепеневшей души», - сказал отец Николай. Предпринимают паломничества также для того, чтобы найти ответ на какой-нибудь вопрос, касающийся выбора дальнейшей жизни. Судя по многочисленным запискам паломников, правильный выбор как бы сам собой возникает в сознании - обычно
после причастия в Страстной четверг или утром в Светлое воскресенье.
Русские в Иерусалиме Хотя местом паломничества может быть, как мы уже сказали, любой храм или могила святого, наиболее притягательной силой для православного христианина в этом плане, конечно, обладает Святая иерусалимская земля. Еще в 1849 году Россия учредила там Русскую . духовную миссию для помощи русским паломникам. В 1871 году миссия купила одну из святынь
Палестины - Мамврийский дуб, потомок того дуба, под которым праведный Авраам принимал в образе трех ангелов Святую Троицу. Дерево было очень красиво: его ствол разделался натрое, стояло оно среди виноградников, возле источника. Таким образом, у православных появилось собственное святилище «Мамврийского дуба»: В 1882 году в России было создано Императорское православное палестинское общество для облегчения паломничества.
Общество входило в соглашение с железными дорогами и пароходными компаниями, которые значительно понижали плату за проезд малоимущим странникам. В журнале «Русский паломник» за 1903 год описываются следующие подробности паломнической жизни: «Организуя поездки паломников на священную реку Иордан под прикрытием вооруженного конвоя, русское консульство запрещает во избежание несчастных случаев ходить туда пешком, небольшими группами; это вполне основательное запрещение иногда
нарушается богомольцами, не имеющими средств нести расходы» Далее повествуется о некоей слепой Агафье, жившей в приюте Палестинского общества, которая потеряла зрение после того, как ее, отставшую от группы богомольцев, изувечили кочевники-бедуины. Среди паломников она пользовалась репутацией мученицы, что вызывало у иерусалимских недовольство. Что ж, позиция логичная - нелепо считать человека праведником
лишь потому, что он по дороге к святыне пренебрег правилами безопасности. Скажем, услышав звон колоколов, побежал к храму через дорогу на красный свет. К 1914 году русские подворья в Иерусалиме служили приютом для 10-15 тысяч паломников. Первая мировая война и последовавшая затем революция надолго прервали народную традицию поклонения Гробу Господню и другим палестинским святыням. Сейчас Палестинское общество воссоздано, активно возрождается и организованное
паломничество русских верующих в Иерусалим. Правда, до скидок паломникам со стороны «Аэрофлота» и других транспортных компаний дело пока не дошло. Расцветший сувенир «Святости», или паломнические святыни, приносимые богомольцами из мест их странствий, известны с самой ранней христианской древности. К Х1Х веку индустрия духовных сувениров, памятных знаков посещения святого места; насчитывала многие десятки наименований. В наше время во многих монастырях, у почитаемых святынь, в центрах
народного паломничества вновь налажено производство разнообразной сувенирной продукции духовного содержания. Крестики, образки, ладанки, керамические изображения святых мест, склянки с маслом и водой из святых источников - все это по праву составляет домашние реликвии многих современных жилищ. Особенно трепетное отношение у верующих к предметам из Святой земли - иорданской воде, частицам дуба из Мамврийской рощи и т.д.
Существует много свидетельств того, как они спасали своим владельцам жизнь или зримо являли какие-то необыкновенные свойства. Например, в жизнеописании современного старца-мирянина Федора Соколова, у которого многие наши соотечественники в советские годы тайно искали духовного руководства, приводится чудо с одной из таких паломнических святынь. - крестом из Иерусалима. Этот крест подарил ему один богомолец, который пешком ходил в Иерусалим.
Очевидец описывает: «На крестике выросли маленькие цветы, он был весь в них. По-том старец Федор Степанович небрежно относился к крестику, и у него отломилась одна пе-рекладинка, внизу повредилась слюда, и цветы исчезли все. Много лет спустя Федор Степанович осознал этот грех, стал у Господа просить прощения и чтобы Господь опять вырастил цветы. И вот в один год - от 1961 до 1963 я приезжал к нему четыре раза, примерно через ка-ждые три месяца - я приехал к
нему на Пасху, и он показывает мне этот крестик, очень довольный и радостный от того, что Господь его услышал: на перекладине крестика выросла, как осочинка, травинка. Через три месяца приезжаю, выросла такая травинка и на скрижалях. Еще приезжаю - на перекладине креста выросла вторая травинка, а потом и еще одна на скрижалях. И все в крошечных цветиках, каких и не знаю. Когда прошло много лет и старец умер, мне пришлось опять увидеть этот крестик: он пустил
много веточек, они все стали большими и расцвели».
На вопрос о тем, как лучше всего проводить отпуск, православие (как, впрочем, и любая другая религия) отвечает однозначно: отправляйтесь в паломничество - к той святыне, путешествие к которой вам по средствам и возможностям. Человек, если он считает себя истинно верующим, должен хотя бы раз в жизни, хотя бы на не- сколько дней отринуть погоню за земными
радостями и помыслы об экономии, подняв себя на путь к духовной реликвии. И лучшее время для этого - две недели, окольцовывающие Пасху: Страстная и Светлая седмицы.
Анатолий БОГОЯВЛЕНСКИЙ Тайная власть №7, 2006 г. При кафедральном Успенском соборе работает «” “ЦЕНТР ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОСТИ “
ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ”” (44-34-57), занимающийся организацией паломничества по Святым Местам, - в том числе и в Дивеево, Троице-Сергиевскую Лавру, Ташлу. Все справки можно получить по телефонам.
|