Астрахань ПРАВОСЛАВНАЯ. Храмы. Монастыри.

Сайт Успенского Кафедрального собора находится по адресу:

http://astrsobor.ru/

prichoganam
centr14
Спаситель и Богородицаsvyatie
ГлавнаяХРАМЫ КалендарьПерсоналии Святые местаПраздники СобытияСтатьи
1_68_4

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.Село Никольское Енотаевского района Астраханской области, основанное в 1760 году, расположено почти в 250 километрах от Астрахани. Промышленности в селе нет, население - примерно шесть - семь тысяч человек, - состоит из людей многих национальностей (по слухам, село даже названо было по имени первого крещеного калмыка Николая - местного жителя), треть сегодняшних жителей села - выходцы с Кавказа. По поводу названия, конечно, можно поспорить, учитывая отношение царской власти к инородцам.

Вторая версия происхождения названия села приведена ниже со слов настоятеля храма.

Основное занятие сельчан - рыбный лов, выращивание овощных и бахчевых культур, продажа их в Астрахань и туристам с проезжающих теплоходов. Подработком может считаться сезонная работа на участках, арендуемых гражданами Кореи, на которых выращивают лук, болгарский перец, картофель.

 

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.

 

В селе расположен самый большой в Поволжье - храм Рождества Пресвятой Богородицы, действительно, - Жемчужина старинного зодчества. Этот красивейший трехпрестольный каменный храм постройки конца девятнадцатого - начала двадцатого века, освящен был в 1899 году. Архитектором храма был Сергей Карягин, строивший храмы и в Москве и в Петербурге…

Настоятель - отец Александр (Максимов), - рассказывает, что нынешний храм - третий по счету в селе. До него было еще два. Самый первый, деревянный, был освящен в честь Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. С его иконой обошли и село, освятив его в честь Николая Чудотворца, отсюда и название села - Никольское. В связи с изменением русла реки Волги, земля под храмом, построенным на берегу, обвалилась, и он ушел в реку.

Второй храм был изначально заложен как двухпрестольный - в честь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, однако и его взяла река. Именно поэтому третий храм в селе было решено строить далеко от берега, чему он и обязан своим теперешним местоположением.Храм на сельском сходе было решено строить вновь двухпрестольным - во имя Рождества Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Однако на сходе рыбаки рыболовецкой артели просили сделать храм трехпрестольным и освятить придел в честь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые и сами были рыбаками, согласно евангельского предания, и считались покровителями рыбаков.

Как и многие православные храмы, он в годы гонений на церковь неоднократно подвергался опасности. Так, во время войны храм закрыли, разрешив отправление богослужений в подвалах. Там же сельчане прятались во время налетов фашистской авиации. От тех времен остались и памятные «шрамы» - во время бомбежек от разрывов бомб появилась трещина на колокольне, которая, к счастью, не увеличивается.

Местная советская власть по совету богоборцев решила взорвать храм, однако тогдашний председатель сельсовета Павел Иосифович Кидебу, человек верующий, пошел на хитрость - предложил использовать помещения пустующей церкви под склады пшеницы. Будучи человеком умным, он понимал, что ему грозит, - ведь в те времена совсем не безопасно было радеть о сохранении церквей, но храм он отстоял, - и колокола сбросить, как не настаивали, не позволил. Однако вскоре он был расстрелян - как многие в те страшные годы - по нелепому обвинению в контрреволюционной деятельности, а колокола после его смерти все же сбросили с колокольни.

Действительно, церковь сохранилась лишь чудом.

После войны службы разрешили уже в помещении храма - не последнюю роль в этом сыграло знаменитое письмо И. Сталина, в котором он немного ослабил давление на церковь, признав право верующих на свободу вероисповедания.

Восстановление храма в селе Никольское после войны связано с именем протоиерея Николая Ситкина, который отправлял службы в подвале храма и во время войны.

могила протоиерея Николая Ситкина

 

(О протоиерее Николае (Ситкине) рассказано на нашем сайте в разделе «Подвижники благочестия»).

 

Николай Павлович Ситкин родился в 1866 году в семье чиновника Саратовской губернии, и в 17 лет поступил в Астраханскую духовную семинарию, а в 1889 году он ее успешно окончил. Выпускников обещали рукоположить в сан после заключения брака, однако, для застенчивого выпускника семинарии это было делом нелегким. Молодой Николай Ситкин приглядел себе невесту, хотя отец ее пытался отговорить его от брака, говоря, что дочь его не приучена ни к какой домашней работе. Все же настойчивый жених через некоторое время добился своего, - правда, ему пришлось поклясться на Библии, что он не будет принуждать супругу к работе. Так они и прожили жизнь , - всю работу по дому делал отец Николай сам, оберегая супругу ото всех забот. Молодые взяли обет девства и прожили всю жизнь как брат с сестрой. Жили очень скромно, в доме было только самое необходимое, а еще книги и матушкино пианино.

15 августа 1892 года отец Николай Ситкин был рукоположен в священники и направлен в село Цветное Астраханской области, где он выступил настоящим миротворцем, примирившим враждующие стороны и добившимся принятия строительства нового храма в селе во имя святых апостолов Петра и Павла. Много потрудился отец Николай и по искоренению порока пьянства среди своих прихожан своей проповедью и устройством в Цветном и в селе Зеленгинском, куда он был переведен в 1915 году после Цветного, обществ любителей трезвости. Также им в Зеленгинском селении в 1916 году был выстроен новый деревянный храм в честь Архистратига Божия Михаила. После трагических событий 1917 года, отец Николай пережил немало скорбей и испытаний. Так, в декабре 1918 года он был арестован по ложному доносу некоего Еронина, однако 18 декабря 1918 года Ревтрибунал священника из-под стражи приказал выпустить, а дело прекратить. Во времена церковной смуты, отец Николай, - человек по природе мягкий и застенчивый, -  был одним из наиболее активных борцов против церковного раскола и обновленчества , став надежным помощником в этом вновь назначенного на астраханскую кафедру архиепископа Фаддея (Успенского).

(18-22 февраля 1997 года освящённый Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил Архиепископа Фаддея к лику святых для общецерковного почитания. Статья о священномученике Фаддее на сайте расположена в разделе «Святые земли Астраханской»).

В Зеленге о. Николай пробыл до 1930 года, когда местный храм был закрыт. Тогда-то он, по благословению епископа Андрея (Комарова), и был переведен в приход села Никольское, где ему суждено было прослужить все оставшиеся годы своей жизни.

В то время храм Рождества Пресвятой Богородицы был захвачен обновленцами, и православным удавалось производить богослужения только в часовне, где был пристроен алтарь, и она была превращена в церковь. Рождество-Богородицкий храм удалось отстоять, отнять от обновленцев, но тогда власти вообще его закрыли, - в самом начале войны, в 1941 году.

Вот в этой часовне и началась деятельность отца Николая в селе Никольском, однако, длилось это сравнительно недолго - уже в 1943 году, как сказано выше, разрешили службы в подвале храма, а через несколько лет после окончании войны, в 1948 году, - и в самом храме, из которого убрали складированные там товары. Кстати, уже по приезде на новое место службы, отец Николай вновь был подвергнут репрессиям, вновь арестован, однако выпущен хлопотами церковного старосты.

Трудами о. Николая был установлен центральный иконостас, который приезжал освящать в село сам архиепископ Филипп (Ставицкий). Также в Никольском отец Николай построил два корпуса воскресной школы, а, кроме того, - обеспечивал бесплатные обеды для приезжих и для нуждающихся. Только после его кончины, открылось и то, что он много тайно раздавал милостыню.

За целомудрие Господь наградил отца Николая даром прозорливости, о чем до сих пор рассказывают в селе. Так, говорят, что еще в 1943 году он предсказал год окончания войны, - сказав, что еще два года будет длиться кровопролитная война как наказание России за цареубийство, революционную смуту, безбожие. Также рассказывают, что он отказался отпевать мужа одной из жительниц села, которая получила на него «похоронку», - и действительно, через некоторое время этот человек живым вернулся в село.

Прожив долгую жизнь, отец Николай Ситкин скончался на 86 году жизни в 1952 году. К Богу он отошел в день святых апостолов Петра и Павла, которых очень почитал со времени своего служения в селе Цветном.

Могила этого христианского подвижника находится во дворе храма.

Отец Александр готовил материалы к канонизации Николая Ситкина, однако во сне ему явился сам отец Николай, попросивший не делать этого… Кстати, отец Николай очень не любил фотографироваться, поэтому его прижизненных фотографий практически нет…

Вторым известным пастырем храма в селе Никольское был митрофорный протоиерей Павел Рябых (постриженный незадолго до смерти в схиму с именем Паисий), старейший клирик Астраханской епархии.

Схииеромонах Паисий.хииеромонах Паисий.

Во время Великой отечественной войны отец Павел был тяжело ранен, попал в окружение. Спаслись они чудом, и отец Павел дал обет, - если они спасутся, он посвятит свою жизнь Богу. Однако, он не скоро смог исполнить данный им обет. После войны он долгое время работал на разных должностях, и только в 1968 году отец Павел стал дьяконом, а уже в 1970 году его рукоположили в иереи и направили в Рождества-Богородицкую церковь села Никольского. Приехав в Никольское, отец Павел также положил немало трудов на восстановление храма. В Никольском отец Павел прослужил, ни разу не уходя в отпуск, до 1998 года, когда вышел за штат по состоянию здоровья - почти тридцать лет. И после ухода за штат батюшка часто приходил молиться в алтаре храма, помогал нынешнему настоятелю протоиерею Александру Максимову совершать проскомидию.

Отца Павла (Паисия) все его знавшие вспоминают с большой теплотой, как отзывчивого, неравнодушного к человеческой боли и бедам человека, большого молельщика, прозорливца.

31 декабря 2002 года отца Павла постригли в монашество с именем иеромонаха Симеона. Через два месяца он заболел, его положили в местную больницу. По благословению Владыки его постригли в схиму с именем Паисий в честь Паисия Галичского. Его перевезли из Никольского в больницу в Астрахань. У него был сахарный диабет, батюшка был разбит немощью.

Настоятель Рождества-Богородицкой церкви в Никольском протоиерей Александр Максимов рассказывает:

- Когда батюшка побывал в 1991-м году на Афоне у старца Паисия Святогорца, тот ему сказал: «Тебе надо монашество принять», - а он тогда сказал, что еще не готов. Принял он монашество через десять лет. Вот удивительно: отец Павел имя Паисия носил в схиме, а старец Паисий Афонский наставил его на путь монашества.

25 мая 2003 года схииеромонах Паисий скончался в больнице в городе Астрахани. Похоронен во дворе храма в селе Никольское, куда на могилу батюшки приезжают его духовные чада не только из Астрахани, Волгограда, Калмыкии, но даже и из Москвы. А паломнические автобусы из Астрахани, направляющиеся в Дивеево, делают теперь остановку в Никольском - люди хотят помолиться на могилке старца Паисия.

Настоятелем храма в настоящее время является протоиерей Александр (Максимов), образованный  человек и интересный собеседник, собиратель исторических сведений о крае.

 Отец Михаил Кархалев с женой и с братьями.

Его трудами собраны сведения о многих безвинно репрессированных священниках края, подготовлены документы на комиссию по их канонизации. Так, например, 8 марта 2005 года был прославлен священномученик Михаил (Кархалев), настоятель Троицкой церкви села Пришиб, а затем - храма в селе Болхуны.

В настоящее время по благословению Владыки в храме села Никольское есть икона их прославленного земляка - священномученика Михаила.

 

Отец Михаил Кархалев с женой и с братьями.

(Статья о священномученике Михаиле (Кархалеве) на сайте расположена в разделе «Святые земли Астраханской»).

 

Интересна и сама история появления его в селе Никольское… Отец Александр (Максимов) служил в кафедральном соборе в столице Эстонии Таллинне. По благословению своего духовного наставника они с матушкой приехали в Астраханскую область и направлялись к руководившему в то время астраханской кафедрой Архиепископу Астраханскому Филарету, который и должен был определить новое место служения. Владыка благословил их ехать в Енотаевку. Собравшись, они направились к новому месту службы, поспешая, поскольку в тот день праздновалось Введения во храм Пресвятой Богородицы…

Икона небесного покровителя города Астрахани Священномученика Иосифа, первого Митрополита Астраханского и Терского

Однако произошло событие, которое иначе, чем промыслом Божиим и не назовешь, - машина, в которой ехали отец Александр с женой - несколько раз перевернулась недалеко от села Никольское. После пережитого отец Александр и матушка, перепуганные, но целые и невредимые, нашли временное пристанище у настоятеля сельского храма - отца Павла, который обрадовался им как дорогим гостям, говоря, что он уже немощен, ему нужны помощники, и, видимо, сама Богородица привела их в храм.

Было это в 1991 году. Приезжие не стали искать другого места для своего служения, оставшись в Никольском. Владыка дал свое благословение, и вот уже пятнадцать лет отец Александр отправляет богослужения в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Отец Александр очень тепло отзывается о своих предшественниках, рассказывает о них как о людях высокой духовной жизни, молитвенниках. Рассказывает и о благословении, полученном от Паисия, - ладанке, в которой хранятся часть ризы с частичкой крови священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, убиенного восставшими разинцами, святые мощи которого упокоены в нижнем храме Успенского кафедрального собора г. Астрахани.

 

Икона небесного покровителя города Астрахани Священномученика Иосифа, первого Митрополита Астраханского и Терского.

ака с мощами священномученика Иосифа Астраханского в Успенском кафедральном соборе г. Астрахани.

(24/11 мая 1919 года Поместный собор Русской Православной Церкви причислил первого митрополита Астраханского и Терского Иосифа к лику святых для общецерковного почитания. Статья о священномученике Иосифе на сайте расположена в разделе «Святые земли Астраханской»).

 

Рака с мощами священномученика Иосифа Астраханского в Успенском кафедральном соборе г. Астрахани.

 

 

Отец Александр является прямым продолжателем трудов отца Николая и схииеромонаха Паисия по восстановлению храма, по претворению в жизнь их планов. Так, отец Павел в свое время сказал, что обяз P1110771ательно при храме будет женская монашеская община, - и уже многое для этого сделано и делается. Несколько воспитанниц живут при церкви, для них построен во дворе отдельный корпус. Сначала их было всего двое, но потом к порогу храма нерадивые мамаши подкинули еще десятерых детей - все девочки, которых отец Александр с матушкой окружили заботой и вниманием, воспитывают как родных детей, многие воспитанницы хотят стать монахинями.

ТакуюP1110772 женскую общину при храме хотели сделать уже давно, революция помешала. Неподалеку находился женский Воскресенско-Мироносицкий монастырь в селе Златозубовка, разоренный большевиками в годы революции. Несколько монахинь созданной отцом Александром небольшой монашеской общины похоронены во дворе храма.

P1110774

Между прочим, с Воскресенско-Мироносицким женским монастырем связана и еще одна святыня храма.

Еще в начале прошлого века - в 1906 году - в Воскресенско-Мироносицкий женский монастырь приезжал Иоанн Кронштадтский, ныне прославленный священномученик и молитвенник за русскую церковь, - еще с парохода благословивший енотаевскую землю и село Никольское.

Иоанн Кронштадтский освящал вновь созданный в монастыре церковный придел, посвященный его небесному покровителю Иоанну Рыльскому. В иконостасе нового придела и находилась икона Божией Матери «Нерушимая Стена». На обороте иконы впоследствии была обнаружена надпись, что список иконы написан именно для монастыря…

Отец Александр рассказывает, что когда на освящение придела монастыря приезжал Иоанн Кронштадский, - он долго стоял возле этой иконы - первой в ряду иконостаса, пристально вглядываясь в образ Богоматери, будто предчувствуя что-то…

После революции монастырь был закрыт, разрушен, церковная утварь и иконы - уничтожены. Икону же «Нерушимая Стена» спасла одна из прихожанок, которая через много лет и решила передать ее храму в Никольском.

Отец Александр рассказал, что храм украшен святыми иконами, многие из которых принесли прихожане и приезжающие паломники - из своих домашних иконостасов, потому Рождество-Богородицкий храм и уютен как-то по-домашнему.

Вот однажды - в далекие шестидесятые годы прошлого столетия, так же вот в храм и принесла Мария Аньшакова неприметную икону со стертой позолотой, следами вандализма, поврежденной живописью… Это и был образ Божией Матери - «Нерушимая Стена».

Это искусный список с древнего мозаичного образа XII века «Нерушимая Стена» из главного алтаря Софийского собора города Киева. В отличие от киевского образа, где Богородица изображена в полный рост, на астраханском списке с образа дано Ее поясное изображение. В нижней части иконы располагается надпись из стихиры:«Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству».

Около сорока лет образ находился в храме.

А в 2001 году девяностопятилетняя жительница села Соленое Займище Астраханской области Агриппина Яковлевна Веремеева, тяжело страдавшая болезнью глаз, увидела во сне Пресвятую Богородицу, которая повелела ей молиться Ее чудотворному образу «Нерушимая Стена», находящемуся в храме села Никольское.

Веремеева рассказала о своем сне отцу Александру, и в день отданья праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (вот уже второй раз этот православный праздник оказывается важной вехой в жизни отца Александра), - указанную Богоматерью икону отыскали в уголке храма.

Икону реставрировали, и после повторного обретения иконы, ее украсили венцом, затеплили неугасимую лампаду, елей от которой теперь раздается молящимся.

К сожалению, пока еще мало верующих знает об обретении чудотворной иконы в храме села Никольское, хотя в последнее время прославлению чудотворного образа способствуют и многочисленные паломники, как приезжающие в сам Рождество-Богородицкий храм, так и следующие в паломнические поездки в Дивеево, и останавливающиеся по пути в селе.

А святой образ - поистине чудотворный: после молебнов произошло много чудес исцеления, - в том числе - и от рака, и от камней в почках (когда страдающую мочекаменною болезнью женщину уже готовили к операции, она, бывшая в храме на молебне и крестном ходе на праздновании Недели Всех Святых, чудесным образом исцелилась). Совсем недавно - в 2006 году - в храм со слезами благодарности пришла женщина, - два года она была парализована, и чудесно исцелилась после помазания елеем от чудотворной иконы. У одной из молящихся женщин отыскался ребенок, пропавший более 10 лет назад. Помогает икона и в семейных делах, примиряя ссорящихся супругов.

Есть в храме и другой редкий образ - схимонаха-отрока Боголепа, очень почитаемого в черноярском районе Астраханской области святого. Отец Александр много рассказывает об этом местночтимом святом, небесном покровителе района, не раз защищавшем местных жителей от нападений во время войн и смут.Икона преподобного отрока схимонаха Боголепа

 

Икона преподобного отрока схимонаха Боголепа

 

(Статья о преподобном отроке схимонахе Боголепе на сайте расположена в разделе «Святые земли Астраханской»).

 

Благодарим настоятеля храма

Рождества Пресвятой Богородицы

в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области

протоиерея Александра (Максимова)

за помощь и участие в создании страницы.

 

Также использованы материалы:

 

Остановка в Никольском

Старец Паисий из Никольского

http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=36&article=6925

«Хронометр» Астрахань. Мальчик-монах.

http://www.province.ru/newspapers/gazeta/38/45(84)/450550.html

 

Астрахань.Ru / Новости Астрахани и Астраханского региона

 

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское Енотаевского района Астраханской области.

Православие.Ru 

верх
[Главная] [ДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ АСТРАХАНСКОЙ ЗЕМЛИ] [НЕДЕЙСТВУЮЩИЕ ХРАМЫ]

 

 

 

Hosted by uCoz